История железнодорожного транспорта Пензенской области

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 02 ноя 2019, 19:00

Добрый вечер! Тему начну с сообщения государственного архива Пензенской области
от 25 10 2019 г.
Изображение
23 октября 1874 года началось движение на участке железной дороги Моршанск-Сызрань через Пензу. Работы по строительству линии от Моршанска до Пензы начались в 1872 году. Концессию на её постройку получил статский советник Сергей Дмитриевич Башмаков (1831-1877). Торжественная закладка ж/д станции в Пензе состоялась 19 августа 1873 года, работами по её сооружению руководил инженер Пётр Борейша. 1 сентября 1874 года через станцию прошёл пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание моста через Суру. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 (23) октября 1874 года, когда первый поезд из Моршанска прибыл на конечный пункт дороги – станцию Батраки. Окончательно строительные работы завершены в начале 1875 года. Участок был протяженностью 520 км, имел 23 станции. Задействовано было 42 паровоза, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов, 530 крытых вагонов и 416 платформ. За сутки пропускались одна пара пассажирских и три пары товарных поездов. Пассажирский поезд No 1 выходил из Моршанска в 15 час. 25 мин. и прибывал в Пензу глубокой ночью – в 2 час. 10 мин., а в Сызрань – в 10 час. 25 мин. утра; поезд No 2 отходил от Сызрани в 18 час. 42 мин., прибывал в Пензу в 4 час. 5 мин. утра, а в Моршанск – в 13 час. 40 мин. Такое расписание движения поездов было не совсем удобным для жителей Пензы, но зато обеспечивало постоянный заработок извозчикам, число которых резко возросло после проведения через Пензу железной дороги. В сентябре этого года на перроне железнодорожного вокзала Пенза-1 установили скульптурную композицию «Станционный колокол», который был передан в дар от жителя города Пензы в честь 145-летия железной дороги.

Моё добавление.
Из газеты "Пензенские губернские ведомости" №89 от 23 августа 1873 года
Изображение


Постройка железнодорожного моста через р.Сура у г.Пензы, 1870год
Изображение

Участник
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 19 сен 2020, 12:17
Имя: Евгений Ковязин

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение Одинокий Лис » 21 сен 2020, 15:57

Добрый день.
Немного добавлю фото.
Изображение
Изображение
Изображение
Испытания Временного моста через реку Суру.
Изображение
Строительство капитального железнодорожного моста через реку Суру.

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение Барс » 21 сен 2020, 18:13

456rd78.jpg
Сызрано -Вяземская железная дорога.
456rd78.jpg (111.2 KiB) Просмотров: 3237
Вложения
Начало строительства в Пензе железнодорожного моста через Суру.1873г.jpg
Начало строительства в Пензе железнодорожного моста через Суру.1873г.jpg (379.88 KiB) Просмотров: 3237
1874 г..jpg
Строительство ж/д моста через Суру ,1874 г.

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение Барс » 21 сен 2020, 18:19

Подборка фотографий по истории ж/д транспорта в нашей губернии.https://old-penza.livejournal.com/1621.html

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 23 сен 2020, 21:21

Подборка фотографий по истории ж/д транспорта в нашей губернии.https://old-penza.livejournal.com/1621.html

Добрый вечер! Замечательный сайт, много нового я для себя узнал из него. Но прошло 8 лет, а качество фотографий не повысилось. На хорошем мониторе фотографии размываются, если смотреть во весь экран. В сетях уже можно найти хорошего разрешения фотографии.
Теперь маленькое дополнение к теме, т.е. поговорить об узкоколейках. Узкоколейка Никольск - Ночка уже не существует, но есть и эксплуатируемые узкоколейки. Хочу загадать загадку. ;) Где это?
Изображение

Успел запечатлеть только два вагона от прошедшего железнодорожного состава
Изображение


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 24 сен 2020, 20:10

Правильно 8-)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1179
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedT » 07 окт 2020, 12:42

В нескольких разделах форума затрагивалась тема про недостроенную ж-д ветку Башмаково-Чембар, решила объединить всё в этой теме.

