Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Сообщений: 10
• Страница 1 из 1
- К. Селифанов
- Участник
- Сообщений: 29
- Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
- Имя:
Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Об этих событиях краеведческая публицистика долго и осознано молчала. Политическая составляющая «Дела Варлаама Левина» давлела и на членов Пензенского Общества Любителей Естествознания и на членов Пензенской Учёной Архивной комиссии. Публично изъясняться на эту тему в среде, перенасыщенной показным благочестием, было не принято. Замалчивание этого исторического эпизода в печатных работах пензенских краеведов середины XIX-го и начала XX-го веков обернулось полным его забвением к нашему времени.
"В старые времена был в [i]Пензе уголок, который горожане посещать не стремились, а коль случалось такое, то миновали его с большим внутренним борением и поспешанием. Днём, лишь острая необходимость проводила проезжего или прохожего этим местом. А о тутошнем ночном хождении ни кто и помыслить не смел даже во хмелю безмерном.
К такому поведению были веские основания — место своим видом вселяло ужас в любого. Собственно, именно для этой цели оно и было устроено.
А устроение его было следующее: на площадном месте был поставлен каменный «столп»; на том «столпе» поставлен стеклянный опечатанный жбан со спиртусом, а в оном плавала отрубленная человечья голова. В её обличии всяк мог признать монашествующего старца..."[/i]
Исторические акты, сопровождающие публикацию, позволяют пристально всмотреться в специфические грани пензенской истории и расширяют активный фонд краеведческих источников. Материалы по «Делу Варлаама Левина» и других пензенских последователей учения об "антихристе Петре" позволяют возвратиться и к разрешению старинной краеведческой проблемы — к определению местонахождения Пензенского Предтеченского монастыря.
Источники:
https://sites.google.com/site/penzakoto ... ama-levina
"В старые времена был в [i]Пензе уголок, который горожане посещать не стремились, а коль случалось такое, то миновали его с большим внутренним борением и поспешанием. Днём, лишь острая необходимость проводила проезжего или прохожего этим местом. А о тутошнем ночном хождении ни кто и помыслить не смел даже во хмелю безмерном.
К такому поведению были веские основания — место своим видом вселяло ужас в любого. Собственно, именно для этой цели оно и было устроено.
А устроение его было следующее: на площадном месте был поставлен каменный «столп»; на том «столпе» поставлен стеклянный опечатанный жбан со спиртусом, а в оном плавала отрубленная человечья голова. В её обличии всяк мог признать монашествующего старца..."[/i]
Исторические акты, сопровождающие публикацию, позволяют пристально всмотреться в специфические грани пензенской истории и расширяют активный фонд краеведческих источников. Материалы по «Делу Варлаама Левина» и других пензенских последователей учения об "антихристе Петре" позволяют возвратиться и к разрешению старинной краеведческой проблемы — к определению местонахождения Пензенского Предтеченского монастыря.
Источники:
https://sites.google.com/site/penzakoto ... ama-levina
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Эта тема поднималась в разделе "Загадки Пензенского края"
- К. Селифанов
- Участник
- Сообщений: 29
- Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
- Имя:
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Не знал! Смотрел! Отличный и красивый материал!
Но меня не оставляют сомнения. Нет ни каких указаний на то, что, видимые на снимках, следы хозяйственной деятельности относятся к Предтечьеву монастырю. При атрибуции этих объектов следует принимать в расчёт то, что этот район был зоной активной хозяйственной деятельности и в XIX-м, и в нач. XX веков.: в том числе и деятельности монастырской.
Здесь на Засурской лесной даче находились владения Троицкого женского монастыря. Причём, владения весьма изрядные. По епархиальным данным они составляли 109 десятин строевого леса и 41 десятину «сенокосной земли с кустарником» (для сравнения площадь самого Троицкого монастыря в Пензе — 3 десятины и 2020 кв. сажен). В монастырском лесу находились и сторожки, и землянки, и скотники, и пасеки, и дровники. Столь серьёзная хозяйственная инфраструктура объясняется тем, что монахини ежегодно нанимали бригады косарей и прочих сельско-хозяйственных сезонных работников, а так же постоянных лесных сторожей. Естественно, что многочисленные хозяйственные объекты Троицкого женского монастыря оставили после себя и многочисленные почвенные складки. Они и принимаются ныне за остатки древнего Предтечьева монастыря.
Но достоверная связь с этим монастырём может быть подтверждена лишь артефактами XVII-го и нач.XVIII-го вв. Пока их нет, делать выводы о принадлежности, некорректно.
Более интересную группу объектов в этом районе составляют старые сурские гидротехнические сооружения: укреплённые берега, спрямляющие русла, насыпи, дамбы и пр. инженерные объекты. Базис таковым был заложен Казанским Адмиралтейством во время подготовки т. н. Индийского похода Павла I. Но это абсолютно другая тема. Если интересно, то: https://sites.google.com/site/penzakotoroinet/penza-kotoroj-n-t/d/derbasovskij-poradok
Вектор поиска направляется в Ахуны лишь сообщением сотрудника ПУАК Васильева. Древние акты на этот счёт молчат.
Но, в любом случае — искать Предтеченский монастырь надо и в этом секторе.
