Мосты губерний-памятники архитектуры

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Барс » 14 май 2019, 20:27

Полностью с вами согласен,это не железнодорожный мост.Слышал байки про этот "Красный мост",что там то ли полноценную железную дорогу,то ли узкоколейку хотели тянуть и забросили,но по конструкции мост не подходит даже для узкоколейки.Мост явно типовой,стандартный.Есть одно старое издание ,все его тома оцифрованы и есть в свободном доступе :Е.О.Патон Железные мосты 1-4 т. 1903-1909 г. (если надо ссылки сброшу,все рабочие),такие мосты применялись как для ж/д сообщения ,так и для гужевого транспорта.Есть три даты строительства этого моста -1898 г.,1905 г., 1910 г. Пока попался похожий в США.http://static.logbookexplorer.com/photo ... -large.jpg

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1866
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 16 май 2019, 22:22

Спасибо за работы Е.О.Патона, вспоминаю, как изучали его труды в институте. Хорошо написано, просто и ясно.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1866
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 23 май 2019, 22:26

О бурном строительстве мостов в 1912 году говорит ещё один объект, мост в Саранске.

В окрестностях я уже насчитал четыре таких моста: в Лопатино, в Поиме, в Инжавино (Тамбовск. обл.) и в Саранске.

Участник
Сообщений: 86
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Барс » 23 май 2019, 23:47

Бывало по всякому.Мост через Ворону в районе Инжавино ,история. https://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2016 ... 527462.jpg
Кривой мост Тамбов.https://marina-klimkova.livejournal.com/193240.html https://marina-klimkova.livejournal.com/193897.html

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1866
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 26 май 2019, 23:05

Добрый вечер. Немного покопавшись в исторических документах, и совершив пару тематических вылазок по области, решил вернуться к дорожным инженерным сооружениям, построенным за один 1912 год на территории современной Пензенской области. Картина вырисовывается следующая.
В России, как и в других странах, используются общественные работы, как помощь для населения в трудные времена. Наряду с вещевой и продуктовой помощью для восстановления нормальной жизни выделялись деньги для производства работ по улучшения жизни в городе или в сельской местности. Эти деньги, заработанные людьми, оживляли торговлю и производство, а вместе с тем улучшали условия жизни местного населения. Размеры такого попечительства были в России незначительные. Вот пришёл 20 век, во властную элиту приходят новые люди и начинается движение, направленное на подъём экономики России, как сельскохозяйственной державы. Министерство земледелия потребовало себе подчинения ряда подразделений других министерств, в том числе министерства финансов. Разразившийся голод в ряде губерний России в 1910-1911 годах стал причиной, с одной стороны, и поводом, с другой, выбить большие деньги у государства для оказания помощи голодающим и стимулирования дальнейшего развития сельского хозяйства.
Главные лица этого проекта развития сельского хозяйства - это министр внутренних дел Иван Логгинович Горемыкин и его ученики, Александр Васильевич Кривошеин и всем известный Столыпин Петр Аркадьевич.
Результаты общественных работ за 1911-1912 годы можно узнать здесь http://elib.shpl.ru/ru/nodes/49404-1911-1912-gg-kn-2-obschestvennye-raboty-1913#mode/inspect/page/7/zoom/4
Вот одна цитата. Речь идёт о периоде 1911-1912 год.
Всего по губернии (Саратовская губерния) было организовано отдельных работ 4156, общею стоимостью в 6936000 рублей, из которых население получило 82% в виде заработной платы

Теперь вернёмся в нашим мостам. Мост в селе Лопатино.
Изображение

Затѣмъ, обращаетъ на себя внимание Лапатинскiй железо-бетонный мостъ черезъ р. Узу въ с. Лапатинѣ, Петровскаго уѣзда, сооруженный местнымъ уѣезднымъ земствомъ, которое, кромѣ того, къ этому мосту устроило дамбу, съѣзды и дорогу по косогору. Мостъ имѣетъ отверстiе въ 50 саж. и имѣетъ 5 пролетовъ.
Изображение

Изображение

Опору моста составляютъ четыре желѣзо-бетонные быка на фундаменте изъ 18 желѣзо-бетонныхъ свай, связанныхъ между собой общей желѣзо-бетонной насадкой каждый; конструкцiя каждаго быка представляетъ одно цѣлое, и два устоя изъ каменной кладки на бетонномъ фундаментѣ, основанномъ на дубовыхъ сваяхъ, при чемъ фундаменты устоев ограждены шпунтовыми рядами изъ 2-хъ вершковыкъ досокъ.
Изображение

Изображение

Подъ главными балками моста, на устояхъ, имѣются : металлическiя подушки, cъ катками, причемъ принято во вниманiе сжатiе и расширенiе желѣзо-бетона при измѣненiи температуры.

