Прогулка выходного дня.Пензенский музей народного творчества

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 134
Зарегистрирован: 19 дек 2014, 11:01
Имя:

Прогулка выходного дня.Пензенский музей народного творчества

Сообщение tigrik70 » 10 фев 2015, 18:00

Музей народного творчества Пенза.

Изображение
Улица Тамбовская — улица в Пензе, расположенная в южной части города. Проходит от улицы Богданова до Новотамбовской. Возникла в конце XVIII века как улица, где начинался торговый тракт на город Тамбов.

Изображение
Музей народного творчества открыт ежедневно с 10.00 до 17.00.

Изображение
Музей расположен по адресу г.Пенза, ул.Куйбышева, 45.

Изображение
В Пензе у пересечения улиц Тамбовской и Куйбышева есть сквер, в котором расположен священный для жителей нашей области мемориальный комплекс. Проводы (Прощание) — памятник, работы скульптора Владимира Курдова, посвящённый участникам Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Памятник установлен на месте, где в годы Великой Отечественной войны располагался призывной пункт, с которого были призваны на фронт свыше шести тысяч солдат из Пензенской области.

Изображение
У подножия памятника расположен прямоугольный постамент, в который вмонтировано несколько металлических капсул с землёй, привезенной из стран Восточной и Западной Европы — с мест боев воинов-пензенцев.

Изображение
Дом музей народного творчества, расположен в одном из старейших памятников деревянной архитектуры Пензенского края. Открытие музея состоялось 26 января 1975 года. В 1992 году он получил статус государственного музя.

Изображение
Главное здание усадьбы пензенского леспоромышленника С.Л.Тюрина (1845-1911), памятник русского деревянного зодчества 1-й пол. XIX века. В центре дома возведена 3-оконная мансарда (мезонин). По краям построены 2 крыльца. Фасад дома имеет портик из 2-х колонн, на которых держится мезонин. Слева и справа располагаются веранды. Фасад украшен пропильным деревнянным кружевом. В доме сохранилось несколько изразцовых печей.

Изображение
В наши дни усадьба считается памятником русского деревянного зодчества первой половины девятнадцатого века.

Изображение
Основная задача музея – изучение народного декоративно-прикладного искусства, сохранение художественных промыслов и ремесел Пензенского края.

Изображение
Кабинет мецената, покровителя ремесленников С.Л.Тюрина. Тюрин считается последним домовладельцем здания музея, здесь он проживал со своей семьей до 1917 года, пока его дом не национализировала Советская власть г. Пензы.

Изображение
В дореволюционной России, кабинет был полноправным участником жилого интерьера. Он одновременно служит и рабочей зоной, и своего рода показателем социального статуса хозяина, гораздо красноречивее, чем прочие помещения дома, рассказывая о его образе жизни, вкусовых предпочтениях, симпатиях и хобби.

Изображение
Степан Лаврентьевич Тюрин,пензенский купец, лесопромышленник, общественный. деятель. Происходил из старинного торгово-промышленного рода, начало которому положил пензенский купец 3-й гильдии Андрон Киреевич Тюрин. С 1878 г. С. Л. Тюрин бессменно состоял гласным Пензенской городcкой думы, с 1885 г. член Пензенской торговой депутации, избирался членом учетного комитета Пензенского городского общественного банка и его директором. Занимался благотворительностью, был попечителем 5-го городского мужского училища, ктитором Мироносицкой и Богоявленской церквей, на свои средства построил храм в Скобелевских (бывших Финогеевских) казармах. В 1900 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени, в 1901 г. удостоен звания потомственного почетного гражданина. В 1887 г. основал в Пензе лесопильный завод. В 1902 г. учредил Торговый дом «С. Л. Тюрин с сыном» (торговля лесными материалами).

Изображение
Типичная люстра русского классицизма XIX века. Люстра имеет обод, в котором вставлено стеклянное дно. По расположению рожков она относятся к люстрам со свободными ответвлениями. Множество подобных осветительных приборов выполняли петербургские мастера.

Изображение
Изразцовая каминная печь . Особняк С.Л.Тюрина Пенза. Бывший рабочий кабинет обогревала изразцовая каминная печь с рельефным декором в стиле неоренессанса. Облицовка этой печи изготовлена на неизвестном пока предприятии по германским формам, о чем особенно убедительно свидетельствует центральное панно ,встречающееся в похожих печах из прейскурантов других заводов, в частности, рижской компании "Zelm & Boehm" Русско-Богемского керамического завода.

Изображение
Помимо постоянной экспозиции, которая представляет кабинет мецената, покровителя ремесленников С.Л.Тюрина, а также художественные промыслы и ремесла Пензенской области (резьба по дереву, лозоплетение, керамика, стекло, пуховязание и ковроткачество), практически ежемесячно в 1- 2 залах музея идет смена экспозиции и проводятся объединенные выставки по различным направлениям декоративно-прикладного искусства или персональные выставки мастеров.

