Православные храмы Пензенской области
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
Re: Православные храмы Пензенской области
Архив темы - страница 1:
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
expedA писал(а):22.05.2013 10:14Penzyak писал(а):Вот в последней поездке по реке Шукша довелось нам побывать в ряде старых сёл Пензенской губернии. По причине бездорожья и глухомани здесь более-менее сохранились старые церкви:
Вот красивейшая и богатая церковь села Белогорка:
Сохранилась по причине чудовищного бездорожья и забытости этого населенного пункта.
Если пойдет дождь Вы оттуда и на тракторе не выедете...
Это удивительное место,я там часто бывал. А какой там погост....
---------------------
Альберт Полковников писал(а):23.05.2013 13:34
Красивый храм, хорошо сохранился. Нашёл информацию о Церкви - Народный каталог Православной архитектуры
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
Альберт Полковников писал(а):27.08.2013 23:26Пензенская обл. Сердобский р-н, Карповка. Церковь Михаила Архангела. Ночная съемка при свете Луны 25.08.2013.
В большом размере очень здорово смотрится.
---------------------
---------------------
---------------------
Геннадий писал(а):28.08.2013 19:34
Да и у меня дневных несколько вариантов, но хочется хорошего ночного.
Надо будет попробовать еще в полной темноте снять, чтобы млечный путь более объемно запечатлелся.
---------------------
Дмитрий Л. писал(а):30.08.2013 14:18
Брошенных храмов в области очень много, но тот что в Белогорке реально имеет наверное самую лучшею сохранность и причиной тому не только бездорожье ведущее туда, а и то что он относительно молодой.
---------------------
---------------------
---------------------
expedA писал(а):06.09.2013 23:34
Закат над Фёдоровкой.
О храме http://www.nu-foto.pnz.ru/images/kmn09.htm
---------------------
---------------------
AXIOS-PHOTO писал(а):09.11.2013 00:12
Старинное село Ершово Пензенской области.
---------------------
Елена писал(а):10.01.2014 23:40
Храм в селе Большая Валяевка Пензенского района
Согласно легенде, в конце 17 века во время набега кубанских кочевников монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Большая Валяевка. Там он обнаружил источник , в котором нашел икону Божией Матери. Инок поведал о находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили рядом деревянную часовню, поставили в ней икону и стали чествовать ее как явленную, а затем и сами переселились ближе к источнику.
Но во время пожара выгорел лес, и сгорела часовня, а сия святая икона осталась невредимой, здесь впоследствии был выстроен деревянный храм.
(Такова основная, самая распространенная легенда, но вот Владыка Серафим, к примеру, упоминал о явлении в Валяевке Самой Богородицы.)
Позднее , в 1806г., владелец вновь поселенного на этом месте села, выстроил рядом с источником каменную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а в следующем году – каменную же часовню. В часовне помещался явленный образ Живоносного Источника.
В 1846 году разобрали деревянный храм, и на этом месте началось строительство кирпичного пятиглавого храма. Строительство храма продолжалось 25 лет, и в 1871 году он был освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Как бы то ни было, но много раз от иконы происходили исцеления, документально подтвержденные. Так, одна больная женщина, уже собравшись в Валяевку, почувствовала себя лучше, а когда отслужили молебен - совсем выздоровела; другая крестьянка, не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже добралась домой на костылях, и вскоре совершенно поправилась. В 1828 г. одна крестьянка из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. В 1831 и 1845 гг., во время эпидемий холеры, икона Живоносного Источника переносилась в Пензу, и болезнь отступала.
Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.
Отец Алексий Спирин рассказал:
-« В 1932 году, когда закрыли этот храмовый комплекс, председатель сельсовета велел собрать все иконы и отнести к нему в сарай, чтобы сжечь. Иконами он топил печку. Одна благочестивая женщина пришла к председателю и попросила отдать ей любую икону за бутылку самогона. Он ответил: "Иди ,выбирай". Женщина взяла список с чудотворной иконы "Живоносный Источник" и унесла домой. За этой иконой потом долго охотились, чтобы вернуть председателю, но не могли найти. Уже в 50-е годы, после смерти этой благочестивой христианки, ее дети отдали икону в Митрофановский храм г. Пензы, а в августе 2000 года она была перенесена крестным ходом сюда, в Большую Валяевку и в настоящее время находится на реставрации.»
