Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1185
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение expedT » 28 ноя 2014, 22:21

Архив темы:
---------------------
Boogor писал(а):10.12.2012 18:07
---(Часть сообщения, выделенная в отдельную тему)---

Penzyak писал(а):Мне интереснее услышать и посмотреть бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу что шла кажется южнее Пензы и ныне заброшена и заросла... есть картосхема?? Именно по ней проезжали (частично) переселенцы немцы когда ехали на житеё Волжское... и где то там были отловлены экземпляры неизвестной бабочки сатира которую потом в Германии описал энтомолог Еугений Эспер как новый вид дневницы назвав ее - Melanargia russiae (Esper, 1783), по русски называется - МЕЛАНАРГИЯ, или ПЕСТРОГЛАЗКА, РУССКАЯ, или СУВОРОВКА...

---------------------
Дмитрий Л. писал(а):24.03.2013 12:26
В Городищенском районе есть участок дороги выложенный булыжником, это в районе с. Дигилевка и идет данная дорога на д. Дмитриевка ныне уже фактически не существующая. В Дмитриевке есть оборудованный святой источник и купель, были там как то на Крещение, так местные уверенно называют, данную дорогу бывшим Екатериновским трактом.

Этот участок тракта хорошо описал А. Нугаев в теме про каторжный путь.

---------------------
expedA писал(а):03.07.2014 21:23
«Екатерининская» дорога в начальный период правления царицы пролегала по южному направлению от города Пензы. События, связанные с восстанием Емельяна Пугачёва, стали толчком в проведении по всей территории Российской империи дорожной реформы. Дороги (но не дураки) стали предметом особой государственной заботы.
По моему мнению, с той поры и началось прокладывание основных дорожных путей не только по инженерным соображениям, но по директивам «сверху».
Прошлая история любого народа неразрывно связана с транспортными путями, проложенными в том или ином уголке земли.
Хочу предложить для обсуждения несколько моих версий.
Начнем со старого почтового тракта на Симбирск и Казань.
В отчётах Пензенской Учёной Архивной Комиссии говорится:

Изображение

Попробуем набросить варианты дороги от Пензы:
{Дорога Пенза- Кузнецк конец18-web1}

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

-дорога №1 проложена мной из соображения минимального перепада высот и проходит через Большую Валяевку, Лемзяйку, огибает Алферьевский овраг с юго-запада и медленно спускается к селу Безводное. Далее Усть-Мурза и Усть-Уза, где была мельница и мост через реку Уза. От моста дорога поднималась к Смычке и далее по краю надпойменной террасы, пересекая в верховье овраги и миновав Яксарку, добирается до реки Колдаис и поворачивает направо к верховью реки. Вблизи села Старые Турдаки она пересекает речку (возможно, брод) и поднимается на возвышенность и т.д. Эта дорога на Кузнецк от села Алферьевка изображена на картах межевания начала 19 века. Село Алферьевка – крупное село, расположенное на границе Пензенской и Саратовской губерний, в связи с этим в архивных документах оно берётся в качестве отправной точки. Информации об участке почтового тракта Пенза-Алферьевка мною не найдено, поэтому предполагаем другие пути;

-дорога№2и дорога №3

Эти дороги проложены по ровной пойменной местности и по пойменной террасе. Ехать по ним в сухую погоду, пересекая небольшие овраги (дорога №2) у села Засечное и деревни Куриловка, не составляет большого труда. Ну вот, дороги подходят к Воротам (Главный старшина упоминал о них в теме о плотинах).

Изображение

Перед нами гора, называемая в народе «Божьей», которая восточным склоном круто уходит в пойму. Здесь и начинаются мучения. Дороги медленно поднимаются в гору, а потом с горы. До Алферьевки придётся преодолеть несколько овражков с ручьями на дне. За селом нас ждёт опять подъём. Правда, по зимнику можно до Узы и по пойме добраться.

---------------------
Boogor писал(а):04.07.2014 09:31
Интересно упоминание Г.В.Мясникова о дороге из Пензы на Саратов в книге "Город-крепость Пенза" на стр.187 (Мясников Г. В. Город-крепость Пенза. 2-е изд., доп. и перераб. Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1989.). Есть большая вероятность, что начало этой дороги могло совпадать с искомой. Зачем пробивать новые дороги, когда есть существующие, совпадающие по направлению.

