История железнодорожного транспорта Пензенской области

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1941
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 02 ноя 2019, 19:00

Добрый вечер! Тему начну с сообщения государственного архива Пензенской области
от 25 10 2019 г.
Изображение
23 октября 1874 года началось движение на участке железной дороги Моршанск-Сызрань через Пензу. Работы по строительству линии от Моршанска до Пензы начались в 1872 году. Концессию на её постройку получил статский советник Сергей Дмитриевич Башмаков (1831-1877). Торжественная закладка ж/д станции в Пензе состоялась 19 августа 1873 года, работами по её сооружению руководил инженер Пётр Борейша. 1 сентября 1874 года через станцию прошёл пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание моста через Суру. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 (23) октября 1874 года, когда первый поезд из Моршанска прибыл на конечный пункт дороги – станцию Батраки. Окончательно строительные работы завершены в начале 1875 года. Участок был протяженностью 520 км, имел 23 станции. Задействовано было 42 паровоза, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов, 530 крытых вагонов и 416 платформ. За сутки пропускались одна пара пассажирских и три пары товарных поездов. Пассажирский поезд No 1 выходил из Моршанска в 15 час. 25 мин. и прибывал в Пензу глубокой ночью – в 2 час. 10 мин., а в Сызрань – в 10 час. 25 мин. утра; поезд No 2 отходил от Сызрани в 18 час. 42 мин., прибывал в Пензу в 4 час. 5 мин. утра, а в Моршанск – в 13 час. 40 мин. Такое расписание движения поездов было не совсем удобным для жителей Пензы, но зато обеспечивало постоянный заработок извозчикам, число которых резко возросло после проведения через Пензу железной дороги. В сентябре этого года на перроне железнодорожного вокзала Пенза-1 установили скульптурную композицию «Станционный колокол», который был передан в дар от жителя города Пензы в честь 145-летия железной дороги.

Моё добавление.
Из газеты "Пензенские губернские ведомости" №89 от 23 августа 1873 года
Изображение


Постройка железнодорожного моста через р.Сура у г.Пензы, 1870год
Изображение

Участник
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 19 сен 2020, 12:17
Имя: Евгений Ковязин

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение Одинокий Лис » 21 сен 2020, 15:57

Добрый день.
Немного добавлю фото.
Изображение
Изображение
Изображение
Испытания Временного моста через реку Суру.
Изображение
Строительство капитального железнодорожного моста через реку Суру.

Участник
Сообщений: 98
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение Барс » 21 сен 2020, 18:13

456rd78.jpg
Сызрано -Вяземская железная дорога.
456rd78.jpg (111.2 KiB) Просмотров: 116
Вложения
Начало строительства в Пензе железнодорожного моста через Суру.1873г.jpg
Начало строительства в Пензе железнодорожного моста через Суру.1873г.jpg (379.88 KiB) Просмотров: 116
1874 г..jpg
Строительство ж/д моста через Суру ,1874 г.

Участник
Сообщений: 98
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение Барс » 21 сен 2020, 18:19

Подборка фотографий по истории ж/д транспорта в нашей губернии.https://old-penza.livejournal.com/1621.html

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1941
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 23 сен 2020, 21:21

Подборка фотографий по истории ж/д транспорта в нашей губернии.https://old-penza.livejournal.com/1621.html

Добрый вечер! Замечательный сайт, много нового я для себя узнал из него. Но прошло 8 лет, а качество фотографий не повысилось. На хорошем мониторе фотографии размываются, если смотреть во весь экран. В сетях уже можно найти хорошего разрешения фотографии.
Теперь маленькое дополнение к теме, т.е. поговорить об узкоколейках. Узкоколейка Никольск - Ночка уже не существует, но есть и эксплуатируемые узкоколейки. Хочу загадать загадку. ;) Где это?
Изображение

Успел запечатлеть только два вагона от прошедшего железнодорожного состава
Изображение


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1941
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 24 сен 2020, 20:10

Правильно 8-)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 825
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedT » 07 окт 2020, 12:42

В нескольких разделах форума затрагивалась тема про недостроенную ж-д ветку Башмаково-Чембар, решила объединить всё в этой теме.

Из архива темы "Неосуществленные проекты" (архив - то, что было перенесено со старого форума):
expedA писал(а):14.11.2012 21:40
Ж/д насыпь возле Поима
Продолжая тему насыпей, хочу обратить внимание на неосуществленный проект строительства железной дороги от Башмаково до Белинского.
Интересно было бы сообща восстановить картину событий: почему дорога так и не была построена.
На карте и на местности до сих пор видны участки насыпи. Мы обратили на них внимание, когда ехали по сокращенному пути из Студенки в Поим.
Изображение


Из архива темы "Каторжный путь"
e_avdonin писал(а):30.05.2013 11:45
Доброго дня всем!
Наткнулся на форум на просторах Интернета и решил, так сказать, внести свою лепту. Дело в том, что я достаточно давно занимаюсь историей ж.-д транспорта, в особенности на территории родного края (моя книжка об инженерах-железнодорожниках, связанных с Пензенской губернией, есть в Лермонтовке - Авдонин, Е.В. Господа инженеры. 2011). Так что добавлю по поводу Чембарской ветви. Планы её постройки были ещё у акционерного общества Моршанско-Сызранской ж.д. в 1874-75 гг. (планировались в перспективе ветви на Чембар, Краснослободск, Вольск, причём по последней были разрешены изыскания). Что же касается Чембарской ветви, то с ней дело затянулось на много лет, вначале со смертью С.Д. Башмакова, затем из-за русско-турецкой войны 1877-78 гг. и т.д., и т.п. В 1910, если не ошибаюсь, году было образовано Акционерное общество ж.-д. ветвей, к-рое должно было, наконец-то, заняться решением той проблемы, к-рая много лет была головной болью всех российских ж.д. - сооружением подъездных путей к магистральным линиям, т.е. так называемым сгущением сети. История этого Общества интересна сама по себе, но речь сейчас не о том. Так вот, среди многочисленных ветвей, к-рые оно строило, были Чембарская, Ломовская и Мокшанская. Самое интересное, что на первой были не только полностью завершены все земляные работы, но и выполнены искусственные сооружения (мосты, трубы, здания), не был только уложен путь: строительство велось из старогодных, т.е. б/у рельсов, снятых с главной линии дороги, но и эти рельсы конфисковали для нужд действующей армии. Примерно такая же картина была с Ломовской ветвью, но ту всё-таки достроили в 1920-х гг. Вольскую ветвь забросили в 1919, про Чембарскую также не вспоминали. Я не предпринимал особенных попыток найти следы строительства на местности, хотя этим летом планирую заняться.


Свежее продолжение темы - инженерные сооружения этой ж-д ветки
viewtopic.php?f=9&t=751&p=9930#p9930

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1