Имена пензенских улиц

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1178
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Имена пензенских улиц

Сообщение expedT » 29 ноя 2014, 11:58

Архив темы:
---------------------
Boogor писал(а):26.09.2012 16:00
В районе станции Пенза-3 к берегу реки Сура проходит маленькая улица Осадная

Изображение

По В.С.Годину ("Улицы Пензы", 1990г.) ранее улица называлась Керенской, а с февраля 1919 года она носит современное название якобы в связи с тем, что там располагались казармы осадного полка. Кто знает, - что за осадный полк такой?

---------------------
Петрович писал(а):28.09.2012 07:14
Привет! Странное дело:мы больше верим легендам,а не архивным  документам. Откуда взял Годин эти сведения? Из архива, когда работал его директором.И нам нужно чаще обращаться в архив. Иначе наш форум обрастет лохмотьями самодеятельности- в самом худшем ее виде:  когда много шума и ноль достоверной информации. А никого в архив не затащишь. Чаще нам надо обращаться к документам архива и краеведческого музея. И поднимать документы , которые есть, но никому до ныне неизвестны. Скльких я призывал, и обещал помочь обжиться в архиве. По опыту знаю,что там лежат  документы, к которым с тех давних пор и рука не прикасалась. Прошу понять меня правильно. Я не против самодеятельного поиска, но он должен сопровождаться обращением к архивным документам. Я много раз предлагал свою помощь в освоении архива и все бесполезно. Идет зима и я хромой не смогу тогда много помогать. А обращаясь к Boogr- у: подтолкни ребят - не увлекайтесь самодеятельностью. Документы лежат не за семью печатями. Петрович

---------------------
Главный старшина писал(а):30.01.2014 13:24
Прочтем внимательно информацию В.С. Година. Он писал, что ул. Осадная носит такое названия с февраля 1919 г. До 1919 г. называлась Керенской (скорее всего, по г. Керенску-Вадинску). Происхождение нового названия Вячеслав Степанович объяснял в предположительном плане. Он писал: "ВЕРОЯТНО, связано с тем, что на этой улице находились казармы осадного полка".
Но никакого осадного полка в г. Пензе не было. Осады Пензы случались не раз, а вот осадный полк в документах не упомянут ни разу за все время существования города.
На мой взгляд, Осадная улица – мемориальное название, посвященное боям на улицах города красногвардейцев с солдатами Чехословацкого корпуса. ОСАДА велась как раз из-за Суры, района станции локомотивного депо и Уральского вокзала, как его называли старики (ныне ст. Пенза-III). Мятеж чехословацкого корпуса начался именно там. Почему? Принято считать, что кофликт разгорелся из-за оружия, которое чехи отказались сдать. Не локомотивы ли стали причиной? Они им были нужны, а городское руководство не давало. Тогда они пригрозили оружием. И получили ответ: «Оружие сдать!» Вот тогда и началось… Конечно, это лишь версия, доказательств у меня нет. Но чехи прорывались во Владивосток, куда "путь и далек, и долог". Поэтому командование корпуса было крайне заинтересовано в захвате лучших локомотивов.
От ул. Керенской-Осадной 28 мая 1918 г. велся артиллерийский огонь прежде всего по Соборной площади, где располагался штаб Красной гвардии, центр обороны города. По Пензе-I, насколько мне известно, из пушек не стреляли, чтобы не пострадали вагоны. А вот на Соборную площадь  снарядов не жалели.
В представлении современников, от локомотивного депо велся "осадный огонь". Отсюда, на мой взгляд, и пошло название Осадная!
Теперь второе доказательство справедливости данного утверждения.
Переименование Керенской в Осадную - не единственное в феврале 1919 г. В этом же месяце были названы именами героев обороны Пензы улицы Грязная Березовка (она стала улицей Георгия Кутузова, красногвардейца, погибшего 28 или 29 мая 1918 г.), Козье Болото стало улицей Либерсона, большевика, расстрелянного белочехами как заложника. Казанская стала улицей Урицкого - питерского большевика, одного из первых жертв белого террора, Дворянская - Красной. Большая Романовка (правда, в марте 1918 г.) превращена в улицу Ухтомского, героя Первой русской революции. Бывшая Конная в том же феврале 1918 г. стала улицей Луначарского - одного из наркомов ленинского правительства. Этот факт, кстати, вызывает интерес потому, что в словаре В.С. Година "Улицы Пензы" и "Пензенской энциклопедии" говорится, что Луначарский приезжал в Пензу дважды (в 1924 и 1929 гг.). Но улица переименована в феврале 1919 г.! Что дает основание предполагать: Луначарский мог приезжать в Пензу до февраля 1918 г. и чем-то запомнился местным властям. В том же февреле были переименованы улицы: Никольская (К. Маркса), Попова гора (Боевая гора), Ишеева горка, в народе - Вшивая горка (Красная горка).
И была еще одна улица Кураева (в 1967 г. переименована в Брестскую). Предположительно, имя популярного пензенского большевика Кураева, руководителя обороны города во время боев с чехами, она стала носить также в феврале 1919 г. А переименована в Брестскую, вероятно, от того, что в Пензе, после вхождения в городскую черту западной окраины Терновки, стало две улицы Кураева.
В общем, это было первое в истории города массовое переименование улиц. И естественно, что упрощенное понимание топонимики приводило к появлению новых названий, многие из которых были связаны с такими горячими событиями, как "осада" Пензы войсками Чехословацкого корпуса.
Так что пора молодым краеведам заняться темой переименований. В этих переименованиях немало наивного, но много и поучительного. Книга В.С. Година, безусловно, ценнейший источник, однако в ней много лакун и мелких неточностей, которые требуют доработки.

