Самолеты для фронта

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 733
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Самолеты для фронта

Сообщение expedT » 29 ноя 2014, 17:42

Архив темы - страница 1:
---------------------
Земляк писал(а):11.11.2014 11:12
Петрович писал(а):... улетали отремонтированные самолеты ... Эти испытательные полеты и фигуры высшего пилотажа я сам наблюдал, когда учился в институте. На этом аэродроме базировались также самолеты системы ПВО, охранявших наш город.... (16.05.2013 11:27)

Петрович, а известно ли Вам о каких либо катастрофах этих самолётов? В частности интересуют любые подробности о самолете, упавшем во время войны в районе д.Орловка (которая ок. Симанщины)

---------------------
Старполкон писал(а):11.11.2014 23:40
Прошу помощи, Петрович, из Белинского (Чембара тож) с тем же вопросом: не было ли катастроф этих самолетов недалеко от Чембара в период ВОВ? Есть захоронение двух пилотов в некрополе известных личностей района напротив музея критика. Заранее спасибо!

---------------------
Петрович писал(а):12.11.2014 09:00
Привет, земляк! Да, в военное время были авиакатастрофы. Дело в том, что штурмовики Ил - 2, Ил - 10 перегонялись из Куйбышева  на фронт по трассе, проходящей   по нашей области. Промежуточный аэродром для них был в Каменке, а затем на Чембар и далее, ориентируясь по дороге.   Летело штурмовиков много. Сначала одна тройка в день,а потом по нескольку девяток ( эскадрилий) в день. Летали очень своеобразно - буквально стригли траву - ниже верхушек телеграфных столбов. Полеты на такой высоте очень рискованны и требуют ювелирного пилотирования. При ошибке пилотирования такая высота полета не позволяет ошибку исправить.  Т.е. катострофы были и под Чембаром и по трассе до Каменки и в Тамбовской области и на этой трассе много могил наших пилотов. Такова цена использования полета на фронт, для тренировки молодых пилотов. На фронте пилот - штурмовик жил не долго. Пополнения молодыми - неопытными требовалось много. Так, что надо всем поклонится могилам этих молодых ребят.Петрович

---------------------
Петрович писал(а):12.11.2014 09:31
Земляк писал(а):Петрович, а известно ли Вам о каких либо катастрофах этих самолётов? В частности интересуют любые подробности  о самолете, упавшем во время войны в районе д.Орловка (которая ок. Симанщины)

Земляк, привет! Самолеты ремонтировали на 163 заводе в Пензе. Это были истребители И-16, ЛаГГ- 3, Ла-5, Ла - 7. Об этих самолетах сведений и свидетельств я не имею. А о штурмовиках см. сообщение Старполкону. Петрович.

---------------------
Boogor писал(а):12.11.2014 10:21
Петрович писал(а):На фронте пилот - штурмовик жил не долго. Пополнения молодыми - неопытными требовалось много.

Петрович, не перегибай! И, все же, спасибо за то, что затронул эту тему.
Читал много хроники и воспоминаний летчиков-штурмовиков о войне. Нигде особо не выделяется о больших потерях, наоборот идет нажим на то, что самолет был очень живучий. Немецкие летчики-истребители называли его Betonflugzeug — «бетонный самолёт».

Отзывы ветеранов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EB-2# ... 0.BE.D0.B2

Могу привести в пример своего деда - Авдеев Василий Сергеевич 1915 г.р., военный летчик с 1934 года, всю войну на штурмовиках. Родился в Саратовской области, после войны до конца своей жизни жил и работал военруком в школе в с.Куракино Сердобского района. Справедливости ради скажу, - рассказывал, что потери, конечно же были среди его товарищей. Когда летали в двухместном штурмовике, вспоминал, что несли потери в стрелках, располагавшихся сзади, за пилотом. Сам же он только один раз сломал ногу, выпрыгнув с парашютом и неудачно преземлившись между нашими и немецкими траншеями. Красноармейцы его тогда за парашют к себе и подтащили.
Изображение

Штурмовик, выполняя боевую задачу и, при этом обороняясь, мог вести бой с истребителями. Из наградных документов:
Изображение

---------------------
Земляк писал(а):12.11.2014 10:43
Спасибо, Петрович, кое в чем помогли... начал думать...

Boogor писал(а):...Петрович, не перегибай! ...

Да вроде не перегнул. ИЛ-2 -хорошая машина на тот период была. Однако не боевые потери случались часто.
Самолёт под Орловкой, полагаю, упал из-за технической неисправности. По рассказам отца: « …шли низко … вдруг один взмыл вверх и потом резко спикировал…» /были и еще некоторые подробности/ - характерная неисправность руля высоты ИЛ-2. «…приехали особисты и солдаты на машинах, забрали тело, личные вещи, оружие, крупные детали самолета…» - тут все четко сработали. Интересуюсь этим самолетом для порядка (для истории в моей «зоне ответственности»). … дед из части оставшейся алюминиевой обшивки сделал ведерко для молока (доёнка). И если бы молоковоз в 70 годах не переехал – посудина служила б и поныне.
Плотно занимался еще одним Илом на вологодчине, погибшим 9 мая(!) 1943г. при перегоне – причина та же.
Альтернатива легендарному штурмовику не состоялась из-за трагедии произошедшей ПОЧТИ в нашей области.
В начале войны 29.10.41г., пролетев на ПС-84 Пензенскую обл., погибла авиационная элита (24 человека) у Белого озера. А вместе с ней и надежда на самолеты: ТА-1 и ТА-3
"...Важнейшей особенностью Та-1 стало мощное наступательное вооружение из двух 7,62-мм пулемётов и четырёх 20-мм пушек. Вес секундного залпа Та-1 (113 пуль и снарядов) достигал 6 кг. В 1940 году вышла двухкилевая модификация — Та-3 (ОКО-6 бис). На испытаниях Та-3, проводимых с мая 1941 года летные данные самолета были оценены весьма высоко — официальное заключение было таким: «Рекомендовать Та-3 к серийному выпуску... с основным назначением — истребитель самолётов и танков». "
http://ulrgo.ru/region/wiki/%D0%9F%D0%B ... 0%D0%B0++/
Так что лучше ИЛ-2 на тот период у нас не было...
В порядке примирения: от Вернадовки до Белого озера в подавляющем большинстве во время войны погибли ДБ-3 (Ф). Занимался исследованием причин катастроф некоторых. у пяти из них были высококлассные экипажи и причина катастроф не в неисправности самолётов…

---------------------
Земляк писал(а):12.11.2014 10:50
Старполкон писал(а):...Есть захоронение двух пилотов ...

ФИО известно? Дата гибели?
Если да, то сюда: http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm
Если нет - сюда: http://www.soldat.ru/forum/viewforum.php?f=86 - Авиаторы - возвращение из последних полётов

Может это чем-то поможет: http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=a ... 005.23.122
В соответствии с этим постановлением 7-я отдельная бригада ПВО передислоцируется на Волгу, где на ее базе в соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 00113 от 23 ноября 1941 года создается Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО. Командующим районом назначается полковник Антоненко М.В., начальником штаба – подполковник Тихонов Н.А.
Саратовско-Балашовскому дивизионному району ПВО была поставлена задача по противовоздушной обороне в границах Чембар–Романовка–Елань–Палласовка–Новоузенск–Балаши–Пугачев–Покровское–Камышлей. При этом важнейшими объектами были определены г. Саратов и железнодорожная станция Ртищево. Из состава района выделялись группы ПВО для сопровождения эшелонов в пути следования.
В оперативное подчинение командующему районом была передана 144-я истребительная авиационная дивизия, которая базировалась на аэродромах Разбойщина и Анисовка. Кстати, в составе этой авиационной дивизии был и 586-й женский истребительный авиационный полк, которым командовала майор Казаринова Т.А..

