РАЗИНЦЫ На Ломовской земле

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 05 мар 2015, 15:38
Имя: Холодков Олег И.

РАЗИНЦЫ На Ломовской земле

Сообщение Холодков Олег И. » 18 дек 2016, 21:48

глава из книги Холодкова О. И. "Нижний Ломов-начало истории"

РАЗИНЦЫ НА ЛОМОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

2 октября 1670 года у ворот Ломовского кремля раздался топот и ржание сотен коней. Вооружённые до зубов люди во главе со свои атаманом приказали жителям города Нижнего Ломова немедленно открыть ворота крепости. Гарнизон Ломовского кремля не оказал никакого сопротивления и безропотно впустил непрошеных (а может, и долгожданных) гостей внутрь города. С шумом и гиканьем вооружённая конница въехала через ворота города и стала по-хозяйски располагаться на территории кремля. Это были донские казаки Степана Разина.
В 1667 году на Каспии и Волге подняли восстание донские казаки во главе со своим атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным. Восстание казаков заключалось в банальных грабежах на реках и в прибрежных городах и сёлах. Это был такой некий средневековый «гоп-стоп», а в качестве гопников выступали «воровские» донские казаки.
В ходе бунтового движения к казакам-разинцам стали примыкать служивые люди, крестьяне, а также разное отребье в виде беглых и каторжных людей. Так постепенно создалась разношёрстная армия Степана Разина, которая начала своё победное шествие по Поволжью. В лето 1670 года разинцы взяли город Астрахань, после чего казаки двинулись на своих судах-стругах вверх по Волге. Были захвачены города Царицын (Волгоград), Саратов, Самара. Практически нигде Разину не оказывали существенного сопротивления, жители прибрежных населённых пунктов массово переходили на сторону бунтовщиков и вливались в Стенькино войско.

По ходу движения казацкого войска и захвата городов в них велись грабежи и разбои, мятежники безжалостно расправлялись с воеводами, дворянами, помещиками, а также с церковниками, при этом не стеснялись грабить монастыри и церкви. В сентябре 1670 года разинцы в количестве нескольких тысяч человек подошли к городу Симбирску (соврем. Ульяновск). Это был первый город, который оказал бунтовщикам яростное сопротивление. Бои с повстанцами продолжались в течение месяца, в это же время велась агитация среди местного населения, преследовавшая целью его переход на сторону казаков и вступление в борьбу со своими помещиками, что разинским агитаторам вполне удавалось. В этом Степану Разину помогал посадский из города Саранска Василий Дьяволков, который служил у него в качестве личного «секретаря». Крепость Симбирск
так и не была взята повстанцами, и Разину в октябре месяце пришлось отступить на Дон. Во время осады крепости Симбирск товарищ и сподвижник Степана Разина донской казак Михаил Харитонов был послан в пензенские края для агитации местного населения – поднимать восстания против своих хозяев-дворян. Ещё во времена похода Разина по Волге казацкое войско разделилось на две части, одна из которых пошла по правобережью Волги, где казаки начали грабить и убивать местное население. Таким образом они постепенно вошли в Пензенские пределы.
Второй отряд, возглавляемый товарищем Степана Разина Максимом Осиповым, направился в сторону Саранска, по пути захватив Алатырь, Курмыш и Макарьевский монастырь.Отряд Михаила Харитонова стремительно двигался по Пензенскому краю, по пути обрастая примыкавшими к нему крестьянами и служивыми людьми. Заходя во все населённые пункты, мятежный атаман объявлял, что всем дарует волю, свободу и землю, чем обеспечивал постоянную мобилизацию в своё войско.
В сентябре уже довольно многочисленный отряд Харитонова взял без сопротивления Инзерский острог и крепость Атемар. Разграбив город, его казну и повесив воеводу, донские разбойники двинулись на Саранск. У стен крепости начались жестокие бои. Лишь только с третьего раза атаману Харитонову удалось всё-таки взять приступом Саранский кремль, и отряд бунтовщиков ворвался в город. Как обычно, начался банальный грабёж жителей, церквей и храмов, при этом разинцы выпустили на свободу всех заключённых, а Саранского воеводу Матвея Вельяминова жестоко убили. После захвата Саранска такая же печальная участь ждала крепость Инсар: город был напрочь
разграблен, было убито более ста жителей и лишь воеводе удалось вместе с городской казной своевременно скрыться.После взятия крепости Инсар отряд Харитонова разделился на две части, одна из которых направилась к Наровчату, а другая двинулась к Пензе.

