Путь из Булгара в Киев

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 632
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Путь из Булгара в Киев

Сообщение expedT » 27 ноя 2014, 19:53

Архив темы:
---------------------
expedA писал(а):08.08.2014 15:10
[align=center]Торговый путь из Булгара в Киев[/align]
[align=center]История как наука дает нам лишь модели прошлого, отбирая из реальности
ничтожную выборку фактов. Это не истинное знание о прошлом, а именно
модели – инструмент познания, чтобы конструировать систему координат
для настоящего и будущего. Хороший историк дает крупицу достоверного
знания, но она не раскрывает истину. Из прошлого можно создать
множество моделей, несовместимых между собой, причем опираясь на
факты.
С.Г.Кара-Мурза
«Учебник истории: кавалерийская атака и первые потери»[/align]


Основной учебник истории родного края «С древнейших времён до середины XIX века», изданный группой авторов, виднейших краеведов области под руководством профессора Г.Н.Белорыбкина, стал не только учебником для школьников, но настольной книгой для любителей-краеведов.
Изображение


Торговый путь, пролегавший по нашему краю в IX-XIII веках из Булгара в Киев, кратко упомянутый в учебнике, заинтересовал меня как туриста–путешественника. За многие годы занятий краеведческим туризмом накопилось много вопросов, требующих объяснения. Изучение несколько научных работ по вышеуказанной теме не пролило свет на мучающий простого пензяка вопрос: «Где проходили торговые караваны по земле Пензенской десять веков назад?»
Что говорит наука? История обращается, прежде всего, к археологическим находкам, сохранившимся рукописям арабских путешественников и географическим данным о районе (рельеф местности, наличие водных преград и т.д.) В конце 20 века группа учёных, ещё Союза, очень серьёзно подошли к этому. Были проведены ряд конференций, экспедиций. В результате была создана модель маршрута, отвечающая тому багажу знаний, который имела археология и историческая география. Замечательную книгу издал А.Х.Халиков «Путь из Булгара в Киев», где опубликован сборник научных статей по интересующему вопросу. Можно скачать https://yadi.sk/i/wWFGlSUlZHE62
Г.Н.Белорыбкин в статье детально описал участок пути от районного центра Городище (Юловское городище) до посёлка Золотарёвка (Золотарёвское городище).
Изображение

С этой моделью торгового пути из Булгара в Киев в кармане мы начали обкатывать на велосипедах, груженных рюкзаками, район от Городища до Алферьевки. Почему на велосипедах, спросите вы - да потому, что у путника, ведущего верблюда или вола, гружённого товаром, и велотуриста-внедорожника мысли одни и те же:
-где бы горочка пониже;
-где бы дорожка посуше;
-где бы реченька помельче, да буреломы не мешали.
А родничок у дороги - это радость, как для путника, так и для животного.
В те далёкие времена не было дисковых гидравлических тормозов и реверсивных передач, а одно гужевое управление. Иной раз крюк в пару верст не обременителен, только бы не в гору.
Теперь о дороге. Это была особая транзитная дорога, со своими СТО, гостиницами (постоялыми дворами). Хорошо об этом сказано в статье А.П.Моця в вышеуказанной книге А.Х.Халикова.

Рассмотрим модель пути, созданную Г.Н.Белорыбкиным:
маршрут в Посурье проходил следующим образом: Юловское – Садовские I, II – Селиксенское или Николо-Райское – Балабанов Родник – Золотаревское городища и переправа через р.Сура. Кроме этого пути между поселениями существовали и другие пути как сухопутные, так и водные, которые тяготели к основному торговому пути:
1. Сухопутные: с востока на запад – Нижнекатмисское, Юловское, Садовские I и II городища, Селиксенские городище и селища, городище Балабанов Родник, Золотаревское городище; с севера на юг Садовские городища и селища, Мордовскоишимское городище, Сундровское, Трескинское, Новомачимское, Неклюдовское городища и другие пути.
2. Водные: вдоль р.Сура – Русскотруевское городище, Саловские селища, Чаадаевское, Канаевское городища

