Миграция населения Пензенского края.

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 29 ноя 2022, 20:34

Добрый вечер! Тема, которую я открыл, очень многогранна и широка. Посылом к её созданию на форуме стало знакомство с Еленой Фёдоровной Фурсовой. Она приезжала в Пензу в октябре на конференцию.
Вначале предлагаю ознакомиться со статьёй доктора исторических наук, отдавшей изучению этой темы 45 лет.
Вводная информация пригодится для изучения миграций и на территории Пензенского края:
Классификация этнографических групп Приобья, Барабы и Кулунды первой половины ХХ века:
-компактные конфессионально-этнографические группы, образовавшиеся на основе ассимиляции/аккультурации иноэтничной группы основной макрообщностью в сочетании с религиозным фактором (старообрядчество: «курганы», «белорусские«москали»);
-компактные и рассеянные этнографические и конфессионально-этнографические группы, выделившиеся из родного этноса в результате имевших место реальных или мифологических событий прошлого («чалдоны», «двоеданы», «кержаки»); сюда же относились группы белорусских и украинских переселенцев («хахлы»);
-рассеянные и компактные территориально-этнографические группы мигрантов, связанные общностью территорий - конкретных мест выхода в России, Белоруссии, Украине, чем обусловлены их культурно-бытовые особенности (поздние российские переселенцы «вятичи», «рязаны», «куряне», «минские», «полтава» и пр.)

Вот и о Пензенском крае:
Особенными традициями выделялась компактная группа переселенцев из Пензенской губернии в д. Ночка, Усть-Тартасской волости, Каинского уезда. По сведениям информаторов, это селение было основано более 100 лет назад еще их дедами, выехавшими из пензенских и самарских деревень (д. Анучино, в том числе одноименной - д. Ночка) фамильными «гнездами»: Малышевыми, Федоршиными, Турутиными, Репиными, Цыпцыными (Я.С. Турутин, д. Ночка, Венгеровского района, НСО). Устное предание гласит: «В 1894 г. уроженец Пензенской губернии Семен Данилович Турутин приехал на разведку в Сибирь. Ему понравилось место на крутом берегу р. Тартас, леса оказались богаты дичью, реки - рыбой. Люди ехали в Сибирь с тревогой, устраивали на новом месте жилье, рыли землянки. В числе первых жителей были семьи Саулиных, Суховых, Ефремовых». По данным Управления государственными имуществами по Томской губернии практически все названные информаторами фамилии фигурировали в списках 1894—1901 гг. д. Ночка, Усть-Тартасской волости, на получение строевого леса


Изображение Изображение
Подробнее можно ознакомиться при желании здесь:
http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/24_etno/migraciy_PO/Furseva_Grupys_Evroazia.pdf

Много интересного можно раскопать в истории каждого селения на нашей земле, изучая погосты...
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 393
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение Николай Васильевич » 01 дек 2022, 10:06

...Как всё сложно!!! Если Елене Фёдоровне - учёному, потребовалось 45 лет, чтобы разобраться в этом вопросе, то мы-то в каком поколении поймём всё это? Да, - дела!!!

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 01 дек 2022, 19:23

Почему люди бросают землю, где они родились, и отправляются в другие края? Ответа конкретного мы не получим, какие бы конструкции учёные не создавали. Всё очень динамично.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 11 янв 2023, 18:05

Добрый вечер! Елена Фёдоровна Фурсова прислала статью " Особенности этнокультурной памяти и свадебной обрядности русских "пензяков" в Барабинской лесостепи", в качестве новогоднего подарка для "Пензоведа". :)
http://images.xn--b1aebbi9aie.xn--p1ai/foto/24_etno/migraciy_PO/Fursova_125_132.pdf

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 10 фев 2023, 19:32

Добрый вечер! Тема переселения в другие места необъятной России для меня весьма большая и трудоемкая.
На карте Пензенской области найдутся несколько населённых пунктов, жизненный уклад в которых отличался от образа жизни, типичного для окрестных сёл. Для примера возьмём две точки на карте. Что общего у жителей данных мест? Откуда их истоки?
Изображение


Изображение



Изображение


Изображение


Изображение


Остановлюсь на истории села Поим, но это в следующем сообщении.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 15 фев 2023, 19:19

