НИЖНИЙ ЛОМОВ - НАЧАЛО ИСТОРИИ

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 05 мар 2015, 15:38
Имя: Холодков Олег И.

НИЖНИЙ ЛОМОВ - НАЧАЛО ИСТОРИИ

Сообщение Холодков Олег И. » 03 янв 2017, 01:27

Здесь публикуются главы (сокращенно) из книги Холодкова О.И.: "НИЖНИЙ ЛОМОВ – НАЧАЛО ИСТОРИИ." Эта книга о первых годах существования города, написана исключительно на основе архивных документов обнаруженных мной в Пензенском архиве. Я думаю она заинтересует многих, и в первую очередь жителей Нижнего Ломова и тех кто связан с этим старинным городом.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Хорошо ли мы знаем историю своего края, города, села или хутора? И здесь нужно, наверное, признать, что не совсем: многие вообще: не знают и не имеют никакого представления об истории своего отечества. А ведь во все времена люди пытались отыскать разные исторические данные и сведения о своей малой родине и донести их до своих земляков. Конечно, историки и краеведы прилагали свои усилия для освещения прошлого своего края, работали в различных областных и столичных архивах, но, несмотря на все их усилия, всё равно в истории Ломовского края и самого города оставались белые пятна. В городе Нижнем Ломове за всё время его существования было построено и долго сохранялось множество разных исторических зданий, купеческих и дворянских домов, а также храмов, соборов и церквей. Хранилось множество различных исторических раритетов, которым позавидовал бы любой музей нашей страны. Но, увы, из древностей, за исключением нескольких зданий XIX века, не сохранилось почти ничего.
А ведь даже в недалеком, по историческим меркам, прошлом, буквально менее ста лет назад, Нижний Ломов входил в тройку красивейших городов огромной по тому времени Пензенской губернии. Чего стоили только знаменитые ломовские монастыри – мужской Казанский – Богородицкий и женский Свято-Успенский, представлявшие собой шедевры русской архитектуры XVIII-XIX веков! А какой был архитектурно-церковный комплекс на горе! Красавец пятикупольный Крестовоздвиженский собор с колоннами был взорван во времена богоборчества коммунистами-большевиками. Кстати именно в нашем городе во времена советской власти была создана организация СВБ, расшифровка аббревиатуры которой звучала довольно зловеще «Союз Воинствующих Безбожников». Именно этот приснопамятный союз очень постарался, и в становлении коммунистических планов В.И. Ленина разрушил буквально все монастыри, храмы и церкви, не оставив от них камня на камне, и вся эта архитектурная красота канула в небытие смутных лет.
За Крестовоздвиженским собором стояла не менее знаменитая Воскресенская церковь. На её месте позже, в советское время, была построена уже другая культурная ценность – дом культуры и искусств, сцена которого расположена аккурат на церковном кладбище. Старожилы помнят, как в семидесятых годах прошлого столетия при рытье траншеи это кладбище было вскрыто, а черепа и кости бывших церковнослужителей валялись по всему городскому парку, и мальчишки, озорничая, гоняли их, как мячики. Перед зданием современной администрации стояла ещё одна красивейшая церковь – Архангельская, построенная на месте самой первой и самой древней нашей церкви во имя Михаила Архистратига и Святого Луки. Всё это было взорвано, разрушено, попрано и предано забвению в советское время. Конечно же, можно по-разному относиться к религии, можно верить или нет, но зачем же рушить памятники архитектуры, которые строились нашими предками, для нас же самих и наших потомков! Ломовский летописец писал, что ещё в начале XIX века у нас хранилась масса древнего оружия: пищалей, бердышей, мушкетов и других предметов древнего вооружения, а также 11 чугунных пушек, одна из которых была весом в 170 пудов, то есть весила 2 тонны 720 килограммов! Но всё это было безвозвратно утрачено – продано местной казной на чугунный завод в Краснослободск купцу Манухину в 1827 году. Так знаменитые ломовские пушки превратились в груду металла, и нам остаётся теперь об этом только сожалеть. Ведь сохранись пушки и другое древнее вооружение до наших дней, – интерес к ним был бы огромен: чтобы лицезреть древнерусское оружие, туристы съезжались бы в город Н-Ломов толпами. В Нижний Ломов сейчас мало заезжают туристы. Все больше едут мимо города, в Наровчат. Там существует много музеев, ставятся памятники (чего только стоит монументальный памятник писателю А.И. Куприну, открытый в сентябре 2015 г.). Во всём этом активно участвует Наровчатское землячество. На самом деле, очень важно, чтобы все предметы и памятники старины сохранялись, оберегались и передавались следующим поколениям. Тогда и они будут любить, гордиться и оберегать свой город и его памятники, а не сдавать их в цветмет, ведь неуважение к своей истории – это неуважение к своему народу, да и к самому себе тоже.