Изображение

Изображение

Длина моста наверху съ консолями - 56 саж., ширина 3 саж. Высота моста посрединѣ, отъ горизонта воды до верхней поверхности проезжей части - 3,68 саж. Дамба шириной 3,5 саж., откосъ - 1:1,5. Длина дамбы и дороги по косогору - 564 саж. Мостъ, дамба и дорога по косогору закончены. Обдѣлка и укрѣпленiе дамбы, дороги и береговъ - не закончены и предполагается ихъ закончить за счетъ средствъ, испрошенныхъ Петровскимъ земствомъ у Министерства на завершенiе работъ на условiях - половину въ ссуду, половину въ безвозвратное пособiе. Всего израсходовано пo работѣ, считая стоимость заработка съ матерiаломъ свыше 69.000 р., изъ которыхъ на матерiалъ вошло 26.000 р. слишкомъ.
Изображение

Изображение

Изображение


Как строились такие мосты, можно представить по старым фотографиям
Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1866
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 29 май 2019, 21:26

Добрый вечер. На старой дороге Пенза - Лопатино между сёлами Назимкино и Наумкино имеется мост через реку Няньгу, подобный вышеописанному. Строили по типовым проектам.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



На правом берегу

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1866
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 02 июн 2019, 20:55

Добрый вечер. Продолжаю рассказ о бурной строительной и мелиоративной деятельности в южных районах Пензенской области, принадлежавших в 1912 году Саратовской губернии.
Миновав мост через реку Няньгу, старая дорога поднимается на ровный полевой участок. До села Русская Норка «рукой подать». В селе дорога спускается в глубокий овраг, внизу протекает речушка Норка. По высокой насыпи переезжаем на другую часть села.
Изображение

В насыпи в 1912 году был сооружен мост-труба, подобно вышеописанному в селе Александро-Богдановке ( см. сообщение за 27.02 2015 год).
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Фотоматериалы по устройству таких мостов.
Изображение

Изображение

Конструкция арочного моста - железобетонная труба - была использована также в Камешкирском районе на участке дороги Русский Камешкир-Новое Шаткино, через глубокий овраг;
Изображение


в Неверкинском районе на участке с.Теряевка (д.Ахматовка в 1912 г.) - с.Джалилово, через овраг Сосновый (Песчаный в 1912 г.).
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Железобетонное строительство в нашей провинции стало развиваться благодаря дешёвому цементу, изготовленному на Вольском цементном заводе, и доступным для добычи местным пескам. Кстати сказать, Вольские заводы в 1911-12гг. были одними из крупнейших в России по производству цемента. Точной информацией по использованию в бетоне щебня при строительстве вышеописанных мостов не располагаю. Железобетон в 1912 году стал в нашем крае популярным материалом.
Общественные работы по занятости и улучшению жизни крестьянского населения в России, проведённые как помощь в устранении последствий голода, стали инструментом развития местного самоуправления. Учёт и контроль земских и государственных органов был такой, что все пороки властного управления сводились к минимуму. Но это было только эпизодом нашей истории. Смерть Столыпина, внутренние противоречия во власти, войны отодвинули развитие крестьянской России, а значит, и нашего края, на несколько десятилетий. Мало мы знаем нашу историю.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1866
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 19 янв 2020, 22:53

Добрый вечер! Летом прошлого года мы обнаружили еще несколько мостов-труб, выполняющие функцию водоотвода с местности, по которой проложили железную дорогу Пачелма- Н.Ломов в начале 20 века
Изображение

Изображение

Подробнее о этой дороге в статье О.И.Холодкова "ПАЧЕЛМСКИЙ ТИХОХОД".
ПРИЁМКА ПАЧЕЛМСКО-ВЫГЛЯДОВСКО-ЛОМОВСКОЙ ВЕТВИ
И ОТКРЫТИЕ ПО НЕЙ ДВИЖЕНИЯ