---------------------
Boogor писал(а):31.01.2014 08:19
Ну вот такое разъяснение именования этого микротопонима наверняка более близко к истине. Ранее тоже искал информацию по какому-либо осадному полку в Пензе. Но осадными полками назывались полки специальной осадной артиллерии, о дислокации которых в Пензе никак нигде не говорится.

Переименовал название темы, по-моему, так стало более подходящее.

Главный старшина писал(а):Переименование Керенской в Осадную - не единственное в феврале 1919 г. В этом же месяце были названы именами героев обороны Пензы улицы Грязная Березовка (она стала улицей Георгия Кутузова, красногвардейца, погибшего 28 или 29 мая 1918 г.)...

Изображение

---------------------
Омуль писал(а):04.05.2014 23:22
"Принято считать, что конфликт разгорелся из-за оружия, которое чехи отказались сдать. Не локомотивы ли стали причиной?" - нет, не локомотивы были причиной вооруженного выступления. Конфликт разгорелся из-за оружия и из-за задержки движения эшелонов на Дальний Восток. Эта задержка произошла по инициативе столичной власти. Локомотивы ( около 10, кажется) захватили лишь, так сказать, заодно. На них подвозили подкрепление. Давайте поразмыслим, вот локомотивы захватили, но разве уедешь на них во Владивосток, если не дан "зеленый свет"? Это же железная дорога, здесь в обход препятствий не проедешь...

---------------------
ТГА5 писал(а):08.09.2014 22:03
Здравствуйте! Изучая свою родословную, захотелось узнать где находилась ул. Тутуновка в Конной слободе. У М. С. Полубоярова написано: «… Во второй половине 19 века в черту Конной слободы было включено с. Городок, состоявшее из «концов» (улиц) Тутуновка (отображена на карте Менде сер. …». Но на листе (XI - 9)  атласа Менде Пензенской губернии 1850 года Тутуновки вообще нету.