О стремительных действиях атамана Харитонова уже знали во всей округе. Знали об этом и в городах Нижний и Верхний Ломов. Все воеводы ещё не захваченных разинцами городов посылали своих разведчиков-лазутчиков в
места боевых действий с целью проведать обстановку. Послал своего разведчика и Нижнеломовский воевода Андрей Пекин. Благополучно вернувшись из разведки, ломовский лазутчик доложил своему воеводе, что Саранск, Атемар и Инсар взяты и население почти поголовно перешло на сторону бунтовщиков. Нижнеломовский воевода Андрей Пекин прекрасно понимал, что в скором времени такая же участь ждёт и его город. В своём письме от 22 сентября 1670 года Тамбовскому воеводе Якову Хитрово Андрей Пекин писал:
«Благодетель, государь Ияков Тимофеевич, здравствуй о господе во вся дни живота моего. А что у нас вестей, и о том к тебе, государю, писал ныне. А меня убогого прости, по виденому везде ровно будет, отвратил господь бог сердца, заслепились очи всех. О сём сам изволь рассмотрительно по своему благоразумию розсудить и о Нижнем городе Ломове поболеть, как тебе бог известит. Андрюша Пекин раболепно челом бьёт.» (Разрядный приказ. Приказной стол, стб. №.417 л.202).

В среде городского гарнизона и среди крестьян давно уже витал дух бунтарства, «бациллу» которого запустили разинские агитаторы. На всех базарах и ярмарках, в церквях и просто на улицах только и было разговору, что о Степане Тимофеевиче Разине и его доблестных победах, что де донской атаман несёт всем крестьянам и служивым людям свободу и дарует бесплатно землю. Так что внутренне подавляющее большинство населения города Нижнего Ломова было готово встретить мятежного казака хлебом и солью, что, в принципе, вскоре и случилось. Ломовский воевода Андрей Пекин это уже предчувствовал, как и сказано в летописи. Ломовский воевода тогда сказал: «Поминай меня убогого, а Великому государю извести, чтоб окозал в сенадик написать з женою и з детьми». То есть Ломовский воевода уже заочно
прощался с жизнью.

23 сентября отряд Разинцев вместе с мордвой прибыл в Наровчат, где их, по-видимому, уже давно ждали и крепость сдали безо всякого сопротивления. Также без боя сдалась и Пенза. Всё продолжалось по обычному сценарию: грабежи, разбои, убийства, казни. Воеводу же Лачинова зверски убили и повесили на дубовых воротах крепости. Также донские разбойники забили до смерти соборного попа Луку и подьячего Алексея Теплова. Полностью была ограблена пензенская казна. Ходила, да и до сих пор ходит легенда, что когда разинцев начали преследовать царские войска, то, отступая, бунтовщики спрятали эту казну в овраге на «Долгой горе» под Нижним Ломовом, и даже в советское время туда пытался организовать экспедицию знаменитый путешественник Дмитрий Шпаро, но известные события 1980-х годов (перестройка) этому помешали. Как бы там ни было, овраг этот и по сей день называется «Разинский».

Во время нахождения атамана Харитонова в Пензе к нему приезжала делегация из Нижнего Ломова в составе нескольких казаков, которые известили его, что Нижнеломовцы наслышаны о делах Степана Разина и полностью его поддерживают. Тем самым ломовские казаки предопределили судьбу своего города. Донской атаман пообещал, что он обязательно прибудет в город и дарует местному простому люду свободу и землю. Как обычно, по пути к отряду присоединялись местные крестьяне, и уже при подходе к Нижнему Ломову разинцев было около тысячи человек. Второй отряд подошёл к Нижнему Ломову со стороны Наровчата. Многие состоятельные люди, зная, что их ждёт неминуемая смерть и поругание, бежали из города в соседние пока ещё незахваченные Керенск, Тамбов и другие города.
В старой летописи говорится, что боярский сын Невежин Савелий вместе с семьёй бежал из Ломова: «пришли де воровские козаки в Ламовский уезд с Наровчатского городища». «В нынешнем де во 179-м году сентября в 23 день пришли де в Ламовский уезд от вора от Стеньки Разины товарыщи ево, воровские козаки, и помещиковы крестьяне, пристав к воровству их, многие люди…»