---------------------
velosipedist писал(а):12.11.2014 21:40
А известно ли что-то про аэродром, располагавшийся на территории нынешнего заповедника Кунчеровская степь ?
Для чего его использовали в военное время ?
Местные жители до сих пор называют это место "аэродром"

---------------------
Петрович писал(а):13.11.2014 10:54
Кто спорит,что Ил - 2 и Ил-10 были хорошие машины,  но со статистикой не поспоришь. Жил на фронте летчик - штурмовик не долго. ПВО у немцев была мощная. Не зря они говорили, что их зенитчиков нужно кормить шоколадом, а многих прочих соломой. Так мне рассказывал мой друг Борис Александрович Бономанко, живший во время оккупации в Славянске. Характеризовать наши не боевые потери штурмовиков могла и огромная пристанционная свалка их останков на станции Белинская. Жители станции ухитрялись даже из коконов бронекорпусов городить сортиры, ставя их вертикально, навешивая дверь на проем воздухозаборника и прикрывая отверстие для втулки винта. Я это сам видел, поскольку сам пользовался таким сортиром. И это было не экзотикой из- за обилия лома. Почему его было много, мне объяснил однажды мой сослуживец, бывший  авиамехаником. С фронта экипажи, потерявшие машины летали на "Дугласах". Кстати тоже мимо нас, и однажды я в поле нашел полетную карту  и штурманскую счетную линейку. Видно их сдуло в открытую форточку. Так вот он летал за новыми машинами не раз. И мог сопоставить, как изменились времена на авиазаводе в Куйбышеве. В начале войны всех их летчиков и механиков, не на один день, ставили на конвейер собирать машины, на которых экипажи полетят на фронт. Механики вернуться на фронт на "Дугласе". О каком качестве сборки самолета,  при этом, можно было говорить. Дело изменилось к 44 году. Однажды в это время они, как обычно летели за самолетами на "Дугласе". Неожиданно они приняли сообщение: "Соблюдайте коридор полета. если выйдете за него будете сбиты". Это их удивило Еще больше они удивились когда  по радио получили команду:" После рулежки "Дугласу" заправиться, экипажам получить машины. Обратный вылет через полчаса". А на поле аэродрома рядами стояли, готовые к вылету штурмовики. Теперь ни о какой сборке самолетов силами механиков и пилотов не было и речи. Надо думать,что и качество машин стало выше. Вот такие воспоминания навеяла эта новая рубрика. Петрович

---------------------
Земляк писал(а):13.11.2014 12:05
Петрович писал(а):...Характеризовать наши не боевые потери штурмовиков могла и огромная пристанционная свалка их останков на станции Белинская.

Петрович, может это и с фронта привозили для сортировки: что для сортиров, что в переплавку, а что на завод как запчасть?
После серии крупных катастроф над Пензенской областью в октябре 21 и 29 1941г. и приказа «о недопущении…» от 4.01.42г. за такой самолётопад по законам военного времени… >ВТ>ВМН

---------------------
Петрович писал(а):13.11.2014 13:44
Земляк писал(а):Петрович, может это и с фронта привозили для сортировки

Это сомнительно. Поскольку занюханная станция Белинская на однопутной ж.д. ветке, вдали от промышленных центров, вдали от центров авиастроения, с плохими грузоподъемными средствами, вряд ли могла быть выбрана для этого. Скорее всего это был местный авиалом и не боевых потерь по области и с аэродрома рядом с Каменкой. Петрович
P.S. А бронекорпуса были сделаны из высоколегированной хромо никелевой стали и они были примером нашей высокой технологии, которую так и не разгадала хваленая германская промышленность. Т.ч. бронекорпуса были драгоценностью и сортир из них это преступление, существование которого можно объяснить военным беспорядком. Тогда были грозные приказы и тупое их исполнение: или расстреляют для порядка или "война все спишет". А то, что бронекорпуса были драгоценностью говорю это, как инженер, знающий что такое эта тонкостенная закаленная высоколегированная сталь. Петрович

---------------------
Земляк писал(а):13.11.2014 15:54
Петрович писал(а):... занюханная станция Белинская на однопутной ж.д. ветке, ... вдали от центров авиастроения,

Петрович, в Сельмаше делали бронебойные, фугасные снаряды.
Мож поэтому свозили туда железо, например, для испытания снарядов о броню. Которая броня выдерживала, шла на сортиры, а снаряды на доработку. И наоборот.

---------------------
Петрович писал(а):13.11.2014 17:10
Броня,броне рознь. Высоколегированная хромом и никелем, тонкостенная, закаленная броня по своей сложной технологии была доступна только предприятиям хорошо оснащенным и имеющим хорошие производственные традиции. Белингссельмашу - заводу, эвакуированном частью  из Ростова, частью иэ Кировограда это явно было не по силам. Ведь я еще помню в начале 42 года  разбросанные вдоль железнодорожного полотна кокили, для литья звеньев цепей комбайнов, станков и даже ротор паровой турбины, сброшенный с насыпи. Нужно было время чтобы дорасти от  сравнительно не сложной технологии простой брони, бронебойных и фугасных  снарядов до уникальной технологии Илов. А ведь броня нужна была не в будущем,а еще вчера. Т.ч.  бронекорпуса были с уже летавших Илов. Они конечно были деформированы, и кроме бронекорпусов еще больше валялись необъятные горы дюраля. Вот и подумаем. Петрович

---------------------
Петрович писал(а):13.11.2014 18:53
Старисполкон, земляк! Куда подевался. Отзовись на последнее  обращенное к тебе сообщение. С пожеланием успехов! Петрович

---------------------
Старполкон писал(а):13.11.2014 22:10
Привет всем! :flag: Прошу прошения, Петрович... Работа не дает покоя, да и праздники, в которые мы в основном служим на благо спокойствия Чембарского народа. :dontknow: Хотел было на пенсию собраться - да пришел новый начальник отдела и попросил подготовить молодой состав. Так что служу пока. В отпуск тоже не пущають. А у меня полно растрепанного материала по нашей тюрьме. Воедино никак не соберу. В выходные попробую связаться с одноклассницей, историком в школе, которая тоже искала имена и адреса родственников тех погибших летчиков. Моя мама тоже с учениками занималась этими поисками, но в то время у меня были совсем другие детские заботы и я пропустил это мимо ушей. Отрывками припоминаю, что по рассказам очевидцев они летели на очень низкой высоте со стороны Пензы (Каменки). Если помните, то сразу после поста ГАИ перед въездом в Белинский есть спуск с горы в с. Волчково? Так вот они как бы провалились в этот большой овраг, не смогли выйти из него и врезались в Черную (Чертову) гору с восточной стороны города (под ней сейчас находится ГРС). От некоторых старожилов слышал, что самолет не сразу загорелся и некоторые (в то время пацаны) даже видели погибших летчиков в унтах и их разбросанные вещи, планшеты. Кто-то даже схватил карту, но ее позже отобрали приехавшие милиционеры, пожарные и др. представители власти. А вот почему далее случился пожар - неизвестно. Сгорело, якобы, все. Но! В свое время я играл в Белинском народном духовом оркестре в РДК, состав которого, в основном, состоял из музыкантов пожарной команды. И в шкафу, где складировались ноты и музыкальный всякий инвентарь, я видел какую-то карту местности. Она была в целлофане, примерно как сейчас заламенирована, согнута в несколько раз. На ней было много обозначений, красных стрелок, кружков. Я тогда не понимал конечно, что это за карта, смотрел просто из любопытства. И только потом, когда стал интересоваться историей, до меня дошло, что это могла быть та карта летчиков, погибших у нас под горой. Конечно я не могу быть уверенным, да и время много прошло... Но не дает покоя то, что пожарные приехали одни из первых на место падения и могли отобрать карту у мальчишек, а потом никому не показать и прибрать ее себе.
Иных уж нет, а те долече... Сейчас практически не у кого спросить и узнать об истинных обстоятельствах происшествия. В официальных источниках в то время тоже вряд ли писалось. А слухам и былинам доверять особо нельзя.
Еще вопрос, Петрович: имя Тимофей Антонович Блавут о чем-нибудь говорит? Он был музыкальным руководителем духового оркестра в 30-х годах в нашем городе. Очень грамотный и подготовленный музыкант для тех времен в провинциальном городке. Вместе с женой был очень глубоко верующим. Все говорит о том, что выходцы они из интеллигентной и очень образованной семьи. В 70-х годах его жена проживала по соседству с моими родителями. И снова в пору наивного детства я не оценил и не сохранил воспоминаний об этих людях. Все приходит со временем.... И ум тоже. :blush:

---------------------
Земляк писал(а):14.11.2014 10:13
Старполкон писал(а):...Прошу прошения, Петрович...