По картам начала XVIII века, как уже говорилось раньше, дорога на Саратов из Пензы шла или через Лебедевский мост, или по нынешней улице Калинина и далее Баумана в район позже построенной Терновки, на села Лебедевку, Ивановку, Симбухово (теперь Калинино), Борисовку (Ленино), Старую Каменку, Князевку и на Кондоль. Возможен был и другой путь - через район Терновки на Камайку, Алферовку, Старое Демкино, Старое Захаркино, Наумкино, Русскую Норку, Даниловку, Петровск. Следует, правда, оговориться, что большинство этих селений ко времени основания города еще не существовало. Называются они лишь для того, чтобы более зримо представить направление дорог ("сакм"), которыми пользовались налетчики в те далекие времена...

Фраза "как уже говорилось раньше" относится, судя по всему, к описанию Пензенской засечной черты (ГАПО, ф. р-2378, оп.1, д.529, л.71, 72, 73), которое, как пишет Г.В.Мясников, датируется 1723 годом и хранится в Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИА). Эти документы и содержат вышеуказанные "карты XVIII века".

Если Мясников описывает маршруты, то на картах они отмечены как дороги. (Так же и на карте Менде 18 в.) Тогда наш маршрут: " через район Терновки на Камайку, Алферовку", т.е. с уходом из Пензы влево, а не вправо на Лебедевку, Ольшанку, М.Валяевку. А почему бы и не по ныне существующей трассе на Шемышейку: Терновка-Засечное-Камайка...

И еще. Упорно не могу отделаться от воспоминания, что кто-то говорил из стариков (или где-то читал), что отрезок пока еще полевой дороги восточнее лагеря "Романтик" (см.избражение) - это часть старой Саратовской дороги. То-есть, опять же, направлением Терновка - Засечное (дорога 2 и дорога 3).
Изображение

---------------------
expedA писал(а):04.07.2014 19:01
Основные дороги, используемые в тот или другой исторический отрезок жизни народов на земле Пензенской, имеют большое значение для научного видения (моделей) истории нашего края.
Екатерининский почтовый тракт, каторжные пути – вопросы, поднятые на форуме, и другие, ещё не рассматриваемые, по моему мнению, желательно выделять в отдельные темы (разные дороги – в разные темы), где обговаривать временные исторические границы.

Изображение

Пересечение этих тем и позволит создать картину (модель) наших транспортных артерий в прошлом. К примеру, в теме о Емельяне Пугачёве я предполагаю, что войско его было в Пензе. Оно проходило через Черкасскую, Ново-Драгунскую, Конную слободы и через Лебедевский мост, получив от города провиант и оружие, просачивалась к Инвалидной слободе, может, через Саратовскую (Лебедевскую) башню, часть поднялась по Лебедеву спуску на Верхнюю Покровскую улицу и на Кривозерье. Вариантов много, ведь Емельяново войско с обозами растягивалось на 10 вёрст. Вот и думаешь, по какой дороге ехать на Саратов: «По левую сторону от реки Ардым или по правую?» Кстати, Бригадирский мост через реку Пенза уже существовал.
Boogor писал(а):Упорно не могу отделаться от воспоминания, что кто-то говорил из стариков (или где-то читал), что отрезок пока еще полевой дороги восточнее лагеря "Романтик" (см.избражение) - это часть старой Саратовской дороги. То-есть, опять же, направлением Терновка - Засечное (дорога 2 и дорога 3).

Дорога 3, возможно, заливалась в половодье, на этот случай вариант – дорога 2, которая более плавно поднимается на Божью гору, после чего они соединяются.
Но почему она называется Саратовской?

---------------------
Boogor писал(а):08.07.2014 17:40
Еще одно интересное воспоминание коренного пензенца. Во время проведения Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году на мероприятие, приуроченное к этому событию, в Пензу на открытом грузовике из Шемышейки ехала молодежь. При крутом спуске с Божьей горы машина перевернулась, и было много жертв. Якобы об этом писали и в газетах. Возможно слово "Божьей" в газетах не было, но фигурировал сам факт, что при подъезде к Пензе дорога спускалась с очень крутой горы.

