"Как наши казаки турецкую галеру брали"

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 05 мар 2015, 15:38
Имя: Холодков Олег И.

"Как наши казаки турецкую галеру брали"

Сообщение Холодков Олег И. » 20 май 2016, 17:43

Об этой уникальной истории писали многие российские краеведы-исследователи. В том числе и мне, изучив исторические документы довелось написать нижеприведенный очерк, который был опубликован в местной газете "Любимая" в июле 1912 года .Предлагаю его нашим читателям.




Олега Холодкова в Нижнем Ломове знают многие, но о его увлечении краеведением знают далеко не все. Между тем Олег Иванович не жалеет свободного времени для работы в пензенских и московских архивах. Он подбирает и систематизирует факты о славном прошлом нашего края. Сегодня мы начинаем публиковать его документальный очерк об одной из малоизвестных страниц нашей истории.

(Глав. редактор «Любимой» газеты Алексей Ширяев)




КАК НАШИ КАЗАКИ ТУРЕЦКУЮ ГАЛЕРУ БРАЛИ
(или приключения Верхоломовского казака Тимофея Ивановича)
Холодков О.И.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК


ПРИМЕР ГЕРОИЗМА И МУЖЕСТВА
Это уникальное, малоизвестное у пензенцев и у нас, ломовчан, к большему нашему сожалению, событие, произошедшее в первой половине семнадцатого века на Турецкой стороне достойно любого современного детектива, исторического романа или сюжета для хорошего боевика.
Его участниками стали наши далекие предки.
А примечательно это событие тем, что наши русские казаки и служилые люди (в количестве всего 21 человек), оказавшись в Турецком плену, на каторге, и нещадно эксплуатируемые турками, смогли вырваться на свободу и вернутся на родину. Будучи на галере гребцами, они поднялись против своих османских поработителей и сумели захватить султанскую галеру (одну из лучших на то время). При этом они перебили и взяли в плен большое количество самих турок, а также несколько негров, еврейских купцов и большое количество разных дорогих вещей, находящихся на турецком судне.
В этом восстании в числе славянских рабов-гребцов на турецкой галере были и наш «верхоломовский» полковой конный казак Тимофей Иванович, а также наш сосед по уезду шацкий казак Максим Полуектов.
Эта история абсолютного героизма и мужества наших людей того очень далёкого времени - пример для нас и будущих поколений наших потомков. Эта удивительная история, о которой в то время знала, описывала во всех тогдашних заморских газетах и восхищалась вся просвещённая Европа, останется для нас и наших внуков и правнуков примером высочайшего духа и героизма наших людей, не сломавшихся в турецком плену и с честью вернувшихся на Родину.

ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ ВО ВСЕЙ ЕВРОПЕ

Странно то, что эта замечательная история, приключившаяся с нашим верхнеломовским казаком Тимофеем Ивановичем, каким-то непонятным, тайным образом прошла мимо внимания наших историков и краеведов. Хотя, повторюсь, она была очень и очень известна в России и Европе на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Этой истории были посвящены даже специальные конференции во второй половине девятнадцатого века и в 2004 году в Санкт-Петербурге. В Италии, в Римском издательстве Людовика Григнани, была издана небольшая книга, посвящённая нашему верхнеломовскому герою с товарищами и их недельному путешествию по Италии. В Польше эта книга была переведена на польский язык Петром Яблонским и позже была опубликована в журнале «Киевская старина». Очень долгое время эта героическая история с нашими отважными земляками передавалась из уст в уста, была известна и во многих других странах.

Сохранились архивные документы (челобитные), в которых наши герои подробно описывали свои отважные, героические похождения. Эти документы хранятся в Московском архиве древних актов (РГАДА) в столбцах Разрядного приказа.

В России некоторые энтузиасты пытались расследовать подробнее эту историю, ведь в том восстании принимали участие люди из разных уголков Руси. Но до пера наших доморощенных пензенских историков и краеведов это резонансное событие семнадцатого века так и не дошло. Единственный из пензенцев, кто затронул и частично осветил эту тему, был пензенский краевед, ныне проживающий в Москве, М.С. Полубояров. А вот местные ломовские краеведы-исследователи к этой истории ни разу не обращались.
Пора восполнить этот исторический пробел и осветить семилетнее отсутствие нашего казака на чужбине, которое было полно лишений, страданий и геройского финала семилетнего рабского пребывания на турецкой стороне - триумфального возвращения нашего героя на родину, в город Верхний Ломов.

ПОПАЛ В ПОЛОН ПОД ГОРОДОМ ЛОМОВОМ
…Лета 7143 от сотворения мира, 1635 - 1636 годы от Рождества Христова.
Именно в эти годы начинается строительство украйных (окраинных) городов-крепостей в так называемом «Диком поле» Московской Руси - Козлова Тамбова и городов Верхнего и Нижнего Ломова. Они строились с целью охраны южных границ тогдашнего Русского государства от набегов кочевников (крымских и ногайских татар, калмыков, кипчаков и других степных кочевых племён), которые, как голодные псы, рыскали по окраинам России в надежде наживы. Не гнушались они и живой человеческой силы для своих нужд, в основном, для продажи пленников на невольничьих рынках.
В то уже очень далёкое сегодня от нас время продажа рабов была одним из самых прибыльных дел, и именно поэтому на окраины Руси, особенно южные, совершались регулярные набеги степняков, в основном крымских татар, вплоть до середины восемнадцатого века. Последним набегом, который совершил Крым-Гирей, был набег на Новую Сербию и южную Киевщину в 1769 году.

