ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ ЛОМОВСКОЙ

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 05 мар 2015, 15:38
Имя: Холодков Олег И.

ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ ЛОМОВСКОЙ

Сообщение Холодков Олег И. » 13 янв 2017, 00:01

ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ ЛОМОВСКОЙ (краткий обзор истории Н-Ломовского мужского Казанского Богородицкого монастыря) Глава из книги "Нижний Ломов-начало истории"

На фото: Знаменитый на всю округу Нижне-Ломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Вот таким красавцем он был в XIX и в первой половине XX века

В лета 7151–го, месяца июля, в восьмой день от сотворения мира (1647 г. по новому стилю) на Ломовской земле произошло одно примечательное событие.
Как-то раз Нижнеломовский казак Андрей Михайлович Набоков, служивший ратную службу по городу Нижнему Ломову, спустился с «Норовской» горы к болоту, где находился родник, чтобы набрать воды. Вдруг ломовский казак усмотрел невдалеке какой-то предмет, стоящий на пне. Каково же было удивление набожного казака, когда он увидел, что это было! Этим предметом оказалась икона Пресвятой Казанской Богородицы! Об этом казак донёс Н-Ломовскому воеводе Ивану Косагову. Воевода сначала не хотел верить явлению святого образа, но вскоре у него заболел сын, якобы из неверия в Божье явление, и по совету граждан города со всеми священно-служителями, подняв иконы и хоругви, отправился он на место явления. Перед иконой Царицы Небесной было совершено молебствие, и сын воеводы чудесно исцелился от болезни. Так на Ломовской земле божьим промыслом появилась духовная христианская святыня. В благодарность за исцеление воевода Косагов при участии жителей Н-Ломова построил на источнике деревянную часовню. Именно с этого момента началась долгая и непростая история Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря. Так гласит легенда… Конечно же, сегодня мы точно не можем знать, как было на самом деле и как икона там оказалась, кто её принёс и зачем. Но сегодня это уже не так важно, потому что именно это событие послужило основанием для строительства Нижнеломовского Казанского Богородицкого монастыря. Описание Ломовского Казанского монастыря составляли многие историки и краеведы, но первоисточником всё-таки является книга братьев Холмогоровых и описание, сделанное уже известным нам Поликарпом Орловым в 1837 году. Описание самого монастыря, его церквей, колокольни, разных хоз. построек и церковной утвари, а также инвентаря, икон и многого другого они сделали во всей подробности. К этим первоисточникам и обратимся.

Как только икона была обнаружена, весть о найденном чуде разнеслась по всей округе. В то время в Нижнем Ломове имелась одна крепостная церковь во имя Архангела Михаила и Святого Луки. По указу священников этой церкви на месте найденной иконы была построена деревянная шатровая часовня, куда и был внесён новоявленный образ. Дошло известие об этом знаменательном событии и до русского царя Михаила Федоровича Романова. В 1648 году Нижнеломовские жители, собравшись на городском сходе, порешили и написали прошение самодержцу, в котором просили дозволения построить на месте найденной иконы церковь. Царь и Великий Князь Михаил Фёдорович дал на это своё добро. Через короткий срок семиглавая деревянная церковь во имя Пресвятой Казанской Богородицы была построена.
В писцовых книгах Нижнеломовских писцов Михайлы Пустошкина и Марка Бурцева, которые хранились в то время в Архиве Нижнеломовских присутственных мест, о Ломовской церкви во имя Казанской Богородицы говорилось так (стиль текста того времени сохранён): ДОКУМЕНТ: «А в монастыре на кладезе была выстроена церковь во имя пречистая Казанская Богородица деревянная шатровая с трапезою о семи главах и в церкви образов Деисусы писаны на празелени девять икон, образ местной пречистой Богородицы Казанской в кивоте с затвором. обложен серебром, у образа (пелена?), на ней вышит образ Пречистая Богородица по атласу золотом. а другая пелена Камчатная цветная, а на ней вышит крест серебром.
На ФОТО: На переднем плане – Казанская церковь, справа под шатром – святой источник. На заднем плане (на горе) – церковь во имя Сергия Радонежского.