[align=center]Изображение[/align]
Мы проехали по этому маршруту и хотим высказать своё мнение об этом участке:
- устройство отдыха, наличие базарных площадей, обслуживание транспорта и корм для животных под стенами Юловского городища на правом берегу речки - вполне достаточно;
- спуск к речке Ишим крутой и затяжной, грунты глинистые с участками щебня - это большой минус;
- затяжной подъём к Садовскому городищу;
- от Садовского городища рельеф ровный до Николо-Райского городища, а потом или возвращаться, огибая овраг, или спуск к ручью и подъём на водораздел;
- до городища Балабанов родник дорога петляет между оврагами, но больших перепадов высот нет, есть участки верховых болот;
- до Золотарёвского городища петляет меньше, грунт песок, есть заболоченные участки;
- рельеф местности Золотарёвского городища позволяет устройство караван-сараев, СТО; лесная почва имеет тонкий плодородный слой, поэтому не сможет кормить караваны и служить пастбищем, значит, продукты питания доставлялись с поймы реки Сура, что расположена в 6км;
- участок от городища до переправы около 8км имеет заболоченные участки, крутые песчаные спуски к реке;
- пойма реки в районе переправы достаточно широкая (около 3км), левый берег не имеет ровных удобных площадок, крутой подъём до водораздела.

Мнение.
Этот участок не впечатляет, как транзитный торговый путь. Он больше похож на крупную дорогу периферийного назначения, конечные пункты которой связаны с транзитом.
Рассмотрим подробнее моё мнение о данном районе. Исходя из сведений об уже открытых и частично изученных археологических памятниках района, расположенного в многоугольнике, вершинами которого стали городища в Селиксе, в Садовке, в Городище, в Сундровке, в Неклюдово, в Армиёво, в Золотарёвке, можно представить, что это был в X-XIII веках бурно развивающийся район нашего региона.
Так как торговый путь носил характер транзитного, то обязательность прохождения его через все открытые городища отпадает. Для этого существовали крупные, но местного значения торговые пути.

Изображение

Исторический фестиваль «Золотарёвское городище - перекрёсток цивилизаций» вполне оправдывает своё название, нынешняя иудейско-христианско-мусульманская цивилизация уживалась несколько веков с цивилизацией аборигенов финно-угорской языковой группы.
Почему был использован такой объёмный и глубокий исторический термин - да потому, что общества и народы, живущие в пределах этих условных форматов, имеют в основе своей разные модели восприятия мира и места себя в этом мире. У одних доминантой выступает патриархат, у других матриархат, лишь в критических ситуациях у отдельных обществ и народов они меняются местами, но только на короткое время, чтобы выжить.
Путешествуя на велосипеде или пешком, набираешь большой багаж наблюдений и фактов, объяснения которым получаешь позже. Объяснения эти больше представляются версиями, так как знаний всегда маловато. Так и с этим перекрёстком, где он находится. Ответ на вопросы в моих предположениях я нашёл в картах межевания конца 18 века. Может быть, как всегда бывает, человек подсознательно выбирает только ту информацию, которая ему выгодна. Район у села Усть–Уза мне знаком с детства. Помню, как проводил летние каникулы у своего дяди - учителя истории сельской школы, как со своим двоюродным братом ездили на велосипедах посмотреть, как работают археологи на предполагаемом дне Сурского водохранилища. Маршруты наших велопутешествий часто пролегали через это место. Знакомство с археологами, устраивающими здесь полевые лагеря со студентами. Всё это и стало причиной внимательно взглянуть на это место. Что же я для себя накопал?
Район села Усть-Уза имеет большие площади плодородной почвы, рельеф местности ровный. По разговорам местных жителей, какие-то предприниматели уже «положили глаз» на этот район, неспроста проложили новый асфальт. На картах 18 века через реку Уза был мост, а дорога на Кузнецк пролегала через село Безводное, село Усть Уза, через мост (брод) на Смычку, Яксарку и т.д. За старым мусульманским кладбищем есть большие ровные участки земли, откуда просматривается вся пойма Суры от оврага Лямзяй до Канаевки и пойма реки Узы. В нашей области таких пространств и водной глади больше не сыщешь. Об этом месте я вспоминал, когда стоял на Криушских высотах, где, по книге А.Х.Халикова, предполагалась переправа через Волгу на пути из Булгара в Киев.
Изображение

Район с.Усть-Узы интересен ещё тем, что здесь соединяются несколько водных путей по Суре, Узе и Няньге. Верховья рек Узы и Няньги связаны с бассейном рек Медведицы и Хопра, а это сухопутный путь на Кавказ и далее.

Изображение

В археологическом плане район Усть-Узы богат находками, причём разных эпох. Суда съезжаются группы археологов со студентами из разных городов Поволжья, устраивая целые городки из палаток.

