Мосты губерний-памятники архитектуры

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 823
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 27 фев 2015, 11:25

Путешествуя по родному краю, невольно замечаешь в привычном ландшафте необычные искусственные сооружения, созданные более века назад, но следы времени на них совсем не заметны. Так обнаружили бетонный мост через небольшую речушку Верхозимку у с.Александро-Богдановка Шемышейского района, построенный в 1912году.
Изображение

Изображение

Изображение

В краеведческой литературе нашли интересную информацию о монолитных железобетонных мостах, построенных в начале 20-го века.
Новые конструктивные идеи нашли в начале XX века воплощение в строительстве мостов, которое было направлено на улучшение транспортных связей и осуществлялось, как правило, на средства земства. Мосты в этот период строили как на местных дорогах между деревнями, так и на крупных трактах. Известно, например, что на выстроенном в 1912 году Новотамбовском тракте было 12 железобетонных мостов.
Конструкции мостов этого периода, судя по специальной литературе, были весьма разнообразны. На сегодня в области зафиксированы мосты трёх типов: железобетонные на фермах и типа "труба", а также железные крытого типа.
Мосты, обнаруженные в сёлах бывшей Саратовской губернии, свидетельствуют о тенденции к использованию одинаковых типов в соседних сёлах. Так, одинаковые по конструкции и размеру мосты на железобетонных фермах построены в сёлах Лопатино (Лопатинский район) и Наумкино (Шемышейский район). Мост через реку Суру в большом торговом селе Чаадаевка отличается художественным оформлением въездов, выдержанным в стиле модерн. Два железобетонных моста типа "труба" в соседних сёлах Русская Норка и Богдановка (Шемышейский район) принадлежат к неоклассицизму — оформлены как римские арки с рустованным архивольтом и замковым камнем. Железные мосты, традиционно связанные с железнодорожным строительством, встречаются и на шоссейных дорогах. Два из таких мостов, у села Пяша (Сердобский район) и в посёлке Исса (Иссинский район), относятся к мостам крытого типа — их ограждают фермы, связанные вверху в жёсткую конструкцию.
Все эти мосты резко выделялись и сейчас выделяются своим обликом на фоне традиционной застройки сёл. Большой запас прочности позволил им сохраниться практически без изменений.

«Земство» №5 1995г статья «Постройки периода модерна в Пензенской области и их использование»

Автор Чернявская Елена Николаевна — ведущий научный сотрудник Российского института культурологии, кандидат архитектуры. Специалист в области историко-архитектурного наследия. Один из авторов "Свода памятников истории и культуры Пензенской области".


Надо заметить, что в начале 20-го века бурно стала развиваться цементная промышленность в России. Цемент выпускали в Подмосковье и закупали за границей. Мосты строили по всей России. Напрашивается вопрос «Почему строили мосты на второстепенных дорогах в отдалённых уголках Петровского и Сердобского уездах Саратовской губернии, причём на средства земств?»

Изображение


Изображение

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 898
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Boogor » 28 фев 2015, 20:23

Беково. Мостик в усадьбе Устиновых. 18.10.2014.
Изображение

Участник
Сообщений: 210
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Земляк » 02 мар 2015, 12:04

Boogor писал(а):Беково. Мостик в усадьбе Устиновых. 18.10.2014.

Вроде бы обычный мостик...
Однако арочная кладка в замок выполнена из двух разных материалов. К тому же вместо традиционно вертикально расположенного кирпича, арка выложена кирпичом на ребро. Что необычно для большого пролета. Boogor, вы можете сказать или показать с лучшим разрешением что это за материал между бурых кирпичей? И надо бы эту конструкцию мудрым каменщикам в строяке показать.
expedA писал(а):... бетонный мост через небольшую речушку Верхозимку у с.Александро-Богдановка Шемышейского района, построенный в 1912году.
...Напрашивается вопрос «Почему строили мосты на второстепенных дорогах в отдалённых уголках Петровского и Сердобского уездах Саратовской губернии, причём на средства земств?»
...

