Каторжный путь
Сообщений: 18
• Страница 1 из 2 • 1, 2
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
Каторжный путь
Архив темы - страница 1:
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
expedA писал(а):17.06.2012 18:58
Хотим восстановить маршрут прохождения каторжных этапов в Сибирь по территории Пензенской области. Кто что знает?
---------------------
Lvns писал(а):17.06.2012 21:27
с. Сядемка
"По преданию, через село проходил Симбирский тракт, по которому гнали каторжников в Сибирь. Тут они отдыхали: «Сядем-ка!». С 1780 года в составе Спасского уезда Пензенской губернии, на дороге из Спасска в Тамбов."
На восток от Пензы каторжный тракт совпадает с Симбирским. Его можно восстановить по картам и списку населённых мест (в списке все нас. пункты указываются относительно трактов).
---------------------
Boogor писал(а):21.06.2012 22:13
В "разысканиях" Н.П.Вырыпаева "Радости и слезы поколений" есть упоминание об "Арестантском колодце" у Тархан, связанным с путями колодников.
(Искать:"Арестантского колодца").
---------------------
Фёдорыч писал(а):22.06.2012 17:16
В своё время, я имел долгий разговор с Вырыпаевым. Он знает всю нитку этого ПУТИ. Он предлагал пройти по этому маршруту.
И ещё, у него была идея восстановить "Арестанский колодец". Но сейчас его уже нет. На его месте пруд.
---------------------
---------------------
Фёдорыч писал(а):09.07.2012 16:35
Начало положено. Вопрос. Почему С. Есенин , проживая в селе Константиновке, что гораздо западнее написал это стихотворение?
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.
Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты,
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.
Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.
Сергей Есенин. 1915
---------------------
Петрович писал(а):18.07.2012 16:56
ekcpedA! Андрюша, были не каторжные обозы, а каторжные этапы. По этому поводу полезно почитать: "Дж. Кеннан Сибирь!" в двух томиках. Это отчет - путевые заметки экспедиции по Сибири, начавшейся в1885году и финансировавшейся журналом "Century Magazin". Есть в Лермонтовке. Шифры 91(с )номера томов: 285158и 285173. Возможно там будет и о нашей веточке "владимеровки" Если можно разыскать Альманах "Каторга". Издавался в начале 20-тых годов. Петрович
---------------------
expedA писал(а):18.07.2012 21:07Петрович писал(а):Андрюша, были не каторжные обозы, а каторжные этапы.
Извиняюсь, исправил. А книжки почитаю.
Предполагаю, что на участке от Городища до границы Пензенской области каторжный путь, он же Симбирский почтовый тракт, совпадал с древнейшим торговым путем "Из Булгара в Киев" - примерно так: Городище - Дмитриевка (от поворота на Дигилевку сохранился мощеный участок) - Пичилейка - Вачелай - Малая Садовка - Щукино - Озерки.
Небольшие перепады высот, доступные источники воды.
В начале 90-х годов местные антиквары у моста в р-не Дигилевки находили старые пуговицы почтовых служащих и предметы дорожной поклажи.
---------------------
expedT писал(а):18.07.2012 21:59Петрович писал(а):полезно почитать: "Дж. Кеннан Сибирь!" в двух томиках. Это отчет - путевые заметки экспедиции по Сибири, начавшейся в1885году и финансировавшейся журналом "Century Magazin". Есть в Лермонтовке.
Вот это? Ссылка
---------------------
Петрович писал(а):19.07.2012 15:57
Это другая книга на туже тему и того же автора. Книги, на которые я ссылался изданы в 1906 году, Спб., издательство Пирожкова. Очень хорошо,что появляется еще источник, хотя того же автора.
Рассмотрел: перевод с английского. Сибирь! перевод с немецкого. Первоисточник конечно английский. Интересно сопоставить.
---------------------
expedT писал(а):19.07.2012 21:15
СПб, 1906, издание В.Врублевского. Штамп библиотеки им.Ленина.
Дочитала до стр.70 (из 457) - похоже, про наши края ничего нет.
"Как путешественники, так и партии ссыльно-каторжных пользуются одной и той же дорогой, которая ведет через Москву, Нижний Новгород, Казань, Пермь и Екатеринбург" (стр.12)
До Екатеринбурга Кеннан с товарищем доехал "общественным транспортом" - поездами и пароходами, а дальше на лошадях. Основательные исследования начинаются с Тюмени, где была большая пересыльная тюрьма. Буду читать дальше - может, на обратном пути что-то появится?
Вообще, книжка увлекательная, грамотно написанная. Очень понравилось описание Нижнего Новгорода.
---------------------
Фёдорыч писал(а):26.07.2012 19:33
Нашёл кое-что, но пока помолчу о деталях. Необычайно интересная информация.
Во-первых, существует музей Московско-Сибирского тракта, есть несколько диссертаций на эту тему и несколько книг, включая Достоевского и Чехова.
Во-вторых, этот тракт через нашу губернию не проходил. Через нас проходил другой тракт, вливающийся в "Сибирский". Скорее всего, он соединял
Юг России с Сибирью. По крайней мере, для нас есть один точный отправной момент: одна из стоянок между острогами была в Тарханах, другая в Кандиевке. (по Н.П.В.).
Где были остроги?
---------------------
Петрович писал(а):27.07.2012 08:12
Федорыч! Не ломись в открытые двери. Я уже договорился с нашим архивом. Ты человек мобильный можешь там поработать. Перед тем, как решишь пойти туда, обязательно поговори со мной. Нескромно, но мое имя шире откроет двери архива.Все таки 2-х летняя работа в нем и мой подарок, который им вручишь,что то стоят. Я договорился с директором архива,что по этому вопросу будут волонтеры.Ты будешь первым. На первых порах,чтобы тебе помочь оглядеться могу и я прихромать.
---------------------
Boogor писал(а):27.07.2012 09:06
Боевые старики, не комнатные! Молодцы!
---------------------
Aleks_Po писал(а):27.07.2012 09:52
Только что узнал? В этих дедах никто не сомневался. На них ещё равняться будем
---------------------
expedA писал(а):18.08.2012 19:46Совершили небольшую экскурсиюexpedA писал(а):Предполагаю, что на участке от Городища до границы Пензенской области каторжный путь, он же Симбирский почтовый тракт, совпадал с древнейшим торговым путем "Из Булгара в Киев" - примерно так: Городище - Дмитриевка (от поворота на Дигилевку сохранился мощеный участок) - Пичилейка - Вачелай - Малая Садовка - Щукино - Озерки.
Небольшие перепады высот, доступные источники водыМ.С.Полубояров.ОЗЁРКИ (Озерки), русско-мордовская (эрзя) деревня Николо-Барнуковского сельсовета, в 10 км к востоку-северо-востоку от него, в верховье речки Тешнярь. На 1.1.2004 – 52 хозяйства, 140 жителей. Основана мордовскими мурзами, охранявшими одну из дорог в Самарскую луку, ставшей затем почтовым трактом из Пензы в Симбирск. Позднее к ним поселились русские служилые люди – примерно четверть жителей села. Ранее эта дорога вела в Булгары и Казанское ханство. Озёрки – от искаженных мордовских слов азор ки – «царская дорога», т.е. дорога в ханскую ставку
Здесь тракт закрыт асфальтом
Малая Садовка. Деревянная старая церковь помнит многое, что сейчас закрыто асфальтом
От Малой Садовки до Карауловки тракт не угадывается, дорога вьётся по полю
На окраине Карауловки сохранился участок насыпи .