Эй, старожилы, вы же должны помнить как проходила дорога из Шемышейки! Вряд ли она менялась своим местоположением до той поры, пока не проложили современную.

---------------------
Boogor писал(а):08.07.2014 17:57
В фондах краеведческого музея есть карта Казанской губернии 1779 года. На ней просматривается дорога, которая идет на "Синбирскъ" через Селиксу ("Селискъ ?), Ишим, т.е. севернее Усть-Узы (место впадения "Рузы" - Узы в Суру). Хотя надписи на доставшейся мне фотокопии невнятные.

ИзображениеИзображение

expedA писал(а):В отчётах Пензенской Учёной Архивной Комиссии  говорится:
Изображение


Скорее всего, речь идет вот об этом плане города Пензы 19 января 1845 года (в тех же фондах музея) написано "в Кузнецкъ" через Инвалидную слободу (Терновку), и "изъ Саратова и Тамбова" дорога идет западнее Пешей слободы (через Тамбовскую заставу).
Изображение Изображение

---------------------

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение Суханов илья » 29 ноя 2015, 08:00

Я родился и вырос в д.Куриловка, родитель мой коренной пензяк, очень интересовался историей края в котором нам пришлось жить и много об этом рассказывал мне. Дорога на Шемышейку (или Старая Ногайская дорога) до 1973г проходила через с. Засечное и д. Куриловку. Начиналась она в Терновке по дороге ведущей на Терновское кладбище, затем поворачивала в сторону лагеря "Романтик", там раньше был учхоз и уходила в створ ул. Шоссейной с. Засечное, по ней пересекала село до Куриловки, та два оврага, между которыми была сильно заболочена и в распутицу была очень проблематична. Туда всегда летом возили крупный бутовый камень, но весной повторялось прошлогоднее мучение. Машины и трактора тонули по кабину и стояли до сухого. Затем она упиралась в Божью Гору и огибала ее с северо-западной стороны, там достаточно пологий склон, на котором снимали в советские времена эпизоды фильма "Лермонтов", сцену прощания с родиной. На верху дорога уходила по трем направлениям, налево(где сейчас загородный клуб) там до революции находились господские дачи, а после войны первый лагерь "Романтик". Трагедия 57 года произошла потому, что машина сначала заехала в этот лагерь, а затем поехала в сторону Пензы напрямую по крутому спуску с горы, где водитель не справился с управлением и машина перевернулась. Правый рукав дороги уходил в сторону Елшанского карьера на Большую Валяевку и огибая лебедевское болото встречалась с дорогой, по которой позднее была проложена старая автодорога Пенза-Саратов. А прямое направление вело на Камайку, Алферовку (раньше говорили и писали Алферьевка), Старое Демкино, Старое Назимкино и дальше шла на Лопатино, Шемышейка как и сейчас оставалась левее. Там дорога опять раздваивалась и за Русской Норкой один рукав уходил на Синодское- Александро-Богдановку -Даниловку, а друкой через Мачкасы-Бузовлево-Чардым на Лопатино. Дальше по всей видимости она уходила в сторону современного Петровска.
Теперь вернемся опять в Куриловку. Перед Божьей Горой дорога тоже раздваивалась и левый рукав приводит нас к пологому спуску в речную пойму, где и сейчас удобный песчанный брод через Суру, далее такой же брод через Старую Суру у с. Возрождение и дальше дорога уходила в сторону Золотаревки и в Канаевки опять раздваивалась на Городище и на Чаадаевку.
И эта дорога описана в исторической повести Канина В.И. "На тропе Батыевой", в основу которой легли реальные события ранней Пензы. Она была очень популярна у Куриловских старожилов.

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение Суханов илья » 29 ноя 2015, 08:38

Хотелось бы добавить про движение войска Пугачева после оставление Пензы. Оно двигалось уже по новой доргоге на Саратов (сейчас это так называемая Старая Саратовская дорога) через Князь-Умет -Кондоль- Волхон-Умет -Ключи( где по преданию при переходе через Няньгу Емельян потерял Ключи от Казны и всем войском их искали, отсюда версия происхождения названия села, ведь до этого события оно именовалось, как Троицкое). Т.е. я хочу сказать, что уже вначале 18в существовала новая дорога на Петровск-Саратов, а Старая Ногайская из-за своего довольно проблемного рельефа сразу утратила свое значение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2812
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение expedA » 09 дек 2015, 21:35

Спасибо за информацию. Было бы не плохо, нанести эти дороги на карту, и свои размышления о Куриловке в прошлом, например по карте середины 19 века.