Напрашивается ответ... Бетон, как строительный материал известен несколько тысячелетий, но в строительстве мостов еще мало применялся. Как следствие отсутствие типовых проектов и опыта возведения мостов из бетонных блоков. Поэтому автор моста взял на себя смелость поставить мост именно на второстепенной дороге и с большим запасом прочности.

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 898
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Boogor » 02 мар 2015, 20:40

Это тоже кирпичи, но, вероятно, торцы которых ранее не выступали за общую боковую поверхность моста, в отличие от осыпавшихся, или, скорее, сколотых перед позднейшим оштукатуриванием.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 823
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 10 мар 2015, 18:03

Как следствие отсутствие типовых проектов и опыта возведения мостов из бетонных блоков. Поэтому автор моста взял на себя смелость поставить мост именно на второстепенной дороге и с большим запасом прочности

Мосты в начале ХХ века в "саратовской глуши" строились из монолитного железобетона. Удовольствие это, по тем временам, было дорогое.
Я думаю, строительство шло по государственной программе, с привлечением частного капитала, как к примеру железные дороги.

Участник
Сообщений: 210
Зарегистрирован: 22 ноя 2014, 15:46
Имя:

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Земляк » 14 мар 2015, 12:35

Boogor писал(а):Это тоже кирпичи, но, вероятно, торцы которых ранее не выступали за общую боковую поверхность моста,...

Ага! Значит это был элемент декора, который пострадал от влаги, мороза и времени в первую очередь.
expedA писал(а):Мосты в начале ХХ века в "саратовской глуши" строились из монолитного железобетона. Удовольствие это, по тем временам, было дорогое. ...

Андрей, на Ваших фото бетонный (блочный, из отдельных "кирпичей" и скорее без арматуры) мост из "саратовской глуши", а железо-бетонный с Галицкого тракта. Вот тут фото видов и строительства этих мостов: номера фото с 65 по 72 http://kineshma.msk.su/old/00_20/zem4.shtml
Ждем теперь в этой теме фото "наших" мостов.
expedA писал(а):...Я думаю, строительство шло по государственной программе, с привлечением частного капитала, как к примеру железные дороги.

Согласен.

Участник
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30 ноя 2015, 19:13
Имя: Алексей

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Clayeux » 30 ноя 2015, 19:15

Железные мосты, традиционно связанные с железнодорожным строительством, встречаются и на шоссейных дорогах. Два из таких мостов, у села Пяша (Сердобский район) и в посёлке Исса (Иссинский район), относятся к мостам крытого типа — их ограждают фермы, связанные вверху в жёсткую конструкцию. Все эти мосты резко выделялись и сейчас выделяются своим обликом на фоне традиционной застройки сёл. Большой запас прочности позволил им сохраниться практически без изменений.

Есть изображение (фото) моста в Иссе и история его появления?

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 823
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 27 окт 2016, 16:32

Чугунный мост через р. Поим, построен пленными австрийцами в 1914 гг. О кузнечном ремесле в селе Поим. Кузницы располагались в центре села у чугунного моста и при въезде в село. Взято отсюда http://poim.penza-online.ru/p_poim.shtml
Где же мост чугунный? :?:
Изображение
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 823
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 10 апр 2017, 20:05

Изображение

Реконструкция Свердловского моста в Пензе. Апрель 2017года


Фотоматериал А.А.Шилина о ж/б. мосте в р.ц.Лопатино. Дата постройки 1912 год, как и в селе Александро-Богдановка Шемышейского района.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 823
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 17 апр 2017, 21:07

Мост через реку Сура у села Чадаевка Городищенского района. Мост после ремонта выглядит хорошо.
Историю моста не знаю :? .
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

След.

Вернуться в История Пензенского края (ХХ-XXI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1