Изображение
Коллекция музея 35 лет назад начала расти со сказочных корней. 30 деревянных скульптур ему подарил тогда художник-самоучка Роман Кочурин из Никольского района.
«У лукоморья дуб зелёный» резьба по дереву. Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
Роман Федорович Кочурин родился в селе Ночка в 1929 году. После окончания сельской школы поступил на заочное художественное отделение всесоюзного Дома народного творчества, работал художником-оформителем в маисском Доме культуры.
«Представление древних о строении Земли» корень березы, резьба, тонирование. Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
Работы художника высоко оценивались многими искусствоведами Пензенской области. В своих воспоминаниях встречу с Романом Кочуриным вспоминает Георг Мясников, второй секретарь Пензенского обкома КПСС, позже первый заместитель начальника правления Фонда советской культуры. Особенностью творчества Романа Кочурина можно назвать его самобытность. Его можно назвать тем типом русских самородков, которые, имея минимальное образование, достигали высоких успехов в творчестве и труде.
«Бой Добрыни Никитича со Змеем» резьба по дереву. Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
Композиция из двух фигур - удава и рыси. Момент начала схватки непримиримых врагов. Рысь мертвой хваткой вцепилась в тело гигантской змеи. Змея с открытой пастью готовится к решающему броску. Выразительна пластика фигур зверей в движении.
«Схваика» корень березы, резьба, тонирование. Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
В работах Романа Федоровича с одной стороны читается профессиональный академизм, точность изображения деталей, а с другой — фантастичность, лубочность сюжетов. Человек, видевший в обычной коряге или сухой ветке живое существо, а подчас и целую лесную историю.
Кресло «Ястреб». Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
«Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов 1832 г.

«Белеет парус одинокой» Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
«Лесные великаны», скульптура из корня дерева . Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
«Олень», кресло из корня дерева. Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
Музей постоянно сотрудничает с современными мастерами народных промыслов.

Изображение
Общее количество экспонатов местного промысла в музее составляет более четырёх с половинной тысячи единиц основного фонда.

Изображение
Фонд музея располагают множеством прекрасных образцов самого распространенного и массового промысла на территории края – лозоплетения. Различные вазы, корзины, кашпо, мебель, изделия декоративного предназначения – все хранит в себе секреты и тепло рук старых и новых мастеров.

Изображение
Пензенский ветеран Николай Шумилин, в прошлом – начальник грузового поезда, мастер маленьких копий известных в городе зданий. Николаю Ефимовичу без малого 90 лет.
Макет «Музей народного творчества». Автор: Н.Е.Шумилин.

Изображение
Роспись по дереву.

Изображение
Декоративные резные вазы и шкатулки.

Изображение
Различные деревянные макеты в узкогорлых бутылях Сергея Золотова. Секрет его мастерства заключается в том, что через узкое горлышко с помощью двух пинцетов мастер опускает каждую деталь и закрепляет её в нужном месте. На одну работу он тратил где-то полгода свободного времени.

Изображение
Матрёшка штоф, изготовленна из древесины роспись акрилом. Штоф еще в древней Руси определялся как единица измерения объема жидкости, в частности, он был равен одной десятой части ведра, и использовался, в основном, применительно к винной и водочной продукции.

Изображение
На базе музея ведется активная творческая работа с молодежью и ветеранами по обучению народными ремеслами, воспитанию патриотизма, организуются выставки – ярмарки народных промыслов с участием представителей других регионов.

Изображение
Выставка «Новгодний хоровод».

Изображение
Участники выставки - дети, воспитанники творческих студий, и взрослые народные умельцы.

Изображение
На выставке можно увидеть разнообразные варианты сувениров ручной работы, новогодние сюрпризы, игрушки, рисунки.

Изображение
«Рукописи не горят»
Воланд заинтересовался романом о Понтии Пилате:
"Дайте-ка посмотреть, - Воланд протянул руку ладонью кверху.
- Я, к сожалению, не могу этого сделать, - ответил мастер, - потому что я сжег его в печке.
- Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого быть не может. Рукописи не горят. - Он повернулся к Бегемоту и сказал:
- Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду".

«Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова.

Иллюстрация к произведению Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор: Волкова Ксения 16 лет.

Изображение
В доме за дверью привлекает внимание задняя стенка одной из изразцовых печей облицованная изразцами в стиле немецкого югенда и имеющая массивную печную дверцу.

Изображение
3 зал. Абашевская глиняная игрушка-свистулька. Керамика.

Изображение
Одну из комнат дома украшают две одинаковые угловые печи с рельефным декором в стиле неоренессанс Вполне вероятно, что их облицовка изготовлена на заводе "Або" (Åbo kakelfabriks aktiebolag (AKF) - Turun kaakelitehdas (TKT)). Рекламный эскиз подобной печи с различными цветовыми вариантами этой печной модели можно ознакомиться в статье "Печи в здании Кронштадтского морского собрания". Печи в особняке С. Л. Тюрина представляют художественный интерес и несомненно являются памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.