Но перейдем непосредственно от того, что наболело, к самой истории нашего древнего города, точнее, к её началу: становлению Н-Ломова. Для этого возьмём временной отрезок в 80 лет, с 1636 по 1717 годы, и постараемся рассмотреть, как и чем жили наши предки в те далёкие времена. Вначале хотелось бы сказать, что в основу этой книги, в первую очередь, легли документы, хранившиеся в пыльных закоулках пензенского архива. Они пролежали там, на полке, без малого 200 лет, и я безмерно рад тому, что мне удалось их отыскать и вытащить на свет. Эти бумаги исторические и очень важные для всех ломовчан. Речь идет об описаниях Нижнего Ломова, сделанных нашим земляком и большим патриотом всего Ломовского края, первым Нижнеломовским штатным училищным смотрителем и, как оказалось, первым краеведом Поликарпом Васильевичем Орловым, жившем в начале XIX века. Состояние нашего города с изначальных его времён он описал подробно и красочно, ссылаясь при этом на древние ломовские архивы, которые по данным некоторых историков сгорели в московском пожаре 29 мая 1737 года, но, видимо, сгорели не все, некоторые сохранились и дошли до сегодняшнего дня. Ссылку на эти документы, хранившиеся в «Нижнеломовском архиве», дал Поликарп Орлов в своём описании города Нижнего Ломова. Вот эта выписка:
(* Выписано из подлинной грамоты, найденной в Архиве Нижнеломовских присутственных местах, начальные строки которой (о…ли, отцвели, отго- рели? Х.О.) Свиток грамоты длинною 5 1\2 аршин и шириною 3 1\2 вершка. По склейкам на обороте написано: «Дьяк Фёдор Панов», а в конце – «Справил Гришка Сухоруков», на адресе: «в Темниковской уезд в Верхний город новый на Ломово голове Богдану Ивановичу Соковнину». (рме ст. сл) года Декабря в 10 день подал Казанец Василий Алексеев сын Нармацков.)
Таким образом, данная книга написана исключительно на основе архивных документов. Нужно заметить, что о начале истории города Нижний Ломов писалось многократно практически всеми пензенскими историками и краеведами, в том числе и ломовскими исследователями, такими, как Георгий Дмитриевич Смагин – учитель с. Атмисс (Георгий Дмитриевич описывал Нижнеломовский уезд ещё до революции: его статьи о Нижнем Ломове выходили в газете Куранты 18 марта 1912 года); учитель села Голицыно Клохтунов Иван Иванович; бывший директор Нижнеломовского краеведческого музея Пастухов Борис Константинович; Саляев Евгений Иванович – автор многих книг, статей и очерков; учитель истории и краевед Куликов Василий Михайлович. Много времени и сил для изучения Ломовского края отдал Виктор Михайлович Шаракин, житель села Тезиково, много работавший в Московском архиве РГАДА, заметки и статьи которого печатались в газете «Маяк», некоторые данные В.М. Шаракина также вошли в эту книгу.
(Кстати, трое последних ушли из жизни почти в одно и то же время, в ноябре 2014 г. и в феврале 2015 г. Светлая им память!) Однако до сих пор продолжают появляться документы и архивные сведения, которые проливают новый свет на историю нашего древнего города. Именно такие документы мне и попались в архиве 19 марта 2013 года, можно сказать, случайно, хотя, как говорят, случайностей не бывает.