Во время войны в храме была пекарня, позднее - заправочная станция, Потом здесь соорудили зернохранилище.
Когда современные строители обнаружили изуродованные выстрелами фрески, удалось найти участника событий минувших лет. Он и рассказал, что стреляли в птиц, которые воровали народное зерно.
По словам священника, в храме стреляли двое. В птиц никто из них так и не попал. Тогда они принялись стрелять по фрескам. Стрелок, который нанес увечья изображению евангелиста Матфея, прожил недолго. Спустя пару дней его нашли в лесу мертвым - мужчину задрал зверь. А тот, кто целился в глаз евангелисту, через несколько дней ослеп.
В советское время пострадал и источник. Еще при строительстве храма родниковая вода из него была отведена в часовню. В селе шла молва, будто помещик Валяев проложил от церкви до часовни серебряные трубы, и кое-кому захотелось поживиться серебром. Эти люди вскрыли накопитель, выпустили всю воду, но, не найдя серебряных труб, поставили туда кольца и вокруг них все засыпали мусором. Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Живоносный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на его жизнь прекратились.
Сейчас кольца убраны, мусор вычищен, и приток воды в источнике увеличился в несколько раз. Вода очень целебная, в ней большие примеси серебра. Из-за этого, возможно, и возникли домыслы о серебряных трубах».
Возрождение храма в селе Большая Валяевка священник Алексей Спирин считает главной задачей своей жизни. Церковь Живоносного источника Божьей матери была разрушена еще в 20-х годах прошлого века. Поэтому перед тем, как ее восстанавливать, свой вердикт вынесли архитекторы. Купола пришлось снять и заменить. Старые стены стали основой для нового храма. Сейчас здесь полным ходом идут строительные работы, руководит которыми сам священник.
Отец Алексей не хочет называть точных сроков окончания восстановления собора - он строится на пожертвования.
Между тем эта церковь - лишь часть религиозного комплекса. Рядом с величественным пятикупольным храмом Живоносного источника возведен небольшой храм Казанской иконы Божьей матери. Здесь уже совершают службы. Помимо этого построена отдельно стоящая колокольня. Три колокола, самый большой из которых весит пять тонн, были подняты на неё в мае 2012года. В настоящее время достраивается купальня и административное здание.
---------------------
Дмитрий Львов писал(а):11.01.2014 01:55
Я думаю, что в эту тему можно загружать фотографии и тех храмов, которые были разрушены, а потом восстановлены. Пусть они даже выглядят не совсем так, как раньше, всё-равно эти храмы можно считать старыми - ведь место было освящено давно.
Очень хорошо, когда есть краткая история храма, как у Елены. Хорошо также, чтобы фотографии храма были и изнутри, и снаружи. Кому-то интереснее одно, а кому-то другое, поэтому чем больше информации - тем лучше.
---------------------
---------------------
---------------------
Татьяна Плешкова писал(а):14.03.2014 18:50
Геннадий
Спасибо огромное за фото Храма в Карповке. Я принимаю активное участие в восстановлении этого Храма.
---------------------
Геннадий писал(а):15.03.2014 01:12
Татьяна Плешкова.
Не за что. Будет время, как-нибудь попробую еще снять.
Сестра моей жены Пахомова Александра живет рядом.
---------------------
Альберт Полковников писал(а):21.07.2014 09:35
Михайло - Архангельский Собор. Сердобск. Пензенская область.
Первая деревянная Церковь во имя Михаила Архангела была построена сразу же после основания Сердобска как сторожевого пункта в конце XVII века. Ее строили пахотные солдаты - люди пятидесятника Тимошки Гущина. Священником стал Тимофей Иванов. Новое поселение по Церкви стало называться Архангельским, Сердобинская слобода тож. В 1711 году Церковь сгорела во время набега кочевников. Вместо нее был построен новый деревянный храм, который простоял до самого конца XVIII века. В 1780 году Сердобск стал уездным центром, и вместо деревянной Церкви в 1796 году был построен каменный Михайло - Архангельский собор, освященный 9 апреля 1797 года. В 1895 году началось строительство нового собора по проекту саратовского городского архитектора Алексея Марковича Салько, аналогичному его Князе - Владимирскому собору в городе Саратове, построенному в 1883 году в память 900 - летия Крещения Руси.
