История судоходства по рекам Пензенской области

Модераторы: expedT, expedA

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 852
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Boogor » 07 дек 2014, 18:56

*********************************************************
Архив темы:
---------------------
Дмитрий С писал(а):21.02.2014 00:31
Интересно, а что с нашими реками происходит, раньше и Сура и Мокша были судоходными, что с ними произошло, кроме строительства плотин на Суре.

---------------------
Aleks_Po писал(а):21.02.2014 21:19
Не думаю, что по этим рекам ходили круизные лайнеры.
Какие суда передвигались по Суре? Вероятнее всего баржи, не имеющие осадки. Было бы интересно видеть какое-то описание. На старых гравюрах видел только лодки.

---------------------
Boogor писал(а):22.02.2014 08:40
О судоходстве в Пензенской области написано в "Пензенской энциклопедии":

Судоходство в пределах Пенз. обл. ограничено в связи с тем, что реки Сура, Хопер, Мокша и др. на ее терр. относятся к разряду малых рек. Судоходство на реках Пенз. края было освоено еще в период средневековья. В 13 в. по р. Мокше сплавлялись материалы (камень, строевой лес) для стр-ва улусного города Мохши (на терр. совр. Наровчата). В кон. 17 в. по рекам Пенз. края осуществлялся сплав мачтовых бревен из заповедных пенз. лесов на Воронежскую верфь для стр-ва первых судов росс. флота. Интенсивное С. по Суре и Мокше и в наименьшей степени по Инзе и Тешнярю получило развитие в 18 в. Сура от Пензы до Васильсурска была сплавно-судоходной: с верховьев до Пензы – сплавной, от Пензы до Волги – судоходной. До стр-ва в Пенз. крае системы ж. д. Сура служила проводником товаров и сырья. Для стр-ва в П. и степных уездах Пенз. края с верховья Суры лес пригонялся плотами. В 1786 по Суре до Чирковской пристани совершила путешествие личная флотилия князя А. Б. Куракина. При слиянии рек Пензы и Суры находилась пристань (в 1851 ее обслуживали 1539 рабочих), к к-рой примыкали лесопильные з-ды, мельницы купца П. В. Сергеева, складские амбары купцов А. Н. Муравьева и Ненюковых. Кроме Пензенской на Суре существовали Вазерская, Екатерининская, Шукшинская и др. пристани. Для обеспечения судоходства на Суре купец А. Н. Муравьев построил в Проказне Мокш. у. канатную фабрику. В кон. 17 в. в Пенз. крае существовало корабельное дело. В 18 в. в П. в лесных дачах сел Труево, Сюзюм, Чаадаевка, Павло-Куракино делались плоскодонные суда длиной от 16 до 18 саженей, шириной по днищу от 13 до 14 аршин, высотой до 4 аршин, а также малые суда (полубарки). В 1801 у Новодрагунской слободы Пензы, на Саксонском протоке Суры, отведено купцу И. О. Дерусселю место для постройки судов. К сер. 19 в. изготавливались спец. суда, называемые «суряками». Этот тип судов получил широкое распространение в Пенз. и Вятской губерниях. Их длина достигала 60 сажен, грузоподъемность 25 тыс. пудов. «суряки» загружались преимущественно хлебом и спиртом, двигались по течению реки самостоятельно и назывались поэтому сплавными. В 1830 стоимость «Суряка» составляла 3000 руб. На Пенз. верфи производились и барки длиной до 72 саж., грузоподъемностью до 1500 пудов. Ежегодно Пенз. верфь спускала на воду 16 судов различной конструкции. В 1847 кол-во сплавленного товара по Суре составляло 2122800 пудов, в 1857 – 2007738. По Мокше в 1847 было сплавлено 44585 пудов, в 1857 – 1277000. В 1859–62 ежегодно в среднем сплавлялось по 4396078 пудов грузов (хлеба и спирта – 3697809 пудов, конопляного семени 227179, сала 96090, поташа 122332). В 1874 по Суре перевезено 8000000 пудов. Организованное С. на Суре вели частные пароходства: купца Попова (с 1874), Кожебякина (1880-е – 1897), Булычева (1888), Торгового дома «Братья Таланцевы» (1903–17). В составе последнего пароходства были пассажирские суда «Перекат», двухпалубная «Чайка», на к-рых в 1912 перевезено 11340, в 1913 – 11555 пассажиров. В числе товаро-пассажирских сурских пароходов известны: «Ошибка» (построен в 1868 на з-де Дюренна во Франции, грузоподъемность 8,19 т), «Неожиданный» (построен в 1876 на з-де Гакса во Франции, грузоподъемность 29,484 т), «Алатырь» (построен в 1884 на з-де Струве в Коломне, грузоподъемность 819 т), «Сормово» (построен в 1897 в Сормове, грузоподъемность 2457 т), «Чайка» (построен на з-де Облаева в Городище). Активное С. в Пенз. губ. завершилось в кон. 19 в., когда Пенз. край получил ж.-д. выход во все регионы России. Однако лесосплав продолжался и в нач. 20 в. до 1930-х гг. для снабжения сырьем бумажной ф-ки «Маяк революции» и возобновился в годы Вел. Отеч. войны, по Суре в П. доставлялся лес для отапливания госпиталей, детских и школьных учреждений. Частично С. на Суре восстановлено после стр-ва водорегулирующей плотины в П. в 1980 (см. Транспорт речной).