---------------------

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2799
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Имена пензенских улиц

Сообщение expedA » 25 дек 2015, 09:39

Хорошо описает современные улицы наш фотограф Алексей Алёшкин (см. раздел Современные фотографии Пензенского края). О прошлом улиц города можно узнать у Алексея Аючатова на сайте "Пензенские хроники". Вот к примеру http://penzahroniki.ru/index.php/verkhnee-menyu/dvorzhanskij-a-i/390-ulitsa-moskovskaya
Областная библиотека тоже радует нас материалами. К примеру здесь http://dl.liblermont.ru/main/last
Хочу заострить внимание форумчан следующей публикацией
Справочный листок района Моршанско-Сызранской железной дороги №14 от 18.1.1876.
Изъ всѣхъ улицъ Пензы кажется только въ двухъ мѣстахъ, именно въ верхнихъ частяхъ Лекарской и Дворянской улицъ, остался отъ прежнихъ временъ прочный камень; большая часть остальныхъ улицъ, гдѣ есть мостовыя, вымощены такимъ камнемъ, что кажется проѣздъ былъ бы не хуже, еслибъ камень этотъ вовсе снять и замѣнить соотвѣтственнымъ слоемъ песка. Чтобъ мое предположеніе не показалось нелѣпостью, я долженъ привести на память читателямъ, для примѣра, состояніе мостовыхъ, осенью и весною, въ двухъ мѣстахъ: одно на Московской улицѣ, между Никольскою и Нагорною, другое — на Театральной между Полицейскимъ Управленіемъ и театромъ. Первая изъ этихъ двухъ мѣстностей вымощена камнемъ, вторая— засыпана пескомъ, съ помощью пожарныхъ, въ свободное отъ службы время, благодаря распоряженіямъ ихъ начальства. Чтобы наглядно убѣдиться въ преимуществѣ песчаной покрышки противу обыкновеннаго способа замащиваніе камнемъ, практикуемаго въ Пензѣ, достаточно было бы сдѣлать опытъ возки одной и той же тяжести одною и той же лошадью, въ грязное время, здѣсь и тамъ, выбравъ, конечно участки улицъ одинаковой крутизны. Я увѣренъ, что преимущественно останется за Театральною улицей, не смотря на то, что грязи тамъ держаться легче, чѣмъ на Московской улицѣ, имѣющей крутой скатъ. Еще разительнѣе будутъ результаты, если сравнить участокъ Московской улицы на базарѣ, съ упомянутымъ участкомъ Театральной улицы.
Впрочемъ, дѣло понятно само собою. Тотъ камень-лопунецъ, изъ котораго сооружаются наши мостовыя, содержитъ въ себѣ очень много глины; отъ дѣйствіи атмосферной влаги и солнца, а также подъ давленіемъ экипажей связь между частицами этого камня быстро нарушается; выдѣлившаяся глина даетъ въ сухую погоду ѣдкую пыль, а въ мокрую вязкое тѣсто. Мнѣ приходилось ѣздить въ грязное время по глинистымъ и черноземнымъ дорогамъ, и, право, я затрудняюсь сказать, гдѣ хуже, гдѣ мучительнѣе двигаться и человѣку, и лошади. Песокъ— совсѣмъ не то, и особенно рѣчной песокъ, котораго у насъ въ Пензѣ такое изобиліе. Въ немъ примѣсь глины ничтожна и, вообще, въ порядочномъ пескѣ очень мало растворимыхъ въ водѣ частицъ, ибо самъ песокъ произошелъ отъ давнымъ-давно разрушенныхъ камней, изъ которыхъ глина и всѣ растворимыя въ водѣ части отмыты уже водою. Поэтому-то песокъ и играетъ самую важную роль во всѣхъ искуственныхъ дорогахъ: на мостовыхъ, на шоссе, на желѣзныхъ дорогахъ; только нашъ городъ до послѣдняго времени пренебрегалъ этимъ драгоцѣннымъ матеріаломъ. И ,— странное дѣло! Всякому изъ насъ, кто въ грязь проѣзжалъ чрезъ Пензу на Городищенскій трактъ, памятно то удовольствіе, которое испытываешь, бывало, взбираясь съ черноземныхъ дорогъ Мокшанскаго или Пензенскаго уѣзда на песчаную Городищенскую; а между тѣмъ никто не позаботился примѣнить это наблюденіе къ практикѣ своего города.