Пред образом свеча поставлена деревянная на восковое дело, писана красками; да в церкви книг и риз Государевы жалованья два Евангелия напрестольные печатные ветхи, одно позолочено бархатом черным, а другое бархатею. Евангелисты и застёжки медные, полууставы печатные в десть. Часовник, святцы, Псалтырь следованием печатная, другая псалтирь,канунник, жестодневник, две триоди цветныя и постныя, Евангелие толковое и Апостол. Ризы камчатные белыя, оплечье на бархате чёрный на золоте, да ризы полотняные, оплечье бархательное. две патрахили: одна бархатная. черная на золоте, пуговицы серебрянныя, другая бархательная. Две поручи: одна бархат чёрный на золотом, другая бархат зелёный рыжый.у обеих пуговицы серебряные. два стихаря тафтяные двоеличные рудожастые,оплечье у обеих бархат рыжой зеленой. да два ж стихаря белые полотняные, оплечье бархательное, уларь бархатной черечатой,пояс тканой шелковый. Ризы дорогилы тёмновишнёвые, оплечье золотое шитое. да ризы риндяшные, оплечье золотое шитое, ризы полотняные белыя, оплечье бархательное; два пояса шелковые, один красный, другой зеленый, двои сосуды церковные одна серебряная другая оловянная, крест воздвизальный обложен серебром и позолочен, кадило медное.» При первой Казанской церкви первым служителем алтаря был чёрный поп (монах) Корнилий, при нём было несколько братьев-монахов. В 1649 году по выписи из приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Фёдорова первым служителям Казанской церкви были отведены луга и земли. Сам же монастырь начал строиться при следующем чёрном попе Исайе в 1653 году. Первые постройки монастыря были рублены из дерева, в нём находились 11 братских келий, монахов при монастыре было 25 человек, а также 20 трудников, готовившихся принять монашество. Была построена братская изба (столовая), в которой братья трапезничали вместе со строителями монастыря. Имелась вторая изба для бельцев (кандидатов в монахи). Около монастыря был возведён деревянный забор в столбах, для проезда в монастырь имелись центральные ворота сетчатые точёные с притвором, а на воротах со стороны въезда были прикреплены семь икон. Против ворот за монастырём был построен конюшенный двор для лошадей, повозок и разного гужевого снаряжения. В 1675-1677 годах при игумене Никоне были построены три деревянные церкви. Весь монастырь быль вновь обнесён деревянной бревёнчатой дубовой стеной, о чём в писцовых книгах всё тех же писцов Марки Бурцева и подьячего Михайлы Авксентьева сказано: «Да около Монастыря ограда бревённая дубовая, рублена по городовому с Тарасы и обломами, крыта ограда драницами да около ограды от святых ворот, что строена церковь Преподобного Сергия Радонежского, стены по пригору 17 сажень, а в той наугольной башне в наугольной же башне 44 саженьи. а от угольной башни с большой башни, что с вороты стены 27сажень, а от той проезжей Башни до наугольной стены 26 сажень, а от той глухой башни до наугольной стены 44 сажени, а от наугольной башни к святым воротам стены 18 сажень, Церкви и ограды строены на молебныя и прикладные деньги. В длину Монастырь 77 сажень, а оградныя все стены до обломов 13 рядов. а обломов 4 ряда; а сверх обломов забрано липовыми пластинами по заборному в шесть рядов, и башни все ровны до обломов по 30 рядов. а обломов по 6 рядов, а крыты башни тёсом».