Лит.: Описание путешествия в 1786 г. Александра Борисовича Куракина вниз по Суре. СПб., 1793; Материалы для географии и статистики России. Ч. 1; Хохряков В. Х. Материалы для истории города Пензы //Труды ПУАК. Кн. 2; О коренном устье реки Пензы и протоке из Калашного затона р. Суры в р. Пензу; об озерах, мостах и судоходстве по р. Суре //Труды ПУАК. Кн. 3; Пароходство Волжского бассейна за 20-летие (с 1884 по 1909); Статист. материал, обработанный по данным МПС. М., 1913; Тюстин А. В. Пензенское торгово-промышленное предпринимательство в системе межрегиональных и внешнеэкономических отношений //Земство. 1995. № 4; Алексушин Г. В. Пароходство на Суре //Сура. 1996. № 1; Тюстин А. Сурская навигация //МЛ. 1997. 20 нояб.


[А. В. Тюстин, А. И. Фомин. Судоходство / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]


Еще немного по истории судоходства на Суре: http://surskoe.narod.ru/publication/k_ist_sud.html

В Пезенской энциклопедии есть информация о суряке и мокшане.
О суряке:
Суряк - тип сплавного грузового судна, применявшегося до нач. 20 в. на реках Суре (отсюда название), Волге и др. Неск. меньше, чем мокшан, имело постепенно суживающееся к корме и носу дно, вертикальные борта; дл. 20–30, ширина 8–12, осадка 1,5 м. Строилось из соснового и елового леса без применения металлич. креплений, вместо них использовались нагели (дерев. гвозди). Грузоподъемность 10–25 тыс. пудов. На небольших реках (в т. ч. на Суре) использовались до наступления межени. На Волге судно ходило до Астрахани не только по течению, но, с участием бурлаков, и против течения.

[М. С. Полубояров. Суряк / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Не понимаю по-мордовски, но, скорее всего, выглядели так:
Мокшан: http://mdf.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1 ... %D0%BD.jpg
Суряк: http://mdf.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1 ... %D0%BA.jpg

А есть целое описание князя Куракина, как он путешествовал по Суре:
"Описание путешествия в 1786 году его сиятельства двора ея императорского величества действительного камергера и разных орденов кавалера князя Александра Борисовича Куракина, вниз по Суре от Красноярской до Чирковской пристани, находящейся при устье впадающей в Суру реки Инзы, с приобщением известия о той реке. Спб. 1793."

---------------------
Aleks_Po писал(а):22.02.2014 11:27
Boogor писал(а):осадка 1,5 м.


Фактически, баржа и есть.