Из архива темы "Неосуществленные проекты" (архив - то, что было перенесено со старого форума):
expedA писал(а):14.11.2012 21:40
Ж/д насыпь возле Поима
Продолжая тему насыпей, хочу обратить внимание на неосуществленный проект строительства железной дороги от Башмаково до Белинского.
Интересно было бы сообща восстановить картину событий: почему дорога так и не была построена.
На карте и на местности до сих пор видны участки насыпи. Мы обратили на них внимание, когда ехали по сокращенному пути из Студенки в Поим.
Изображение


Из архива темы "Каторжный путь"
e_avdonin писал(а):30.05.2013 11:45
Доброго дня всем!
Наткнулся на форум на просторах Интернета и решил, так сказать, внести свою лепту. Дело в том, что я достаточно давно занимаюсь историей ж.-д транспорта, в особенности на территории родного края (моя книжка об инженерах-железнодорожниках, связанных с Пензенской губернией, есть в Лермонтовке - Авдонин, Е.В. Господа инженеры. 2011). Так что добавлю по поводу Чембарской ветви. Планы её постройки были ещё у акционерного общества Моршанско-Сызранской ж.д. в 1874-75 гг. (планировались в перспективе ветви на Чембар, Краснослободск, Вольск, причём по последней были разрешены изыскания). Что же касается Чембарской ветви, то с ней дело затянулось на много лет, вначале со смертью С.Д. Башмакова, затем из-за русско-турецкой войны 1877-78 гг. и т.д., и т.п. В 1910, если не ошибаюсь, году было образовано Акционерное общество ж.-д. ветвей, к-рое должно было, наконец-то, заняться решением той проблемы, к-рая много лет была головной болью всех российских ж.д. - сооружением подъездных путей к магистральным линиям, т.е. так называемым сгущением сети. История этого Общества интересна сама по себе, но речь сейчас не о том. Так вот, среди многочисленных ветвей, к-рые оно строило, были Чембарская, Ломовская и Мокшанская. Самое интересное, что на первой были не только полностью завершены все земляные работы, но и выполнены искусственные сооружения (мосты, трубы, здания), не был только уложен путь: строительство велось из старогодных, т.е. б/у рельсов, снятых с главной линии дороги, но и эти рельсы конфисковали для нужд действующей армии. Примерно такая же картина была с Ломовской ветвью, но ту всё-таки достроили в 1920-х гг. Вольскую ветвь забросили в 1919, про Чембарскую также не вспоминали. Я не предпринимал особенных попыток найти следы строительства на местности, хотя этим летом планирую заняться.


Свежее продолжение темы - инженерные сооружения этой ж-д ветки
viewtopic.php?f=9&t=751&p=9930#p9930

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 05 ноя 2020, 10:43

Из фондов областной библиотеки имени М.Ю.Лермонтова

Саввин, Сергей Григорьевич. Компаунд паровозы, их устройство и главные детали
Пенза: Типо-литогр. В. Н. Умнова, 1898

Изображение

Читать: https://dl.liblermont.ru/DL/Oktober_20/Kompaund_paravozi.pdf/download/Kompaund_paravozi.pdf

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: История железнодорожного транспорта Пензенской области

Сообщение expedA » 17 ноя 2021, 13:42

В крупнейшей коллекции фотографий в ЖЖ на страничке HUMUSa https://humus.livejournal.com/8066590.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social
продолжается насыщение виртуальной базы 8-) Вот дело и до Пензы дошло.
1873-1874. Железнодорожное строительство в Пензенской губернии

Изображение
01. Начало строительства железнодорожного моста через Суру. 1873

Изображение
02. Доставка и укладка грунта. 1873

Изображение
03. Возведение опор железнодорожного моста через Суру. 1873

Изображение
04. Возведение каменных опорных быков железнодорожного моста. Между ними - временный деревянный мост и устройство для забоя свай. 1873

Изображение
05. Строители пятого участка Моршанско-Сызранской жд возле быка моста через Суру. 1873

Изображение
06. Возведение деревянного железнодорожного моста. Момент ручной укладки стропил. 1873

Изображение
07. Группа технических служащих железной дороги. 1873

Изображение
08. Строители третьего участка дороги. В центре - начальник участка Н.А.Базин (в очках). 1873

Изображение
09. Строительство железнодорожных сараев (депо)

Изображение
10. Укладка рельс, подвезенных на конной дрезине по уже проложенному участку. Работа контролируется двумя кондукторами. 1873

Изображение
11. По новому железнодорожному мосту. 1873

Изображение
12. Группа строителей шестого участка Моршанско-Сызранской жд. 1874

Изображение
13. Группа первого участка - 22 человека, среди которых десятники, доктор, обер-машинист, начальники участка и дистанции, телеграфист. 1874



След.

Вернуться в История Пензенского края (XVII-XIX века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8