Источник ЗДЕСЬ
[video] http://www.youtube.com/watch?v=R2WEZrJAN-4 [/video]
---------------------
Михаил писал(а):25.07.2014 11:55
Церковь Николая Чудотворца, с. Вязовка, Пензенский район (1836 г.)
Кирпичная тёплая трёхпрестольная церковь с отдельно стоящей колокольней (не сохранилась) построена на средства местного помещика П. Н. Дубенского. Приделы: Ксенофонтовский и Порфириевский. Представляет собой массивный одноглавый, квадратный в плане четверик, с ротондой под невысоким куполом. В советское время закрыта, сломана колокольня. Ныне заброшена, находится в тяжелом состоянии. (информация с сайта http://temples.ru/)
---------------------
Альберт Полковников писал(а):27.07.2014 19:09
Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская область.
Церковь Космы и Дамиана. Село Большой Вьяс. Лунинский район. Пензенская область.
Год постройки: Между 1827 и 1830 гг.
Соборы. ру
001 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
[spoiler="Смотреть ещё фотографии..."]
002 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
003 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
004 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
005 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
006 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
007 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
008 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
009 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
010 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
011 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
012 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
013 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
014 Церковь Космы и Дамиана. Большой Вьяс. Пензенская обл. 05.07.2014
[/spoiler]
---------------------
Альберт Полковников писал(а):27.07.2014 21:39
Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы.
Храм святой мученицы Татианы при Пензенском Государственном Архитектурно-строительном Университете.
За год, в 2008–2009 гг.,был устроен храм при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. В его появлении большую роль сыграло содействие ректора вуза Александра Ивановича Ерёмкина.
7 ноября 2009 г. епископ Люберецкий Вениамин, временно управляющий Пензенской епархией, совершил освящение храма во имя мученицы Татианы, покровительницы студенчества. Эта церковь стала первой, которую владыка Вениамин освятил на Пензенской земле.
Источник
[video] http://www.youtube.com/watch?v=0yBhAUI3LAY [/video]
Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
001 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
[spoiler="Смотреть ещё фотографии ..."]
002 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
003 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
004 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
005 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
006 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
007 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
008 Пенза. Храм во имя Святой мученицы Татианы. Праздник Троицы. 08.06.2014
[/spoiler]
---------------------
Aleks_Po писал(а):29.07.2014 09:09
(Мерлинка) Лунинского района.
Назарьевка Лунинского района.
Суворово Лунинского района.
(Белогорка) Мокшанского района.
Юлово Мокшанского района.
Знаменское Мокшанского района.
Богородское Мокшанского района.
(Александровка) Мокшанского района.
Фатуевка Мокшанского района.
Николо-Азясь Мокшанского района.
Все эти красоты мы наблюдали в ходе одной поездки.
Описание и все фото можно увидеть в соседней теме Походы выходного дня по нашей области
---------------------
---------------------
---------------------
expedA писал(а):29.07.2014 21:12Михаил писал(а):Увидев фото церкви с. Белогорка, был поражён её красотой. Поэтому, как только представилась возможность, отправился в те края.
Я бы предложил на обложку рубрики фотографию Михаила под №2
---------------------
Михаил писал(а):29.07.2014 21:41
Моей жене ваша идея понравилась)
---------------------
Boogor писал(а):30.07.2014 07:24
Да без проблем!
---------------------
- expedT
- Сообщений: 1192
- Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
- Откуда: Пенза
- Имя: Татьяна Белявская
Архив темы - страница 2:
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
---------------------
expedA писал(а):31.07.2014 09:40
Знакомство с православными храмами и мусульманскими мечетями края у нас началось с 2001 года. Отчёт Алексея Пономарёва о велопоходе, где упоминается село Елизино, вызвал желание побывать там. Ведь в моём каталоге информация о церкви в Елизино отсутствует по причине, что мы там не были. Наметили на осень велопрогулку в Елизино, но вот подвернулся случай.
В середине июля, как вы знаете, бывает полнолуние, и я в компании с известным фотографом-пейзажистом Александром Климовичем Манжосовым отправился на «охоту» за луной. Выехали мы на его вездеходе раньше положенного срока, и он предложил заехать посмотреть заброшенную церковь в лесу, я согласился. Он её увидел на карте Google, как называется это место, не помнил, просто поставил точку на GPS. За Мокшаном я надел очки и стал рассматривать карту на ноутбуке. Оказалось, это Елизино.