От Карауловки на спуске к мосту через р.Тешнярь тракт замощён камнем. Речка мелкая, кроме моста имеется брод. До трассы на Сосновоборск тракт закрыт насыпью,по которой уложен грейдер, возможно в 80-е годы. Через Вачелай тракт не проходил, потянулся между двух оврагов верхом на Пичилейку, оставив Вачелай слева.
В Пичилейке была почтовая станция, вековые сосны это ещё помнят.
После Пичилейки асфальт поднимается в гору и огибает сосновый лесок справа, ближе к Вязовке. А тракт, по-видимому, шёл прямо, оставляя лесок и Вязовку справа.
От Вязовского пруда тракт поднимался в направлении Дмитриевки - на предыдущем снимке этот участок заасфальтирован. Дальше по насыпи. У Дмитриевки был мост через ручей Селиклейка. Далее по полю, где видна невысокая насыпь с остатками мощеного покрытия. Потом тракт уходит в Дигилевский лес, где он лучше всего сохранился.
Миновав ручей Ерылейка, тракт выходит на асфальт Дигилёвка - Городище.
---------------------
Старполкон писал(а):09.02.2013 19:50
Доброго дня всем форумчанам! Не знаю пока к какой теме приткнуться.... Начинаю изучать историю охранно-конвойной службы полиции (старой), милиции, и полиции (новой). В этом году ей исполняется 75 лет по советскому исчислению. По Российскому - 202 года. Старое летоисчесление начинается с 1811 года. Особенно интересно по нашему, Сурскому краю. У нас, в Белинском, в 19 веке, построена пересыльная тюрьма, проходил пересыльный тракт в сторону Саратова и Сибири. Интересны персоналии службы ОКС тех времен. В конце 19 века планировалось пустиь в действие железнодорожное сообщение между Пензой и Тамбовом, но что-то тогда не срослось, началась 1 мировая война и дело это похерили. Может кто-то что-то знает по этому поводу?... Очень буду благодарен за помощь.
---------------------
Петрович писал(а):16.02.2013 12:56
Я знаю об этой строившейся железной дороге на уровне легенд. Поэтому мое сообщение по этому поводу, я думаю, будет не интересно. Тем более все эти легенды я слышал в предвоенное годы. Современное состояние насыпи знают экспедА и экспедТ. Они проехали по этому пути на велосипедах. А в Белинске Старполкон сам может слышать о ж.д. вокзале, построенном до революции там. Петрович
---------------------
Boogor писал(а):16.02.2013 18:55
Николай Петрович, не скромничай - давай и предвоенные легенды. Легендарная информация - это тоже повод для размышлений.
---------------------
Старполкон писал(а):17.02.2013 15:18
Согласен с Boogor! Есть даже фото вокзала, правда полуразрушенного. Но пока столь интересно не ж/д линия, а проходивший тракт (этап) заключенных к нашей тюрьме и от нее далее. А так же персоналии этого ремесла тех времен. Разыскивая людей, нашел на каком-то сайте по продаже старинных вещей в Омске, фотографию г-жи Сарры Матвеевой из Чембара. датируется - "до 1917 года". Жаль не знаю как выставить сюда фотографии...
Я пробежался (простите, что так... с работой запарки - обещаю досканально прочитать, т.к. мама моя и ее родственники из с. Подсот) по книге Н.П. Вырыпаева и узнал, что он там упоминает Матвеевых. Возможно, что эта женщина с фото - родственница Чембарским МатЮхам (как их у нас называли по уличному).
---------------------
Boogor писал(а):17.02.2013 18:49Старполкон писал(а):Жаль не знаю как выставить сюда фотографии...
Так я ж НАСТАВЛЕНИЕ сваял
---------------------
Старполкон писал(а):18.02.2013 10:23
Спасибо. Сейчас попробую.
А вот ссылка на сайт, где размещена эта фотография.
http://www.antikvaromsk.ru/fotografii/f ... uct_id=177
---------------------
Петрович писал(а):20.02.2013 10:29
Олег, исправляюсь. Остатки легенды о ж.д. до Чембара. В дело изыскания и строительства ж.д. , якобы, вмешались богачи - свиноводы из села Крюкова. Они торговали на рынках Москвы и Петербурга и были заинтересованы в хорошем транспорте. Поэтому они приложили много старания, чтобы продлить ж.д. до села. И, якобы все было на мази. Строители и изыскатели вроде дали согласие на продление ж.д. ветки до Крюкова, но одновременно это вызвало задержку в изысканиях и строительстве. И это не позволило окончить строительство до революции. А как бы было хорошо - Тарханы рядом и Шафтель не пропала бы.
По поводу фото С. Матвеевой. Мало вероятно, что она выходец из Подсота. Кстати, подсотская фамилия Матвеевых очень молодая, раньше этот род носил фамилию Серебряковы. Подсотские Матвеевы были не очень состоятельными, скорее бедными. И им такие украшения, даже взятые на прокат, были недоступны. И еще имя Сара в Подсоте не было известно. Петрович
---------------------
Старполкон писал(а):26.02.2013 13:10
Спасибо за информацию, Николай Петрович! Вот про Крюковских свиноводов я много не слышал.... А про Языковских гошешников - да, были. И тоже стремились в столицу. Слава о их горшках далеко уходила от с. Языково. там глина в карьере особая, такой по области очень мало. Я сейчас начал просмотр документов в нашем музее белинского по своей теме. Попробую спросить о С. Матвеевой, может что и есть об этой семье. действительно, скорее всего, это знатный и зажиточный род был в Чембаре. Матвеевых и Серебряковых в Белинском очень много. Мне рассказали, что когда Николай-1 издал указ (после его лечения в доме Белинских, когда он перевернулся в карете) об строительстве в нашем городе собора, тюрьмы и больницы, еще он подписал о вступлении наших купцов и лавочников в столичную гильдию промышленников, без каких-либо дополнительных квот. И наши товары напрямую пошли в столицу и крупные города. Из-за такого быстого продвижения торговли многие купцы, промышленники и даже простые лавочники стали очень скоренько наживаться и поднимать благосостояние. И в конце 19 - начале 20-го века столо очень много зажиточных граждан. которые торговали своей продукцией. Старый тракт на Москву проходил примерно в месте, где царь Николай-1, упал в карете и сломал ключицу. Фото приложу как найду.
---------------------
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
Архив темы - страница 2:
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
Старполкон писал(а):26.02.2013 13:13
Случай с Николаем І возле города Чембар.
Чембар, уездный городок пензенской губернии, который стал теперь известен благодаря чествованию памяти В. Г. Белинского, проведшего в нем свои молодые годы, получил уже раз, в 1836 г., очень громкую известность не только во всей России, но и за границей, особенно в политическом мире. По сообщению г. Ильченка (Рус. Старина 3882, № 12), императору Николаю Павловичу угодно было в 1836 г. предпринять путешествие по России в главный город военных поселений Чугуев, харьковской губернии, через города Москву, Владимир, Нижний, Казань, Симбирск, Пензу, через Чембар до Тамбова и так далее. Предполагалось, что в Чембаре государь будет иметь обеденный стол и ночлег, для чего в городе было приготовлено лучшее для него помещение в доме уездного училища.