Прошу прошения что встреваю...
Вы подробно все описали, но может какие важные детали упустили?
Старполкон писал(а):...Моя мама тоже с учениками занималась этими поисками...

Во с этого места поподробней!
Накидаю вопросов для задания направления мысли:
Кого (ФИО и др данные) они искали? Можно ли найти этих учеников и результаты их поиска?
Фото захоронения летчиков и что там написано?

При наличии ФИО можно попробовать узнать другие подробности катастрофы вплоть до №№ деталей самолета.

---------------------
Петрович писал(а):14.11.2014 16:53
Земляк писал(а):При наличии ФИО можно попробовать узнать другие подробности катастрофы вплоть до №№ деталей самолета.

Эти сведения можно узнать в Архиве ВОВ Министерства Обороны,если есть желание пройти по ступеням бюрократии. Единственная зацепка модное нынче возрождение патриотизма. Петрович

---------------------
Старполкон писал(а):14.11.2014 22:57
В ближайшее время все материалы подберу и предоставлю. :tomato: Чессссс слово - нет свободы действий - ухожу затемно и прихожу тоже далеко за сумерки. Жду с нетерпением отпуска. :cool:

---------------------
Петрович писал(а):15.11.2014 09:41
Старрполкон и Земляк! Действовать нужно через наше РГО и Областной Совет ветеранов, обращаясь в упомянутый раньше архив. Для  справок использовать его сайт и е.м. в интернете. Ожидание успеха  может быть высоким, поскольку архив, как и большинство архивов, или переводится на цифру или уже оцифрован. Т.ч. для  архивистов эта просьба возможно и не вызовет затруднений. Козырем в этой вашей просьбе будет приближающийся юбилей Победы и упор на Патриотизм. Петрович

---------------------
Земляк писал(а):15.11.2014 19:24
Петрович писал(а):Старрполкон и Земляк! Действовать нужно...

Петрович, полёт мысли понятен!
Действовать надо! Предлагаю поставить памятник в Пензе всем погибшим экипажам на территории Пензенской области в ВОВ.
Для чего собрать сведения о всех катастрофах и погибших авиаторах в одну «кучу» в этой теме, если админ позволит. Сейчас скажу по памяти что помню, ибо специально не собирал:
Ок. Вернадовки два ДБ-3; Б.Ижмора – 2чел. ИЛ-2?; Башмаково – 8чел, ст.Соседка -4 чел.; Вадинск – 4чел. Дуглас; Пачелма – два ДБ-3, 8чел + 2 трехсотых; Каменка -8чел (10 запасной АП); Плесс – ДБ-3, 4 чел.; Кузнецк- ДБ-3Ф, и район ДБ-3, ИЛ-2 2чел; Белое Озеро (тогда П.обл)- ПС-84 -24чел; Чембар (Старполкон) -2чел; д.Орловка(ок.Симанщины) -1чел. /полагаю список далеко не полный, поэтому прошу дополнять!/.
Поскольку памятник дорогое удовольствие, предлагаю использовать уже имеющийся «Самолет» в Арбеково. Повесить мемориальную доску /текст для примера/: « На территории Пензенской обл. в 1941-45г. погибли летчики: /далее максимально уточненный список/
И путеводители Пензы наполнится смыслом в описании памятника «Самолет».
И как говорит Старполкон:
Старполкон писал(а):Запрещать бесполезно, разрешать глупо, игнорировать не получается, возглавить - посадят.
Остается только научить, как это делать правильно.

Прошу Вас возглавить это патриотическую миссию, как самого мудрого из нас. Я сейчас живу за 1200км от Пензы, но готов дистанционно помогать. В самолётной теме я не новичок, знаком с «главным» спецом по самолётам и с человеком у которого, по слухам, уже сделана выборка из архива МО по небоевым потерям самолетов.

---------------------
Земляк писал(а):15.11.2014 19:27
Старполкон писал(а):В ближайшее время все материалы подберу и предоставлю. ...

Ждем, а пока музыкальная пауза:
http://www.youtube.com/watch?v=G7oHxW78V0w

---------------------
Старполкон писал(а):15.11.2014 23:56
http://www.youtube.com/watch?v=LZgiApS2D70
Продолжая тему и музыкальную паузу. :flag:

---------------------
Петрович писал(а):16.11.2014 09:14
Земляк! Не бросайся без персоналий определениями " самый мудрый". Того и гляди форумчане подерутся из-за этого "яблока раздора". Я понял эту шутку ,как намек на меня. Мудрым я себя не никогда не считал и не считаю, а считаю себя самым старым дуболомом, набившим много шишек на голове  (по справедливому определению многих состоящей из сплошной кости без мозгов). Сейчас  при моих многих болячках я не могу использовать  это свое бесспорное преимущество. Надо найти молодого с такими же качествами.  Он должен решиться на это дело, рассортировав самолеты по маркам, и местам падения, и организовать совместный запрос в архив Министерства обороны нашего отделения Российского Географического Общества и Областного Совета ветеранов, пояснив с какой целью нужны фамилии пилотов не боевых потерь, при перелетах по нашей области.. Я не знаю кто за это возьмется - за это хлопотное дело. Петрович

---------------------
Земляк писал(а):16.11.2014 11:59
Петрович писал(а):Земляк! Не бросайся без персоналий определениями " самый мудрый". ...

...только начал знакомиться с Вашим творчеством, литературный критик из меня никакой... А вот по возрасту всяко мудрей меня на четверть века, дольше видели, больше знаете по краю

Петрович писал(а):... Надо найти молододого с такими же качествами.  Он должен решиться на это дело, ...

...мож Дворянкин С.А. админ сайта "Всенародная Книга Памяти ПО" + наш админ !?
С первым я уже работал, в том числе и по самолётам, он уже "заточен" на поисковую работу.
Петрович писал(а):... рассортировав самолеты по маркам, и местам падения, ...

Определяйтесь с координатором. А я, пожалуй, начну. Форумчане поддержат, помогут? А?
Можно уже думать какими саморезами мемориальную доску будем прикручивать к "Самолету". РГО, Совет ветеранов и Кузьмич надеюсь не против?

---------------------
Петрович писал(а):16.11.2014 16:18
Земляк! Только вот беда реактивных самолетов в ВОВ еще не было. Были только экспериментальные у немцев два типа да у англичан "Метеор" - борец с немецкими самолетами- снарядами V-1. Этот , стоящий у нас,  сверхзвуковик. И зачем он там стоит мне не совсем понятно. Памятником ВОВ он служить не может. Найти бы где Штурмовик. Подлатать его. Вот был бы памятник, чем мы хуже Самары. Петрович.