19 января 1927 года состоялось заседание Правления Сызрано-Вяземской железной
дороги с участием представителей Пензенского Губисполкома.
Заседание было открыто в 12 часов 10 минут и закрыто в 13 часов 25 минут.
В заседании участвовали: председательствующий: Зам. УПД и Ч С. Ф. Наумов, член
Правления по технической части М.И. Игнатов, представители Пензенского Губиспокома
юрисконсульт В. З. Захаров и секретарь Е. Н. Кочуков, также были приглашённые:
И. С. Войцеховский, В. Н. Леншин, А. А. Белопольский, А. Н. Розсыпной, К. Д. Цветаев
и секретарь М. Каменецкий.
На повестке дня стоял вопрос о приёмке ломовской ветви и об открытии по ней
движения. Движение по Ломовской железнодорожной ветви официально было открыто 19 января 1927 года.
Хоть официально Ломовская железная дорога была открыта в январе 1927 года, первый пассажирский поезд прибыл на станцию Нижний Ломов из Пачелмы только летом этого же
года, его торжественно встречали многие жители города. (Сохранилось фото этого торжественного момента).
Была составлена приходно-расходная смета по эксплуатации ветви на 1927
год, и было принято, что по ветви будет ежедневно курсировать один товарно-пассажирский поезд, который состоял из части пассажирских и части грузовых вагонов.
Общий вес был принят равным 480 тоннам. Обслуживался этот гибридный состав локомотивом-паровозом серии. Движение по новой ветви ограничивалось 8-ю часами,в течение которых поезд, отправляемый со ст. Пачелмы (станция с депо), должен был прибыть на ст. Нижний Ломов и вернуться на ст. Пачелма, сделав на станциях Нижний Ломов, Верхний Ломов и Выглядовка все необходимые маневры, скорость движения установлена как для товарного поезда.
Первый состав поезда Пачелма – Нижний Ломов был гибридным (смешанным) и состоял из трёх классных пассажирских вагонов, одного багажного и 23-х товарных (гружёных) вагонов, в случае наличия порожних грузовых вагонов состав поезда увеличивался.
Грузооборот Пачелмско-Ломовской ветви в 1927 году был по тем временам довольно
приличным: отправка с Нижнего Ломова в Пачелму продукции спичечных фабрик Ниж-
него и Верхнего Ломова – 974 вагона; общество «Коммунальный трест» отправило 46 вагонов колёсного обода, 4 вагона колёс и 4 вагона бондарной клеенки.
Приход грузов в Нижний Ломов составил: хлебные грузы и зерно – 23 вагона, мясо
/всякое/ – 36 вагонов, шерсть – 3,4 вагона, спирт – 70 цистерн, посуда – 28 вагонов,полуфабрикаты – 5 вагонов, разные сельхозтовары – 47 вагонов, разный товар для коммунального треста – 26,5 вагонов, для Е.П.О.- 40 вагонов; для спичечных фабрик приход составил: полуфабрикат – 233 вагона, плашка -1 955 вагонов.
Железнодорожной милиции в то время ещё не существовало, она появилась гораздо
позже, так что для «налётчиков» было полное раздолье для грабежа проходящих поездов.
Чуть раньше, в 1920-х годах, железная дорога неоднократно подвергалась нападению знаменитых тамбовских «антоновцев» под предводительством Александра Антонова. Сам он в наших краях не был, а вот его войска под руководством Кости Громова в Ломовском и Чембарском уездах были, и в мае 1920 года «антоновцы» полностью ограбили станционные железнодорожные склады на станции Титово.
Но силы нижнеломовской милиции понемногу увеличивались, и бандитизм постепенно сходил «на нет». Последним крупным бандитом в Пачелмском районе был Василий Огнѐв, уроженец села Вороны, о котором ходили легенды среди местных жителей.
Наступал роковой день для нашей страны – 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Усилилась мобилизация граждан Пачелмского и других районов на фронт.
Нагрузка на железную дорогу возросла, почти вся продукция шла на фронт под известным
лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!». Новобранцев также отправляли на пересыльный пункт поездом до станций Пачелма и Титово. Возвращались фронтовики с войны (те, кто уцелел) также по железной дороге, также до станций Пачелма или Титово.
Но всё когда-то заканчивается, заканчивается жизнь-существование предприятий,
некогда процветавших. Свою короткую жизнь имеет и техника, а о человеке и говорить не
приходится. Имела свою историю и Пачелмско-Ломовская железная дорога, краткие эпизоды из этой истории мы видели в этом очерке. В 2019 году Пачелмско-Ломовской железной дороге исполнилось ровно 92 года со дня её официального открытия. За свои эти долгие годы видела она всякое: царский период, революцию, разгул бандитизма, подъём экономики и индустриализацию, напряжённые дни работы в тылу в военные годы 1941–1945 годов, пик расцвета деятельности железной дороги в 1960-1980 годах. Сегодня об этом остались только добрые воспоминания. Ломовская железная дорога до сих пор функционирует, только это уже не то мощное железнодорожное предприятие, «гремящее» на всю округу, которое было в советское время.
Остаѐтся пожелать нашей железной дороге как можно дольше оставаться на плаву,
а, может, и возрождения её былой славы. А наш «Пачелмский тихоход» навсегда останется в нашей памяти, как железнодорожный трудяга, прослуживший людям более 70 лет.

Пред.

Вернуться в История Пензенского края (ХХ-XXI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2