Доподлинно могу утверждать, что ни один из пензенских краеведов и историков ни в книгах, ни в статьях на эти документы ссылок не делал. Видимо, эти значимые бумаги как-то прошли мимо них. Между тем документы, о которых идет речь, находятся в неудовлетворительном состоянии: за почти два столетия шрифт начал угасать, т. е. обесцвечиваться и исчезать как от времени, так и от невысокого качества чернил. Пришлось с текстом повозиться некоторое время, чтобы перевести его и придать ему современный вид. То, что получилось, и легло в основу данной книги, которая ещё раз напомнит нижнеломовцам, да и всем жителям Пензенского края о, без сомнения, славном и героическом историческом прошлом города Нижнего Ломова.

Город Нижний Ломов – один из старейших городов Сурского края. Именно с него (и ещё, конечно, с Верхнего Ломова) началась многовековая история Пензенской губернии. В одной из летописей так и говорится, что Пензу строили, в основном, шацкие и ломовские казаки. Конечно, есть ещё более старые поселения Пензенской губернии, такие, как Наровчат, но основную роль в становлении Пензенского края оказали именно Нижний и Верхний Ломов, и в «Строельной книге города Пензы» XVII века совсем неслучайно фигурируют многочисленные ломовские фамилии. Да и одно из первых поселений Пензы называлось не иначе как Ломовской слободой, которую заселили выходцы из Нижнего и Верхнего Ломова. На вопрос «Когда же и как образовался сам Нижний город? (Как называли Нижний Ломов в древних летописях)?» любой школьник ответит: в 1636 году. Именно эта дата значится и на памятной Арке, отреставрированной недавно в Нижнем Ломове и ставшей его достопримечательностью. Однако не всё так однозначно…

ПРЕДТЕЧА ЛОМОВСКОГО КРАЯ

В XVI столетии границы Московской Руси проходили по Рязанской губернии, в частности, по сегодняшним Шацкому и Темниковскому районам (современная Рязанская область и Мордовия). На месте города Нижнего Ломова в то время было чистое необжитое дикое поле, которое так и называлось во всех исторических документах: «Дикое Поле». Места эти были очень дикими и опасными, и ни один путник ни за что бы не рискнул сунуться в эти первозданные степи. Эти лесостепные края являлись местом обитания и кочевья разных диких племён: башкир, ногайских татар, кипчаков и разного «отребья» в виде беглых людей, в том числе и русских. Из этих мест, по которым были разбросаны разбойные становища, они совершали на пограничные города тогдашнего русского государства свои опустошительные набеги. В первую очередь, страдали города Шацк, Кадом, Темников, которые стояли на пограничье с дикой степью.
Доставалось и более крупным русским городам, особенно Рязани. Русские города разорялись, сёла пожигались, а люди уводились в плен, после чего их продавали на невольничьих рынках, которые находились, в основном, в Крыму, в городе Каффа (современная Феодосия). Русское государство, с трудом оправившись после татарского ига и разгромив в середине XVI века Астраханское и Казанское ханства, расширило свои границы . После выхода к великой реке Волге русский царь должен был озаботиться защитой новых границ от полчищ и орд крымских и ногайских татар.

Краевед В.М. ШАРАКИН в своих статьях писал: «Дикое поле, простирающееся по правобережью Средневолжья, не было безлюдным. Из писцовых записей за 1622 год видно, что оно было заселено мордовскими племенами, пришедшими из Темниковской провинции и владевшими на Ломовской земле «бортными ухожаями, с реками и озёрами, болотами в степь за рекой Ломовой в устье речки Атмисс».
Из этих же писцовых записей видно, что по берегам этих рек, а также Мокши были кое-где раскинуты деревни, заселённые мордвой, пришедшей из разных деревень Темниковского уезда. Река Ломов (Ломовая) в те времена была глубокой и рыбной и только у села Козлятского была мелкой, это место так и называлось: «Козлятский брод». Именно по этому броду и проходила Ногайская дорога, которая уходила через сёла Серый Ключ, Старую Нявку, Каремшу и далее на север в Мордовию. Эти броды и сама Ногайская дорога представляла огромную опасность для Русского государства XVI века». Нужно было строить крепости для защиты юго-восточных рубежей.