---------------------
Земляк писал(а):16.11.2014 21:34
Петрович писал(а):Земляк! Только вот беда ...Найти бы где Штурмовик. Подлатать его. Вот был бы памятник, ...

Петрович! Мысли мои крадете!...
Признаться, подав идею собрать погибшие экипажи на мемориальную доску и наполнить смыслом «безхозый» памятник, я тоже подумал о целесообразности дополнить композицию чем-нибудь военной поры. Решил это оставить на потом…Мож найдется какая-нибудь железка от самолета или винт.
Да на этом самолете я не только «летал» два года в срочную службу, но и лично с вверенным мне подразделением уничтожил штук пятнадцать прямо врукопашную, правда своих. В учебно-познавательных целях. Или как сейчас бы назвали- утилизация. Были и другие самолеты, например красавец МИГ-17. Любой из загубленных самолетов отдал бы за пару шоколадок. Для земляков за одну, только пушки бы снял – не положено! Одних только пушек у меня скопилось аж 66 шт. (на мигах их по три стояло 2*23мм и 1*37мм ~103кг). После того как около нас рванули от лесного пожара склады арсенала. «Подарки» разлетались на несколько километров. Два «Града» прилетело в нашу часть, один из них приземлился метрах в 30 от меня, понятно дело не взорвался, раз я пишу эти строки. Было ночью, я дежурный по роте, вышел обойти казарму и на тебе «Град» на волейбольную площадку прилетел. Я прыгнул в сточную канаву, подождал немного и пошел докладывать дежурному по части. А если взорвался, прятаться бы некому было. А когда выпал снег, мы лесные пожары победили, приехали саперы разминировать. «Свой» Град меня же и «попросили» откапывать, т.к. я инструктор по авиавооружению – все что стреляет и взрывается типа моё. Ну докопались мы с моим капитаном с помощью кирки и лопаты до стабилизаторов. У капитана хватило ума доложить командиру части, что мы авиаторы в сухопутных Градах ничего не понимаем. Тогда только вызвали настоящих владельцев…
Саперы, некоторые ВВ оставляли себе как сувенир. Начальство узнало, начали шмон наводить. У кого то изъяли. Некоторые успели избавиться – бросили в сортир. Через некоторое время и об этом узнали. Стали сортир разминировать. Из пожарной машины лили воду в клозет, а ассенизаторской машиной через сеточку содержимое аккуратненько всасывать. А потом сами же саперы вручную обезвреживали.
Выше упомянутый шмон и в нашей части происходил, все снаряды и пиропатроны приказано мне было сдать, пушки уничтожить. Снаряды я сдал, а что делать с пушками?
-Порежь и в металлом!
-А чем я порежу?
-Тогда на дембель пока не пойдешь! Уничтожить и чтоб их больше никто не видел!
Короче, я в одиночку перетаскал 66 пушек в ближайшую землянку, а вход закопал.
Недавно смотрел через спутник, части уже нет, территорию не узнать. Нашел ли кто склад…
Но вернемся к самолетам… Когда я однажды приехал на родину, в Пензу. А меня на въезде встречает мой (тип) самолет… Приятно, черт возьми, пензяки для меня памятник о службе в СА поставили. Мне осталось только написать «Здесь был я. ДМБ-76».
Эх, навеяло! Поругает, наверное, админ.

Думаю, штурмовики все на пензенской земле давно уж израсходовали. Или я ошибаюсь?
Есть у меня знакомые, которые накопали несколько Илов по болотам и собирают один до исправного состояния. Но сами поймите, как я у них спрошу: «Нет ли у вас лишнего самолетика?» Отдельную железку еще так сяк попросить. Если совет ветеранов у Кузьмича попросит, а тот согласится ассигновать на муляж штурмовика- можно продолжать тогда мечтать в этом направлении.
А для начала мемориальная доска на СУ-9 повисит.

---------------------
Петрович писал(а):16.11.2014 23:07
Земляк писал(а):..мож Дворянкин С.А. админ сайта "Всенародная Книга Памяти ПО" + наш админ !?

Нашего я имел бы ввиду. Более подходящего и искать не надо.Но в конце концов его надо пожалеть. И так я его замучил своими просьбами. Нужно найти исполнителя, которого не покоробит в работе его номинального участия. Петроович

---------------------
expedA писал(а):17.11.2014 21:48
Александр Шилин занимается изучением материалов по авиакатастрофам в пензенском небе. С его разрешения я предлагаю познакомиться форумчанам с некоторыми материалами . Скачать по ссылке https://yadi.sk/d/ZSVgbfjVcmStY

---------------------
Земляк писал(а):18.11.2014 03:14
expedA писал(а):Александр Шилин занимается изучением материалов по авиакатастрофам в пензенском небе. ...

С катастрофами военной поры (по его списку п.п. 3 -7) я знаком, с пачелмскими занимался особенно плотно. У А.Шилина нет Б.Ижмора 16.03.42, Плесс 08.09.41, не все Кузнецкие (ИЛ-2 -28.12.41г. +...), Чембар, д.Орловка, несколько катастроф под Каменкой, всего с пачелмскими в тот день (21.10.41г) упало 4 ДБ-3 и 3 жестко приземлились (по версии командования. я подозреваю что из них тоже кто разбились/погибли) 1-й Рязанской высшей школы штурманов - высоко классные инструкторы, обучающие слушателей ночному и всепогодному бомбометанию. Погибли по вине командования, выполняя полётное задание. Пачелмские геройски пытались спасти машины. Первые два из этой школы упали под Вернадовкой, другие в Кузнецком районе и дальше. Может еще какие забыл, я специально их в один список не составлял.
Андрей, Вы ознакомили А.Шилина с данной темой? Может он вольётся в нашу цель с мемориальной доской на памятнике "Самолет"?

немного исправил и дополню: по Б.Ижморе, Плессу и две катастрофы по Кузнецку информацию выслал модераторам для А. Шилина

---------------------
Петрович писал(а):18.11.2014 09:48
земляк и Старполкон! Спасибо за музыкальные паузы! Они напомнили,что и я в 200 году организовал поисковый отряд и был приглашен на Всероссийский Схезд поисковых отрядов в г. Тулу. Разберидили сердце! Список авиакатастроф Саши Шилина, к сожалению, мало содержит не боевых потерь ВОВ в Пензенской области. Скорее нужно ориентироваться на список Земляка, но, к сожалению, от Пензы до Череповца "дистанция огромного размера". И я был бы рад, если бы дистанционно собралась группа энтузиастов и сделала это дело, дело очень важное не только для города, но прежде, для духовного, высокого нравственного самосознания и участников группы и всего форума. Петрович

---------------------

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 733
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Сообщение expedT » 29 ноя 2014, 17:52

Архив темы - страница 2:
---------------------
Земляк писал(а):18.11.2014 11:39
Петрович писал(а):... дело очень важное не только для города, но прежде, для духовного, высокого нравственного самосознания и участников группы и всего форума. Петрович

...рыбак рыбака видит...(с)
Спасибо, Петрович, что понимаете и поддерживаете!
Исправил и дополнил немного предыдущее сообщение.
Петрович, это дело надо сделать хотя бы еще по тому что погибшие в катастрофе на пензенской земле летчики для Родины и родственников числятся пропавшие без вести.
Ил-2 ,Кузнецк , 28.12.41 г. летчик Дубина Павел Васильевич 1918 и механик Волошин Михаил Кондратьевич 1909

Пока приостановил сбор данных и структурирование до создания команды, понял, что начинать надо согласованно и синхронно.

---------------------
expedA писал(а):18.11.2014 20:55
Могила лётчиков самолёта, упавшего под Плёссом, находится на сельском погосте.