Но меня не оставляют сомнения. Нет ни каких указаний на то, что, видимые на снимках, следы хозяйственной деятельности относятся к Предтечьеву монастырю. При атрибуции этих объектов следует принимать в расчёт то, что этот район был зоной активной хозяйственной деятельности и в XIX-м, и в нач. XX веков.: в том числе и деятельности монастырской.
Здесь на Засурской лесной даче находились владения Троицкого женского монастыря. Причём, владения весьма изрядные. По епархиальным данным они составляли 109 десятин строевого леса и 41 десятину «сенокосной земли с кустарником» (для сравнения площадь самого Троицкого монастыря в Пензе — 3 десятины и 2020 кв. сажен). В монастырском лесу находились и сторожки, и землянки, и скотники, и пасеки, и дровники. Столь серьёзная хозяйственная инфраструктура объясняется тем, что монахини ежегодно нанимали бригады косарей и прочих сельско-хозяйственных сезонных работников, а так же постоянных лесных сторожей. Естественно, что многочисленные хозяйственные объекты Троицкого женского монастыря оставили после себя и многочисленные почвенные складки. Они и принимаются ныне за остатки древнего Предтечьева монастыря.
Но достоверная связь с этим монастырём может быть подтверждена лишь артефактами XVII-го и нач.XVIII-го вв. Пока их нет, делать выводы о принадлежности, некорректно.
Более интересную группу объектов в этом районе составляют старые сурские гидротехнические сооружения: укреплённые берега, спрямляющие русла, насыпи, дамбы и пр. инженерные объекты. Базис таковым был заложен Казанским Адмиралтейством во время подготовки т. н. Индийского похода Павла I. Но это абсолютно другая тема. Если интересно, то: https://sites.google.com/site/penzakotoroinet/penza-kotoroj-n-t/d/derbasovskij-poradok
Вектор поиска направляется в Ахуны лишь сообщением сотрудника ПУАК Васильева. Древние акты на этот счёт молчат.
Но, в любом случае — искать Предтеченский монастырь надо и в этом секторе.
Последний раз редактировалось К. Селифанов 22 ноя 2015, 17:01, всего редактировалось 1 раз.
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Базис таковым был заложен Казанским Адмиралтейством во время подготовки т. н. Индийского похода Павла I. Но это абсолютно другая тема. Если интересно, то: https://sites.google.com/site/penzakoto ... https://sites.google.com/site/penzakoto ... ij-poradok
Превосходный материал, хорошо читается, местами угадывается современность.
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
А кто автор этой статьи о Предтеченском монастыре на сайте "Пенза которой нет"?
- К. Селифанов
- Участник
- Сообщений: 29
- Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
- Имя:
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Там сейчас нет полноправной статьи о Пензенском Предтеченском монастыре. Есть общая историческая справка по т.н. «Дѣлу Варлаама Левина», которая лишь обозначает проблему Предтеченского монастыря. Автор этого введения: Стaнiславъ Ткaчѣнкo.
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Автор там высказывает версию местонахождения монастыря в районе Божьей горы.
Мною найден документ в РГАДА, датирумый ноябрем 1723 года, из которого следует, что монастырь находился в Засурском стане Пензенского уезда. т.е на правой стороне р. Суры.
Божья гора находится на левом берегу и в те времена относилась к Узинскому стану Пензенского уезда.
Мною найден документ в РГАДА, датирумый ноябрем 1723 года, из которого следует, что монастырь находился в Засурском стане Пензенского уезда. т.е на правой стороне р. Суры.
Божья гора находится на левом берегу и в те времена относилась к Узинскому стану Пензенского уезда.
- К. Селифанов
- Участник
- Сообщений: 29
- Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
- Имя:
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Очень интересно! Не могли бы Вы поделиться этим документом? Он полезен для уточнения частностей. Но уже сейчас я располагаю источником, который прямым текстом указывает местоположение Предтеченского монастыря. Проблема в том, что бы разобраться, в какой степени изменилась топонимика региона. Если указанный топоним стабилен во времени и соответствует современному своему местоположению, то можно однозначно констатировать, что Передтеченский монастырь находился не в Ахунах. Идёт техническая подготовка "дела Предтеченского монастыря". По её окончании появится база для обсуждения. На этом интрига не заканчивается: есть авторитетные сведения о том, что монастырь продолжил существование. Как ни странно звучит, но комплексное обозрение источников подтверждает и Вашу правоту, и тех сведений, которые проскользнули на сайте. Оказалось, что существует проблема двух Пензенских Предтеченских монастырей: нового и старого.
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Но уже сейчас я располагаю источником, который прямым текстом указывает местоположение Предтеченского монастыря.
Так надо организоваться и идти "копать". Параллельно с топонимикой разбираться.
Так надо организоваться и идти "копать". Параллельно с топонимикой разбираться.
- К. Селифанов
- Участник
- Сообщений: 29
- Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
- Имя:
Re: Новый краеведческий источник: «Дѣло Варлаама Левина»
Давайте расставим точки над i: я располагаю достоверным источником, который привязывает местоположение монастыря к вполне конкретному топониму XVIII в., но я не имею достоверных сведений для привязки этого места к современному топографическому состоянию пензенского пригорода. Так, что "параллельно" не получается. Полевой сезон завершился, так что есть время для разработки планов.
Сообщений: 10
• Страница 1 из 1
Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6