---------------------
Петрович писал(а):23.02.2014 07:22
Видел я такие баржи(возможно "суряки") в довоенное время. Мне говорили ,что плавали они только в половодье, а в межень рассыхались и гнили на  отлогих берегах наших рек(Суры и Пензы). Мальчишками мы по ним лазили. А баржи то впечатляли. Петрович

---------------------
Aleks_Po писал(а):23.02.2014 12:16
Петрович писал(а):Мне говорили ,что плавали они только в половодье, а в межень рассыхались и гнили на отлогих берегах наших рек

Вот вам и объяснение мелководности.

Изображение

---------------------

Дмитрий С писал(а):25.02.2014 14:39
По рекам южной и юго-восточной России
http://www.skitalets.ru/books/korobkov_miheev/

---------------------
expedT писал(а):28.02.2014 23:24
Из энциклопедии "Мордва" (Саранск, 2004) про мокшан и суряк:
Изображение

Изображение

А то "Википедию" по-мокшански тяжеловато читать...

---------------------
expedA писал(а):24.04.2014 22:22
[align=center]Весенние воды
Изображение
Истоки Хопра
Изображение
Хопёр у деревни Мошки
Изображение
Исса у села Каменный Брод
Изображение
Сердоба у села Куракино
Изображение
Куракинский дворцовый комплекс[/align]

часть фото пропала с сервера uploads
---------------------

Penzyak писал(а):20.10.2014 13:40
Дмитрий С писал(а):Интересно, а что с нашими реками происходит, раньше и Сура и Мокша были судоходными, что с ними произошло, кроме строительства плотин на Суре.


- На сколько мне известно что до революции река Сура была в два раза более полноводна чем сейчас.
Это объясняется наличием в то время в Засурье больших лесных массивов - по некоторым данным леса было в два раза более чем сейчас и он был в основном строевой (пусть частный иль государственный - он строго охранялся). То есть водосборная и водоохранная зона была очень велика!

---------------------

Ежка Веле писал(а):26.10.2014 12:49
Изображение

Изображение
"Связка плотов на Суре" - фото начала ХХ века из книги Лузгина "Промыслы Мордовии"

Изображение

Изображение

В Пензе в конце 18 столетия было хорошо поставлено строительство судов и барж для плавания по рекам.Стоили суда от 650-700р,-это большие деньги но использовать барки можно было несколько сезонов без капитального ремонта.В период большой воды эти барки могли перевозить большие грузы,а в летнее время использовались суда помельче.На больших барках грузы,прежде всего хлеб отправлялись из Пензы до Васильсурска сплавом,далее волоком до Рыбинска.где производилась перегрузка на мелкие суда,которые по малым рекам дотягивали бечевой до больших озер и далее в Петербург.плавали суда до октября.Суда ходили под парусом, их тянули лошади, иногда люди. (Берега Суры представляли для лошадиного гона трудности).Сура славилась сложным дном,усеянными крупными корягами,обилием крутых поворотов русла.И еще одно обстоятельство что в других местах не наблюдалось,на Суре бурлачили женщины.Возле крупного села всегда была пристань.Судоходство прекратило два фактора,первый экологический когда из за вырубки лесов уровень вод упал и промышленный строительство и развитие сети железных дорог.

---------------------
Ежка Веле писал(а):16.11.2014 15:34
Якорь с Сурской пристани,село Б.Березники,Мордовия. Якорь из музея г.Саранска,на фоне мой друг из Польши что гостил у меня летом, пару роликов про него.
http://www.youtube.com/watch?v=4ndv8tN_Zsc
http://www.youtube.com/watch?v=66nuNwIiZuo
Изображение
Изображение

---------------------
expedA писал(а):16.11.2014 20:30
Спасибо твоему другу из Польши за всё, что он делает. Передай ему от нас благодарность, дай бог ему здоровья и сил.

---------------------
Земляк писал(а):16.11.2014 21:28
expedA писал(а):Спасибо твоему другу из Польши за всё, что он делает. Передай ему от нас благодарность, дай бог ему здоровья и сил.