Теперь немного истории. Александр Шилин - основатель клуба путешественников «Загоскин» - выкопал в архивах информацию о том, что в начале 20 века наш знаменитый учёный Д.И.Менделеев вычислил географические центры всех губерний Российской империи. Центр Пензенской губернии оказался расположен вблизи Елизино. За окном был февраль 2011 года, Александр предложил собрать людей и на лыжах найти эту точку. Я его отговаривал, советовал подождать весны, да и обстоятельства были не в его пользу. При встрече в мае месяце он меня обрадовал известием, что центр найден и на нем установлен памятный знак. Так у второй труднодоступной церкви Пензенской области «Захар» Александр Шилин побывал раньше меня.
Первая труднодоступная церковь области находится в Земетчинском районе в селе Чернопоселье. Это начало Мещёры, где до пожаров 2010 года жило семейство медведей. Село состоит из добротных кирпичных домов дореволюционной постройки, большей частью нежилых. Мы там были в 2006 году, а Александр Шилин был там летом 2010 года. В тех местах на реке Выше он определил самую низшую точку Пензенской области.
В страшный август 2010 года лесные пожары уничтожили, со слов работника леса из Пашково, как деревню, так и церковь. Хотелось бы проверить информацию, да нет времени и сил.
Вернёмся в середину июля. В 600 метрах от села дорога глубоко размыта лесным ручьём. Пришлось оставить машину и идти пешком. Едва заметная тропа привела нас к полю, пришлось возвращаться, прочёсывая лес. Стали попадаться яблони, значит, мы в селе. Крапива в человеческий рост, разного вида кустарники затрудняли поиск. Вот промелькнуло в чаще силуэт колокольни. Нашли.
Обе труднодоступные церкви выполнены в стиле классицизма, построены на средства отдельно взятых богатых людей того времени, да, видать, земля не приняла эти творения людские, а со временем и места эти обезлюдели.
---------------------
Михаил писал(а):31.07.2014 10:24
Прошу прощения за оффтоп. А вот этот центр http://bit.ly/1o6UWXc не центр?
---------------------
Aleks_Po писал(а):31.07.2014 12:50
То область в современных границах, а то губерния в границах того времени.
Андрей, значит, сделал меня? На вездеходе? И не сказал ни разу
Ничего, мы тоже на "послеотпуска" на авто запланировали.
Скажи, пожалуйста, с какой стороны вы заходили? Восточнее Панкратовки или западнее?
---------------------
expedA писал(а):31.07.2014 19:41
Едешь от Знаменки, перед Панкратовкой поворот налево на полевую дорогу, переезжаешь мост из труб через речку Юловку и по полю...
---------------------
Aleks_Po писал(а):31.07.2014 19:47
понятно, западнее. Более прямой дорогой.
---------------------
Альберт Полковников писал(а):03.08.2014 23:13
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область.
До революции в селе стоял Никольский храм с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, который строился с 1826 по 1851 год. Он не сохранился. В 1992 году был вновь зарегистрирован приход, открывший молитвенный дом во имя Сергия Радонежского в приспособленном для богослужений одноэтажном кирпичном здании.
Источник
21 октября 2009 года в селе Саловка Пензенского района на реконструированный молитвенный дом во имя преподобного Сергия Радонежского имели место торжественная установка нового купола и воздвижение православного накупольного креста.
Источник
026 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
001 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 24.03.2013
002 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 24.03.2013
028 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
029 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
030 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
031 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
032 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
033 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
034 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
035 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 02.08.2014
017 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 24.03.2013
019 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 24.03.2013
009 Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Село Саловка. Пензенский район. Пензенская область. 24.03.2013
---------------------
---------------------
expedA писал(а):25.08.2014 21:28
Северо-восточная окраина Сосновоборского района, 100 вёрст от Пензы. Село Сыресево.
Место это красивое, защищённое грядой возвышенности от северных ветров. Вдоль этой возвышенности течёт большим ручьём речка Шкудимка. Почва – песок, суглинки.
Земледелие здесь представлено только огородами вдоль речки, а кормился народ дарами леса и скотоводством. Основано село в начале 18 века, но название села означает место древнего рода у древних народов Поволжья.
Мы бывали здесь в 2010 году.