По данным многих исследователей, города Нижний и Верхний Ломов с их уездами подвергались несколько раз мощному нападению степняков, или, как их называли в то время - «крымских людей». Самый крупный налёт на наши земли произошёл в 1717 году. Это был так называемый «Кубанский погром», в ходе которого было взято в плен и продано в рабство более 300 наших людей из Нижнеломовского и Верхнеломовского уездов, и более 2500 человек было пленено и уведено в рабство с территории всей нынешней Пензенской губернии.
В один из таких набегов на город Верхний Ломов и его окраины, что было примерно в 1635 - 1636 годах, и попал в переделку «верхоломовский» казак Тимофей Иванович, призвавшийся на службу цареву в новопостроенную крепость Верхний Ломов.

В своей челобитной царю после освобождения он писал, что попал в полон под городом Ломовом.

НА ГОРЕ СТОЯЛ ОСТРОГ
А это означает, что во время пленения «верхоломовский» казак не был в самом городе Верхнем Ломове, а, скорее всего, был в караульном разъезде или в одном из острогов. В частности, он мог быть на тот момент в Толковском остроге или «Красном острожке», который стоял на горе восточнее современного села Андреевки (другое название: Красный Ржавец) в пяти верстах от города. (Следы этого острога и остатки вала сохранились и до наших дней. И местным жителям, в частности, из села Старой Толковки попадались в тех окрестностях наконечники стрел и другие военные атрибуты того времени). Все это подтверждает неспокойную обстановку в этих местах в те годы, постоянные столкновения с крымским татарами.
И вот в ходе одного из таких столкновений наш Тимофей Иванович, «верхоломовский казачишко» (как его записали в летописи, и как сам он себя называл в челобитной Царю), и попал в плен, или как раньше говорили, в полон к крымским татарам. Кто ещё из верхнеломовцев разделил эту незавидную участь пленника, сегодня к сожалению, неизвестно.
Дальнейшая судьба наших ломовских русских пленников была весьма незавидной. Впереди их ждали тяготы и лишения, долгие, монотонные дни рабской жизни, унижения и полуголодное существование. Но все это время в их душах жила надежда на возвращение когда-нибудь домой. Хотя эта надежда была весьма призрачна: из плена в то время мало кто возвращался. Многим так и не суждено было вернуться с ненавистной чужбины к своим близким.
Но к нашему герою, о котором пойдёт речь ниже, судьба была благосклонна. И после семи с лишним лет мытарств в турецком рабстве где, как он сам писал в челобитной царю: «И 7 лет я Государь живот мучил», суждено было вернутся на Родину вместе с другими двадцатью героями этого примечательного события 1643 года!

«ТИСКИ» ДЛЯ НОГАЙСКОЙ ДОРОГИ

Итак, стоял 1636 год. Только, что были построены города-крепости Верхний и Нижний Ломов, которые как бы «зажали» с двух сторон в тиски Большую ногайскую дорогу. Именно по этой Ногайской дороге, которая шла по Козлятскому броду около современного села Козлятское в сторону города Наровчата, крымчаки делали свои грабительские набеги. В остроге «Красный Ржавец», близ современного села Старая Толковка, несли свою дозорную службу ломовские военные люди: стрельцы, пушкари, затинщики, а также пешие и полковые конные казаки, которые находились в разъезде для дозора за лихими непрошенными гостями с тревожного юга. В составе одного из казачьих разъездов и находился наш будущий герой, верхоломовский казак Тимофей Иванович.
В это лето на Ломовскую землю был совершён очерёдной разбойничий налёт. Набег на крепость Верхний Ломов закончился для татар неудачно в силу хорошей укреплённости города. А вот Толковский острог от налёта пострадал. При подступах к острогу казачий разъезд принял бой с ногайцами, но по причине превосходящей силы противника русские казаки потерпели поражение. Часть казаков была перебита, а часть была пленена. Среди пленных и оказался наш казакТимофей Иванович.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБСКОЙ ЖИЗНИ

Началась для нашего героя долгая и изнурительная каторжная дорога.
Пленных русских татары вели в одной связке, подгоняя криками и ударами плёток. Сколько было всего пленных, нам сегодня неизвестно. Но, наверное, их было немало, ибо за малым количеством людей, степнякам проделывать долгий путь не было смысла.
А иногда бывало и так, что татар наводили на наши людные места и сами местные. Как правило, это были беглые каторжане, абсолютные предатели и отщепенцы. Именно они служили «наводчиками» на Русские земли и находились в услужении в Крыму у татарского хана.
Путь наших «полоняников» шёл по той же Ногайской и Хопёрской дорогам, которые вели в сторону сегодняшнего города Белинский (Чембар), и далее на юг, в сторону Воронежа, на Малороссию (Украину) и на полуостров Крым.
В те времена наши Ломовские края еще не были заселены. Это была огромная дикая лесостепь, простиравшаяся на юг на сотни километров, которая так и называлась: «Дикое поле».
Татарский отряд с нашими пленниками спешил, всю дорогу подгоняя несчастных. Иногда их везли на подводах, всё-таки берегли «товар», ведь его надо было ещё показать, как говорится, лицом и выгодно продать на невольничьем рынке. А невольничий рынок в то неспокойное для наших предков время находился на полуострове Крым. Городом рынка рабов был Каффе (сегодня: Феодосия).