Присоединяюсь! С Ежи знаком через Ежка Веле по другому форуму.

Дмитрий С писал(а):Интересно, а что с нашими реками происходит, раньше и Сура и Мокша были судоходными, что с ними произошло, ...

Сегодня был в экспедиции ;) по состоянию рек волжского бассейна, часа полтора на все потратил. Снял что творится...
Вода у нас на севере Рыбинского водохранилища упала на три метра. Некоторые суда и баржи встают на зимовку, там где застала низкая вода. Обнажился затопленный город Малога. В городе посреди реки впервые за 35 лет появились острова. Говорят сказалась малоснежная зима. Но и Рыбинская ГЭС тратит воду без меры. Волго-Балт встал раньше срока. Катастрофически низкий уровень воды в Волге сказывается и на пензенских реках: Сура с притоками.
Именно по выше описанным местам проходили суда груженные пензенским зерном в Питер.

---------------------
Дмитрий С писал(а):17.11.2014 02:23
Помню ещё время, когда на реке Пенза, в черте города, во время половодья был ледоход, давно я его уже не наблюдал, лет 30. Намывались широкие песчаные пляжи, ловились пескари. Сейчас всё заросло , в редких местах можно к воде подойти. Песчаные пляжи перестали существовать. По Ардыму, от слияния с Пензой, можно было по руслу дойти до Лебедёвки, на данный момент, это тоннель из кустов и деревьев. В большей мере на это повлияло строительство Сурского водохранилища, а может быть и меньшее количество снега зимой. У Гумилёва (историка), в первом тысячелетие, Волга  была маловодна из-за того, что циклоны смещались южнее и оставляли влагу в степях, благодаря этому и шли волны кочевников, так как степь была богата сочной травой.

---------------------

Участник
Сообщений: 179
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Земляк » 27 мар 2015, 17:31

Есть две новости.
Хорошая: на пензенских реках в этом году наводнений как в 2013г. не будет!
Плохая: Большое судоходство не возродится. Реки станут еще мельче. Вода (береговая линия) отойдет и обнажит часть берега. Уменьшится поголовье рыбы и водоплавающей птицы и животных.
Теперь по теме о судоходстве. Живу в Череповце, поэтому на судоходство П. смотрю как бы из вне. Boogor привел выше описание судоходства из «Пензенской энциклопедии» вроде бы все верно написано. Но есть одно но…
Поэтому попробую добавлю свои «пять копеек».
В тексте энциклопедии указаны два судна «…В числе товаро-пассажирских сурских пароходов известны: «Ошибка» (построен в 1868 на з-де Дюренна во Франции, грузоподъемность 8,19 т), «Неожиданный» (построен в 1876 на з-де Гакса во Франции, грузоподъемность 29,484 т),..» и никаких комментарий источник больше не приводит. Как они попали в Пензу?
С момента ввода в 1810г. Мариинской системы пензенское судоходство получает дополнительно выход с р.Волги от Рыбинска по р.Шексна, Белому озеру в Онежское и далее Петербург и через «окно в Европу» мимо острова Буяна Балтийским морем в Атлантический океан. Также пензенские мореходы получили выход в Финляндскую губернию из Онеги по р.Вуокса и др. северные губернии. Пензенские мореходы вначале действия Мариинской системы, которую задумывал еще Петр I, перегружались в Рыбинске на морские суда. Несколько позже городской глава г. Череповца И.А. Милютин будучи сам купцом-мореходом «отжал» у Рыбинска перевалку грузов с малых судов с нижней Волги (и Суры). Поэтому у пензенского судоходства бурное развитие началось с 1810г. (Мариинская система была построена в 1808, но официально введена 1810г.) и до развития ЖД в Пензенской губернии. С постройкой ЖД судоходство стало терять значимость. Волго-Балтийский путь в ВОВ сыграл решающую роль в одолении врага. Это и переброска ВМФ и речного флотилии от Каспийского до Балтийского моря. Нефтепродукты из Баку и Грозного шли по Волге для всего фронта, включая север Мурманск, Архангельск. Обратно с севера с перевалкой с ЖД в Череповце шел Лендлиз. С апреля 1941 г. начало заполняться Рыбинское водохранилище и подводные лодки идущие с Сормово мимо Череповца (кстати прямо под моими окнам, на старой квартире) могли скрываться от вражеской авиации. Второе дыхание Волжский путь получил с пуском Беломор-Балтийского и Волго-Донского каналов. Из Африки на Северный полюс можно попасть по воде через Россию.
Кстати говоря П. по Хопру могла попадать в Азовское, Черное и т.д моря. Что об этом известно? Не потеряй значимость судоходство, пензяки могли прорыть внутри губернии свой канал дублёр Волго-Дону. Хопер с Сурой по малым рекам и плюс канал 2,5км и на байдарке можно было обогнуть вокруг Европы не слезая с воды.
Так или иначе Пензу от глобального водного пути никто не "отключал"...