Въ этомъ случаѣ, какъ и во многихъ другихъ, мнѣ кажется, что важною помѣхою въ улучшеніи строительства нашего города является полное отсутствіе техническаго элемента въ надзорѣ за городскими постройками, а между тѣмъ, казалось бы, недостатка въ людяхъ этого рода нѣтъ. Остается непонятнымъ, почему Городская Управа не хочетъ обратиться къ содѣйствію свѣдущаго архитектора, а довольствуется самородками. Не стану называть здѣсь именъ, но каждому изъ насъ хорошо наприм. извѣстенъ молодой архитекторъ, недавно прибывшій въ Пензу, приглашеніе котораго къ занятіямъ подъ вѣдѣніемъ Городской Управы, вѣроятно, принесло бы пользу городскому обществу. По крайней мѣрѣ такъ нужно думать по тѣмъ даннымъ, которыми успѣлъ себя зарекомендовать упомянутый архитекторъ.
Чѣмъ наприм., инымъ объяснить способъ сооруженія мостовой на Нагорной улицѣ въ 1874 году, какъ не пренебреженiемъ первыми основами строительнаго искуства? Эта чудная постройка заслуживаетъ того, чтобы сказать о ней несколько словъ.
Нагорная улица, какъ всѣмъ намъ извѣстна, богата ключами; отъ этого постоянно страдала не только сама улица но и окрестные дома. И вотъ, для улучшенія проѣзда были сперва навалены, съ вѣтвями й листьями, 7 -8 лѣтнія (а можетъ быть и старше) деревья толстымъ слоемъ, за тѣмъ насыпанъ мощный слой песка, а потомъ все застлано камнем, при чемъ поверхности улицы придана форма довольно крутаго свода. Не думаю, чтобъ подобное устройство обошлось городу сходно; напротивъ того, нужно полагать, что оно стоило очень дорого, а между тѣмъ все сооруженіе носитъ в себѣ характеръ пути, проложеннаго на скорую руку, для какаго нибудь случайнаго проѣзда, но отнюдь не городской улицы. Въ послѣднемъ смыслѣ трудно было бы придумать что-либо болѣе несообразное. Средина улицы достигаетъ почти высоты второго этажа окружающихъ домовъ; поперечные скаты ея такъ круты, что разъѣздъ,— особенно высоко-груженныхъ возовъ и зимой при раскатахъ,— весьма опасен, наконецъ, когда подгніютъ деревья и, отъ времени камни, представляющіе собою родъ свода, перемѣстятся, тогда можетъ дѣло окончиться весьма плачевно, — неожиданнымъ проваломъ. Хорошо, если при этомъ никто не пострадаетъ; вѣдь можетъ случиться и противное. Я бы отъ души не желалъ послѣдняго, но,— бережнаго и Богъ бережетъ,— и не могу воздержаться отъ указанія на необходимость тщательнаго надзора за упомянутою мостовою.
Для всякаго, даже вовсе незнакомаго съ строительным искуствомъ, очевидно, что подобною постройкою техникъ не руководилъ и что она производилась по идеѣ какого нибудь дорожнаго подрядчика. Можетъ быть, что кто нибудь посовѣтовалъ ему употребить въ дѣло „фашинный дренажъ", прослышавъ случайно, что это дешевый и весьма употребительный способъ устраненія вреднаго дѣйствія ключей, но техникъ, повторяю, не могъ принять за фашинный дренажъ завалъ изъ деревьевъ, напоминающій скорѣе кавказскія экспедиціи, чѣмъ мирное сродство строительнаго искуства.

Вернуться в История Пензенского края (ХХ-XXI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2