Заканчивался первый (дорожный) изнурительный этап рабской жизни нашего будущего героя. Татарский отряд с русскими невольниками прибыл в место назначения.
По прибытии в город Кафу наших невольников отмыли от дорожной пыли и грязи, несколько дней их хорошо кормили и приводили в порядок.
Когда пленники приняли более-менее нормальный вид, их выставили на продажу на рынок рабов.


НА НЕВОЛЬНИЧЬЕМ РЫНКЕ

Покупателями были в основном турки из заморского города Константинополя (бывшего православного Царь-града в Византии). Женщин постарше и детей продавали в богатые турецкие семьи в качестве прислуг и домработниц. Молодых красивых девушек ждали гаремы, а мужчин и особенно тех, кто был покрепче, обычно продавали на галерную каторгу гребцами. На рис. Турецкие воины 17века
Наш «верхоломовский» казак, довольно ещё молодой человек, закалённый в боях и походах, естественно, отличался здоровьем и физической силой. Именно поэтому он был продан крымчаками турецкому купцу, набиравшему рабов на одну из лучших галер турецкого Султана. Там требовались отборные, выносливые и сильные гребцы.
Кстати сказать, в результате такого отбора на султанской галере оказались почти все бывшие военные - служилые люди. Все это впоследствии и сыграло злую шутку с турецким рабовладельцем - хозяином морской галеры.
Вместе с нашим казаком, на вызолоченной, причем чистым золотом, лучшей на турецком флоте султанской галере оказались и ещё многие русские (или русины, как в то время называли наших людей).
Сегодня известно 21 имя гребцов, которые, которые и подняли впоследствии восстание.
Рядом с Тимофеем Ивановичем на одной галерной скамье, к которой они были прикованы рабской цепью, оказался знатный русский офицер стрелец из Калуги Иван Семёнович Мошкин. Попали они на галеру в одно время и провели вместе долгих семь лет каторжной жизни. Как и положено двум военным, они не собирались терпеть рабское османское иго до конца своих дней и тщательно готовились к побегу…

ПЛАН ПОБЕГА

У обоих пленников мысль о побеге возникла с первых дней знакомства. Убежать же с турецкой галеры практически не было никакой возможности, ведь все гребцы были намертво прикованы за одну ногу. План побега наши герои вынашивали более трёх долгих лет, и вот благоприятный момент настал.
Однажды, когда судно турецкого султана находилось в порту Азов под погрузкой пороха, наши невольники под руководством стрельца Ивана Мошкина и его «правой руки» казака Тимофея Ивановича, улучив момент, спрятали более 40 фунтов пороха вместе с сухарями и другим продовольствием. По приходу галеры в Царь-град (ныне Стамбул) часть товара была разгружена, и галера отправилась в Чёрное море.
Судно отошло от Царь-града на несколько вёрст, после чего встало на ночлег. Во время ночевки часть пленников освобождали от оков для отдыха. Так свободные пленники оказались готовы к решительным действиям.
Воспользовавшись моментом, «верхоломовский» полковой казак вместе со своим товарищем русином Микулой пробрался в трюм, где хранился порох. Затаившись, они стали ждать удобного момента. Уместно заметить, что Микула был экономом-ренегатом, то есть бывшим христианином принявшим ислам. Однако втайне он всё таки наверное оставался приверженцем христианства и ждал удобного момента чтобы помочь своим единоверцам.
Ближе к утру, когда все крепко спали, наш казак Тимофей с ренегатом Микулой подкрались к трюму и подпалили заранее подготовленный порох. Взрывчатое вещество находилось как раз рядом с самим анти-пашой Мариолем - капитаном галеры, и сорока янычарами. А те крепко спали и ничего не подозревали о готовящемся захвате.
В это время Иван Мошкин, предварительно раздав двадцати невольникам заранее приготовленные сабли, ждал сигнала нашего казака Тимофея. И вот по сигналу товарища, горящая головня от костра на палубе полетела в заранее рассыпанный среди сухарей порох, находящийся в трюме турецкой галеры….
ОГНЕННЫЙ ФЕЙРВЕРК

Раздался оглушительный взрыв. Этим мощным взрывом пороха, лежавших неподалёку спящих янычар вместе с досками от палубы разнесло в клочья, а часть турков, находившихся на верхней палубе галеры, взрывной волной выкинуло в море. На корабле среди турков началась суматоха и паника. Заспанный и перепуганный дикими криками, анти-паша Мариоли выбежал на палубу с кривой турецкой саблей в руках. Не сразу поняв в чём дело, он заорал диким голосом: «Христианские собаки! Изменники! Сядьте на скамьи и не вставайте, или будете все порублены!»
Но не для того наши герои затеяли этот огненный фейерверк! Калужский стрелец Иван Мошкин, обозвав анти-пашу неверным турчанином и поганой собакой, быстро подлетел к нему взмахнув саблей. В короткой схватке калужский стрелец, вдохновитель этого восстания, пропорол брюхо своему турецкому эксплуататору, который тут же рухнул замертво на палубу галеры.