О постройке городов Верхнего и Нижнего Ломова, действительно, существует указ царя Михаила Фёдоровича (первого из династии Романовых), где Царь указал путному ключнику Фёдору Малово строить на реке Ломовой город. УКАЗ царя Михаила Фёдоровича РОМАНОВА о постройке города Нижнего Ломова 1636 г.: «Лета 7144, февраля в первый день, по государеву цареву и Великого Князя Михаила Фёдоровича указу, память окольничему князю Андрею Фёдоровичу Масальскому-Литвинову, да дьякам Степану Уютскому, да Савве Семёнову. В нынешнем 7144 году указал государь царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси в Темниковском уезде в степи на реке Ломовой поставити острог путному ключнику Фёдору Малово, а наряду указал государь в тот новый острог послати с Москвы четыре пищали медные, ядра по две гривенки и по полутрети гривенки, да пятьдесят пуд свинцу, да пятьдесят пуд зелья к тем пищалям, да к тем же пищалям ядра, смотря по зелью. И по государеву царёву указу и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси указу, окольничему князю Андрею Фёдоровичу Масальскому-Литвинову да дьякам Степану и Савве те пушки свинец и зелье к пушкам ядра велети послати в Темниковский уезд на речку на Ламовую к путному ключнику Фёдору Малово на ямских подводах…» ИТУАК, выписка 7-я стр.54.

Но что понималось под словом город в XVII веке? Для наших современников город – это населённый пункт с многоэтажными домами, с довольно большим количеством жителей и с развитой инфраструктурой. В древности же слово «город» означало просто «огороженное место», и произошло оно от глагола «городить», «огораживать». Итак, городом считалось огороженное место, в нашем случае – крепость. И вот такую крепость-город начали строить на реке Ломовой в 1636 году. Однако в летописи упомянутого мною выше Поликарпа Орлова значится еще более ранняя дата: 1630 год. Летописец XIX века писал, что наш город был заложен за шесть лет до появления царского указа – в 1630 году. В 1636 году появился сам указ, а его выполнение началось в 1637 году. Город строился для защиты южных рубежей Московской Украйны (то есть окраины, так что ломовчане в какой-то мере могут тоже считаться украинцами, только московскими) от набегов крымских людей. Но давайте вернёмся ненадолго в XVI век и посмотрим, что было в этих местах незадолго до постройки украйних городов…

Из главы «Ломовские сторожа» мы видели, что в Ломовских краях ещё в 1560-70 годах постоянно дежурили в сторожевых городках Темниковские, Кадомские, Ряжские и Шацкие казаки, которые несли свою суровую и опасную службу в ещё необжитой и дикой степи. А раз эти сторожевые городки существовали уже во времена Ивана Грозного, то вполне логично будет предположить, что именно в те времена и могло появиться небольшое поселение вокруг военного острога под названием Ломово, на месте которого и был построен город-крепость Нижний Ломов. (Но это, конечно же, нужно доказывать архивными документами, которые ждут своих будущих исследователей). Однако на данный момент следует признать документально подтвержденным тот факт, что наш город Нижний Ломов строился не на пустом месте, а там, где уже существовало поселение. Называлось оно, как говорилось выше, Ломовое или Ломово, по названию реки Ломовой.

«Взгляд на местоположение Нижнего Ломова и окрестностей оного вопрошается пластическими красотами самой природы о быте времён незапамятных. Гора, как бы оторвавшаяся от другой какой-либо горы натиском и силою вековой деятельности стихий, с южной стороны во центральном обломе в 25 сажень (примечание автора: 54 метра) вышиною, и по фигуре полукружия версты на три прерываемая двумя оврагами, выражает мысль, что здесь сама природа уготовила место, где должна святиться память предков и вершиться благо в уделе гражданственности. Город Нижний Ломов основан на месте у реки Ломова и в то время, когда река была прибрежьем между Россиею и Крымскою стороною. Ибо древние укрепления оного и самая система построений на левом берегу реки суть доказательства, что правый берег не принадлежал ещё тогда России. Да и в самых современных писцовых книгах оный повсюду именуется Крымскою Стороною. Следовательно, южная сторона, начиная от самого города, была для первых поселенцев не чем иным, как гнездилищем сторожевой неприязни».
Вот так, в своём «фирменном» стиле, поэтично и образно, начинал свое описание города Нижний Ломов наш древний земляк и первый краевед Нижне-Ломовской земли Поликарп Васильевич Орлов почти 180 лет назад. Итак, на месте, где сегодня находится юбилейная арка и в её округе, до построения крепости-кремля находилось поселение Ломово, получившее название по реке «Ломовая». Кто были изначально по национальности и вероисповеданию те люди, которые жили здесь, сведений не осталось. Но уже в 1624 году здесь была построена первая деревянная двухэтажная с двумя престолами церковь Михаила Архистратига и Святого Луки, а значит люди, жившие в поселении Ломово, были по вере христианами. Эта дата подтверждается многими документами (лично я насчитал 6 архивных документов, где указана эта дата Х.О.). Для примера приведу запись в церковном журнале «Клировые Ведомости» и в Ревизской сказке за 1834 год, в которой указана именно эта дата, что мы и видим на фото. Эта церковь, уже ветхая, стояла ещё и во времена бытности нашего училищного смотрителя, который ее описал с подробностями: «В Нижнем Ломове существует и ныне ещё церковь во имя архангела Михаила, построенная из липового леса, рубленная на правом берегу (здесь ошибка, конечно же, на левом) реки Ломова у самого города, около сторожевых укреплений, и о которой есть упоминания в древних писцовых книгах». Ветхой церкви на тот момент было уже 213 лет…