Добрый вечер! О истории села Поим написано на многих сайтах и все в одном ключе.
Возьмём, как всегда, информацию от главного системного исследователя Пензенского края, Михаила Сергеевича Полубоярова.
ПОИМ (Никольское), русское село, центр сельсовета, в 21 км к северо-западу от г. Белинского, на автодороге Пенза – Тамбов, на возвышенности, по обоим берегам р. Поим, левого притока р. Вороны. На 1.1.2004 – 1466 хозяйств, 3132 жителя. Ближайшая железнодорожная станция Башмаково в 28 км. По преданию, река названа так потому, что в ней поили коней. Однако это скорее всего мордовское название: пою «осина», окончание -м является устаревшим показателем прилагательного в мордовском языке: Осиновая, Осиновка. Основано в 1713 году князем Алексеем Михайловичем Черкасским на своих землях и бывших землях верхнеломовца Григория Афанасьевича Березкина (обоим земля была отказана «из диких поль» в 1694 году, но долго не заселялась). В конце 17 века это место считалось одним из крупнейших прибежищ беглых крестьян, которые жили здесь по образцу государственных крестьян (имели выборные органы). Крестьяне переведены князем Черкасским из Нижегородского, Арзамасского и других уездов, среди них много старообрядцев. В ревизской сказке беглого крестьянина Нижегородского уезда Тимофея Ивановича Сурыгина (1724 г.) говорится, что в 1714 году он сошел жить в Керенский уезд в село Поим князя А.М. Черкасского, где жил 3 года на тягле (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр.3116, л. 523 об.). Только в 1733 году в это село сбежали самовольно 1263 крестьянина из вотчин Черкасских, Нарышкиных, Разумовских и других помещиков. .........

До этого здесь было "дикое поле"?
Изображение

А место это очень уютное. Много чернозёма, чтобы землепашцу прокормить себя, и другим
сословиям останется. Источников воды предостаточно, с юга село защищено от степных ветров лесами бассейна реки Ворона. Древний торговый путь, по которому из хлебородного тамбовского края везли хлеб на Верхнюю Волгу, в менее плодородные там земли. Этот путь являлся и информационным каналом, а значит, и отходнический промысел был высоко развит. А колонизаторы Черкасские и Шереметьевы - это уже потом. Да и культуры местные они больше разрушают, чем сохраняют. :ugeek:

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 17 фев 2023, 17:06

Продолжаем цитировать официальную версию истории села Поим.
С 1740-х гг. здесь уже вотчина Шереметевых, так как замуж за Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) вышла Варвара Алексеевна Черкасская (1711-1767), дочь А.М.Черкасского. В 1785 г. село П.Б.Шереметева (2191 рев. душа).
Это говорит о том, что многие ремесленники из Нижегородской области в треугольнике: город Павлово- с.Богородское- город Арзамас были переведены Шереметевым в с.Поим., т.к. эти два первых населённых пункта тоже вотчина братьев Шереметьевых. Но есть документы, что город Павлово был уже крупным центром ремесленного производства:
В 1719 году село Павлово посетило посольство Л.В.Измайлова, следовавшее в Китай. В составе посольства был художник и гравер Георг Иоганн Унферцагт, который в своих записках указывал, что посольство, следуя вниз по Оке, прибыло «в местечко Павел-перевоз, которое считается половиной расстояния между городом Музум (Муром) и большим городом Нижним…» Опытный художник, служивший впоследствии в Гравировальной палате Академии наук, не преминул отметить, что «…В Павел-перевозе продается всякая всячина: ружья, ножи, ножницы, маленькие (тонкой работы) и большие замки, охотничьи ножи и т. д., все в изобилии; около продавцов толпилось по 50-100 человек и еле-еле можно было протолкнуться». И это, отметим, когда Варваре Черкасской, последней наследнице рода владельцев села Павлово, едва исполнилось 8 лет, а ее будущему мужу, Петру из рода Шереметевых, который задумает создать в селе фабрику и напишет ее проект, будет 6 лет от роду.
Подробнее здесьhttps://infourok.ru/statya-po-kraevedeniyu-pavlovo-mezhdu-legendoy-i-bilyu-3423686.html
Значит население села Поим имеет историю и без участия Шереметьевых.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 10 сен 2023, 18:14

Добрый вечер! Разговор о миграции (перемещении) населения в пределах Пензенской области хочу продолжить, потому что картина прошлого на холсте истории представлена отдельными штрихами. Документальный материал, любимая пища историков, создаёт контрастные фрагменты прошлого. На мольберте времени все краски: история, этнография, география, филология, археология и другие направления познания, смешиваясь, могут создавать колоритные образы миграции людей, хотя бы на такой небольшой территории, как Пензенский край. Как импрессионисты создают свои картины, так и я, простой любитель краевед, попытаюсь нанести свои точки красок на картину, не претендуя на академичность своих суждений и выводов. Начну с новейшей истории, чтобы плавно погружаться в глубокое прошлое. В памяти остались отдельные фрагменты рассказов о том, как ходила тётушка моей матери в Саров помолиться из села Плёсс Мокшанского района. Тётушка часто упоминала, что дорога была ровная и светлая.
Я попытался воссоздать эту дорогу до древнего торгового тракта.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

После отдыха в пригороде Темникова странникам остаётся последний участок
Изображение

Изображение

В селах не отказывали в просьбе попить водички. В монастырях представляли ночлег. Заметим, что многие храмы в монастырях имеют схожий архитектурный стиль.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Я нанёс этот маршрут на карту 1860 года. Перепады высот незначительные, с небольшими спусками, минимальным количеством малых рек и ручьёв. По моему предположению, это был один из торговых путей и раньше для населения верхнего Примокшанья.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 12 сен 2023, 19:36