ОЖЕСТОЧЁННЫЙ БОЙ

Увидев гибель своего капитана, турки пришли в страшное смятение и панику. Но некоторые янычары отошедшие от шока смогли взять себя в руки. Они стали хватать те немногие уцелевшие после огня луки и стрелять по русским. Одна стрела, пущенная турком с кормы галеры, попала Ивану Мошкину в голову, другая - в десницу (то есть в правую руку).
Янычары, как дикие псы, с криками и воплями налетели на раненого калужского стрельца Ивана, истекающего кровью. Завязался ожесточённый сабельный бой.
Рука стрельца ещё не забыла, как держать оружие. Взмахами сабли Иван валил окровавленных турков направо и налево. Янычары, как соломенные снопы, падали на палубу вокруг лежавшего в крови их хозяина анти-паши Мариоли, зарубленного русским стрельцом Мошкиным.
В ходе этого скоротечного боя Иван получил ещё два ранения, но уже саблей: одно - в голову и другое - в живот. Кроме того, он ещё получил и ожёг от взрыва пороха. Об этом он так писал впоследствии в челобитной к царю: «И потом я, холоп твой, как зажигал под тех турских людей, и обгорел я, холоп твой, по пояс».
Наш же «верхоломовский» полковой казак Тимофей Иванович бился с турками невдалеке от своего товарища Ивана Семёновича Мошкина. В отличие от своего друга и соратника калужского стрельца, который был больше специалист по стрельбе, наш «верхоломовец» владел шашкой в совершенстве. На то, как говорится, он и казак! И в ожесточённом бою с наседавшими на него со всех сторон турками он рубил их с двух рук, словно капусту.
Конечно, турки допустили большую оплошность, взяв в рабство на свою галеру бывших военных, и теперь за эту ошибку они расплачивались сполна своими басурманскими жизнями.
Благодаря виртуозному владению саблей с обеих рук, «верхоломовский» казак не получил ни одного резаного сабельного ранения.
Поняв, что русского казака просто так не взять в сабельной схватке, один из турков, зарядив свой мушкет, выстрелил издалека в нашего ломовского повстанца. Пуля угодила Тимофею Ивановичу в левое рамо (то есть плечо), и в челобитной царю он об этом писал:
«И руку левую, государь, у меня выбили мушкетом…»
Между тем на всём пространстве турецкой галеры, во всех её уголках, велся ожесточённый бой между повстанцами и их поработителями. К концу боя между турками и восставшими русскими вся палуба турецкой галеры была залита кровью и покрыта отрубленными членами сражающихся. Повсюду валялись отрубленные кисти рук турков, их пальцы и головы. И по окончанию боя русины сбросили все эти остатки басурманских тел в море на съедение рыбам.

ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР

Вместе с нашим «верхоломовским» казаком Тимофеем Ивановичем и калужским стрельцом Иваном Мошкиным бились на турецкой галере и их товарищи (всего 22 человека). Рядом с ними бок о бок сражались и другие повстанцы: боярские сыновья - Назар Васильевич Жилин, Иван Осипов Климов из города Ельца, Мартын Яковлев Сенцов из Воронежа, Филипп Еремеевич Кореплясов из Белгорода, московский стрелец Иван Лукьянов, чугуевский стрелец Логин Макаров, Максим Полуэктов из Шацка и другие. Из этих 22 человек был убит один, остальные получили ранения различной степени тяжести.
В этой неравной схватке наши галерные повстанцы выглядели просто настоящими героями, которые противостояли врагу, в десять раз превосходившему их численно. Позже к повстанцам присоединились и остальные их товарищи, в ходе боя освобождённые от оков.
210 турков было уничтожено, сорок - взято в плен. Многие янычары сами бросались за борт ради спасения своей жизни. А сын анти-паши Мариоля и десять человек его охраны спасаясь от ярости русских повстанцев прыгнули в шлюпку, наполовину залитую водой, и с захваченной галеры наши герои ещё долго наблюдали, как лодка кружилась по морю и, весьма вероятно, что утонула.
После того, как этот длительный неравный бой закончился полной победой русских героев, последние бросились к парусам. Починив их на скорую руку и подняв, победители тронулись в путь подальше от турецких ненавистных берегов. Благо, что дул попутный ветер. Часть их взялись за весла и стали помогать захваченной галере быстрее уходить в открытое море.

К ИТАЛЬЯНСКИМ БЕРЕГАМ

Захваченная галера по лону волн скользила по направлению к Калабрии (Италия). Повстанцы хотели высадиться там для того, чтобы поклониться христианским святым в Риме и оставить захваченную турецкую галеру в подарок папе Урбану-8. Так писали в то время итальянские газеты, хотя в этом мы вправе и усомниться: навряд ли православные стали бы поклоняться католическим святым…
Между тем лучшая галера турецкого флота, ведомая вдохновителями восстания калужским стрельцом Иваном Семёновичем Мошкиным и нашим земляком «верхоломовским» казаком Тимофеем Ивановичем Наровчатовым, всё ближе продвигалась к итальянским берегам.
Во время морского пути галера неожиданно встретила турецкую большую парусную лодку-«фелюку», в которой плыли семеро турков. Последние, увидев одну из своих галер, обрадовались и, ничего не подозревая, приблизились к ней.
«Не попадались ли вам на пути христианские корабли?» - спросили с парусной лодки.