[align=center]Изображение[/align]

[align=center]Изображение[/align]


При общении с ними в одном из велопоходов по области узнали много интересного. А главное, они констатировали факт большого потенциала с археологической точки зрения этого района, с мечтой о создании археологического заповедника. Об этом я часто вспоминал, когда был свидетелем следующей картины.
Весна. Едва сошёл снег, из обрывистого берега, в связи с осыпанием грунта, начинают вылезать кости захороненных в 17веке людей, они падают в воду, волны их поглощают и уносят на дно мелководья.

[align=center]Изображение[/align]
[align=center]Изображение[/align]
[align=center]Изображение[/align]
[align=center]Изображение[/align]
Рядом сидят рыбаки и ловят рыбу или отдыхающая компания устраивает шашлыки под громкую музыку. Что творится в жаркие дни лета, описывать даже не хочется. Одним словом, каждый народ достоин своей истории.
[align=center]Изображение[/align]
Вернёмся к нашей теме о торговом пути из Булгара в Киев. Переправа через Суру районе с.Алферьевка была не одна в этом районе. На картах межевания конца 18 века показаны несколько бродов в этом районе. А.А.Штукенберг в своих работах упоминал отчёт Сурской описной партии в 1886году, где сказано:
На протяжении 564,5 верст имеются 41перекат с глубиной от 0,7саж до 0,2саж, глубина их весьма определённо и последовательно уменьшается в направлении от устья, где оно варьирует от 0,70 до 0,60 саж, в середине от 0,4 до 0,35саж и, приближаясь к Пензе, от 0,30 до 0,20 саж. Промерами инженера Машинского в 1896 г глубина воды в Суре, выше города, определена на перекатах на 8 версте — 0,36 саж, на 16 версте — 0,40 саж, 19 версте —0,46 саж, 20 версте —0,51 саж, 23 версте —0,65 саж, 27 версте —0,3
Глубина реки на перекатах выше города Пензы была в то время больше, чем в 13 веке, в связи с устройством плотины на фабрике Сергеева.
По моему мнению, в устройстве переправ для такого крупного торгового пути, каким является путь из Булгар в Киев, должны быть природные условия:
- ширина поймы реки должна быть минимальная, в нашем случае это участок Канаевка-Колдаис. Кстати, в Колдаисе издревле изготовляли и ремонтировали телеги (одним словом, СТО);
- наличие возвышенности для обзора над переправой, в нашем случае Канаевское городище;
- пологие спуски и подъёмы к реке.
Изображение

Самым сложным участком в моделировании этого транзита для меня стал участок Юловское городище-Канаевка, а именно спуск от р.ц.Городища к реке Ишим. Вариантов несколько, в том числе вариант проф.Г.Белорыбкина, но они для меня выглядят не очень убедительно. Немного информации.

Правый берег реки Ишим представляет собой гряду возвышенностей с перепадом высот до 60-70метров с крутыми спусками к воде. Интересен вариант - по старой дороги от Городища на Можаровку и далее. Полесских в своих работах писал, что буртасов называли ещё можарами, поэтому две речки и два поселения (Можарка и Можаровка) несут в себе смысловую информацию. О речке Ишим предложил свой взгляд краевед–любитель Рузанов Анатолий Иванович.
Посмотреть можно здесь https://yadi.sk/i/QPh_ltPoZHNQn

Интересный вариант рассматриваемого мною участка пути предложил в своей статье А.В.Вискалин в книге А.Х.Халикова. Этот вариант позволяет смоделировать пути передвижения войск Батыя.
[align=center]Изображение[/align]
Так что поиски продолжаются. Предлагаю поучаствовать в этой теме, кому это интересно.

---------------------
Дмитрий С писал(а):09.08.2014 07:17
Спасибо. Очень интересные исследования !

---------------------
Петрович писал(а):10.08.2014 16:33
Андрюша, привет. Ну, скажу тебе, молодец. В разговоре со мной поскромничал, а исследование то серьезное и с привлечением многих источников. Браво! Петрович

---------------------

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 869
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Путь из Булгара в Киев

Сообщение expedA » 03 май 2017, 18:24

Пензенский край на итальянских картах
Изображение
Здесь обозначен перекрёсток торговых путей


Изображение
От Саратова шёл соляной торговый путь

Вернуться в История Пензенского края (X-XVI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1