24-го августа, в 5 часов пополудни, император Николай Павлович благополучно прибыл в Пензу и остановился в доме губернатора. 25-го августа, в 5 часов пополудни, государь отправился из Пензы на Тамбов, через Чембар. От Пензы до Чембара 125 верст. До последней станции государь проследовал благополучно и выехал из села Мочалейки в 12 часов ночи; на 17 версте от станции, в с. Кевдовершине была смена лошадей. До Чембара оставалось 14 верст. Дорога до Кевдовершины ровная, хорошая, и только в двух местах перерезывается оврагами, из которых последний на 7-й версте от города образуем довольно длинную гору, но совершенно почти отлогую. Начала всходить луна. Ночь была ясная, безоблачная. В коляске были зажжены фонари. На козлах экипажа сидели ямщик и камердинер. Государь дремал. Подъезжая к последней горе, что против Шалалейки, ямщик не сдержал лошадей и не затормозил экипажа, но на половине горы дышловые лошади, не будучи особенно сдерживаемы, понесли раскатившийся экипаж, напиравший на них сзади своею тяжестью; форейтор, к несчастью, свалился, и выносные лошади, никем не управляемые, свернули в сторону и наскочили на край дороги; экипаж опрокинулся на бок, и государь упал, сильно ушибся и при падении сломал себе левую ключицу. К счастью еще, лошади в эту минуту сами остановились. Больше всех пострадал несчастный камердинер, сидевший на козлах, который был ужасно разбит.
Первое время государь был без чувств. Граф Бенкендорф поддерживал ему голову. Когда государь пришел в себя и узнал, что камердинер и ямщик сильно пострадали от ушиба, то, забыв собственные свои страдания, отослал от себя графа Бенкендорфа помогать пострадавшим.
В это время пробирался тропинкой солдат с котомкой за плечами, отпущенный домой "в чистую". Привлеченный светом и суетой, он подошел к месту катастрофы как раз в ту минуту, когда государь очнулся, отпуская от себя графа Бенкендорфа, и увидав солдата, сказал ему: "мне вот служба поможет!" Солдат Байгузов рассказывал, как он, стоя на коленях, поддерживал государя императора в сидячем положении на земле и давал ему по временам пить воду из своей манерки.
Форейтор, как менее пострадавший, был послан верхом в Чембар с известием о случившемся несчастии, откуда незамедлила прибыть помощь. Из города прискакали начальники, доктор, собрался народ. И, кернер, уездный врач, подал первую медицинскую помощь, сделал перевязку, и государь почувствовал себя лучше. Лейб-медик Арнеид, отставший на целую станцию, приехал и посмотрел на перевязку сломанной ключицы, сказал, что она сделана, как нельзя лучше. Государь сел сначала в экипаж и велел ехать шагом, но усилившаяся боль заставила его выйти из экипажа, и он верст шесть прошел пешком, поддерживаемый под руку. Народ, сопровождавший его, освещал путь фонарями. Государь шел, молча, нахмурив брони, и по временам останавливался. Видно было, он страдал. В Чембаре государь занял приготовленное для него помещение в уездном училище.
По случаю болезни государя свита была возвращена из Тамбова назад, и в Чембаре закипела жизнь до того времени небывалая. Государь вставал рано, в 6 часов, утром до завтрака занимался делами, а потом читал или писал. Во время болезни в городе была такая тишина, как будто жители прислушивались, что делалось в училище. Когда болезнь приняла благоприятный оборот, государь выходил на балкон, задернутый парусиной.
8-го сентября государь в 9 час. утра выехал из Чембара, наградив подарками всех и милостиво благодаря за доставленный ему покой.
---------------------
---------------------
Петрович писал(а):26.02.2013 14:23
Старполкон! Здравия желаю! Голубую глину для горшешных дел языковцы добывали в овраге речки Шафтелюйка у деревни Шафтель. Об этом я в свое время написал в "Радостях и слезах поколений", там же о каторжном пути от чембарской пересыльной тюрьмы до тарханских угодий.Петрович
---------------------
Penzyak писал(а):26.02.2013 18:09
А что известно по Чембару вот об этом человеке - Дюкин С.В.???
Он занимался сбором естекственно-научных коллекций и был автор ряда статей:
Дюкин С.В. 1912. Жуки – усачи Пензенской губернии (Coleoptera, Cerambycidae) // Рус-ское Энтомологическое Обозрение Том. ХII. № 2. С. 280 – 282.
Дюкин С.В. 1935. Материалы к биологии болотной совки в Пензенской области // Мат. по изуч. природы Среднего Поволжья. Вып. 1. Куйбышев. Куйбышевское краевое изд-во. С. 112 – 118
бывал и на ДВ России - даже написал статью о жуках трубковертах Уссурийсокго края кажется... точно не помню... у меня надо посмотре возможно есть его учетная карточка из пензенского ПОЛЕ....
А так нет вовсе никакой информации - биография, фото, и т.д. Сплошное белое пятно...
Случайно по районным музеям Вам не попадались коллекциии насекомых Пензенской губернии и области??
---------------------
Старполкон писал(а):26.02.2013 18:59
Я про Дюкина С.В. не слышал. Нужно будет поспрашать у преподавателей биологии. Возможно он был и не из наших мест, а проводил только исследования флоры и фауны.
Спасибо большое Николаю Петровичу, в очередной раз. Обязательно поподробней почитаю о своей теме в Вашей книге. А глину языковцы брали из нескольких мест, т.к. она на разные нужды шла и для разных целей. Но вот добавление голубой как раз и давало те антибактериальные качества крынкам для молока и молочных продуктов. Для масла годилась и простая глина. Это я из раасказов стариков слышал. Сам-то горшки из детства помню, когда на ярмарках их продавали. А еще свистульки и фигурки людей, животных. Сейчас этого уже давно нет... да и мастеров тоже. Что очень жаль.
---------------------
---------------------
---------------------
Старполкон писал(а):26.02.2013 21:39
Во-во... В задние места этих зверушек мы и дули. И ведь счастливы как были...
---------------------
Сусанин писал(а):12.04.2013 15:35expedA писал(а):Хотим восстановить маршрут прохождения каторжных этапов в Сибирь по территории Пензенской области. Кто что знает?
Андрей, я тоже хочу в этом сезоне "прокатать" этот тракт.
В сети есть карты межевания 1767-1796 годов.
Там этот тракт очень точно прорисован с привязкой к овражкам.
Думаю на местности не составит большого труда его по этой карте найти.
Вот пример карт:
Карты есть пока только на Городищенский уезд.
Нужно еще искать, может есть дальше по пути тракта.
---------------------
expedA писал(а):12.04.2013 21:53
За основу, я думаю, надо взять труды Михаила Сергеевича Полубоярова ДРЕВНОСТИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ В ЗЕРКАЛЕ ТОПОНИМИКИ http://www.suslony.ru/Toponimika/vvede2.htm
Красной стрелкой показана дорога от Юловского городища на Самарскую Луку. Эта дорога не была каторжной и торговля по ней была местного масштаба до 18в.-моё мнение.