Тимофей Иванович и Иван Мошкин за семь лет пребывания в турецком плену хорошо выучили чужеземный язык и, выдавая себя за янычарского начальника и его помощника, успокоили приплывших к ним турков. Более того, они вежливо пригласили их на борт захваченного судна пообедать вместе.
С большим удовольствием и радостью турки приняли приглашение наших мореплавателей, ведь их же позвали на угощение на самую дорогую галеру Турции. Когда довольные янычары поднялись на борт султанской галеры, то наши русины (русские) больше не могли сдерживаться и разразились оглушительным хохотом. Лица турков сразу стали печальными и скорбными. Поняв, что они попали в плен к русским, все они пришли в скорбь и полное отчаяние. Ну а наши герои тут же нашли для них подходящее занятие: усадили турков на места гребцов, где недавно сидели сами, прикованные цепями, и с улюлюканьем заставили новоиспечённых пленников работать вёслами и продвигать захваченную галеру в сторону Италии.

БОГАТСТВ БЫЛО НЕМАЛО

На восьмой день плавания галера с нашими героями попала в страшную бурю: у неё поломалось 17 вёсел и раздробило руль. Русские повстанцы вынуждены были сократить свой путь, и им пришлось пристать в ближайшей гавани в Испанской Мессине (ныне Италия). Здесь впоследствии захваченная галера со всеми огромными богатствами, находящимися на борту судна, и осталась…
А добыча наших русских повстанцев, захвативших лучшую турецкую галеру, была немалой. 34 турка, 4 еврейских купца, предложившие за себя 10000 «скуди» выкупа, две турчанки, два негра, 3 мальчика. Так как галера анти-паши была военным судном, то в руки стрельца Мошкина и его товарищей попало 27 пушек, 250 мушкетов, множество сабель и кинжалов. Среди захваченного оружия было много ценных экземпляров – более 20 сабель были “оправлены в золото и серебро”, также было 40 кинжалов с серебряными рукоятями, украшенными драгоценными камнями.
Список богатств, находившихся на турецком судне, можно дополнить двумя наборами лошадиной сбруи с очень дорогими седлами (позолота, серебро, жемчуг, камни). Здесь же были золотая булава с камнями (личный жезл самого Анти-Паши), двумя десятками пурпурных кафтанов с подбивкой из соболя (кстати, русского – иного в Европе тогда не было), и двадцатью одеялами из дорогих тканей.
Среди “экзотических” товаров на галере следует назвать “цельный рог единорога - предмет весьма редкий и ценный”. В те времена рог несуществующего единорога оценивался в громадные суммы, многие тысячи золотых монет. Обычно под его обликом скрывались рога обычного носорога, вещь в Европе середины XVII века все еще совершенно невиданная.
Из более дешевой “мелочи” на борту галеры находилось: “60 мешков пшеницы и множество других припасов; 20 прекрасных и богатых знамен и множество богатаго и тонкаго белья»; по два полные мундирные костюма для 250 солдатъ; 15 прекрасных ковровъ, каждый ценою в 150 скуди, 250 деревянных брусьев и 150 больших железных полос, предназначенных для постройки новой галеры; множество штук дамасской ткани и других предметов торговли...”
Иначе говоря, в руки восставших гребцов вместе с галерой попало громадное состояние, способное сделать их всех далекими от нищей жизни. Наличие на галере женщин, купцов-евреев и множества товаров согласуется с сообщением итальянского текста, который поведал о цели анти-паши уйти на Пелопенесс, в торговый порт Наполи-ди-Романия.

В СИЦИЛИИ ИХ ВСТРЕЧАЛИ, КАК ГЕРОЕВ

Однако мешкать нашим новоявленным морякам было нельзя. Надо было срочно чинить паруса (а порваны были, по словам Ивана Тимофеевича, два основных несущих паруса), отлаживать вёсла и уходить подальше от ненавистных османских берегов. Идти в Россию морем было опасно, так как надо было бы проходить через пролив Босфор, мимо Константинополя (Стамбула) по Чёрному морю, которое для русских в то время было враждебным. Оно полностью контролировалось Османской империей, так что наши герои решили двигаться на север, в сторону Испании, или, как они сами говорили. «идти в Шпанские земли». Вся дальнейшая судьба наших героев подробно описана в челобитных царю самими повстанцами и, в частности, их предводителем Иваном Семёновичем Мошкиным.
После полуторанедельного плавания сияющая золотом и дорогим убранством галера с нашими тремя сотнями повстанцев прибыла в порт Мессину на Сицилию. Местные жители встречали их, как героев. На лицах итальянцев были восторг и изумление. Восторг - от геройства и смелости, а изумление от того, что многие итальянцы впервые видели русских, что называется, вживую. Трудно передать чувства итальянцев, уводивших людей из далёкой, неведомой и закрытой страны, такой, как Россия. Это все равно, что современные русские увидели бы где-нибудь под Пензой представителей племени папуасов из Новой Гвинеи в полном боевом раскрасе!
Местные власти были озадачены и задались вполне резонным вопросом: «А что же им делать с таким количеством русинов, неожиданно свалившихся на Сицилию, как снег на голову?» Дипломатических отношений с Испанией в то время никаких не было, равно как и торговых представительств. Сицилийцы по отношению к русским взяли выжидательную позицию. Стрелец Иван Мошкин в своей челобитной царю писал:
«Стали нас в Шпанския земли иноземцы призывать и призвали нас, холопей твоих, в город. И зазвали нас в одну палату, и приставили к нам сторожу…”.
Говоря современным языком, наш казак «верхоломовец» вместе со своими товарищами попал под арест, хотя и временный, до выяснения сицилийскими властями положения о пленных.
Пока повстанцы находились под стражей и залечивали раны, вице-король Сицилии решил вести с ними переговоры. Он предложил «русинам» службу при его дворе.
Чуть позже в Италии по горячим следам о подвигах наших русских героев, была написана и издана в издательстве Григнани небольшая книга.