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 852
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Boogor » 27 мар 2015, 18:33

Земляк писал(а):пензяки могли прорыть внутри губернии свой канал дублёр Волго-Дону. Хопер с Сурой по малым рекам и плюс канал 2,5км и на байдарке можно было обогнуть вокруг Европы не слезая с воды.


Рыть канал через водораздел, чтобы кататься на байдарке...!!! Пожалуй, аж до Колышлейского района, и то потом с пилой и обносами.
М-мдя... Суровое предложение из Череповца :?:

Земляк писал(а):Кстати говоря П. по Хопру могла попадать в Азовское, Черное и т.д моря. Что об этом известно?


А известно вот что.
См. с фразы "велено перевесть в Азов на вечное житье" у М.С.Полубоярова «На реке Сердобе и в иных урочищах…»
http://www.suslony.ru/hist_librs/Na_reke_Serdobe.htm#На_Хопер,_Сердобу,_на_новые_земли

Участник
Сообщений: 179
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Земляк » 27 мар 2015, 19:43

Boogor писал(а):М-мдя... Суровое предложение ...

Ну так то я хотел пошутить, забыл смайлик прилепить. Ну а если без шуток 3000 пленных турок вырыли пензенский Волго-Дон за дней 10, при этом на каждого пришлось бы по ~1м канала, а за 100 дней вырыли бы так что шлюзы не потребовались под суда типа Суряки и Мокшаны.
Для сравнения:
Волго-Дон канал 101км., перепад 88м., 13 шлюзов. Турки еще 1569 года мобилизовали 22000 своих землекопов на рытьё сего канала, но что там они с нулями обсчитались. После первых первых метров, прикинули сроки окончания получились через 100 лет.
Мариинская водная система 1145 км (от Питера до Рыбинска). 28 деревянных шлюзов. Задумывался Петром Великим, воплощен в 1808г. /Правда продолжали копаться еще 100 лет обводные каналы по южным берегам Белого и Онежского озер. Это чисто для безопасности. Бывал на Белом озере, оно как чайное блюдце в миниатюре. Даже небольшой ветер поднимал волну от самого дна до...сколько воды хватит. Корабли разбивались об дно./

Участник
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 23 янв 2015, 13:49
Имя: Николай

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Nikola » 27 мар 2015, 21:53

Мокшан(мокшана) тип сплавного грузового судна, применявшийся до нач. 20 в. на реках Мокша (отсюда название), Сура, Ока, Волга и др.. Имело плоское, постепенно суживающееся к корме и носу дно, вертикальные борта высотой от 1,0 до 2,0 м в середине судна, увеличивающиеся несколько к корме и носу, длину 30–60, ширину 10–15, осадку – до 1,5 м. Строилось из соснового и елового леса, без применения металлических креплений, вместо которых использовались начели (деревянные гвозди). Имело крышу для защиты груза от осадков. На этих судах перевозили до 30–45 тыс. пудов клади, главным образом хлеба. На Мокше и Суре судно использовалось до наступления межени. С участием бурлаков оно плавало и против течения. Лит.: Полубояров М. С. Мокшан ПЭ., М., 2001. А. Г. Сохряков.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 76
Зарегистрирован: 21 дек 2014, 01:25
Имя:

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Дмитрий Степанников » 29 мар 2015, 05:40

Boogor писал(а):
Земляк писал(а):пензяки могли прорыть внутри губернии свой канал дублёр Волго-Дону. Хопер с Сурой по малым рекам и плюс канал 2,5км и на байдарке можно было обогнуть вокруг Европы не слезая с воды.