На то время в монастыре имелись келья игуменская, 18 братских монашеских келий, чёрных священников три человека, монахов 30 человек, хлебная изба, стены которой равны по 4 сажени. В 1667 году по указу Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Нижнеломовскому стольнику и воеводе Ивану Извольскому было велено отвести монастырю под пашню по челобитью игумена Якова с братией из казачьих земель сто четвертей в поле и ещё в двух по стольку же. В Ломовский Казанский монастырь ежегодно давалось от Государевых пчёл (т. е с царских пасек) на свечи воску по три пуда, да из Москвы выдавалось по три ведра церковного вина и по пяти фунтов ладану, что и исполнялось до штатов 1764 года. В таком состоянии монастырь находился до 1709 года. В этом же, 1709 году, 2-го сентября в монастыре случился страшный пожар, который уничтожил все церкви и монастырские постройки без остатка; единственное, что успели спасти монахи, – это явленный образ Божьей Матери.
В 1710 году по грамоте Митрополита Рязанского Стефана вместо сгоревшей Предтеченской церкви была построена новая деревянная, а в 1712 году была основана каменная соборная во имя Казанской Божьей Матери церковь о пяти главах по грамоте того же митрополита Стефана и достроена была 24 августа 1722 года.
Чуть позже, около 1724 года, была начата постройка вокруг монастыря каменной стены с 5-ю башнями. В этом же году было предложено построить на святых воротах церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. Остальные постройки монастыря оставались пока деревянными. Сергиевская церковь была устроена и освящена при архимандрите Феодосии, при нём же была построена, вместо деревянной Предтеченской, каменная о трёх престолах, из которых главным был престол во имя Богоявления Господня, два других во имя Иоанна Предтечи и третий престол во имя Святого Николая. Иждивенцем постройки (или, по- современному, спонсором) был Керенский купец Миляков. Архимандрит Феодосий умер 10 мая 1760 года и был погребён в монастыре. В 1730 году при Архимандрите Сергии были построены 3 настоятельские и 50 братских келий, все деревянные. Время шло, монастырь расширялся и благоустраивался, всё больше строилось каменных церквей и других зданий. В 1742 году при Архимандрите Варлааме была заложена каменная церковь Сергиевская (во имя Сергия Радонежского), вместо деревянной ограды появилась каменная, строительство которой было закончено при Архимандрите Исаакии, он же окончил постройку над другими воротами церковь во имя Всех Святых, освящал которую уже Архимандрит Иоаникей 7 мая 1779 года. Соборная церковь во имя Казанской Божия Матери, построенная, как говорилось выше, в 1722 году, была о пяти главах, но при Архимандрите Иоаникее эти главы были вынужденно сняты по причине тяжести и слабого грунту земли под церковью, вместо бывших глав пришлось сделать деревянный купол с одной небольшою вызолоченной главою, а вместо прочих четырёх глав по углам квадратной крыши – небольшие пирамиды, которые покрыли белым железом с вызолоченными железными кружками, в середину которых были вставлены такие же звездочки. На стенах же с четырёх сторон в крыше были сделаны небольшие фронтоны. Покрыта церковь была железом по железным стропилам и решетниками. Сверху крыши устроена железная решетка. Внутри церкви пол чугунный, а в алтаре – деревянный. Снаружи в карнизах, ниже крыши изображены явленные лица Божей Матери в 26 кругах.