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ПРАВЫЙ

Чтобы нам, современным потомкам, живущим в XXI веке, представить географическую картину юго-западной стороны города Нижний Ломов в древние времена, нужно выйти на арочную смотровую площадку, включить наше воображение и представить, что мы находимся в древнем городе первой половины XVII века. Какие же виды нам открылись бы в то далёкое время? А увидели бы мы то, что правый берег реки Ломов (называвшийся в древности «Крымской стороной») был весь защищён вековыми лесами, болотами и топями. На месте сегодняшнего микрорайона ЭМЗ и части села Кривошеевки мы бы с большим удовольствием наблюдали красоты многовекового дубового заповедного леса.
В стороне села Козлятского и Верхнего Ломова, в районе современного элеватора, нашему взору открылось бы красивое озеро. В сильную полую воду оно разливалось так, что превращалось в небольшое море и после наводнения оставляло после себя многочисленные болотца. В них селились не только утки и гуси, но и лебеди, цапли и журавли. Невообразимый гомон от этих водоплавающих птиц стоял на всю Ломовскую округу. Позже местные ломовские специальные охотники-«лебёдчики» отлавливали лебедей и других птиц и отправляли их в Москву к царскому столу. Так в сохранившихся документах говорится, что в 1663 г. в городе Нижнем Ломове было закуплено 19 лебедей и 28 журавлей, за которых московские стрельцы Никита Емельянов и Ларион Трифонов заплатили Нижнеломовским охотникам 32 рубля – кстати, очень неплохие по тем временам деньги. Взрослый лебедь стоил 2 рубля, журавль – 1 рубль 16 алтын, молодые птицы стоили все по одному рублю.
Продолжая находиться на Арке, обратим свой взор в сторону современной районной администрации. Здесь мы могли бы любоваться древней, рубленной из вековой липы церковью Михаила Архистратига – самой первой двухэтажной, с двумя престолами. Второй престол – во имя Евангелиста апостола Луки. Церковь располагалась примерно напротив сегодняшней администрации. Во второй половине XIX века она была перестроена в каменную и сохранялась вплоть до советского времени. А за крепостным рвом позже была поставлена Соборная Крестовоздвиженская церковь. Сегодня это место в городском парке, напротив бывшего спального корпуса интерната.
Подобная церковь была построена и в Верхнем Ломове. По старым документам известно, что для нее царем Михаилом Фёдоровичем в 1637 году была прислана всякая церковная утварь: образа, книги, ризы, сосуды, колокола и прочее со специально посланными для этого боярскими детьми Нормацким, Садиловым и Хвостовым. Эти бояре в крепость Верхний Ломов также привезли и разное оружие: 10 пищалей и ядра к ним, 50 пудов пороха и 3 пуда железной дроби.