В селе было два дома жилых, имелось электричество, теперь столбы спилены, и ни души. Дома по крышу ушли в траву, один православный храм возвышается над уходящим в землю прошлым.
Численность населения: в 1864 – 448, 1877 – 420, 1897 – 528, 1912 – около 627, 1926 – 734, 1930 – 823, 1939 – 338, 1959 – 284, 1979 – 144, 1989 – 71, 1996 – 43 жителя.
Проект на постройку новой каменной церкви был утвержден 26 июля 1875г. Старый Храм Рождества Христова, построенный в 1816г., из-за ветхости был использован для погребений умерших. Учитывая ошибки в строительстве старого храма, новый храм строился по всем правилам с использованием богатого архитектурного декора в кирпичной кладке фасадов.
Начало строительства было в 1877 году, о чём свидетельствует дата на восточной стене (версия)
См. фрагменты храма №1,2,3.
Фрагмент фасада№2
Фрагмент фасада№3
Строили долго, целых двадцать семь лет. Завершён был в конце 1904 года и освящён 1 ноября того же года. Прихожан было мужского пола 1099 чел., женского 1135 чел. Приход состоял из села и деревень Самодуровки и Сабакина. Имелась церковно-приходская школа.
Святой преподобноисповедник Гавриил Мелекесский (Иван Иванович Игошкин) родился 23мая (5июня) 1888года в деревне Самодуровка и крещён был в старом храме.
Интересен надглавный крест храма.
На вершине его помещена царская корона, по всей вероятности, храм был воздвигнут по царскому указу либо на пожертвование из царской казны. Может быть, посещение Пензы 28 июня 1904г. царя Николая II имеет к этому отношение.
Всё это в прошлом, а сейчас земля вокруг храма изъедена анти-кротами, т.е. современными кладоискателями, бурьян в человеческий рост, тропинка, напоминающая о широкой когда-то главной сельской улице.
Глядя на храм и на нашу вселенную, слышишь в ночной тишине, как течет время.
Использованы материалы М.С.Полубоярова и А.И.Дворжанского, а также сборник «Пензенская епархия Историко-статистическое описание 1907г.»
---------------------
Boogor писал(а):26.08.2014 07:44expedA писал(а):Интересен надглавный крест храма.
Хорошее сообщение, уникальное - сразу в пензенскую историю!
Действительно, крест очень необычный! И с внутренней подсветкой церкви хорошо получилось.
Заметил еще одну "интересность" на другой фотографии:
Смотри из каких камней сделано строение (мазанка, двор для скотины?) справа на переднем плане и крайнее слева - валун прямоугольный! Никогда такого в нашей области не видел.
Хотя сарай в центре вдали - обычно все, как будто из бутового камня, - кое как, да еще и с завалом по горизонту, - таких много.
Случайно не знаешь историю этой необычной деревенской эксцентричности - "прямоугольности" строительных камней?
---------------------
Михаил писал(а):26.08.2014 13:49expedA писал(а):Северо-восточная окраина Сосновоборского района, 100 вёрст от Пензы. Село Сыресево.
Место это красивое, защищённое грядой возвышенности от северных ветров. Вдоль этой возвышенности течёт большим ручьём речка Шкудимка. Почва – песок, суглинки.
Красивые фото!
---------------------
Михаил писал(а):26.08.2014 14:03
Церковь иконы Божией Матери «Знамение», с. Знаменское, Мокшанского района.
Внутреннее «убранство»
Сохранилось три фрески
Примечателен балкон, опирающийся на колонны. Подняться на него можно было по лестнице, следы от которой видны в одном из приделов.
Вот такое вот кино.
---------------------
Boogor писал(а):27.08.2014 07:36
Грандиозный храм. Был...Михаил писал(а):Вот такое вот кино.
:dontknow:
---------------------
expedA писал(а):27.08.2014 19:46
Такого количесива лепнины в пензенских храмах я не встречал, только у соседей в Ульяновской области. В детстве бывал в нём (корни мои в Плёссе), а сейчас всё недосуг заглянуть и сделать фотосессию :dontknow: Михаил , ты молодец. Такого архитектурно-планировочного решения храма в Пензенской области нет.
---------------------
expedA писал(а):01.09.2014 13:34Boogor писал(а):Смотри из каких камней сделано строение (мазанка, двор для скотины?) справа на переднем плане и крайнее слева - валун прямоугольный! Никогда такого в нашей области не видел.