Главная церковь монастыря – Соборная церковь во имя Казанской Божия Матери, где хранилась сама святыня-икона Казанской Божьей Матери, – судя по описанию, имела великолепный внешний вид и богатое убранство внутри храма, что видно из нижеследующего описания: «Церковь имела 29 окон, 19 из которых были стеклянные (что было редкостью для того времени); все окна были с железными решётками, также храм имел три входа с коваными железными дверьми». Иконостас Соборной церкви, по описанию древних летописцев, был необычайной красоты и великолепия. Состоял он из четырёх ярусов и был весь вызолочен, колонны иконостаса были дубовые и резные на манер виноградных ветвей и также были позолочены. Весь иконостас был оформлен старинной живописью, что ещё больше подчеркивало великолепие храма. По левую сторону от царских врат был поставлен образ Божьей Матери в особой доске размером в четверть, на которой написаны образа чудес малого, а на третьей большой доске – образ Чудотворный, в длину 6, а в ширину 4 вершка, живопись была выполнена в стиле древнего греческого стиля. На образе оклад серебряный и вызолоченный, корона резная из серебра с красными и белыми камнями. Риза была выписана жемчугом, крупных зёрен в которой находилось 150, средних 240 и мелких зёрен 453. Перед образом висела серебряная лампада на таких же серебряных цепях. Рама над образом была драпирована малиновым бархатом с золотой бахромой. Также перед всеми остальными образами в церкви были повешены бронзовые с позолотой лампады. По правую сторону клироса у южной стены была построена каменная лестница или сход в подпол, к роднику, на котором явился чудотворный образ, а за стеной в церкви, на истоке родника сделан балдахин на четырёх каменных столбах с железными решётками, а в сам исток опущен ящик с уступами для скопления проточной воды. На этом месте во время ярмарки и всего лета служатся молебны, в особенности Иверской Божьей Матери, которые сообразно отправляемым в седьмицу Пасхи, поются во всякое время с каноном Пасхи. Во времена ярмарок число богомольцев бывало столь велико, что на территории монастыря им не хватало места. Церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с тремя престолами, теплая, построена при Архимандрите Феодосии одноглавая четырехугольной правильной фигуры, покрыта железом и выкрашена зелёною краскою, в длину имеет 5 сажень с аршином и поперечины 8.1\2 сажень; полы в ней деревянные и 9 окон с железными решеткам. Иконостас об одном ярусе новой живописи; две печи кафельных. Церковь каменная во имя Сергия Радонежского чудотворца, заложенная в 1742 году. Она построена на горе в линию с каменною стеною с колокольнею над святыми воротами, имеют длины 12 и ширины 5 сажень и 2\4 аршина. Покрыта железом и окрашена зеленою краскою. Глав на настоящей и на колокольне две обитыя белым железом. Окон 16, две железных двери и одна деревянная. Иконостас о пяти ярусах, с резьбою и вызолочен, пол деревянный. Под колокольнею ворота деревянные створные. Снизу к церкви вела каменная лестница. Церковь во имя всех Святых, каменная с особою колокольнею над святыми въезжими вратами, выстроенная Архимандритом Иоаникеем, а заложена Архимандритом Феодосием. У сей церкви лестница каменная устроена в стене для входа на колокольню и в церковь, а другой вход в церковь чрез внутренние комнаты настоятеля. В церкви 4 окна, из коих 3 с железными решетками. Вокруг всего Монастыря готической архитектуры стена с зубцами 4-мя башнями, заложенная, как выше объяснено в 1742 году и достроена Архимандритом Иоаникеем, имеет в окружности 416 сажень. Башни в стенах круглые с окошками, покрытые тесом, из коих в башне, стоящей на северо-западном углу стены, устроены в два этажа с четырехугольными двумя комнатами одна над другою, с крыльцом и каменным подвалом. Кельи настоятельские и Казначейские в два этажа каменные, примыкаются к церкви всех святых, что над въезжими воротами. Всех комнат настоятельских 7 и Казначейских – 5. Тут же устроены кухня и просфорня. Корпус каменный двухэтажный с трапезою и кухнею и 12-ю братскими кельями, крытый железом. Каменный двухэтажный флигель возле Сергеевской церкви с 4-я комнатами, в коем помещается престарелый Архимандрит Лаврентий, бывший Настоятель Переславского Никитского Монастыря Владимирской губернии. Каменный двухэтажный флигель с 8-ю комнатами, в коем помещается уездное и приходское Духовное Училище. Ледник каменный. На ФОТО: церковь во имя Сергия Радонежского Казанского мужского монастыря

Конный двор каменный с новою особою каменною стеною, двумя башнями, каретным сараем, кузницею. Гостиный двор вне монастыря каменный одноэтажный с 4-мя комнатами, крытый тёсом. Четыре дома деревянных вне оного же, построены для постоя во время ярмарки.
Карта-схема Нижнеломовского Казанского монастыря (начало XIX века).