Но вернемся к Нижнему Ломову и от Крестовоздвиженского собора направимся к горе, прозванной в народе «Шваревкой» - по имени известного ломовского купца Шварёва. Здесь с вершины горы мы бы увидели, как с севера на юг всю низменность пересекает шумная и быстрая в половодье речка Гоняйка (или ручей Гоняй, как называли речку раньше). Спускаясь с северных вершин холмов, в сильное половодье «Гоняй» затоплял всю низменность, образуя настоящий залив от левого берега реки Ломов. И вся местность от современной улицы Ленина (бывшей Пушкарской) до улицы Свердлова (бывшей Казанской) была покрыта водой. По описанию летописца, течение Гоняйки в полую воду было настолько сильным, что ещё в девятнадцатом веке дубовый мост, который стоял в районе сегодняшнего отдела полиции, постоянно сносило в реку, а дома жителей, находящиеся поблизости, заносило песком и илом, тем самым причиняя немало хлопот местным обывателям. Посмотрев на проделки речки Гоняйки в полую воду, вернемся опять на Арку.

ТЫ НЕСИ МЕНЯ, РЕКА!

Под скалистой горой (а гора действительно представляла собой голую скалу без земли и растительности) протекала чистейшая, берущая начало из многочисленных родников река Ломов, давшая название нашему городу. Река представляет собой слияние двух рек с одноименными названиями: первая река – Ломов – берёт своё начало около села Алексеевки и простирает свое течение мимо сел Новая и Старая Толковка, а далее Верхнего Ломова и около с. Норовки сливается с другой рекой. Протяжённость этого рукава составляет 28 вёрст. Далее ещё через 22 версты рукав впадает в реку Мокша. Вторая река – Нор-Ломов – начинается в Керенской (ныне Вадинской) округе близ деревни Баранчеевка, простирает свое течение по этой округе 5 вёрст и входит в Наровчатскую, по которой течёт 7 вёрст, потом Схема города Н-Ломова, 1802 год. Внизу видно раздвоение реки перед мостом, а также сохранившийся ров на горе, оставшийся после крепости. 19 по Верхоломовской округе 17 вёрст и, наконец, по Нижнеломовской округе – 5 вёрст, всего 34 версты. Далее эти две реки сливаются в устье в одну – Ломов. По берегам реки не было ни кустов, ни де ревьев, которые мы наблюдаем сегодня, река просматривалась далеко на восток, а речную воду население использовало для питья вплоть до первой половины XX века. В древности река Ломов имела немного другой вид, чем сегодня. Прибли- зительно от современного моста, принадлежащего фанерному заводу «Власть труда», вплоть до места, где сегодня находится Красный мост, она раздваива- лась на два русла. Таким образом, между руслами образовывался остров, ко- торый был покрыт лесом. Затем река сливались в общее устье и дальше текла уже единым потоком вплоть до впадения в Мокшу под селом Прянзерки. Все это показано на старых картах Нижнего Ломова, в частности, на карте 1802 года, которую мне довелось обнаружить в Пензенском архиве.

Местность для будущего города-крепости нашими далекими предками, судя по всему, была облюбована уже давно. Нам известно, что об этом говорилось в летописи, которая хранилась в Ломовском архиве в бытность Поликарпа Орлова. Там, в частности, говорилось, что место для будущего города было примечено ещё в 20-х годах семнадцатого столетия, а город Нижний Ломов был заложен в 1630 году. Но по какой-то причине строительство началось только через 7 лет – в 1637 году, а точнее, лета 7145-го. Но главной датой основания нашего города считается 1636 год, которым датирован указ из Москвы о его постройке. И вот этот год настал. К тому времени ногайские татары объединились с крымскими. Опасность для Московской Руси усилилась, и в Москве решили спешно укреплять свои восточные «украйны». В 30-х годах XVII века было построено 30 городов, в том числе начали строить Нижний и Верхний города на реке Ломов. В начале XVII века Нижнеломовский уезд представлял собой следующее географическое образование: на севере и северо-востоке уезд граничил с Алатырским уездом, на востоке он доходил аж до реки Суры и сегодняшней Пензы. На юге же он граничил с Саратовским, а на западе с Верхнеломовским и Кадомским (город Кадом ныне находится в республике Мордовия). Также Нижнеломовский уезд делился на четыре стана: Азясский, Никольский, Мокшанский и Завальный.