---------------------
Петрович писал(а):14.04.2013 11:42
Привет, форуму! О каторжном пути. Всем кто интересуется этим полезно проследить путь каторжников Кандиевки и Чероногая. Это недалеко от Белинского (Чембара). Команды усмирителей: массовые порки и расстрелы бунтовщиков, ссылки на вечное поселение каторжников. Хоть они и были не оригинальны (по сведениям некоторых историков в результате "освобождения крестьян без земли" по России было около 1800 бунтов, и подавления их с расстрелами зачинщиков), но они были первыми кто восстал против такого несправедливого "освобождения." Их нужно помнить и помнить их первые шаги на скорбном пути до Чембарской пересыльной тюрьмы. Дальше каторжный путь прослеживается: Волчково, Языково, Крюково,Тарханы. ЭкспедаА, дальнейший путь до Пепзы ты можешь уточнить. И интересен "каторжный путь" на Саратов, о котором сообщил Старполкон. Петрович
---------------------
Старполкон писал(а):25.04.2013 19:31
Доброго дня всем! Действительно, наказания за ослушания и бунты, в которых участвовали жители нашего уезда, были повсеместными. Да и не только у нас, а по всей России. за малейшие провинности - на каторгу. Дешевая и постоянно меняющиеся рабочая сила для освоения Сибири и других отдаленных от столицы мест.
Всего в начале ХХ века в России было 19513 тюремных учреждений. Как известно, основная масса государственных преступников осуждалась на каторжные работы. Статистические данные того времени говорят о том, что их число после революции 1905 года стало неуклонно расти. Так, если в 1903 году каторжных заключенных было 6000, то в 1910 году их количество выросло до 32000. Следует отметить, что в эти годы наряду с лишением свободы широко применялось наказание в виде смертной казни. Особое место в этом деле отводилось военно-полевой юстиции. Для борьбы с революционным движением были созданы военно-полевые суды, которые приводили приговор в исполнение в течение 48 часов с момента совершения преступления.
Скорее всего он и пролегал от Тамбовской губернии к Пензенской и далее на юг, в сторону Саратова. На север - по разветвлению к какому месту каторги следовал этап. Там дорог множество.
---------------------
e_avdonin писал(а):30.05.2013 11:45
Доброго дня всем!
Наткнулся на форум на просторах Интернета и решил, так сказать, внести свою лепту. Дело в том, что я достаточно давно занимаюсь историей ж.-д транспорта, в особенности на территории родного края (моя книжка об инженерах-железнодорожниках, связанных с Пензенской губернией, есть в Лермонтовке - Авдонин, Е.В. Господа инженеры. 2011). Так что добавлю по поводу Чембарской ветви. Планы её постройки были ещё у акционерного общества Моршанско-Сызранской ж.д. в 1874-75 гг. (планировались в перспективе ветви на Чембар, Краснослободск, Вольск, причём по последней были разрешены изыскания). Что же касается Чембарской ветви, то с ней дело затянулось на много лет, вначале со смертью С.Д. Башмакова, затем из-за русско-турецкой войны 1877-78 гг. и т.д., и т.п. В 1910, если не ошибаюсь, году было образовано Акционерное общество ж.-д. ветвей, к-рое должно было, наконец-то, заняться решением той проблемы, к-рая много лет была головной болью всех российских ж.д. - сооружением подъездных путей к магистральным линиям, т.е. так называемым сгущением сети. История этого Общества интересна сама по себе, но речь сейчас не о том. Так вот, среди многочисленных ветвей, к-рые оно строило, были Чембарская, Ломовская и Мокшанская. Самое интересное, что на первой были не только полностью завершены все земляные работы, но и выполнены искусственные сооружения (мосты, трубы, здания), не был только уложен путь: строительство велось из старогодных, т.е. б/у рельсов, снятых с главной линии дороги, но и эти рельсы конфисковали для нужд действующей армии. Примерно такая же картина была с Ломовской ветвью, но ту всё-таки достроили в 1920-х гг. Вольскую ветвь забросили в 1919, про Чембарскую также не вспоминали. Я не предпринимал особенных попыток найти следы строительства на местности, хотя этим летом планирую заняться.
И ещё: если уж вести речь о почтовых трактах, то список почтовых станций есть в Пам. книжке Пенз. губ. на 1854 г., к-рая есть не только в архиве, но и широко доступна в Интернете. Тракт Тамбов - Пенза - Симбирск там легко восстанавливается при наличии под рукой карты.
Особенно хочу поблагодарить тех, кто выкладывает свои фото. Дай вам Бог всего самого хорошего за вашу любовь к родной земле!
---------------------
expedA писал(а):30.05.2013 23:07
Спасибо за интересную информацию. Мы рады , что в наших рядах пополнеие :flag:
Пам. книжка Пенз. губ. на 1854 г. часто используется нами в разработке маршрутов по краю.
---------------------
Boogor писал(а):31.05.2013 08:15e_avdonin писал(а):я достаточно давно занимаюсь историей ж.-д транспорта, в особенности на территории родного края
Евгений, встречал в интернете ваши заметки на ж.д. тему, в том числе о пензенском мотовозе. На моем сайте "Посурье" опубликована работа участника нашего форума Николая Петровича Вырыпаева "Радости и слезы поколений". Там есть его воспоминания об этом пензенском транспорте и фотография мотовоза, которую я переснял с разрешения нашего краеведческого музея из их фотоархива.
---------------------
e_avdonin писал(а):02.06.2013 10:28
Олег, большое вам спасибо за информацию. Уже читаю...
Кстати, ещё в тему: порылся вчера в Полном собрании законов (собр. 1 и 2). Интересный факт: этапные пути для Пензенской губ. не прописаны! Александром I была установлена система этапов от Харькова до Тамбова. Далее куда - вопрос. Этапные дороги были утверждены не для всех жандармских округов, и, в частности, по Казанскому округу, как я понимаю, предусматривалось отправлять ссыльных кратчайшим путём к ближашей пристани, т.к. есть указ ещё екатериненских времён, согласно которому колодников предписывалось не скапливать большими партиями (не более 100 чел.) и отправлять до Казани водою, как наиболее дешёвым и быстрым путём. Так что вопрос о системе этапов в Пензенской губ. действительно глубже и сложнее, чем кажется.
---------------------
Старполкон писал(а):26.09.2013 19:09
Прошу прощения уважаемые краеведы, что так долго не заходил на сайт. Обстоятельства...
За это время, из статьи в "Пензенской правде" узнал о том, что в Омской области есть хуторы - Пенза и Городище. Я отважился связать выставленную фотографию нашей провинциальной актрисы (ранее есть в моем сообщении) с переселением пензенцев в начале 20-го века в Сибирь, в Омскую область. Ранее я предпологал, что Фото С. Матвеевой могло попасть к омичам в связи с каторжным путем, но теперь возможна другая версия - переселение земляков. Вот статья из "ПП".
---------------------
Boogor писал(а):26.09.2013 19:41
Да, лихие были времена.
Вот здесь есть поподробнее:
Газета "100 дорог" № 45
---------------------
Старполкон писал(а):06.01.2014 11:49
Здравствуйте уважаемые краеведы! Наконец-то я добыл фотографию нашей землячки из Чембара - Сарры Матвеевой. Сегодня, в Крещенский Сочельник, из омского музея-магазина старинных вещей прибыла бандероль. Фото отлично сохранившееся. Думаю, что и из нашей местности в Омскую губернию переселялся люд в начале 20-го века. Это фото - тому подтверждение. Хотя я предполагал, что оно попало в Омск по каторжному пути.
Всех с Рождеством!
---------------------
Юрий писал(а):12.01.2014 12:19
Что еще можно прочитать (кроме вышеизложенного) о каторжном тракте, дайте ссылку.