2 октября разинское войско в количестве 900 человек во главе с атаманами Михаилом Харитоновым и Василием Фёдоровым подошло к стенам Ломовского кремля. Гарнизон города, по-видимому, ждал разинцев, и стражи-воротники открыли ворота города без всякого сопротивления. Воевода города Андрей Пекин, вместе с подьячим спасаясь от смерти, успел сбежать в деревню Раково к новокрещёну князю Василию Кудашеву, но позже был пойман разинскими казаками в Шацком уезде, после чего доставлен в Нижний Ломов, где его казнили поругательной смертью, а именно подняли на копья. Уже по приходу мятежного войска в Пензенские края и, в частности, к городам Верхнему и Нижнему Ломову бунтовское войско было настолько разношёрстным, что донских казаков в нём было меньше трети. В основном, в отрядах разинцев находился местный люд, состоящий из крестьян и служивых людей, встречались и дворяне, которые добровольно переходили на сторону мятежных казаков. Кроме русских, среди разинцев было много татар и мордвы, калмыков и черкас, и вся эта разнородная и разномастная толпа дружно грабила и убивала неугодных бунтовщикам людей. Восстание стремительно распространялось по Пензенской земле и, в частности, по Ломовским уездам, местное население массово переходило на сторону бунтовщиков, и этому были объективные причины. Ломовский край в то далёкое время был малонаселённым, пограничным краем, постоянно подвергавшимся нападениям ногайских и крымских татар. Народ в уездах был «разношёрстный», переселённый из разных мест, Нижегородской, Рязанской и Московской губерний. Из степей переселяли татар, чувашей из лесов – мордву, которая в то время в большинстве своём была ещё языческая. Все эти переселенцы несли тяжёлую крепостную службу как по городу, так и по разным острогам, стоящим на оборонительном валу. Инородцы, переселённые практически насильно, не питали особой любви к русскому народу и к русскому царю, и при любой возможности сбегали в свои леса и степи. Русские служивые люди были более терпеливы, но также притеснялись своими воеводами. С приходом Степана Разина, который обещал всем вольную жизнь, у всех этих людей не было никакого сомнения, на чью сторону им переходить.

Разинцы прочно обосновались в Нижнем Ломове, город оказался эдаким форпостом повстанцев, где они планировали план своих грабительских действий и откуда начинали свои разбойничьи набеги. Донские казаки вместе с перешедшими на их сторону ломовскими казаками и служивыми людьми начали грабить и разорять помещичьи имения, храмы и церкви, убивать дворян и их семейства. Погромы шли и в соседних уездах – Наровчатском и Керенском. Крестьяне громили имения, делили между собой имущество помещиков и купцов, уничтожали архивные документы, назначали в городах своих воевод и старост, короче говоря, устанавливали свою новую власть. Разгромив почти все барские имения в Нижнеломовском и Верхнеломовском уездах, ломовцы-разинцы настолько уверовали в свою окончательную победу, что даже осмелились послать в Саратов своих ходоков к самому мятежному атаману Степану Тимофеевичу Разину. Послами были Нижнеломовец Андрей Бобровников и Верхнеломовец Михаил Умрихин. Ломовские казаки хотели пригласить самого главного бунтовщика Стеньку в Нижний Ломов, где обещали ему поддержку в его, как они считали освободительном движении. Но Степан Разин в это время был в неизвестном месте, так что ломовские казаки вернулись домой ни с чем. Верхний Ломов также не оказал разинцам никакого сопротивления, и, по-видимому, Верхоломовские казаки так же, как и Нижнеломовские, заранее готовились к мирной встрече с разинцами, так что по приходу дончаков гарнизон крепости безропотно открыл ворота и впустил разбойных казаков в город. Вместе с разинцами, как гласит летопись, в Верхний Ломов пришли нижнеломовские казаки: Иван Емельянов, Ларион Егольников, Фёдор Белик, Василий Шилов и Тимофей Петелин. Как пишет летописец, разинцы заходили в Верхоломовский храм, когда там проходила служба, но грабить его не стали, а чинно вместе с другими прихожанами отстояли службу.

Замолив свои старые грехи, разинцы начали совершать новые, а именно начали грабить богатых горожан, купцов, дворян, как обычно, уничтожили все грамоты и другие ценные документы. В ходе своих бандитских разборок казаки убили верхоломовского священника Ильинской церкви Семёнова Фёдора. Воеводу же увезли в Нижний Ломов, где его посадили в городскую тюрьму, но вскоре верхоломовцы его вызволили обратно. Тем не менее, по приказу самого атамана Мишки Харитонова воеводу всё-таки казнили. Как говорит летопись, убили же воеводу Игнатия Корсакова верхоломовские стрельцы Андрей Третьяков, Борис Шейкин и Митька Грешной. После Верхнего Ломова
на очереди у Разинцев был Керенск. Город также без всякого сопротивления перешёл на сторону восставших. Керенского воеводу Автамона Безобразова постигла такая же участь, как и воевод в предыдущих городах: его казнили, а на городской площади было повешено с десяток помещиков. Крестьянам же объявили свободу; они тут же избрали своего атамана и старшину, ими стали Керенский казак Степан Кузнецов и есаул Любим Житков. После Керенска бунтовщики-казаки двинулись на Шацк, где повстанцев ждала неудача и они потерпели поражение от правительственных войск. Атаман Михаил Харитонов и его сподвижник Василий Фёдоров с основным войском находились в Нижнеломовской крепости и готовились к основным сражениям. Нижнеломовские и Керенские казаки попытались уговорить своих атаманов не сидеть в Ломове и Керенске, а идти с боями на Шацк и Троицк. После некоторого колебания, посовещавшись, Василий Фёдоров и Михаил Харитонов согласились, и, собрав около пяти тысяч бунтовщиков,
двинулись к деревне Зарубкино и Булдыгино (сегодня Зубово-Полянский р-н). В это время со стороны Москвы навстречу мятежникам двигались правительственные войска во главе с основателем города Пензы Юрием Ермолаевичем Котранским, Степаном Хрущёвым и Григорием Григорьевичем Ромодановским. Государственные царские войска остановились у деревни Раково, войско же атамана Харитонова отошло к Зарубкино и встало в лесу. Как писал летописец, в войске Мишки Харитонова в это время было более пяти тысяч человек крестьян и служивых людей и почти все они были из Верхнего и Нижнего Ломовов да с города Керенска.