И ВОТ ЭТОТ ГОД НАСТАЛ

Царь Михаил Фёдорович Романов Величайшим повелением тогда указал: «Для защищения святых божьих церквей, целости и покоя христианского от басурманских татарских безвестных приходов на поле построити черту: от реки Цны к реке Дону до Воронежа на 371 верст, а от Воронежа вверх по реке Вороне к Козлову и Тамбову на 205 вёрст, а от Тамбова до реки Волги на 374 версты, всего 965 вёрст. А по черте построити города, а промеж городов по полям земляной вал. Рвы, остроги и надолбы, а в лесах засеки и всякие крепости, чтобы на Его Государевой Украйне теми местами приходу (татар) не было».

Оборонительный вал начали строить чуть позже, а в лето 7144 заложили деревянную крепость – знаменитый в прошлом Ломовский кремль. Да, именно кремль, и именно – лета 7144. Здесь, я думаю, нужно сделать небольшое отступление и дать пояснение по поводу даты и некоторых названий. Дело в том, что до 1700 года на Руси было совсем другое летоисчисление. Счет календаря вели не от Рождества Христова (кроме церкви, конечно), а от Сотворения Мира. Новый год начинался на Руси в день весеннего равноденствия, 21-22 марта, позже – 1 сентября, а после 1700 года – 1 января, что приходилось по Юлианскому календарю на церковный праздник 14 января «Обрезание Господне». 22 марта в народе новый год или новолетие отмечалось встречей жаворонков. С песнями и закличками наши предки выходили на улицы и таким образом встречали долгожданную весну и древний русский новый год или, правильнее сказать, НОВОЛЕТИЕ. Многие из нас ещё помнят этот народный праздник, во время которого наши бабушки в русской печке пекли вкусных птичек-жаворонков из теста и угощали ими детей. Кстати, у мусульман старый - древний новый год празднуется до сих пор и тоже именно 21-22 марта, называется он «НАВРУЗ».
В неделе было не семь дней, а девять, после пятницы (пятого дня недели) шла не еврейская суббота, а шестица. Воскресение – день, внедрённый в календарь христианством, – назывался седьмицей. Далее – восьмой (осьмица), и девятый день назывался неделя (в смысле, «ничего не делать»: в этот день не работали). Ну а после дня, который назывался неделей, естественно, шёл день после недели – понедельник. Об этом даже в известной сказке Ершова «Конек-горбунок» говорится: «И на первую седьмицу он поехал в град-столицу, вот осьмица (восьмой день) уж прошла и неделя подошла». Церковь и религиозное общество того времени также были другими, и христианская религия имела разные названия. В разные времена у нас была Правоверная церковь, греко-русская вера и иудо-христианство. Не нужно забывать о том, что христианство вышло и образовалось как небольшая секта именно из иудейства и первоначально называлось «Войско Христово». И только после 1654 года, при церковном реформаторе патриархе Никоне (кстати, патриарх Никон – выходец из мордовской деревни Вольдеманово, равно как и его «визави», ревнитель старообрядчества протопоп Аввакум; обоих можно смело назвать нашими земляками так как территория, на которой они проживали, частично принадлежала Пензенской Губернии), стало появляться устойчивое название христианской религии – православие. Первая Ломовская церковь во имя Михаила Архистратига (Архангельская) была построена в 1624 году. И была она не православной, а правоверной старообрядческой, как и вся христианская религия Руси того времени. Спустя тридцать лет, в 1654 году, свершился церковный раскол, и русская церковь поделилась на православных и старообрядцев. Так как это касается истории нашего края, наших предков и православной религии, то остановимся на этом чуть подробнее….

(продолжение следует)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: НИЖНИЙ ЛОМОВ - НАЧАЛО ИСТОРИИ

Сообщение expedA » 10 янв 2017, 13:21

Ломовский летописец писал, что ещё в начале XIX века у нас хранилась масса древнего оружия: пищалей, бердышей, мушкетов и других предметов древнего вооружения, а также 11 чугунных пушек, одна из которых была весом в 170 пудов, то есть весила 2 тонны 720 килограммов! Но всё это было безвозвратно утрачено – продано местной казной на чугунный завод в Краснослободск купцу Манухину в 1827 году

Чугунный завод в Краснослободске работал на ломе, своего природного сырья у него не было. Так что уничтожил этот завод много исторических артефактов :(
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4