ПЕРЕГОВОРЫ С ВИЦЕ-КОРОЛЁМ

Вице-король Сицилии, видимо, исходил из того, что приплывшие русины в прошлом почти все были военными людьми: казаками, стрельцами, пушкарями и могли быть хорошими солдатами при его дворе.
“Давал нам гроши и платья, и жалованья, чтобы мы служили шпанскому королю,” - писал Иван Мошкин в челобитной царю.
Лично Ивану Мошкину и Тимофею Ивановичу, как предводителям повстанцев, вице-король от имени испанского короля Филиппа IV обещал “земли… по 20 рублей на месяц”.
В переводе на современный язык, простому «верхоломовскому» казаку Тимофею Ивановичу испанский вельможа сулил земельные наделы и службу на короля с жалованьем номиналом в 20 русских рублей. Для сравнения, жалованье русского казака того времени, служившего в Толковском остроге (каковым и был наш Тимофей), составляло лишь около 5 рублей в год.
Переговоры с вице-королём вели Иван Мошкин и его ближайший сподвижник «верхоломовец» казак Тимофей. На предложение вице-короля остаться в Сицилии в качестве служащих наши герои ответили отказом и просьбой отпустить их домой, как они говорили в христианскую веру. В челобитной они писали:
«Мы, холопи твои, правоверной христианския веры не покинули и шпанскому королю служить не захотели”.
Здесь уместно отметить, что в то время такого понятия, как православие, ещё не существовало. Была христианская правоверная вера. Православие ,как религиозность появилось при патриархе Никоне (кстати выходца из мордовской деревни Вольдеманово) после 1654 года, после раскола церкви, когда русская церковь разделилась на православную и так называемую - старообрядческую.

МНОГОТРУДНЫЙ ПОХОД

Тем не менее наши русины решили возвращаться на Родину. На этот раз с ними обошлись более жестоко. У них была отобрана галера, завоёванная ими у янычар большой кровью, а также многие другие вещи, и даже - пленные турки.
Из челобитной Царю:
«И каторгу (т.е. галеру) у нас отняли со всеми животы, что было, и отняли у нас… 40 человек турских невольников”.
Говоря простым языком, наших «упрямых» героев сицилийцы попросту ограбили. С тем и отпустили домой.
«И отпустили нас совсем, ограбив душею и телом, и дали нам, холопем твоим, лист вольной...”
Наш «верхоломовский» казак со своими товарищами по несчастью, а их было более 200 человек (некоторые всё-таки остались в Сицилии по тем или иным причинам), двинулись на север, к вечному городу Риму.
«Шли мы… наги и босы, и голодны», - писал наш Ломовский герой в своей челобитной.
Более двухсот русинов двигались под южным палящим солнцем по пыльным испанским и итальянским дорогам навстречу Риму и его духовному лидеру Папе Римскому, и среди них шёл житель города Верхнего Ломова казак Тимофей Иванович.
От вечного города Рима наши повстанцы двинулись на северо-запад, в Венецию, а из Венеции направились во владения императора Священной Римской империи Фердинанда II.
“И из Венецы шли мы … до цесаря крестьянскаго”, вскоре прибыли в его столицу Вену».
В городе Вене нашими русскими повстанцами заинтересовался сам император. В этом городе повторилась та же история, что и в Сицилии – храбрецам предложили не идти дальше, а остаться и служить. Поменялся только потенциальный государь-наниматель, теперь это был Фердинанд II. В Европе все еще продолжалась кровавая Тридцатилетняя война (1618 – 1648 годы). Храбрые и умелые воины требовались везде и всем, и австрийский император не был исключением.
Как писал стрелец Мошкин:
“Цесарь крестьянской был нам рад и звал нас на службу, и давал нам жалованье большое, а мне, холопу твоему Ивашке, давал поместье”.
И вновь, несмотря на щедрые посулы и настойчивые уговоры, наши русские повстанцы отказались от предложения устроить свою жизнь на чужбине и высказали своё непреодолимое желание вернуться на родину.
“И мы ему служить не захотели и христианския веры покинуть, и шли мы… в православную христианскую веру на твою государскую милость”.
К счастью для Тимофея Ивановича и его товарищей, австрийцы не стали пытаться задержать русских, как это сделали испанские власти. Всех русских мирно отпустили и разрешили проход через владения Фердинанда II.