---------------------
Фёдорыч писал(а):05.02.2014 20:07
По всей вероятности, Сонька-Золотая ручка тоже прошла по этому тракту.
---------------------
Aleks_Po писал(а):05.02.2014 20:45Старполкон писал(а):попало в Омск по каторжному пути
В одном фильме услышал интересную версию происхождения названия города - Общее Место Ссылки Каторжан.
Хотя, конечно, на Оми стоит.
Это уже потом ЗК расшифровали "аббревиатуру".
---------------------
Старполкон писал(а):05.02.2014 21:49
Ну то, что Урал, Сибирь, Дальний Восток строились ссыльными и каторжниками - это факт общеизвестный. Сколько стихов, прозы и песен сложено.... никто не подсчитывал. Наш народ всегда был на выдумку горазд. Это я об "аббревиатурах". Тот же "слон", "замкомпоморде", Драздаперма и т.п. Да и недавнее переименование нашей доблестной милиции в полицию и последующими изменениями в сокращенных вариантах названий отделов тоже наделало много шума. Президенту даже вопросы такие были: http://youtu.be/dk5uz6tb5eM :canthearyou:
Я не помню писал где или нет. Я проходил срочную в дисциплинарном батальоне возле с. Тоцкое-2 (известные Тоцкие лагеря). Казармы наши были построены очень давно, а от местных жителей я слышал о том, что там тоже проходил этап на Сибирь. В старых наших бараках была пересылка или как они говорили - станция. И каторжане отдыхали по пути в этом селении под названием Шанхай. Почему его так назвали - никто не знал. Поселение было большое, но в середине 80-х осталось только несколько домов. Как говорили местные, что много пересыльных оставались в селе под разными предлогами и скрытно проживали с поселянами. В солдатском клубе, при ремонте входной двери, мы нашли записку от предыдущих поколений служивых. Дата написания стояла 1957 года. Вот там конвоиры написали, что расселяют деревню из-за того, что очень много развелось урок и проходимцев всяких. Вывозили по нескольку семей сразу. Многие жили в землянка и погребах. Их сочли дезертирами еще от войны и сбежавшими заключенными сталинских лагерей. Там же было написано про атомный наземный взрыв 1954 года на Сорочинском полигоне, недалеко от пос. Тоцкое.
---------------------
expedT писал(а):25.04.2014 21:58Не только мелодичные звуки колокольчика доносились с большака до тарханского поместья. Иногда в тихую погоду оттуда был слышен перезвон кандалов. Под строгим надзором жандармов арестантов гнали в Сибирь и другие отдаленные края. В трех верстах от Тархан в одном из отрогов Сенного оврага они делали привал. Здесь в двухстах шагах от тракта из-под склона"журча, пробивался водою холодной" родник. Он был обведен дубовым срубом. Тарханцы называли его Арестантским колодцем. В наше время колодец пришел в ветхость. Его никто не чистит, сруб давно сгнил, затянулся тиной и зарос травой.
П.А.Фролов. Лермонтовские Тарханы. 1987. с.36
Где-то здесь?
---------------------
Петрович писал(а):26.04.2014 10:05
Таня! Привет! Петр Андреевич Фролов был в свое время в Лермонтовской школе учеником моей матери. Увлечение ее краеведением она старалась передать своим ученикам на уроках истории. Она считала (и выступала с этим на многих конференциях, в печати и др.), что без привязки истории к краеведческому материалу, эта наука становиться мертвой. Это она мне показала "Арестантский колодец"и расскаэала его историю.Об этом мной рассказано в моих заметках "Радости и слезы поколений". Эти заметки размещены на сайте "POSURIE" Олега. К сожалению отроги Кашкаровского пруда заболотили это место и затруднили подход к нему, чем и вызвали его гибель. Но спасибо П,А,Ф, он сохраняет память об этом месте живой нашей истории. Он указал это место точно( между отметкой 218 и 222 в Сенном овраге).Петрович
---------------------
Эльдар писал(а):26.05.2014 14:06expedA писал(а):Совершили небольшую экскурсию
спасибо за карту и фото)) в выходные планируем выдвигаться на исследование местности))) от Кузнецка недалеко))) надеюсь не потеряемся в поисках старинной брусчатки))
---------------------
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
Re: Каторжный путь
Старполкон писал(а):26.02.2013 13:13
Случай с Николаем І возле города Чембар.
Вот попался в тему рассказ В.Садовского в книге "Чембарские истории" (Саратов, 1965)
Re: Каторжный путь
expedA писал(а): 17.06.2012 18:58
"Хотим восстановить маршрут прохождения каторжных этапов в Сибирь по территории Пензенской области. Кто что знает?"
Может эти как то причастны:
https://slovari.yandex.ua/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2C%20172-%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA/?ncrnd=9157
Лидский, 172-й пехотный, полк
ЛИДСКІЙ, 172-й пѣх., полкъ, сформированъ 17 янв. 1811 г. въ Пензѣ въ составѣ 2 ротъ подъ назв. Пензен. внутр. губ. полуб-на, к-рый 27 мрт. того же года б. переформированъ въ б-нъ. 14 іюля 1816 г.) при образованіи отдѣл. к-са внутр. стражи, б-нъ получилъ названіе Пензен. внутр. гарниз. б-на. Въ 1864 г.) при упраздненіи этого к-са и образованіи мѣстн. войскъ, б-нъ наименованъ Пензен. губ. б-номъ, а затѣмъ названъ 26 авг. 1874 г. Пензен. мѣстн. б-номъ.
…
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_172-%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA
«…Полк сформирован 17 января 1811 г. в Пензе в составе двух рот под названием Пензенского внутреннего губернского полубатальона, который 27 марта того же года был переформирован в батальон. 14 июля 1816 г., при образовании отдельного корпуса внутренней стражи, батальон получил название Пензенского внутреннего гарнизонного батальона. В 1864 г., при упразднении этого корпуса и образовании местных войск, батальон наименован Пензенским губернским батальоном, а затем назван 26 августа 1874 г. Пензенским местным батальоном. …»
Судя по всему в Отечественной войне 1812г. с французами они не участвовали. Поэтому вполне могли этапировать каторжан по территории губернии.
"Хотим восстановить маршрут прохождения каторжных этапов в Сибирь по территории Пензенской области. Кто что знает?"
Может эти как то причастны:
https://slovari.yandex.ua/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2C%20172-%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%2C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA/?ncrnd=9157
Лидский, 172-й пехотный, полк
ЛИДСКІЙ, 172-й пѣх., полкъ, сформированъ 17 янв. 1811 г. въ Пензѣ въ составѣ 2 ротъ подъ назв. Пензен. внутр. губ. полуб-на, к-рый 27 мрт. того же года б. переформированъ въ б-нъ. 14 іюля 1816 г.) при образованіи отдѣл. к-са внутр. стражи, б-нъ получилъ названіе Пензен. внутр. гарниз. б-на. Въ 1864 г.) при упраздненіи этого к-са и образованіи мѣстн. войскъ, б-нъ наименованъ Пензен. губ. б-номъ, а затѣмъ названъ 26 авг. 1874 г. Пензен. мѣстн. б-номъ.