---------------------
Boogor писал(а):18.11.2014 23:54
Петрович, про памятники я уже говорил. Ты же предлагал мне, мол, надо такой-то памятник соорудить, мы деньги соберем, - берись за организацию.
Дело-то конечно же доброе - установить памятник, но все загвоздки в том, что сейчас памятник чтобы поставить законно, надо тысячу бумаг и согласований. Типа чья земля, кто будет следить за сохранностью памятника, чистить снег и убирать вокруг него мусор. Иначе будут претензии к местным органам власти, и пошло, и поехало... Простите, я не потяну этого дела.
И от лица РГО не возьмусь, одному нашему известному путешественнику никак памятник который год не "пробьем".

Это в лесу можно камень притащить, прибить на него табличку. Кто притащил неизвестно, снегом, грязью затянет или утащат - никто ни за что не отвечает. :(

Вот такая вот "селяви". Воздвиг тут не очень давно добрый человек поклонный крест на берегу Волги. Потом сам не рад был своему доброму делу, когда шабаши начали собираться из "особо рьяных атеистов". Получилось хотел добра - сделал проблему близ лежащим жителям и органам охраны правопорядка. Не спрашивайте где и кто - не отвечу... :(
Прошу это мое сообщение не обсуждать.

---------------------
Петрович писал(а):19.11.2014 08:22
B00gor! Ты запамятовал, я тогда говорил о превращении временного памятника "Проводы" в бронзовый. А то, что предлагает "Земляк" памятную  доску с перечнем поднятых имен пилотов, и прикрепить ее на "САМОЛЕТЕ" на Проспекте Победы - это вполне реально. Спасибо ему за такое предложение. А, если Кузьмич заинтересуется , то пусть хлопоты возьмут на себя власти. Но честь поиска имен мы никому не должны отдавать. Петрович
P.S. Прости, Олег, в пылу полемики я эабыл о правилах форума. Ей- Богу ненароком. Поскольку это сделал публично, публично же и прошу прощения , а не в личке. Петрович

---------------------
Земляк писал(а):19.11.2014 09:03
Boogor писал(а):...Прошу это мое сообщение не обсуждать.

А как же "Свобода слова"(с)? Не действует на форуме? :'(
Петрович писал(а):B00gor! ... предлагает "Земляк" памятную  доску с перечнем поднятых имен пилотов, и прикрепить ее на "САМОЛЕТЕ" на Проспекте Победы - это вполне реально. ... Но честь поиска имен мы никому не должны отдавать. Петрович

На первом этапе собрать список погибших экипажей и разместить на интернет ресурсах с описанием памятника "Самолёт".
Второй этап мемориальная доска с надписью в память... и список погибших экипажей.
Петрович писал(а):... А, если Кузьмич заинтересуется , то пусть хлопоты возьмут на себя власти. ...

А если Кузмич будет не против поищем штурмовик... И поставить его можно там же рядом с СУшкой в едином комплексе. Как то так, примерно.

Кого сегодня олицетворяет в путеводителях памятник "Самолет": работников предприятия, которые делали "хвост" самолёту, комполка, которому лень было утилизировать списанный самолет и легче было с'актировать целиком и какого то члена обкома, который "геройски" приобрел муляж СУ-9. Все бюрократические препоны по организации памятника уже пройдены давно, взмахом руки с обкома. Мы уже живем в другой эпохе. Памятник "Самолёт" разрушать не призываю, предлагаю наполнить его правильным смыслом.

---------------------
expedT писал(а):19.11.2014 12:32
Земляк писал(а):А как же "Свобода слова"(с)? Не действует на форуме?

Свобода слова на форуме ограничивается законодательством РФ и Правилами форума, в которых, в частности, говорится:
5.4. Обсуждение (упоминание) действий Администрации в рамках форума запрещается.

---------------------
Петрович писал(а):19.11.2014 16:48
Это была шутка! Я так это понял. И не надо принимать ее всерьез. "Хотел, как лучше.А вышло как всегда", Это выражение я видел плакатиком на стене даже в немецком посольстве.Летрович

---------------------
Fadi писал(а):19.11.2014 17:09
Boogor писал(а):Читал много хроники и воспоминаний летчиков-штурмовиков о войне. Нигде особо не выделяется о больших потерях,


а я могу дать книгу где -штурмовик вспоминает, что когда прибыли на фронт под сталинград в полку было два человека комиссар (который не летал) и раненый командир. в первый год войны штурмовикам давали героя за 35 боевых вылетов. история таких не знает. это уже позже появилось наше господство в небе

---------------------

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1564
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Самолеты для фронта

Сообщение expedA » 04 янв 2017, 20:40

Изображение
Карта 1941-1942 годов с небольшой моей реставрацией :ugeek:

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1564
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Самолеты для фронта

Сообщение expedA » 28 авг 2018, 22:14

expedA писал(а):
18.11.2014 20:55
Могила лётчиков самолёта, упавшего под Плёссом, находится на сельском погосте.

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1564
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Самолеты для фронта

Сообщение expedA » 29 сен 2019, 21:12

Добрый вечер! Продолжаем тему, начатую вчера здесь см.http://xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/viewtopic.php?f=11&p=8316&sid=15c4dd2fd39e9cf5e70bc2cb9dead24a#p8316
Напомним вкратце:
Начинаем публиковать результаты исследований, свершённых в 2019-м году краеведом, естествоиспытателем, заведующим «Гильдией первопроходцев земли Пензенской» Александром Александровичем Шилиным.

Изображение

«Возвращались тайком – без приборов, впотьмах …»


Тревожной октябрьской ночью 1942 года, когда на Волге решалась судьба страны, за четыреста километров от линии фронта, жители Чембара, Волчкова, Кашуровки, засыпая, услышали нарастающий гул низколетящего самолёта. Надсадно выли винты. Мгновение, и – огненный вихрь прокатился по тёмному склону Чёрной горы, по оцепеневшему Долгому лесу…
Изображение

Первыми на место крушения прибыли огнеборцы – круглосуточное наблюдение в ту пору велось с колокольни Покровского собора в городе Чембаре. Поляну оцепили представители Управления 78-го района авиационного базирования ВВС РККА (место дислокации – город Пенза, ул. Кирова, 17). Им надлежало забрать с самолета вооружение, патроны, приборы, документы, начать выяснять причины.

Известны имена трёх подростков, которые бегали смотреть, что там случилось:
Воробьёв Фёдор Фёдорович (родился в 1928 г.) – будущий педагог и художник, Заслуженный работник культуры РСФСР;
Глотов Владимир Семёнович – срочную службу проходил в военной авиации;
Тикунов Фёдор Иванович (1930 – 2002) – будущий учитель физики в школе №1, он приносил домой добытые на месте крушения трофеи: обгоревший унт и какие-то обломки.

Обстоятельства той катастрофы сейчас хорошо изучены. Итак, всём по порядку.

Шёл 472-й день войны, вторник, 6 октября 1942 года. Вечерело. На военно-полевом аэродроме в посёлке Зелёный Платоновского (сейчас – Рассказовского) района Тамбовской области, в расположении 1-й эскадрильи 749-го полка 24-й авиационной дивизии дальнего действия к выполнению боевого задания готовился воздушный корабль Ил-4.

Дальний бомбардировщик Ил-4 (до 26 марта 1942 года он назывался ДБ-3Ф), заводской №8207, был изготовлен 13 июня 1942 года авиационным заводом №126 в Комсомольске-на-Амуре, в эксплуатацию поступил 18 июля 1942 года, налетал 165 часов 47 минут.
24 сентября 1942 года самолёт находился на «излечении» правого стабилизатора, повреждённого снарядом 27-го калибра. Из ремонта его принял экипаж лейтенанта Скуратовского, который только что потерял свой такой же бомбардировщик.