На всех церквях в монастыре находилось 12 колоколов, больших и малых. Самый большой колокол был весом в 191 пуд и 25 фунтов, второй колокол «Памелейный» весил 73 пуда, третий по весу «Вадневный» – 43 пуда 13 фунтов, далее 22 пуда, 12 пудов 6 фунтов, 7 пудов, 8-ой и 9-й колокола (вес неизвестен), 10-й колокол весил 10 пудов и 1/2 фунта, сверх этих колоколов в монастыре имелись два малых колокола для повестки к благовесту и к сбору на трапезу. Настоятельство в монастыре изначально было строительское, затем Игуменское и с половины XVII-го столетия до 1719 года Архимандричье. Уже в поздние времена монастырём управляли ректора Пензенской семинарии, начиная с ректора Аарона, затем Антоний, Иоаникий, Николай, в 1836 году ректором был перемещённый из Екатеринославского монастыряАнастасий. Нижнеломовский Монастырь, при учреждении штатов 1764 года положен во 2-ой класс степенью 40. Из настоятелей первому Архимандриту Варлааму на основании Высочайшего Указа Императрицы Елизаветы Петровны дан был наперсный крест, а за многие труды его – Архиерейский жезл с патерицею и служение до выхода с отвержтыми царскими воротами, а дана мантия с зелёными бархатными скрижалями, Архирейский жезл и Архимандриту Иоаникию палица.

Монастырь имел своих «монастырских» крестьян, которые были приписаны к Казанскому монастырю и отрабатывали на монастырь «повинность». По Генеральному свидетельству 1722 года за монастырём числилось 397 душ, а по второй ревизии числилось уже 573 души. Монастырь имел 1662 четвертей земли, сенных покосов на 200 копён и две мельницы. Монастырь имел свои собственные рыбные ловли на реке Вороне и озере Кипце в Кирсановском уезде Тамбовской губернии, но впоследствии из-за большого расстояния от монастыря и из-за споров с местными помещиками монастырские рыбные ловли были упразднены. В пяти верстах от г. Нижнего Ломова при селе Хуторах на реке Ломов монастырь владел мукомольной мельницей о четырёх поставах, которая давала достаточное количество хлеба для монастырской братии. Монастырь содержался на отпускаемую уездным казначейством сумму, а остальные доходы имел от свечной продажи, от приклада (пожертвований) богомольцев, от кошельково-кружкового сбора. Также монастырь сдавал приезжающим на ярмарку торговцам под постой пять домов и 35 торговых лавок. По Высочайшему утверждённому штату от 29-го февраля 1764 года казначейство отпускало на монастырь 1274 руб. 50 коп., позже в 1768 году было прибавлено 88 рублей 61 коп. В 1797 году монастырь получал из Нижнеломовского уездного казначейства штатную сумму 2393 рубля 11 копеек, из которых 300 рублей милостыня от Императора Павла I. За всё время своего существования Ломовский Казанский Богородицкий монастырь видел всякое: пожары, грабежи и разбои, а также духовный подъём и развитие братской обители. Монастырь всегда привлекал своим богатым убранством разных лихих людей и разбойников. Так в 7169 году (по новому стилю – в 1661 г.) на монастырь было совершено разбойное нападение. Из казённого монастырского амбара были украдены деньги, воск и Государевы жалованные грамоты, отказные книги и разные монастырские документы (крепости). Были в монастыре и казаки-разинцы в 1670 году, брали они что-то из монастыря или нет – неизвестно: вероятно, монахи откупились от донских разбойников, как это они всегда и делали. Частичному ограблению братская обитель подверглась во времена Пугачёва в 1774 году. Как бы там ни было, все монастырские реликвии сохранялись до более позднего, советского времени, когда представители новой власти, члены атеистической организации СВБ («Союз воинствующих безбожников») «ударно» не поработали над ломовской святыней. В 1930-х годах монастырь был закрыт и практически разрушен. В разные времена Ломовский Казанский мужской мона

На рис. знаменитая Ломовская ярмарка у стен мужского Казанского Богородицкого монастыря