…
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_172-%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA
«…Полк сформирован 17 января 1811 г. в Пензе в составе двух рот под названием Пензенского внутреннего губернского полубатальона, который 27 марта того же года был переформирован в батальон. 14 июля 1816 г., при образовании отдельного корпуса внутренней стражи, батальон получил название Пензенского внутреннего гарнизонного батальона. В 1864 г., при упразднении этого корпуса и образовании местных войск, батальон наименован Пензенским губернским батальоном, а затем назван 26 августа 1874 г. Пензенским местным батальоном. …»
Судя по всему в Отечественной войне 1812г. с французами они не участвовали. Поэтому вполне могли этапировать каторжан по территории губернии.
Re: Каторжный путь
expedA писал(а):Спасибо. Ещё одно зёрнышко в нашей копилке
Рад стараться!
К слову сказать для этапирования из Пензы пленных французов домой в 1815г. было использованы кадровые военные Пензенского военного гарнизона. Десять солдат под командованием батальонного командира, подпоручика Филиппа Матвеевича Линькова конвоировали 211 военнопленных. Трое из десяти солдат мои земляки из Нечаевки.
Полагаю для конвоирования каторжан как раз и использовались "внутренняя стража", "местные войска", "Пензенского внутреннего гарнизонного батальона". Не исключено что об этом батальоне есть много сведений в ГАПО. Они же как то имели взаимовоздействие с гражданскими структурами. Тут участник форума Старполкон мог бы "взять след" или подсказать/направить. Он ведь, в отличии от нас, в этом спец!
Re: Каторжный путь
Да, тема каторжного пути весьма интересная и, как лично я считаю, недостаточно изучена в нашей области. Хотя наша область имела непосредственное отношение к так называемой «дороге смерти» (сразу оговорюсь, что я не историк и не краевед (служивый я), просто мне нравится история, и все, что ниже будет приведено, является лишь моими предположениями, построенными на основе анализа информации, полученной из различных источников).
Действительно ранее конвоирование осужденных на каторгу в Сибирские губернии осуществляли профессиональные военные, но с начала 19 века стали создаваться специализированные подразделения, так называемые «этапные команды».
В 1811 году в Российской империи создается «Корпус внутренней стражи», являющийся частью армии, но одновременно выполняющий распоряжения министра полиции, а затем и министра внутренних дел.
20 февраля 1817 года Военным министерством введена этапная система сопровождения арестантов, для этого в составе батальонов внутренней стражи сформированы этапные команды для конвоирования арестантов по утвержденным этапным трактам.
Так, 21 июня 1837 года для препровождения арестантов были учреждены следующие этапные команды:
- по тракту от С.-Петербурга до Москвы и от Н.Новгорода через Казань в Тобольскую губернию;
- по тракту от Белостока через Гродно, Минск, Оршу и Смоленск до Москвы;
- по тракту от Херсона через Полтаву, Харьков, Воронеж, Тамбов, Пензу и Симбирск до Казани (данный тракт обслуживали следующие этапные команды - Херсонская, Песковская, Бобринецкая, Елисаветградская, Душенковическая, Вассиятская, Кременчугская, Пелейская, Решетиловская, Полтавская, Чутовская, Валакская, Харьковская, Липецкая, Белгородская, Корочанская, Рождественская, Ново-Роговская, Нижне-Девицкая, Смердаче-Девицкая, Усманская, Больше-Приваловская, Дрезгинская, Липецкая, Борисовская, Козловская, Челно-Дворская, Тамбовская, Рождественская, Кирсановская, Ершовская, Чембарская, Загоскинская, Пензенская, Городищенская, Садовская, Базарно-Сызганская, Корсунская, Тагайская, Симбирская, Кайсаровская, Бикбулатовская, Воробьевская).
Откуда следует, что участок каторжного пути, проходящего через Пензенскую губернию, обслуживали 6 этапных команд (Ершовская, Чембарская, Загоскинская, Пензенская, Городищенская, Садовская). Из названия данных команд можно сделать вывод, что именно в данных населенных пунктах губернии дислоцировались данные подразделения, и содержались каторжники на ночлеге после дневного перехода. Фактически все населенные пункты, давшие названия этапным командам, находятся на расстоянии от 50 до 70 км (это по современным дорогам, но в те времена тракты шли по наиболее коротким и удобным маршрутам, т.е. были короче).
Исключением является участок дороги Чембар – Загоскино из-за продолжительности пути. Пробел из населенного пункта на данном участке дороги был довольно-таки быстро устранен, уже в 1854 году в губернии действовали 7 этапных команд, к ранее указанным добавилась Каменская этапная команда.
В пользу того, что именно в данных населенных пунктах осуществлялся ночлег каторжников, говорит тот факт, что в трёх из семи на тот же 1854 год имелись тюрьмы (или так называемые тюремные замки), смотрителями которых были:
- в Пензе - коллежский секретарь Александр Степанович Генерозов;
- в Чембаре - коллежский регистратор Михаил Васильевич Вениаминов;
- в Городище – коллежский регистратор Лев Филиппович Арапов;
Ну, и если кому интересно, на тот период «смотрители тюремных замков» в:
- Мокшане – поручик Василий Алексеевич Бочкарев;
- Керенске – прапорщик Михаил Степанович Машивников;
- Нижнем Ломове – Губернский секретарь Петр Сергеевич Ефремов;
- Наровчате – коллежский секретарь Павел Николаевич Бронницкий;
- Краснослободске – Губернский секретарь Иван Антонович Иванов;
- Инсаре - коллежский регистратор Василий Иванович Чурмантьев;
- Саранске – подпоручик Федор Васильевич Васильев.
В других населенных пунктах должны были быть созданы специализированные места для содержания конвоируемых (как минимум три дома, один - для начальника этапной команды, канцелярии и его прислуги (размещавшейся при доме), второй - для отдыха солдат и третий (большой) - для содержания арестованных, с обязательным разделением на мужскую и женскую часть).
Работали же данные команды предположительно по следующей схеме. К примеру, из Чембара - Чембарская этапная команда сопровождала этап до Каменки, там передавала их по описи, отдыхала и на утро возвращалась обратно, при этом если было нужно, осуществляли сопровождение каторжника в обратном направлении (к примеру, возникла необходимость допросить в качестве свидетеля отбывавшего наказание в Сибири каторжника) и т.д.
К данному этапу, в места дислокации этапных команд, как ручейки из других городов губернии стекались другие арестанты, но уже сопровождаемые инвалидными командами, в чьи обязанности входила охрана тюрем и осужденных. К примеру, осудили в Наровчате Ивана Ивановича Иванова за совершение убийства к пожизненной каторге, его из Наровчата сопровождают в Н.Ломовскую тюрьму, оттуда в Мокшанскую тюрьму, а затем Пензу, где он уже вливался в общий этап, идущий из Херсона до Казани.
Этапные команды входили в состав военного ведомства.
Ниже привожу состав военного ведомства Пензенской губернии на 1854 год, в качестве подтверждения того, какие этапные команды тогда существовали (фамилия и звания указываю специально, может быть кому-то пригодится, а кто-то увидит своих предков).
Военное ведомство
(Пензенской губернии на 1854 год)
Управление Штаб-офицера Корпуса Жандармов
Штаб-офицер Корпуса Жандармов – подполковник Феликс Титович Загорский
при нем адъютант – поручик Александр Иванович Смольков
Начальник Жандармской команды – поручик Фома Максимович Максимов
Внутренний гарнизонный батальон.