С 17 сентября 1942 года этим бортом заведовал техник-лейтенант Калинкин Игнат Иванович – родился в 1907 году, на службу в РККА поступил в 1929 году.
10 октября 1940 года он окончил экстерном Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования с правом обслуживать дальний бомбардировщик ДБ-3Ф. Участие в Великой Отечественной войне принимал с 11 июля 1941 года.
1 августа 1942 года Калинкин И. И. был представлен к награждению орденом Красной Звезды.

Из наградного листа:

«Работает в должности механика самолёта. Его самолёт бесперебойно летает громить врага. За время ведения боевых действий самолёт обслуживаемый Калинкиным совершил 103 боевых самолётовылета, не имея ни одного случая отказа матчасти по вине техсостава. Работая в бригаде по восстановлению матчасти, в полевых условиях восстановил три самолёта, чем способствовал в бесперебойной работе лётных экипажей в разгроме немецких оккупантов, т. Калинкин является дисциплинированным командиром. Пользуется деловым авторитетом среди командиров и товарищей. Занимаемой должности вполне соответствует.
Безгранично предан делу партии Ленина – Сталина и социалистической родине. В общественной работе активен.
Достоин награждения орденом Красная Звезда.
Командир 749 АПДД, полковник Юханов.
Военком 749 АПДД, старший батальонный комиссар Жданов.
1.8.42 г.»


Боевая задача предусматривала «бомбардирование мотомеханизированных войск и живой силы противника» под Сталинградом.
Предварительная и предполётная подготовка для выполнения поставленной задачи заняла в общей сложности 3 часа 30 минут.

Экипаж воздушного корабля состоял из трёх человек.

Штурман, стрелок передней огневой точки с пулемётом ШКАС калибра 7.62 мм, старший сержант Ларин Алексей Алексеевич, родился в 1922 году в городе Орле.
В 1929 – 1939 годах учился в образцовой и базовой школе им. М. В. Ломоносова при Орловском педагогическом институте, расположенной в здании бывшей Николаевской женской гимназии.
В 1961 году это здание было снесено, а вместо него разбит сквер перед областным Домом Советов.
Сейчас правопреемником школы является «Лицей №1 им. М. В. Ломоносова», расположенный по улице Салтыкова-Щедрина, 41.
15 сентября 1940 года Орловским РВК Орловской области был призван на службу в РККА. Окончил авиационную школу на территории нынешней Брянской области. Участие в Великой Отечественной войне принимал с 27 ноября 1941 года – в составе 688-го ночного лёгкого бомбардировочного авиационного полка, стрелком-бомбардиром на самолёте Р-5.
23 марта 1942 года Ларин А. А. был представлен к награждению орденом Красного Знамени.
Изображение

Из наградного листа:

«За время боевой работы имеет 82 боевых вылета с общим налётом 103 ч. 46 м. из них 10 боевых вылетов – в сложных метеоусловиях при высоте 200-250 метров при видимости 800-1100 метров. Разрушил и уничтожил до 42 строений, 1 самолёт противника, 2 автомашины. Особенно эффективный полёт 21.II-42 г. – произведено 6 боевых вылетов – разрушено и уничтожено до 10 строений, сбросил 12500 листовок. Стреляет и бомбит отлично. 12 раз летал на выполнение спецзадания по доставке горючего, технического состава, продовольствия в 39 армию, за что имеет благодарность за отличное выполнение задания от командования дивизии и командования полка. Образцово работает по сбрасыванию листовок. Сбросил 102 тысячи. Дисциплинирован. Пользуется большим авторитетом среди личного состава эскадрильи. Политически развит. Идеологически выдержан, морально устойчив. Предан делу партии Ленина – Сталина и Социалистической родине.
Достоин награждения орденом Красного Знамени.
Командир 688-го авиаполка, капитан Яровой.
Военком 688-го авиаполка, батальонный комиссар Черепанов.
23.III-42 г.»

Радист, стрелок турельной установки с пулемётом УБТ калибра 12.7 мм, сержант Рыжков Пётр Спиридонович родился в 1918 году в селе Капустино Переступленского сельсовета Петровской волости Рыльского уезда Курской губернии (в настоящее время – Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области).
В 1939 году Артёмовским РВК Сталинской (сейчас – Донецкой) области был призван на службу в РККА. Участие в Великой Отечественной войне принимал с 11 июля 1941 года.
2 октября 1942 года Рыжков П. С. был представлен к награждению орденом Красной Звезды.
Изображение
Из наградного листа:

«Летает в составе экипажа лётчика лейтенанта Скуратовского, штурмана-орденоносца старшего сержанта Ларина. За время войны совершил 26 боевых вылетов, из них 21 ночью. Летал в районы Курск, Харьков, Лихая, Сталино, на Сталинград совершил 8 боевых успешных вылетов. Отважный воздушный боец. При нападении истребителей в ночь на 25.9.42 г. смело действуя, отражал атаки двух истребителей, при повторной атаке одного поджёг, второй ушёл, не приняв бой. За отличную связь самолёта с землёй имеет благодарность от командира АД. Смелый и решительный. Беспощаден в борьбе с немецкими оккупантами.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами достоин правительственной награды ордена Красной Звезды.
Командир 749 АПДД, Герой Советского Союза, гвардии майор Зайкин.
Военком 749 АПДД, старший батальонный комиссар Жданов.
2 октября 1942 года».


Лётчик, лейтенант Скуратовский Константин Григорьевич, родился в 1915 году в городе Киеве.
В 1939 году был призван на службу в РККА. В сентябре 1939 – октябре 1940 года обучался в «Балашовской военной авиационной школе» (Саратовская область), окончил её с первым выпуском в качестве пилота скоростного бомбардировщика СБ, в звании лейтенанта. Из школьной характеристики: «техника пилотирования хорошая, в воздухе осмотрителен, дисциплинирован, летает уверенно». С момента окончания школы имеет общий налёт: 161 час – днём; 28 часов – ночью; 7 часов – под колпаком и в облаках. На самолёте ДБ-3Ф летает с 12 июня 1941 года и имеет налёт 69 часов 48 минут. Участие в Великой Отечественной войне принимал с 24 июня 1941 года.
25 сентября 1942 года, при выполнении боевого задания у самолёта Скуратовского «заклинился левый мотор, при посадке вне аэродрома мотор загорелся, сгорел самолёт, экипаж невредим». Происшествие это по времени соотносится с нападением истребителей из наградного листа Рыжкова.

Несмотря на то, что в состав экипажа Ил-4 мог входить ещё один человек – стрелок нижней люковой установки с пулемётом ШКАС калибра 7.62 мм – вместо него предпочитали брать увеличенную бомбовую нагрузку. К десяти фугасным авиабомбам ФАБ-100 – а это уже одна тонна! – расположенным внутри самолёта, добавлялись авиабомбы ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-1000 на внешней подвеске. В итоге общая масса смертоносного груза могла превышать нормальную «порцию» в два с половиной раза.

Выполнив бомбометание в заданных координатах, экипаж стал возвращаться на свой аэродром. Что происходило дальше, описано в аварийном акте от 8 октября 1942 года. Орфография по возможности сохранена.

Объяснительная записка.