Рыть канал через водораздел, чтобы кататься на байдарке...!!! Пожалуй, аж до Колышлейского района, и то потом с пилой и обносами.
М-мдя... Суровое предложение из Череповца :?:

Земляк писал(а):Кстати говоря П. по Хопру могла попадать в Азовское, Черное и т.д моря. Что об этом известно?


А известно вот что.
См. с фразы "велено перевесть в Азов на вечное житье" у М.С.Полубоярова «На реке Сердобе и в иных урочищах…»
http://www.suslony.ru/hist_librs/Na_reke_Serdobe.htm#На_Хопер,_Сердобу,_на_новые_земли


Кстати уровень воды пруда в Черенцовке, примерно такой же, что и во Всеволодовки, так, что идея канала теоретически осуществима.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 108
Зарегистрирован: 24 дек 2014, 13:39
Имя: Дмитрий Николаевич Мотовилов

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Дмитрий Мотовилов » 29 мар 2015, 18:06

Где-то в архиве есть фотография 50-х годов гигантского якоря на отмели Суры. Размах лап около 3 метров, стержень метра 4. На них уместились все участники пикника.
Участник археологических экспедиций М.Р.Полесских, 1963.
Наука, техника, история, философия,
литература, искусство

Участник
Сообщений: 179
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Земляк » 30 мар 2015, 12:46

Дмитрий Мотовилов писал(а):Где-то в архиве есть фотография 50-х годов гигантского якоря на отмели Суры. Размах лап около 3 метров, стержень метра 4. ...

Фотошоп небось!? :? :) А если серьезно… Если размеры такие как вы указали, скорее всего, либо с океанского судна, или изготовленный специально (облегченный, символический) и доставленный в Пензу как памятник судоходству. На современных судах река-море размеры можно объять руками, не особо напрягаясь.
Изображение - для сравнения самый большой якорь той поры от «Титаника». Судя по размерам впрягаемых лошадей примерно такой размер вашего якоря?

Участник
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 23 янв 2015, 13:49
Имя: Николай

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Nikola » 30 мар 2015, 13:04

Земляк писал(а):
Дмитрий Мотовилов писал(а):Где-то в архиве есть фотография 50-х годов гигантского якоря на отмели Суры. Размах лап около 3 метров, стержень метра 4. ...

Фотошоп небось!? :? :) А если серьезно… Если размеры такие как вы указали, скорее всего, либо с океанского судна, или изготовленный специально (облегченный, символический) и доставленный в Пензу как памятник судоходству. На современных судах река-море размеры можно объять руками, не особо напрягаясь.
Изображение - для сравнения самый большой якорь той поры от «Титаника». Судя по размерам впрягаемых лошадей примерно такой размер вашего якоря?

Это наверное старина Ной потерял :)

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 108
Зарегистрирован: 24 дек 2014, 13:39
Имя: Дмитрий Николаевич Мотовилов

Re: История судоходства по рекам Пензенской области

Сообщение Дмитрий Мотовилов » 31 мар 2015, 01:10

Якорь примерно такой. Но выглядит как более плоский. Может из-за того, что сильно в песке утонул. Фото начала 50-х, где-то 52-51 год, судя по моему возрасту (там тоже отпечатался, хотя в памяти не осталось). Как-нибудь отцифрую и выложу здесь. Странный артефакт...
Участник археологических экспедиций М.Р.Полесских, 1963.
Наука, техника, история, философия,
литература, искусство

След.

Вернуться в Реки Пензенской области



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1