Командир гарнизонного батальона – подполковник Николай Васильевич Камышанский
его помощник – майор Петр Акимович Жуков
Штаб:
Батальонный адъютант – прапорщик Генрих Осипович Волинский
Казначей – штабс-капитан Павел Степанович Кунордин
Адъютант запасных войск – прапорщик Семен Осипович Данилевский
Аудитор – Губернский секретарь Василий Максимович Петров
Командиры рот:
1-й – подпоручик Александр Макарович Быков
2-й – поручик Иван Степанович Руднев
3-й – поручик Иосиф Иванович Зальский
4-й – штабс-капитан Максим Тимофеевич Тимофеев
Субалтерн-офицеры:
- штабс-капитаны:
Михаил Григорьевич Качинский
Константин Савельевич Тоузаков
- поручики:
Алексей Данилович Карючин
Федор Иванович Отраднов
- подпоручики:
Петр Яковлевич Яковлев
Иван Владимирович Брюммер
Максим Осипович Осипов
Николай Александрович Кулаков
Николай Александрович Карцев
- прапорщики:
Михаил Иванович Рынков
Егор Канонович Герасимов
Михаил Петрович Быстрицкий
Петр Андреевич Рыковский
Иван Николаевич Гуляев
Николай Иванович Челбаков
Яков Михайлович Малинка
Петр Иванович Стрикнев
Николай Иванович Романов
Павел Яковлевич Макаров
Иван Михайлович Куницкий
Федор Антонович Пиоятовский
Начальники этапных команд:
Пензенской – штабс-капитан Франц Венецианович Зеленский
Ершовской – поручик Никита Иванович Червонцев
Чембарской – штабс-капитан Якуб Матсумович Гоголевский
Каменской – поручик Давыд Фролович Нечаев
Загоскинской – капитан Кузьма Никитич Безчетов
Городищенской – прапорщик Леонтий Иванович Егоровский
Садовский – подпоручик Цилистин Гаврилович Радзиевский
Начальники инвалидных команд:
Пензенской – капитан Яков Гордеевич Ильин
Саранской – подпоручик Сергей Лукьянович Зиновьев
Инсарской – капитан Андрей Михайлович Заикин
Краснослободской – поручик Михаил Иванович Трощевский
Наровчатской – капитан Лукьян Степанович Степанов
Керенской – капитан Гавриил Романович Петренко
Чембарской – штабс-капитан Степан Парфенович Бухарин
Нижнеломовской – подпоручик Дмитрий Антонович Сливинский
Мокшанский – штабс-капитан Степан Филипович Арзамасов
Городищенский – капитан Федор Федорович Микулин
Фактически каторжный этап, проходивший из Херсона до Казани через Пензенскую губернию, совпадает с Тамбовским трактом (идущим от станции Ершовской через г. Чембар в г. Пензу) и Симбирским трактом (из Пензы через Городище до станции Годяйкинской).
Тамбовский тракт протяженностью около 163 верст, на котором находились 8 станций (Ершово, Поим, Чембар, Кевдовершина, Кикино, Каменка, Черинцовка, Константиновка, конечный пункт - Пенза).
Сибирский тракт протяженностью 113 с половиной верст начинался из Пензы, на котором находилось 7 станций (Селиксинская, Ишимская, Городище, Дмитриевская, Пичилейская, Садовская, Годяйкинская).
Причем в 1858 году Тамбовский тракт претерпел изменения: вместо двух станций Кевдовершина и Кикино появилась станция Калдуская, а сам тракт сократился на 8 верст, став протяженностью 155 верст.
В декабре 1865 года в составе Военного министерства учреждается "Этапно-пересыльная часть". Ее усилиями была создана система службы конвойных команд, взаимодействующих с тюремной администрацией и командованием местных войск.
К концу 19 века в местных войсках состояли 155 конвойных и местных команд, имевших численность от 25 до 500 человек в каждой.
В 1885 году было решено выделить из местных войск конвойные части и объединить в отдельное формирование.
В дальнейшем в связи с развитием промышленности и технологий, в первую очередь, железнодорожного транспорта, пешие каторжные тракты практически полностью утратили свою значимость, как и этапные команды, функции которых до революции выполняли конвойные части.
Действительно ранее конвоирование осужденных на каторгу в Сибирские губернии осуществляли профессиональные военные, но с начала 19 века стали создаваться специализированные подразделения, так называемые «этапные команды».
В 1811 году в Российской империи создается «Корпус внутренней стражи», являющийся частью армии, но одновременно выполняющий распоряжения министра полиции, а затем и министра внутренних дел.
20 февраля 1817 года Военным министерством введена этапная система сопровождения арестантов, для этого в составе батальонов внутренней стражи сформированы этапные команды для конвоирования арестантов по утвержденным этапным трактам.
Так, 21 июня 1837 года для препровождения арестантов были учреждены следующие этапные команды:
- по тракту от С.-Петербурга до Москвы и от Н.Новгорода через Казань в Тобольскую губернию;
- по тракту от Белостока через Гродно, Минск, Оршу и Смоленск до Москвы;
- по тракту от Херсона через Полтаву, Харьков, Воронеж, Тамбов, Пензу и Симбирск до Казани (данный тракт обслуживали следующие этапные команды - Херсонская, Песковская, Бобринецкая, Елисаветградская, Душенковическая, Вассиятская, Кременчугская, Пелейская, Решетиловская, Полтавская, Чутовская, Валакская, Харьковская, Липецкая, Белгородская, Корочанская, Рождественская, Ново-Роговская, Нижне-Девицкая, Смердаче-Девицкая, Усманская, Больше-Приваловская, Дрезгинская, Липецкая, Борисовская, Козловская, Челно-Дворская, Тамбовская, Рождественская, Кирсановская, Ершовская, Чембарская, Загоскинская, Пензенская, Городищенская, Садовская, Базарно-Сызганская, Корсунская, Тагайская, Симбирская, Кайсаровская, Бикбулатовская, Воробьевская).
Откуда следует, что участок каторжного пути, проходящего через Пензенскую губернию, обслуживали 6 этапных команд (Ершовская, Чембарская, Загоскинская, Пензенская, Городищенская, Садовская). Из названия данных команд можно сделать вывод, что именно в данных населенных пунктах губернии дислоцировались данные подразделения, и содержались каторжники на ночлеге после дневного перехода. Фактически все населенные пункты, давшие названия этапным командам, находятся на расстоянии от 50 до 70 км (это по современным дорогам, но в те времена тракты шли по наиболее коротким и удобным маршрутам, т.е. были короче).
Исключением является участок дороги Чембар – Загоскино из-за продолжительности пути. Пробел из населенного пункта на данном участке дороги был довольно-таки быстро устранен, уже в 1854 году в губернии действовали 7 этапных команд, к ранее указанным добавилась Каменская этапная команда.
В пользу того, что именно в данных населенных пунктах осуществлялся ночлег каторжников, говорит тот факт, что в трёх из семи на тот же 1854 год имелись тюрьмы (или так называемые тюремные замки), смотрителями которых были:
- в Пензе - коллежский секретарь Александр Степанович Генерозов;
- в Чембаре - коллежский регистратор Михаил Васильевич Вениаминов;
- в Городище – коллежский регистратор Лев Филиппович Арапов;
Ну, и если кому интересно, на тот период «смотрители тюремных замков» в:
- Мокшане – поручик Василий Алексеевич Бочкарев;
- Керенске – прапорщик Михаил Степанович Машивников;
- Нижнем Ломове – Губернский секретарь Петр Сергеевич Ефремов;
- Наровчате – коллежский секретарь Павел Николаевич Бронницкий;
- Краснослободске – Губернский секретарь Иван Антонович Иванов;
- Инсаре - коллежский регистратор Василий Иванович Чурмантьев;
- Саранске – подпоручик Федор Васильевич Васильев.