монастырь посещали многие известные люди. Был в монастыре и знаменитый полководец-генералиссимус Александр Васильевич Суворов во времена усмирения и подавления Пугачёвского восстания. Знаменитый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в детстве вместе со своей бабушкой посещал Ломовскую братскую обитель, позже в своей повести «Вадим» он упоминал о ломовском монастыре. Священник села Белыни и дед знаменитого русского критика Виссариона Григорьевича Белинского (Белынского) – Никифор Трифонович – частенько приезжал по церковным делам в Ломовскую обитель, был здесь и отец Виссариона – Григорий Никифорович, который учился в семинарии. Был ли в монастыре сам «неистовый Виссарион»? Вполне возможно, так как его родная сестра Александра Григорьевна Белынская (в замужестве Кузьмина) проживала в Нижнем Ломове на ул. Московской (сохранилось фото дома Кузьминых в Нижнем Ломове). В Казанском Богородицком монастыре были похоронены многие известные люди. Кладбище находилось за алтарём Казанской церкви, где хоронили настоятелей монастыря, а второе кладбище было на горе около Сергиевской церкви, там хоронили насельников-монахов монастыря и известных граждан г. Н-Ломова. В самой же Казанской церкви, в полу храма с северной стороны, был похоронен князь Василий Сергеевич Долгоруков (Долгорукий), потомок самого Рюрика, легендарного основателя русского государства (могила Долгорукова не сохранилась). Василий Сергеевич являлся прадедом знаменитой писательницы-теософа Елены Петровны Блаватской, которая в Индии почиталась и почитается поныне как посвящённая, то есть «святая». Также Василий Сергеевич приходился прадедом и известному государственному деятелю и политику Сергею Юльевичу Витте. Приходился он дедом и известным писательницам Елене Андреевне Ганн, Марии и Александре Лохвицким, Вере Петровне Желиховской. Сегодня в XXI-м веке, благодаря спонсорам и меценатам, Казанский Богородицкий мужской монастырь возродился вновь. Возведены заново Казанская церковь, братские кельи и хоз. постройки. Восстановлен Святой источник и купели. Новый монастырь, построенный из добротных новых качественных материалов, приобрёл вполне респектабельный современный вид. Но это уже совсем другой монастырь… О прежнем Великолепии монастыря мы можем сегодня судить только по описаниям древних летописцев да по фотографиям, которые, к счастью, сохранились и дошли до наших дней. На территории Нижнеломовского уезда находились и другие монастыри, такие как Салолейский, Покровский, Петропавловский, Виргинский-Николаевский. Три последних существовали в ранние времена и сегодня не существуют, а Виргинский существовал ещё в советское время. Петропавловский мужской монастырь Западнее Нижнего Ломова, в Верхнеломовском уезде, имелась Петропавловская мужская пустынь, она же Петровская пустынь. Находилась она по описанию летописца: «в верх реки Ламовы, на ключе Гремячем. Оный монастырь расстоянием от города Верхняго Ламова в 17 от нижняго города Ламова в 30 от Нижеламовскаго Казанскаго Богородицкаго монастыря в 27 верстах от провинциальнаго города Танбова в 183 верстах». Вскоре там были возведены два храма – во имя Святых Апостолов Петра и Павла (или Петропавловский – 22 сентября 1701 года церковь уже существовала) и во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость (построена 28 июня 1708 года). Обитель также была бедная, и главным источником существования монахов являлось подаяние населения. Пустынь была окружена забором – тыном с воротами – и занимала территорию в 63 сажени длины и 54 сажени «поперек». Внутри находились деревянная настоятельская келья, деревянная хлебная, братская келья, амбар бревенчатый, хлев рубленый, погреб с погребицей из рубленых брёвен, огороженный тыном огород для овощей «длины и поперек восемнадцать сажен» и сад с 14 яблонями, размером 26 саженей длины и 12 – ширины.

Кроме этого, за пределами обители имелось немного леса и «три полянки», которые она сдавала местным жителям под косьбу сена. Год основания Петропавловской пустыни неизвестен, потому что «когда-то» она пострадала от разбойников. Возможно, они унесли с собой или уничтожили все документы, хранившиеся в обители. Покровский женский монастырь Существовал в XVII веке. Находился на территории современного городского стадиона, позже был упразднён.

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1