Хотя сарай в центре вдали - обычно все, как будто из бутового камня, - кое как, да еще и с завалом по горизонту, - таких много
Возвышенность от с.Оськино до деревни Часы,по которой проходит граница нашей области с соседней Ульяновской на севере-востоке, богата камнем: песчаником, трепелом, мергелем. Население, проживающее здесь, использует камень в строительстве амбаров, в мощение дорог.
[url=.http://img-fotki.yandex.ru/get/6819/265 ... 82_origjpg][/url]
В местах, где залегают мощные слои песчаника, имеются открытые карьеры. В них песчаник обрабатывается в прямоугольные блоки и поставляется на строительство.
Возможно, прямоугольный блок, уложенный в дверное обрамление амбара, был взят при разборке старого храма, да и амбар был казённый , т.е. церковный
---------------------
Boogor писал(а):01.09.2014 16:24expedA писал(а):Возможно , прямоугольный блок , уложенный в дверное обрамление амбара, был взят при разборке старого храма, да и амбар был казённый , т.е. церковный
Понятно. Для церкви конечно могли и постараться - "опрямиуголить"
---------------------
---------------------
Марина Ра писал(а):17.09.2014 14:32
Фото прекрасные, а чувства у меня печальные... Мерзость забвения... Но все приидет на круги своя! Даст Бог восстановят и эти храмы...
---------------------
expedA писал(а):20.09.2014 00:33
Будем надеяться. А теперь из цикла работ "Крепостная сторонушка"
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nlm05.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nar47.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nar47.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nar47.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nar47.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nlm05.htm
---------------------
Boogor писал(а):20.09.2014 09:23expedA писал(а):Будем надеяться. А теперь из цикла работ "Крепостная сторонушка"
Разъясни, пожалуйста, - откуда такое название?
---------------------
expedA писал(а):20.09.2014 22:24
Название это мне приходилось слышать при встречах с людьми из научных кругов.
В прошлом на туристических маршрутах, в альплагерях, базах отдыха бывало много разного люда. Встречались академики, профессора - из научных центров наших столиц и Сибири. Тогда о социальном статусе не принято было говорить на вечерних посиделках после активно проведённого дня, их выдавал тот уровень знаний по разным вопросам нашей жизни, о чём я и представления не имел. Вот такие люди, задавая мне вопрос, откуда я родом, на мой ответ давали однотипный комментарий «А, глубинка», «А, крепостная сторонка». Говорили об этом ласково, с улыбкой. Пытаясь узнать объяснения этим терминам, получал ответ «Не хотим наживать себе врагов, мы же на отдыхе. Понятия эти более научного плана, чем публичного»
В разговорах часто задавался вопрос: почему герои произведений русских писателей-классиков так современны. Вот и сейчас мы отмечали 150 лет отмены крепостного права, но ведь это только официально, а в головах людей? Мне, кажется, где-то здесь и кроется объяснение этих понятий.
Одним из них я и назвал цикл своих фотографий.
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/spa04.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/spa04.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/nar46.htm
http://www.nu-foto.pnz.ru/images/vad03.htm
---------------------
Boogor писал(а):21.09.2014 08:25
Специально местоположение не указываешь?
---------------------
---------------------
Mich@il писал(а):23.09.2014 11:30
Здравствуйте уважаемые форумчане! Я из Саратова. Стараюсь выбираться в Пензенский край, т.к. нахожу много интересного для себя в этих замечательных местах... Удалось немного поездить по Югу и Западу области... Впечатлений масса... Очень интересны уцелевшие Храмы... Те что оставлены людьми... Они обладают невероятной энергетикой... В Вашем крае их действительно много... И каждый раз, возвращаясь домой, чувствую "кислородное голодание"... Планирую новую поездку... И я такой не один... Однако по подобным объектом езжу один... Тут компания не нужна... Есть церкви, к которым хочется вернуться... Чубаровка, церковь Казанской иконы Божией Матери...
Был в Чубаровке два года назад, деревянный купол слева ещё был цел... Время неумолимо... То что мы видим сегодня, через несколько лет можно увидеть только на фото...
---------------------
expedA писал(а):23.09.2014 20:19
Редкое архитектурное решение храма.