В ночь на 7 октября в первую половину ночи я вылетел на боевое задание. При пробе моторов на земле показания приборов были нормальны. При полете на маршруте до цели моторы работали по показаниям приборов нормально. Но на всем протяжении маршрута была малая тряска правого мотора. После выполнения боевого задания и при возвращении на свой аэродром тряска мотора увеличилась, t головок цилиндров повышалась до 230°, но на всем маршруте я их охлаждал, все время держал t=180°. Пройдя линию фронта, у меня отказал авиагоризонт. Все время я шел без авиагоризонта по ГМК-2 [гиромагнитный компас – авт.]. Пройдя Балашов, шел нормально, все время следил за работой обоих моторов и в особенности за правым. Штурман в это время слушал Маяк и, подлетая по расчету времени к аэродрому, аэродрома не оказалось, светомаяк тоже не был виден. Штурман начал настраиваться на РПК-2 [радиополукомпас – авт.]. До потери ориентировки радист запрашивал два раза пеленг, так, что по курсу мы шли правильно, но, почему уклонились от маршрута, этого я не знаю. Пока штурман восстанавливал ориентировку и настраивался на РПК-2 мы отошли от аэродрома 100 км. После восстановления ориентировки и настройки штурмана на РПК-2 шли на свой аэродром правильно и уже был виден светомаяк. Прошли 5 минут, у меня обрезал правый мотор. Наддув показывал правого мотора 500, и как положение самолета усугубилось, я убрал левый мотор, начал выводить самолет, газ больше не давал. Давление масла начало понижаться, и обороты упали правого мотора. После чего я самолет с крена вывел, начал выводить с пикирования при этом H=1000 м. Я подал команду экипажу прыгать и вывел самолет. Скорость была 200, после чего самолет опять перешел в пикирование и завалился в крен, все время я подавал команду экипажу прыгать, высота была уже 500 метров. После чего открыл колпак начал сам вылезать с самолета, но меня сильно в кабине прижало, и вылезть я не смог. Потом меня выбросило с кабины, после чего я почувствовал, что нахожусь в воздухе, выдернул кольцо. Только парашют открылся, и я коснулся земли. Самолет упал и сразу загорелся. Штурман и радист погибли. Почему они не выпрыгнули, этого объяснить не могу.

Ком экипажа Лейтенант [подпись]

Объяснительная записка.

С-т Ил-4, №8207 мною принят от ст. тех. л-т тов. Марченко 17.9.42 г. За это время с-т сделал 5 боевых вылета и за это же время на с-те было заменено три мотора. Два по причине большого расхода масла и один по причине попадания масла в цилиндры через всасывающие патрубки /пропускали масло лабиринты нагнетателя/. Последним на с-т был установлен правый мотор №885270 снятый с с-та №23 с моторесурсом 642 часа.
Моторы как правый так левый с монтажа установки их на с-т работали хорошо.
Регламентные работы по мотору и с-ту производились своевременно.
6.10.42 г. перед боевым вылетом с-т и моторы были осмотрены тех. звена. ст. тех. л-т тов. Симишиным, инженером 24 АД, инженер подполковник тов. Данилов и инженером 749 АП инженер-майором тов. Беспаловым, во время осмотра дефектов ими как по самолету так и по моторам обнаружено не было.
Самолет и моторы для боевого вылета были подготовлены хорошо, и вовремя.
Горючего было заправлено 2100 кг масла касторового360 кг. При приеме с-та летчиком тов. Скуратовским 6.10.42 г. замечаний и жалоб на работу материальной части не было, а было сказано после пробы летчиком, что моторы работают очень хорошо, после чего летчик расписался в тетради приема и сдачи с-та. Во время полета от летчика тов. Скуратовского было получено следующие сообщения:
1. Задание выполнил, возвращаюсь на свой аэродром
2. Отказал авиагоризонт иду на свой аэродром
3. Запрашивал пеленг.
Сообщений о плохой работе матчасти никаких не было.
Нужно полагать, что, поскольку авиагоризонт не работал, летчик потерял всякую ориентировку в воздухе, и самолет пошел сам по себе, что и привело к катастрофе с-та.
Причем экипаж сбился с правильного маршрута заблудился, это еще больше усугубило положение.

9.10.42 г. тех. л-т /Калинкин/

«…Он кричал напоследок, в самолёте сгорая: «Ты живи! Ты дотянешь!» – доносилось сквозь гул…».
Скуратовский «дотянул» – прибыл в расположение воинской части, вернулся в строй и, самоотверженно выполняя боевые задания, неоднократно представлялся к государственным наградам.

До Сталинградской стратегической наступательной операции «Уран» и начала необратимого отступления немецко-фашистских войск оставалось 43 дня.

Место падения самолёта находится за федеральной автодорогой Р-208 «Пенза – Тамбов», между Белинским и Кашуровкой, в лесу Долгом, берёзы которого, будто памятуя о прошлом, и сейчас трепещут на восточном склоне Чёрной горы.
Изображение
До 1952 года здесь лежали обломки фюзеляжа. В 1970-х – 1990-х годах на этом месте стоял скромный памятник: пирамида с красной звездой в зелёной ограде из металлических прутьев. Его поставила Вера Ивановна Комиссарова (1926 – 2006) – методист Белинского дома пионеров – со своими воспитанниками.

Тикунова Римма Андреевна (1929 – 1996) – жена одного из бывших подростков, учитель алгебры и геометрии в школе №1, занималась изучением обстоятельств катастрофы на Чёрной горе.
В 2010 году её бесценный архив постигла участь сгоревшего самолёта – во время пожара в сарае коммунального дома №31 по улице Красноармейской, где он хранился всё это время.

Тикунов Пётр Фёдорович (родился в 1968 г.) – их сын: «В 1982 году в музыкальной комнате Белинского РДК, среди нот и партитур, я видел планшет в суровом таком переплёте, вроде брезента, со старой 10-верстовой полётной картой, где красными крестиками были отмечены некие ориентиры. Мне рассказали, что этот планшет был найден на месте крушения самолёта».

Кто первый узнал фамилии, имена, отчества двух лётчиков, сейчас сказать уже трудно. Но, например, в книге «Дорогами отцов» (автор Тюстин А. В., г. Пенза, подписана в печать 11.09.1968) Ларин А. А. уже перечислен.
Пионерам отряда «Орлёнок» 4-го «А» класса Белинской средней школы №1 под руководством их классного руководителя Тикуновой Риммы Андреевны удалось найти адрес сестры лётчика, и в ноябре 1972 года они с ней уже переписывались. Вот одно из писем:

«Здравствуйте, дорогие мои умнички – девочки и мальчики, уважаемая Римма Андреевна! Горячо, по-матерински всех вас обнимаю и крепко целую за память о моём брате Алексее. Вам пишет старшая его сестра Надежда Алексеевна Некрасова – учительница биологии, теперь пенсионерка. Жив наш отец Алексей Романович Ларин. Ему 82 года. Мать – Татьяна Петровна умерла в 1961 году. Нет в живых и сестры Валентины. Алексей был младшим в семье. Ваше письмо дошло до нас в Орёл просто чудом. Такого адреса давно уже нет. Здесь строят девятиэтажные дома. Отец до слёз обрадовался вашим письмам. Летом прошлого года была в Белинском моя дочь Нина, студентка Смоленского медицинского института. Ей очень понравилась местность, цветы, обелиски на могилах. Сфотографировала кладбище, могилу Алексея, поговорила с незнакомыми женщинами, поставила цветы и высыпала привезённую с родины землю. Тяжело вспоминать о тех, кто не вернулся, отдал жизнь за нашу Родину».

В 1974 году пионеры нашли двух сестёр и трёх братьев Рыжкова П. С. В 1979 году, после выпуска бывших «Орлят» из школы и с переходом Риммы Андреевны на другую работу, связь с родственниками лётчиков прекратилась.