ДОРОГА ДОМОЙ

Далее наш героический отряд во главе с Иваном Мошкиным и Ломовским казаком Тимофеем Ивановчем, прошедши через всю Австрию, перешёл в Венгрию, подконтрольную тому же Фердинанду II. Перейдя австро-польскую границу, отряд прибыл в Варшаву.
В те времена (а это напомню был 1643 год) Варшава была столицей Речи Посполитой. Поляки всегда были, мягко говоря, в конфронтации с Россией, но на это раз между Москвой и Варшавой было перемирие. В Варшаве уже знали о подвиге наших героев, и поляки встретили русских весьма доброжелательно. Храбрость русских повстанцев произвела сильное впечатление на самого короля Речи Посполитой Владислава-4. Король проявил почти что отеческую заботу о пришлых русинах, обеспечил их одеждой, продовольствием и другими необходимыми вещами.
«Велел нам дать пити и ести», - писал позднее Иван.
Всем русинам выдали подводы, так как идти нашим измученным героям, которые преодолели уже сотни вёрст, было довольно трудно. Также им всем выдали по 2 рубля, а Мошкину и «верхоломовскому» казаку Тимофею - 10 «рублёв», что на родине составляло бы для него двухгодовое жалованье.
Дальнейшее движение бывших пленных шло по территории Белоруссии, которая в то время частично тоже принадлежала Речи Посполитой.
До города Вязьмы они добрались без происшествий. Это был первый русский город, в который они вошли за долгий период своего многотрудного похода. Встречал русских героев сам воевода города Вязьмы - Иван Фёдорович Львов.
Отдохнув и набравшись сил уже на своей русской стороне, бывшие пленные на «государевых» подводах, выделенных вяземским воеводой, стали продвигаться к Москве.

МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

По прибытии в Москву наш казак со своим другом Иваном Мошкиным и другими товарищами согласно традиции того времени написал коллективную челобитную царю Михаилу Фёдоровичу Романову о своих приключениях и похождениях в Европе. Также челобитную царю писали все бывшие пленные по отдельности, в том числе и «верхоломовский» казак Тимофей Иванович Наровчатов. От себя он поведал государю историю своей семилетней жизни в неволе и счастливого возвращения домой. В конце своей челобитной Тимофей Иванович со своими товарищами просил государя Михаила Фёдоровича Романова:
“…за полонское нужное терпение своим царским жалованьем, чем тебе праведному и милосердому государю об нас бедных Бог известит”.
По-другому сказать, наш герой с товарищами просил некоторое пособие - компенсацию за проведённые долгие годы на каторге, что было вполне принято в 1643 году.
Русский православный царь, конечно, не отказал своим геройским подданным.
На обороте коллективной челобитной повстанцев на этот счет сохранилась пометка, записанная думным дьяконом Разрядного приказа Гавренёвым.

ГОСУДАРЕВЫ НАГРАДЫ

В пометке думного дьякона, в частности, говорилось:
«7151 года июня в 20-й день государь пожаловал тому стрельцу велеть дать корму по 2 алтына. А достальным всем детям боярским - по 8 денег, казакам по 7, пашенным крестьянам по 6 денег, для того, что свободились без откупу, и отослать под начало к патриарху для исправления, для того, что у папы принимали сакрамент".
Больше всех получил компенсацию калужский стрелец Иван Семенович Мошкин. Как предводителю и зачинщику восстания, ему выдали «целых» 2 алтына, и он снова был принят на стрелецкую службу.
Боярские дети получили по 8 денег. Ну а наш «верхоломовский» казак, несмотря на то, что был правой рукой Ивана Мошкина, получил от царя всего 7 денег, а крестьяне же, как низший класс, получили по 6 денег. По сравнению с тем, что предлагали нашим героям за службу в Сицилии и других странах, это было совсем мизером, недаром первый царь Романов слыл «прижимистым» государём. Также, по закону того времени, после отбытия на каторге крестьяне автоматически становились свободными.
Будучи в городе Риме у папы, наши повстанцы принимали так называемый «сакрамент», то есть католическое причастие. Теперь же, когда они вернулись домой, в православную страну, от этого «неправильного» таинства им нужно было избавиться с благословления Патриарха. В те годы им был Иосиф, Патриарх Московский и Всея Руси, который и исправил «неправильное» католическое причащение «верхоломовского» казака на православное.