В декабре 1670 г. государственные войска пошли атакой на отряды Мишки Харитонова. После нескольких ожесточённых боёв у деревень Зарубкино и Ачадово восставшие были полностью разбиты. Остатки Харитоновского войска рассеялись по всей округе. Ломовские и Керенские казаки вернулись в свои города, другие же ускакали в степи. Судьба же самого атамана Харитонова неизвестна: по крайней мере, после полного разгрома его отряда под Зарубкино в Нижнем Ломове его уже никто не видел. Нижнеломовцы и Верхнеломовцы, участвовавшие в разинском восстании, вернувшись домой и, осознав, что им грозит по приходу в город правительственных войск, стали поголовно писать повинные-челобитные на имя царя.
Ломовские казаки, служивые люди и крестьяне объясняли в своих челобитных своё участие в разинском восстании тем, что вступали в ряды повстанцев под страхом собственной смерти и смерти членов их семей, а некоторых из них загоняли в бунтовое войско насильно. Города стали постепенно переходить под власть государства. Сдался Троицк, за ним Наровчат, 14 декабря правительственные войска вступили в Нижний Ломов. Навстречу им с иконами, хоругвями и крестами вышли нижнеломовцы бывшие разинцы. 17 декабря царские войска вошли в Верхний Ломов. Жители города передали подготовленную челобитную на имя царя Алексея Михайловича, в которой каялись и просили простить их грешных и помиловать. Также жители Верхнего Ломова указали в челобитной все имена бунтовщиков, как нижнеломовцев, так и своих же верхоломовцев. «И в том же мы, холопы твои, тебе, великому государю, виноваты», – Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые Русии самодержец, пожалуй нас, винных холопей своих, вели, государь, челобитье наше принять, а за вину нашу, холопем своим, что ты, великий государь, укажешь. Царь, государь, смилуйся!».

Во время подавления казацкого мятежа, царёвы слуги ловили, в основном, главных зачинщиков и активных участников разинского восстания, которых после поимки вели к воеводе и после короткого допроса казнили. Был арестован и сподвижник Михаила Харитонова, Василий Фёдоров, который был отвезён в Красную Слободу (ныне г. Краснослободск), после короткого допроса Фёдоров был повешен. Были казнены и ломовские атаманы Максим Дмитриев, а также ломовские казаки Андрей Бобровников, Михаил Умрихин и другие. Вообще расправа над повстанцами велась жесточайшая. Кроме убийств и казней основных участников восстания правительственные войска выжигали целые деревни, в особенности мордовские, жители которых участвовали в разинском бунте. Бывших повстанцев вешали, жгли живьём в срубах, топили в реках, четвертовали и подвешивали за ребро на крюк. Остальных били нещадно плетьми, кнутами и приводили к царской присяге. В начале 1671 года бунт был усмирён окончательно. Весной этого же года разинцы опять было попытались подойти к Пензе и к Ломовской черте, дабы идти дальше к Москве. Этими отрядами командовали Саратовский казак Тимофей Маланьин и Нижнеломовский пушкарь Кузьма Мордяшев. После короткого боя под стенами города отряды бунтовщиков были наголову разбиты, и это было последнее и окончательное поражение мятежных казаков в разинской войне. Сам же мятежный атаман Степан Тимофеевич Разин был пойман, отправлен в Москву и на Красной площади перед многочисленной толпой был четвертован.

Так закончилось восстание казаков, служивых людей и простых крестьян, в котором принимали непосредственное участие нижнеломовские и верхнеломовские жители.

архивист-исследователь Холодков О.И.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: РАЗИНЦЫ На Ломовской земле

Сообщение expedA » 24 дек 2016, 19:24

8-) Настоящий сценарий для съёмки фильма.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 06 янв 2015, 13:29
Имя:

Re: РАЗИНЦЫ На Ломовской земле

Сообщение expedL » 15 янв 2017, 19:59

Насколья я помню документы в ГАПО в фонде Мясникова - в Нижнем Ломове были казнены всего трое, после подавления бунта. Путаете с подавлением пугачевщины.

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5