И вот, спустя сорок лет, автору этих строк довелось разыскать представителей следующих поколений Лариных и Рыжковых. История продолжается…


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1564
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Самолеты для фронта

Сообщение expedA » 30 сен 2019, 18:09

Продолжаем тему исследования Александра Шилина:
«Кто-то скупо и чётко отсчитал нам часы…»

«…нашей жизни короткой, как бетон полосы, и на ней, кто разбился, кто взлетел навсегда…». Всё именно так и случилось, разве что, вместо раскалённого на солнце бетона, взлётно-посадочная полоса в селе Куликовке Чембарского района благоухала созревшим хлебом и сводящим с ума ароматом спелой ягоды.
Изображение

Изображение


В поисках «хотя бы чего-нибудь» по авиакатастрофе мне довелось познакомиться с удивительным человеком – Косичкиной (в замужестве – Макушкиной) Екатериной Сергеевной (родилась в 1930 г.). Она мне всё и поведала.
Изображение


«Озимая рожь в это время стояла высокая, она из всех зерновых культур самая первая созревает, уборочная ещё не началась, значит было начало июля, в садах поспела смородина.
После полудня, у нас на лугу самолёт и приземлился. Какой-то, как «кукурузник» – весь деревянный, фанерный. Наверное, сел аварийно – лётчики, их было двое, что-то там оправляли. Потом они заходили к Илюшиным – Макару Васильевичу и Наталье Васильевне, их там покормили и дали ведро со смородиной.
Взлетать стали в западном направлении, как на Кирсанов, но сразу упали – за кладбищем, между ним и Киряниным оврагом.
Получивших ранения лётчиков, сразу же повезли на излечение в Чембар – на лошади, запряжённой в подводу. Правил лошадью молодой человек, имя его я не помню, а сопровождала их Славнова (в замужестве – Филимонова) Мария Павловна (1919 – 1991) – учительница из Куликовской школы.
В центре села есть хороший кирпичный дом, возвёл его крестьянин-единоличник Матвей Алексеевич Дувалин (1873 ≥ 1931). В 1931-м он был раскулачен и осужден на 3 года лагерей, а здание приспособили для нужд Советской власти.
В годы войны на крыше у этого дома была наблюдательная вышка – здесь несли службу девчонки, связистки, было их четверо или пятеро, они всё передавали какие-то сообщения по рации, а в свободное время, в военной форме, ходили в клуб.
Сначала девчонки в землянке жили, между оврагами Киряниным и Морозовым, а в дом перебрались после, ближе к зиме, с наступлением холодов. С сорок второго на сорок третий год зима была снежной, холодной. Брат мой, Борис, носил им в землянку картошку, тыкву, молоко.
Сначала их – лётчиков – разместили в том доме, а по дороге или уже в Чембаре, они скончались, там их и похоронили».

Захоронения неизвестных лётчиков в Чембарском некрополе расположены после захоронений Ларина и Рыжкова, то есть по времени после 7 октября 1942 года.

К упавшему, сильно разрушенному самолёту, ринулись местные жители:
Горелова (в замужестве – Макушкина) Татьяна Петровна (родилась в 1931 г.);
Косичкин Борис Сергеевич (1932 – 2012) – родной брат Екатерины Сергеевны;
Косичкин Фёдор Афанасьевич (1926 – 2003), будущий майор запаса, учитель физкультуры в Белинской школе №1, был призван Чембарским РВК 25 декабря 1943 года;
Макушкин Василий Николаевич (1922 – 2000), был призван Чембарским РВК 25 сентября 1940 года, на войне был серьёзно ранен, вернулся домой после 15 июля 1942 года.

«Я вот, что помню – смеётся Екатерина Сергеевна – Васька тогда ведь овцу утащил, сорок третий год был голодный, не то, что в начале войны, когда мы ещё своими запасами жили. Вот он её и унёс, у своего дяди с тётей, и сразу освежевал. Дядя его изобличил – по следам от овечьей крови, мясо всё отобрал, но сурово не стал наказывать.
Сама я к самолёту ходила чуть позже, с подружками, потому что когда он упал, я и сестра Раиса нянчили младшего брата Владимира (родился в 1940 г.).
Мама наша, Устинья Степановна (1908 – 2002) в это время, на коровьей упряжке, возила зерно в Тамалинский элеватор, и её не было дома два дня. Отец, Сергей Васильевич (1910 – 1943) был на войне и пропал без вести.
Долго тот самолёт не лежал – его очень быстро растащили на части».

9 июля 2019 года я получил письмо из Новороссийска – от Татьяны Игоревны Кравченко. Её интересовали обстоятельства гибели и место захоронения прадеда – Кравченко Василия Семёновича. В письме лежала фотография. На ней изображены три человека в военной форме, на их левых рукавах – знаки отличия штурманов, прадед Татьяны Игоревны – в центре.
Изображение

Обратная сторона фотографии содержит две надписи, сделанные двумя людьми с разницей в несколько лет:

«На долгую и добрую память любимой Раисе Петровне от верного друга Васи С., 26/VI.40 г. Мелитополь в час отъезда в г. Энгельс».

До сентября 1941 года в городе Мелитополе (Запорожская область) дислоцировалось «Мелитопольское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей и штурманов». За время обучения будущим офицерам надлежало освоить самолёт Р-5 и его модификации.
Получается, что «верный друг Вася С.» был перемещён к месту дальнейшего прохождения службы, в город Энгельс – столицу АССР Немцев Поволжья – по окончании этого учебного заведения.

«Любимый муж Вася погиб 9/VII-43 жил 8 ч. похоронен 11/VII-43 р-н Чембар».

В «Списке лиц офицерского состава, погибших на фронтах Отечественной войны, на коих нет выписок из приказов об исключении их из состава Красной Армии по Саратовскому облвоенкомату» от 1 июля 1944 года есть два человека: №104 – Крыксин Пётр Афанасьевич, №105 – Кравченко Василий Семёнович.

Командир звена, старший лейтенант Крыксин Пётр Афанасьевич.
Родился в селе Большое Троицкое, волостном центре Новооскольского уезда Курской губернии (в настоящее время – село Большетроицкое, центр сельсовета Шебекинского района Белгородской области).

Штурман отряда, лейтенант Кравченко Василий Семёнович.
Родился в селе Хоромное, центре сельсовета Куршановичской волости Новозыбковского уезда Гомельской губернии (в настоящее время – центр сельсовета Климовского района Брянской области).

Из документа известно, что оба они проходили службу в воинской части, полевая почта №21946, и погибли в один день – пятницу, 9 июля 1943 года.
Самолёт Р-5, который Кравченко В. С. осваивал в Мелитополе, в качестве учебного использовался и в Энгельсской военной авиационной школе пилотов (ЭВАШП) имени М. М. Расковой – та самая полевая почта №21946. В это же время там служил Крыксин П. А.
С большой долею вероятности можно предположить, что «взлетевшими навсегда» пилотами куликовского «кукурузника» были Крыксин и Кравченко, и что именно им могут принадлежать два безымянных захоронения в Чембарском некрополе.

Разгадка уже совсем близко, и скоро в городе мёртвых тайн не останется. Два захоронения с надписями «Неизвестный лётчик» обретут, наконец, своих законных владельцев, а фраза «погиб при выполнении боевого задания» не будет звучать так избито, нелепо и безысходно.
За каждой из таких фраз стоит чья-то жизнь, неразделённая любовь, несбывшиеся мечты, неосознанные надежды. И, конечно, своя фронтовая история, одна из десятков миллионов историй, которые слились воедино, для того, чтобы приблизить нас к Великой Победе.

Александр Шилин.

Выражаю сердечную благодарность и искреннюю признательность за помощь в подготовке этого материала:
Колычеву Сергею Алексеевичу – подполковнику запаса авиации Северного флота (город Кирсанов, Тамбовская область);
Земскову Дмитрию Евгеньевичу – фото и видеодокументалисту (город Пенза).
Фото: Дмитрий Земсков, Александр Назаров, Александр Шилин, из семейного архива Татьяны Кравченко, Екатерины Макушкиной и из открытых источников

Вернуться в История Пензенского края (ХХ-XXI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1