Изображение

Изображение

Карты здесь https://yadi.sk/d/9tBtXFTFm7Tuj
Старая Ногайская из-за своего довольно проблемного рельефа сразу утратила свое значение

Вообще-то все дороги, которые назывались в простонародье ногайскими, придерживались водоразделов, и были достаточно ровными, за редким исключением, где необходимы переправы.

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение Суханов илья » 20 дек 2015, 18:42

Изображение
Автодорога Пенза-Шемышейка до 1973 года почти полностью повторяла Старую Ногайскую или Старую Саратовскую дорогу. Про начальный отрезок у меня сведений нет. Но вроде бы было два варианта: или через современный Бригадирский мост и по ул. Пушанина, или через Пушкари, там был или мост, или брод. Дальше дорога шла мимо Терновского кладбища (красная линия), поворачивала у лагеря Романтик и уходила в сторону Засечного. Красный пунктир - дорога на Лебедевку, а после строительства аэропорта оттуда стало удобнее ходить с конечной остановки автобуса №10 в Засечное или Куриловку. Желтый пунктир - прямая дорога от Терновского 220, но она использовалась только летом в сухую погоду, весной всегда затапливалась в половодье, летом была абсолютно непроходимой и непроезжей после любого дождя, а зимой сугроба на ней наметало непроходимые.
Последний раз редактировалось Суханов илья 08 апр 2016, 23:14, всего редактировалось 2 раз(а).

Участник
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 27 ноя 2015, 20:26
Имя: Суханов Илья

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение Суханов илья » 20 дек 2015, 19:17

Изображение
Далее дорога шла через все село Засечное и, спускаясь с горы (чуть ниже Засечной средней школы), пересекала километровое болото с двумя оврагами. Я по этой дороге восемь лет ходил в школу, поэтому все расстояния знаю до метра. В весеннюю распутицу и в сильные летние дожди движение по дороге практически прекращалось (и это до 1973 года, когда построили современный участок дороги, минуя село, а в самом селе мучения закончились только в 1984 году). После первого ручья на перекрестке дорога попадала уже в деревню Куриловка (на схеме это белый кружок, там стоял дорожный знак "Населенный пункт). Пересекая Куриловский ручей (или, по местному, Ключ), дорога поднималась к Божьей Горе, где раздваивалась. Красная линия - это Старая Ногайская дорога вдоль северо-западного склона. В том месте, где линия заканчивается, в послевоенные годы снимались сцены фильма "Лермонтов", местные жители участвовали в массовке, чем страшно гордились. Желтая линия вела к пологому спуску к Суре, где до строительства Куриловской плотины и после ее разрушения был удобный песчанный брод на Возрождение, а там еще один такой же брод через Старую Суру, а дальше сухая песчанная дорога до Золотаревки. Когда плотина еще существовала, использовался Засечный брод, но он был более глубокий и течение более сильное, а подъем на берег более высокий и крутой. Ногайская дорога огибала гору, спускалась к Камайке, затем пересекала Лемзяйский и Никифоровский овраги и уходила на Старое Демкино и Старое Захаркино.
Последний раз редактировалось Суханов илья 08 апр 2016, 23:18, всего редактировалось 1 раз.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2812
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение expedA » 22 дек 2015, 18:20

Спасибо, теперь понятно. В пойме есть вал,он не связан с (жёлтой) дорогой на Золотарёвку?

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2812
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Про бывшую царскую (Екатерининскую ?) дорогу

Сообщение expedA » 28 дек 2015, 17:52

О водных и сухопутных путях сообщений, пролегающих по Пензенскому краю в середине 19 века
https://docs.google.com/file/d/0B0K47JLp4QpaV3B4MG9JUDdIV0k/edit?pref=2&pli=1

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15