РАССТАВАНЬЯ ЧАС НАСТАЛ

Далее из Москвы наши герои стали разъезжаться по своим родным местам. Мы можем сегодня только представить, что испытывали в душе эти люди, вынесшие совместные муки многолетнего каторжного, адского труда и так блистательно освободившиеся от рабства. Конечно ж, расставались они друг с другом с великой горечью и со слезами на глазах, абсолютно осознавая, что больше никогда друг друга не увидят. Ни телефонов, ни транспорта в то время не было, да и денег у наших героев почти не водилось - на царёвой службе ведь много не заработаешь.
Ну а наш «верхоломовский» казак Тимофей Иванович вместе со своим товарищем из Шацка Максимом Полуэктовым двинулся на восток. Бывшие рабы преодолевали заключительный этап огромного пути, пройденного по всей Европе, направляясь в свои маленькие сторожевые городки Шацк и Верхний Ломов, чтобы продолжать там нести свою нелёгкую ратную службу.
Как сложилась их дальнейшая судьба в этой поразительной средневековой истории, в которой наш земляк - «верхоломовский» казак Тимофей - принял самое непосредственное участие, мы не знаем. История нам, к сожалению, об этом никаких данных не оставила, мы можем сегодня только предполагать…

ВОЛНУЮТ ЛЮДЕЙ ЛЕГЕНДЫ

По прибытии с турецкой галеры домой в родной город-крепость Верхний Ломов наш герой-повстанец своим неожиданным появлением, наверное, очень удивил своих верхнеломовских земляков. Он вернулся живой через столько лет, а ведь они его, наверняка, увидеть уже и не чаяли. Может быть, по возвращении Тимофей встретился с семьёй и детьми. (Была ли у него семья и дети, мы также не знаем). По возвращении домой на родную землю он также, наверное, служил в казачьих разъездах по ломовским острогам и крепостям, пахал землю, сеял хлеб, растил детей, возможно, дожил до глубокой старости в своем городе Верхнем Ломове. Да и похоронен был
где-нибудь на верхнеломовском кладбище, со временем забытый своими нерадивыми потомками.
Конечно же, при жизни Тимофей Иванович, наверное, рассказывал своим землякам свою необыкновенную, насыщенную яркими героическими эпизодами, историю. Но давайте подумаем, как долго память человеческая хранит воспоминанья прошлых лет? Сто, а может, сто пятьдесят лет? А потом потихоньку все эти истории превращаются в мифы и легенды. И уже мало кто верит в правдивость этих рассказов, да и со временем они забываются вовсе. Если их, конечно, не сохранили архивы, что и случилось с нашей великолепной, героической, абсолютно правдивой историей. Ибо архивным документам нет основания не доверять. Да и книга в Италии была написана по горячим следам этого события. Существует и много других подтверждений этой геройской истории начала семнадцатого века.
И один из главных героев этой невероятной, почти что детективной, приключенческой истории, случившейся в 1643 году, был наш верхнеломовский конный приборный полковой казак Тимофей Иванович. Пробыв на каторге более семи лет, он сумел с боем вырваться из османского плена, вместе со своими товарищами захватил лучшую галеру турецкого султана. Проплыв три моря, он побывал в землях Турции, Испании, Сицилии, Италии, Венгрии, Польши, Литвы; был на приёме у римского папы Урбана 8-го, вел переговоры с вице-королём Сицилии, стоял перед Польским королём Владиславом и нашим царём Всея Руси Михаилом Фёдоровичем Романовым и принимал причащение у Патриарха Московского Иосифа.
Тимофей Иванович не польстился на заморские обещания и посулы. Он не поменял православную веру на мусульманскую или католическую и героем вернулся на родину - в свой родной городок Верхний Ломов. И все это означает то, что нашего отважного казака Тимофея Ивановича можно вправе считать первым национальным героем Ломовской земли, Пензенского края, да и, пожалуй, всей России!
Последний раз редактировалось Холодков Олег И. 20 май 2016, 18:34, всего редактировалось 1 раз.

Участник
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 июн 2016, 20:51
Имя: Александр Нарваткин

Re: "Как наши казаки турецкую галеру брали"

Сообщение Samoved » 13 июн 2016, 21:10

Интересная история!Все мы знаем о тысячах угнанных в неволю в те времена наших соотечественников,но ничего не знаем об их судьбах.Их жизни "за границей" не позавидуешь!Жестокие были нравы и времена!По этой истории можно было бы снять отличный исторический фильм или даже сериал!5 баллов автору!
Меня смущает один нюанс:почему у русского казака фамилия Наровчатов?Имя русское,а фамилия-нет.Может родом из Наровчата?Или новокрещенный мордвин?

Участник
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 27 янв 2015, 12:11
Имя:

Re: "Как наши казаки турецкую галеру брали"

Сообщение К. Селифанов » 31 окт 2016, 18:09

По мотивам этой истории в 1930 г. был написан рассказ Бориса Степановича Житкова «Черные паруса»

Изображение

Вот ещё интересное: Мальта, Валлетта, усыпальница мальтийских рыцарей в кафедральном соборе Св. Иоанна; барельеф XVII в. «Союзники Мальты» с изображением казака и московита; казак выделяется колоритным чубом и восточным кафтаном. Московит тоже из казаков, но одет традиционно - не наш ли ломовец?
А насчёт фамилии всё норм. Если заглянуть в "Десятни Пензенского края", то там подобный генезис у каждого второго служилого пензенца.

Участник
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 05 мар 2015, 15:38
Имя: Холодков Олег И.

Re: "Как наши казаки турецкую галеру брали"

Сообщение Холодков Олег И. » 12 янв 2017, 23:41

По поводу фамилии-Наровчатов. Это версия Полубоярова М.С. Он находил этого казака в переписных книгах, где якобы было указано "наровчатовец", т.е с Наровчата

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7