Изображение
Зоткин Т.Н. мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В его работах складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи.
«Царь – лев -- баран» керамика,глазурь. Автор: Зоткин Т.Н. Село Абашево Спасского р-на Пензенской области.

Изображение
Кажется, Абашево – одно из обычных пензенских сел. Однако именно оно в 20 веке выделилось из числа себе подобных и приобрело широкую известность. Тому «виной» простая глиняная свистулька, по-местному – «дудка», которую на радость сельским ребятишкам лепили сельские умельцы.

Изображение
Абашевская игрушка — свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Изображение
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Изображение
Керамические изделия, мастеров из села Полеологово Бессоновский район Пензенской области.

Изображение
«Городовой» глина,обжиг,глазурь. Автор: Зоткин Т.Н. Село Абашево Спасского р-на Пензенской области.

Изображение
Керамические изделия, мастеров из села Абашево Спасского р-на Пензенской области.

Изображение
«Корова» глина,обжиг,глазурь. Автор: Зоткин Т.Н. Село Абашево Спасского р-на Пензенской области.

Изображение
Музей имеет филиал в г. Беднодемьяновске и творческую лабораторию в селе Абашево Беднодемьяновского района, где детей обучают гончарному ремеслу и, в частности, лепке абашевской глиняной игрушки.

Изображение
«Материнство» резьба по дереву. Автор: Р.ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский Никольский р – он.

Изображение
Выставка, на которой представлены бумажные скульптуры.

Изображение
Сказочная панорама болотных жителей — царя, пауков, ящериц, крабов, крокодилов и кикимор.

Изображение
Музей ежегодно демонстрируется до 12 персональных выставок. Экспозиционная площадь музея 412 квадратных метров.

Изображение
Экспозиция музея обладает изобилием изделий, созданных руками пензенских мастериц.

Изображение
Образцы вышивки, вязания, плетения имеют свои характерные черты, несут в себе местные художественные традиции, национальные особенности, поражают самобытной красотой и разнообразием узоров.

Изображение
Автор скульптуры: Р.Ф. Кочурин. с.Ночка, Никольский р – он.

Изображение
Слово «макет» пришло к нам из французского языка и в переводе обозначало «масштабную модель».
Работы Николая Ефимовича Шумилина.

Изображение
В Пензенском музее народного творчества макеты Николая Шумилина на самом видном месте. Посетители с большим интересом изучают детали ювелирной работы.
Макет барского дома и церкви св.Марии Египетской в Тарханах. Автор: Н.Е.Шумилин.

Изображение
Николай Ефимович в прошлом начальник грузового поезда. Поэтому многие произведения или поделки, как снисходительно называет их сам мастер, посвящены родной магистрали. Старое здание вокзала, уже не существующее, уникальность работы в том, что видны даже интерьеры сооружений.
Макет здания вокзала Пенза 1. Дерево. Орг.стекло. Макет Часовни на Ново – Западном кладбище. Автор: Н.Е.Шумилин.

Изображение
Пензенский Спасский кафедральный собор, украшавший собой Соборную площадь, считался ярким образчиком архитектуры эпохи классицизма. В состав собора входил двухэтажный храм, увенчанный пятью куполами и отдельно стоящая колокольня, которые, на первых порах, были объединены друг с другом открытой колоннадой, превращенной, впоследствии, в просторную трапезную.

Изображение
История люстр начинается много веков назад. Первыми подвесными светильниками были так называемые «паникадило». Они применялись исключительно для храмов и соборов. И лишь тогда, когда возникла необходимость освещать жилые дома, возникли люстры.

Изображение
Музей является участником комплексной целевой программы правительства Пензенской области по возрождению, сохранению и развитию художественных промыслов края, помогает самобытным народным мастерам, сохраняет традиционную культуру.

Изображение
Музей народного творчества - это история Пензенского края в самобытной культуре. Сегодня главная задача сотрудников музея – сохранить народные ремесла и передать опыт талантливых мастеров подрастающему поколению, а так же сделать Пензенскую область привлекательной для туристов. Так, чтобы у каждого остался на память о Сурском крае свой уникальный сувенир.

Изображение
Помимо самой усадьбы сохранилась ещё и часть парка бывшего владельца поместья, который добавляет колорит постройке, одновременно, высокими кронами деревьев, защищает усадьбу от соседствующих с музеем современных жилых зданий.

Изображение
Очень дешевые билеты, а так же недорогие различные сувениры.

Изображение
Хорошее месторасположение музея позволяет совместить в один день посещение зоопарка, который расположен недалеко.

Вернуться в Современная Пенза в фотографиях Алексея Алёшкина



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8