История судоходства по рекам Пензенской области
Сообщений: 30
• Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
- Дмитрий Мотовилов
- Участник
-
- Сообщений: 108
- Зарегистрирован: 24 дек 2014, 13:39
- Имя: Дмитрий Николаевич Мотовилов
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
Похоже, начало 50-х?
Участник археологических экспедиций М.Р.Полесских, 1963.
Наука, техника, история, философия,
литература, искусство
Наука, техника, история, философия,
литература, искусство
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
...........
Последний раз редактировалось Ежка Веле 09 окт 2016, 13:02, всего редактировалось 1 раз.
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
.........
Последний раз редактировалось Ежка Веле 09 окт 2016, 13:02, всего редактировалось 1 раз.
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
Эти суда ходили и дальше Рыбинска по Волге, Шексне и Мологе. А с открытием Мариинской водной системы в 1808-10г. в Финляндскую губернию и через перегрузку в г. Череповце в страны Балтии и Европы.
Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Перенёс сообщение Земляка из раздела "Навигация"
Карта интересна тем что она показывает ситуацию до ввода в строй Мариинской водной системы 1808-1810г.
Пензенская губерния дающая очень много хлеба находилась на окраине хлебных дорог.
С открытием водного пути ситуация резко поменялась, и резко возросла потребность в судах типа мокшаны и суряки.
Хлеб уже пошёл по воде через Рыбинск, Череповец по Мариинке в Финлядскую губернию, а через "окно в Европу" в страны Балтики и Европы. А от туда хлынули зарубежные товары.
Согласен. Карта замечательная. Только вся Мариинская система (показана фиолетовой краской) не показана. Да,суряки и мокшаны по своим характеристикам весьма мобильные суда, даже в засушливые годы, когда воды в реках мало.

Шлюзы (в Мариинской системе) пропускают суда до до 32саж. длины: поэтому оно может состоять из 3 частей средней прямой в 10 саж. и 2 носовыхъ по 11саж. При движенiи на Волге такое судно можно делать длиной до 52-62саж.
Материалы взяты из

http://dlib.rsl.ru/viewer/01003682209#?page=9
Ps. Мокшаны и суряки можно было использовать на Волге, как модульные единицы, и до реконструкции шлюзов в 1890-х они были самыми востребованными торговыми речными судами.
Правда, они недолговечны

Re: История судоходства по рекам Пензенской области
expedA писал(а): Только вся Мариинская система (показана фиолетовой краской) не показана.
Так это до её строительства! Она построена (готова) была в 1808г. А введена в строй после принуждения к миру Швеции (война 1808-1809г. и подписания мира, который шведы до сих пор почитают за праздник) и присоединении Финляндской губернии, только в 1810г.
expedA писал(а): ... они были самыми востребованными торговыми речными судами.
Идеальная конструкция судов для малых рек Пензенской губернии и "в люди" можно выйти через "окно в Европу" которое прорубил еще Петр I.
expedA писал(а): ... Правда, они недолговечны
Я думаю это заблуждение.
Да первый "блин комом" мог быть. Но купцы выгоду такую имели с одной ходки что можно было даже судно не возвращать. Но для взаимной торговли всё таки требовался обратный рейс...
Помните в сказке Пушкина (!) "Конёк-Горбунок" сцена с китом и освобождение судов? Теперь прочтите о природном катаклизме на реке Вуокса в 1818г. и мероприятиях по освобождению судов в 1828 г. (через 10 лет простоя!). А ведь в "сказке" Иван - наш земляк из с. Липяги (Буерак, у родника Горбунка) хлопотал за суряки и мокшаны встрявшие в Солнцевом селении.
Зачем освобождать суда после 10 летнего простоя? Значит еще представляли ценность!
Александр I хотел "обнять" Европу морскими путями из Балтики и Черного моря. Но кое кто в островном государстве этого очень не желал. И всячески этому препятствовал, то посредством Швеции (1808-9г.), то Францией (1812-14г.), то турками... и декабристами.
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
Земляк писал(а):expedA писал(а): ... Правда, они недолговечны
Я думаю это заблуждение.
Ан нет, отчасти expedA прав!
Дело в том что я рассматривал в основном суда "мокшаны". Они смолёные и "многоразовые", а "суряки" не смолили и рассчитаны были на один рейс, как плавучая тара.
Надо отметить одноразовыми были еще крупнее суда "беляны" размером с небольшой авианосец. Ходили они вниз по Волге, причем задним ходом.
http://tainyvselennoi.ru/blog/43682689646/Belyana:-pochti-gotovyiy-avianosets-dlya-Volgi! - Беляны, суряки, мокшаны...
http://www.anfas-news.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=1071 - корабли которые ходили в вверх по Волге.
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
( Частично С. на Суре восстановлено после стр-ва водорегулирующей плотины в П. в 1980 (см. Транспорт речной). ) Это полный бред. Судоходство в виде пассажирских перевозок было восстановлено в Пензе к 60-м годам.Тогда в Пензу прибыли пассажирские теплоходы закрытого типа проекта 222,222У -"Пенза","Сура","Спутник","Николай Маркин" построенные на Красноярской судоверфи (Длина-24 м.,ширина-4м.,высота-3,95м.,водоизмещение-33/34 т.,осадка-0,53-0,55 м.,пассажировместимость - 62 чел.,экипаж-4 чел.,двигатель-150 л.с.,скорость-18,5 км/ч.),далее в начале 60-х появляется Росток (пр.Т-101ПМ тип"Такелажница"),в конце Волна (пр.Т-101ПМ тип"Такелажница" но уже другой серии) (Дл.-20 м,шир.-3,5 м.,осадка-0,5 м.,водоизмещение-16/20,35 т.,пассажиров-38 чел.,экипаж-2 чел.,двигатель-90 л.с.,скорость-15 км/ч.),в 70-х Зарница пр.1435. пассажирское судно на воздушной подушке (кстати головное судно этого проекта испытывалось на Суре в 1969 г.,и в дальнейшем Зарница-1 эксплуатировалась в Пензе) ,длина-22,3 м.,ширина-4,05 м,высота-3,11 м.,осадка-0,56 м.,на ходу-0,3 м.,водоизмещение-9 т./14,6 т.,пассажиров -48 чел.,экипаж-2 чел.,двигатель-235 л.с.,скорость -34 км/ч (до 36,6 км/ч),жрала много топлива,швартовка только носом поперёк реки,и билеты дороже.А вот далее наступили 80-е и из Ленинграда привезли прогулочно- экскурсионные Лермонтов и Белинский пр.Р118 тип.Фонтанка,в 1986 г. Чайка пр.792А тип ПС из Ростова-на-Дону и заключительный аккорд в 1990 г. (222 уже давно списаны) появляется Сура пр.2044 мелкосидящий открытый катер для переправ,тихоход и местная каракатица.Так что до ввода в строй Сурского гидроузла по Суре уже ходили Сура,Пенза,Спутник,Н.Маркин,Росток,Волна и Зарница.Фотографии всех данных судов ,есть и в интернете и в фотоальбомах Пенза.
Последний раз редактировалось Барс 04 май 2019, 02:33, всего редактировалось 2 раз(а).
Re: История судоходства по рекам Пензенской области
В 60-х годах удобнее было добираться до Барковки по Суре. С большими очередями на пристанях едва справлялся наш речной транспорт по выходным.
Сообщений: 30
• Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Вернуться в Реки Пензенской области
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1