В других населенных пунктах должны были быть созданы специализированные места для содержания конвоируемых (как минимум три дома, один - для начальника этапной команды, канцелярии и его прислуги (размещавшейся при доме), второй - для отдыха солдат и третий (большой) - для содержания арестованных, с обязательным разделением на мужскую и женскую часть).
Работали же данные команды предположительно по следующей схеме. К примеру, из Чембара - Чембарская этапная команда сопровождала этап до Каменки, там передавала их по описи, отдыхала и на утро возвращалась обратно, при этом если было нужно, осуществляли сопровождение каторжника в обратном направлении (к примеру, возникла необходимость допросить в качестве свидетеля отбывавшего наказание в Сибири каторжника) и т.д.
К данному этапу, в места дислокации этапных команд, как ручейки из других городов губернии стекались другие арестанты, но уже сопровождаемые инвалидными командами, в чьи обязанности входила охрана тюрем и осужденных. К примеру, осудили в Наровчате Ивана Ивановича Иванова за совершение убийства к пожизненной каторге, его из Наровчата сопровождают в Н.Ломовскую тюрьму, оттуда в Мокшанскую тюрьму, а затем Пензу, где он уже вливался в общий этап, идущий из Херсона до Казани.
Этапные команды входили в состав военного ведомства.
Ниже привожу состав военного ведомства Пензенской губернии на 1854 год, в качестве подтверждения того, какие этапные команды тогда существовали (фамилия и звания указываю специально, может быть кому-то пригодится, а кто-то увидит своих предков).
Военное ведомство
(Пензенской губернии на 1854 год)
Управление Штаб-офицера Корпуса Жандармов
Штаб-офицер Корпуса Жандармов – подполковник Феликс Титович Загорский
при нем адъютант – поручик Александр Иванович Смольков
Начальник Жандармской команды – поручик Фома Максимович Максимов
Внутренний гарнизонный батальон.
Командир гарнизонного батальона – подполковник Николай Васильевич Камышанский
его помощник – майор Петр Акимович Жуков
Штаб:
Батальонный адъютант – прапорщик Генрих Осипович Волинский
Казначей – штабс-капитан Павел Степанович Кунордин
Адъютант запасных войск – прапорщик Семен Осипович Данилевский
Аудитор – Губернский секретарь Василий Максимович Петров
Командиры рот:
1-й – подпоручик Александр Макарович Быков
2-й – поручик Иван Степанович Руднев
3-й – поручик Иосиф Иванович Зальский
4-й – штабс-капитан Максим Тимофеевич Тимофеев
Субалтерн-офицеры:
- штабс-капитаны:
Михаил Григорьевич Качинский
Константин Савельевич Тоузаков
- поручики:
Алексей Данилович Карючин
Федор Иванович Отраднов
- подпоручики:
Петр Яковлевич Яковлев
Иван Владимирович Брюммер
Максим Осипович Осипов
Николай Александрович Кулаков
Николай Александрович Карцев
- прапорщики:
Михаил Иванович Рынков
Егор Канонович Герасимов
Михаил Петрович Быстрицкий
Петр Андреевич Рыковский
Иван Николаевич Гуляев
Николай Иванович Челбаков
Яков Михайлович Малинка
Петр Иванович Стрикнев
Николай Иванович Романов
Павел Яковлевич Макаров
Иван Михайлович Куницкий
Федор Антонович Пиоятовский
Начальники этапных команд:
Пензенской – штабс-капитан Франц Венецианович Зеленский
Ершовской – поручик Никита Иванович Червонцев
Чембарской – штабс-капитан Якуб Матсумович Гоголевский
Каменской – поручик Давыд Фролович Нечаев
Загоскинской – капитан Кузьма Никитич Безчетов
Городищенской – прапорщик Леонтий Иванович Егоровский
Садовский – подпоручик Цилистин Гаврилович Радзиевский
Начальники инвалидных команд:
Пензенской – капитан Яков Гордеевич Ильин
Саранской – подпоручик Сергей Лукьянович Зиновьев
Инсарской – капитан Андрей Михайлович Заикин
Краснослободской – поручик Михаил Иванович Трощевский
Наровчатской – капитан Лукьян Степанович Степанов
Керенской – капитан Гавриил Романович Петренко
Чембарской – штабс-капитан Степан Парфенович Бухарин
Нижнеломовской – подпоручик Дмитрий Антонович Сливинский
Мокшанский – штабс-капитан Степан Филипович Арзамасов
Городищенский – капитан Федор Федорович Микулин
Фактически каторжный этап, проходивший из Херсона до Казани через Пензенскую губернию, совпадает с Тамбовским трактом (идущим от станции Ершовской через г. Чембар в г. Пензу) и Симбирским трактом (из Пензы через Городище до станции Годяйкинской).
Тамбовский тракт протяженностью около 163 верст, на котором находились 8 станций (Ершово, Поим, Чембар, Кевдовершина, Кикино, Каменка, Черинцовка, Константиновка, конечный пункт - Пенза).
Сибирский тракт протяженностью 113 с половиной верст начинался из Пензы, на котором находилось 7 станций (Селиксинская, Ишимская, Городище, Дмитриевская, Пичилейская, Садовская, Годяйкинская).
Причем в 1858 году Тамбовский тракт претерпел изменения: вместо двух станций Кевдовершина и Кикино появилась станция Калдуская, а сам тракт сократился на 8 верст, став протяженностью 155 верст.
В декабре 1865 года в составе Военного министерства учреждается "Этапно-пересыльная часть". Ее усилиями была создана система службы конвойных команд, взаимодействующих с тюремной администрацией и командованием местных войск.
К концу 19 века в местных войсках состояли 155 конвойных и местных команд, имевших численность от 25 до 500 человек в каждой.
В 1885 году было решено выделить из местных войск конвойные части и объединить в отдельное формирование.
В дальнейшем в связи с развитием промышленности и технологий, в первую очередь, железнодорожного транспорта, пешие каторжные тракты практически полностью утратили свою значимость, как и этапные команды, функции которых до революции выполняли конвойные части.
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
Re: Каторжный путь
Спасибо, очень интересная информация! Наконец-то в этой теме, начатой на форуме давно, появилось столь подробное исследование. "Скелет", примерная нитка маршрута, постепенно обрастает подробностями, живыми людьми - участниками событий.
А можно узнать, какими источниками Вы пользовались?
А можно узнать, какими источниками Вы пользовались?
Re: Каторжный путь
Общую информацию об этапных командах из различных источников, в основном из военно-исторических форумов.
Сведения об нашей губернии, фамилии, звания, тракты, названия станций и расстояния из справочных книг Пензенской губернии 1854, 1858, 1913 года.
В основном использовалась информация из книги 1854 года, так как она наиболее полная.
Сведения об нашей губернии, фамилии, звания, тракты, названия станций и расстояния из справочных книг Пензенской губернии 1854, 1858, 1913 года.
В основном использовалась информация из книги 1854 года, так как она наиболее полная.
Re: Каторжный путь
Да, Как сказал бы Boogor: " Ну и материалище" . Осталось нанести эти пути на карту, для наглядности.
Сообщений: 18
• Страница 1 из 2 • 1, 2
Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10