Добрый вечер! Предыдущее сообщение многим представилось скучным, так как большинство людей сегодня перемещаются на автомобилях. Только современные велотуристы могут оценить привлекательность маршрута. Вернёмся к нашим фантазиям о далёком прошлом края. Михаил Сергеевич Полубояров – первый системный учёный-краевед нашего края в книге «Древности Пензенского края в зеркале топонимики» на основе архивных источников составил схему торговых путей по территории Пензенской области. Отдельные дороги совпадают с дорогами на современной карте, но многие указаны предположительно, т.е. векторно. Эта схема для изучения миграции населения по краю является основной на текущий день, и необходимо начинать свои поиски с этой схемы.
Изображение

Есть источники, содержащие в себе отдельные предположения, как материалы иностранных картографов, так и схемы, составленные на находках археологов. К примеру, соляной путь во внутренние районы правобережья Волги.
Изображение

Рассмотрим подробнее районы края. Возьмём западную часть с частью Тамбовской, Нижегородской областью и Республикой Мордовия.Чем глубже в прошлое, тем меньше документального материала, поэтому историки создают исторические конструкции, одна из них «Дикое поле».
«Дикое поле – историческое название непаханой, никому не принадлежавшей степи Волго-Донья в эпоху средневековья. (Удобно смотрится на картине истории освоения (колонизации) земель Московским государством ). Со стороны Прикаспия и Причерноморья Дикое поле подходило к мещерским, мордовским и муромским лесам. (По моим грубым подсчётам, 350 тыс. кв. км. Площадь современной Германии 357 тыс. кв. км) По Дикому полю проходили дороги, по которым кочевники совершали набеги в пределах Русского государства. (Позвольте, если рассматривать этот вопрос с точки зрения марксистко-ленинской диалектики, как методики, а не как «науки», то для этого нужно войско. Нужно государственное образование, родившееся на базе производства и торговли. Наличие дорог требует проживания вдоль них населения, которое бы обслуживало и охраняло торговлю, и обмена рабочими ресурсами. Дороги также всегда выполняли роль информационных и культурных связей.) В ХVI веке (здесь уже полегче) Дикое поле контролировали сторожи и станицы. Заселение Дикого поля Пензенского края осуществлялись по мере сооружения засечных черт ХVII века, возведения городов-крепостей и других укреплённых пунктов……» . Пензенская энциклопедия. Пенза 2001 г.
То, что кочевники лихо совершали набеги по нашему краю, мне представляется с трудом. Взгляните на карту середины 19 века: долго ли они проскачут?
Изображение

По Спасскому уезду о Ногайских дорогах мне представила информацию Н.И.Забродина. На схеме М.С Полубоярова они указаны.
Ногайские дороги:
1. Ногайская (Парцовская, Земская). Дорога соединяла Краснослободск, Наровчат и Спасск (далее вела на Щацк). Она проходила через Павловку, Свищево, Абашево. Название Парцовская по р. Парца. В 19 в. дорога называлась Коммерческим трактом.
2. Ногайская (Наровчатская). Дорога соединяла уездные города Наровчат и Керенск, проходила через Вьюнки, Мумарье, Монастырское Веденяпино, Баранчеевку. В 19 в. называлась Коммерческим трактом. Отрог этой дороги: после Мумарья – Савинки, по границе дубровских и липяговских полей, далее на с. Шелдаис к Керенску. Функционировала ужу в 1670-х годах в разинские времена.
3. Ногайский рубеж соединял села Дерябкино и Шелдаис.
В документах упоминается также дорога, связывавшая Верхний Ломов и Спасск (уезды).


Нанесём их на более подробную карту.
Изображение

Территория междуречья среднего течения реки Мокши и рек бассейна Цны, в том числе нижнего течения Мокши, имеет только один вариант пролегания торгового пути с юга на север с минимальным перепадом высот. А в прошлом это играло большую роль.
Изображение

И ещё небольшое предположение. Если ногайские послы ездили в Москву через Муром с преодолением нескольких водных преград, то почему бы им добираться до Саконы, что на реке Теша, через наш район по-сухому? Наш предполагаемый торговый путь пролегает через г.Ардатов, к реке Теша. :ugeek:
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2801
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Миграция населения Пензенского края.

Сообщение expedA » 17 окт 2023, 19:57

Добрый вечер! Древние торговые пути в наше время можно обнаружить на тактических схемах военных ведомств, рельеф местности с веками мало изменился.
Изображение

В продолжение предыдущего сообщения на карте красными стрелками я указал дорогу, по которой "ходил брать Казань Иван Васильевич (Грозный)".
В описании указанной дороги (светло-зеленый цвет) в большинстве своём указана слабо всхолмленная, открытая местность. Пересекает дорога водные преграды не более 20 саженей (до 40 метров), не имеющие широких заболоченных пойм.
Изображение

От города Спасска на юг отходили две крупные дороги: на город Керенск и село Ширингуши-село Рянза. Каждая из них сформировала уникальные культуры народов, проживающих в прилегающей местности. Это уже требует детального изучения и систематизации.

След.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6