---------------------
Дмитрий С писал(а):25.09.2014 07:21Boogor писал(а):Специально местоположение не указываешь?expedA писал(а):Да, потому что многих уже нет.
Тогда это уже не сайт по краеведению, а какой то рыбацкий форум, поймал рыбу, но не скажу где.
---------------------
Mich@il писал(а):25.09.2014 11:28
Согласен! Часто Жители посёлка, где находится церковь, наносят бОльший ущерб, нежели те, кто приезжает адресно, с целью увидеть и сфотографировать...
Посёлок Соколка Юг области... Храм во имя Троицы Живоначальной...
Барабан разрушился, купол развалился а глава упала внутрь...
---------------------
expedA писал(а):25.09.2014 17:09Дмитрий С писал(а):Тогда это уже не сайт по краеведению, а какой то рыбацкий форум, поймал рыбу, но не скажу где.
Учёл :confused:
---------------------
---------------------
expedA писал(а):26.09.2014 21:38
Проект Алексея Егоровича Эренберга, конец 19 века, эпоха гигантомании в строительстве православных храмов в Пензенской губернии.
Предлагаю ознакомится с краеведческой работой ребят из Москвы http://caves.ru/threads/34034-%D0%A0%D0 ... 1%82%D0%B8
Мне не удалось заснять эти храмы, а ребята успели до их уничтожения пожарами. Спасибо им.
---------------------
---------------------
---------------------
Церковь во имя Рождества Христова, с.Н.Аблязово
Село Нижнее Аблязово, а именно церковь во имя Рождества Христова. История свидетельствует, что этот храм построен в 1724 году (!) стараниями Г.А. Аблязова - прадеда А.Н. Радищева. Главная реликвия храма – это деревянный золоченый иконостас, который сохранился со времени постройки церкви. Пятиярусное величие этого уникального сооружения поражает любого входящего. Иконостас считается образцом монументально-декоративного искусства 2-й четверти 18-го века, выполненный в стиле барокко итальянским мастером.
В храме имеется еще два придела – во имя Покрова Святой Богородицы и во имя преподобного Александра Свирского. У южной стены внутри церкви располагается пристенная композиция «Гроб Господень» с фигурами ангелов и жен-мироносиц.
Церковь во многом необычна, не только своим возрастом, но и сохранившимся духом старинного православного христианства, уникальными иконами, элементами архитектуры. Например, икону «Всецарица», в центре иконостаса, можно увидеть, в таком непривычном и во многом отличным от современного, изображении только здесь. Или специальные отверстия в стенах церкви, являющиеся элементами звуковых резонаторов для усиления голоса проповедующих и поющих. Или древние деревянные ступени лестницы, ведущей на колокольню.
В храме имеется еще два придела – во имя Покрова Святой Богородицы и во имя преподобного Александра Свирского. У южной стены внутри церкви располагается пристенная композиция «Гроб Господень» с фигурами ангелов и жен-мироносиц.
Церковь во многом необычна, не только своим возрастом, но и сохранившимся духом старинного православного христианства, уникальными иконами, элементами архитектуры. Например, икону «Всецарица», в центре иконостаса, можно увидеть, в таком непривычном и во многом отличным от современного, изображении только здесь. Или специальные отверстия в стенах церкви, являющиеся элементами звуковых резонаторов для усиления голоса проповедующих и поющих. Или древние деревянные ступени лестницы, ведущей на колокольню.
Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь - Сазанье
Из архивной темы
____________________________
___
___
____________________________
Фёдорыч писал(а):Сердобский район. Посёлок Сазанье. Пещерный монастырь. По четвергам идут службы под землёй. В обычные дни экскурсовод проводит обзорные экскурсии (стоимость билета 30 руб в 2012 году).
Продаются буклеты и книги с исчерпывающей информацией.
___
Penzyak писал(а):А есть фотографии из тех мест???
___
Boogor писал(а):Фотографий тех мест много. Вот некоторые мои снимки:
И вот страничка сайта геокэшинга с описанием Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни - Сазанье (в геокэшинге я под ником Helgo).
Посетители тайника в Сазанье добавляют свои фотографии в фотоальбом, который тоже неплохо иллюстрирует местность.
А это ССЫЛКА на практически научную статью о Сазанье наших модераторов, - группы "Экспедиционеры", - Алексея Плотникова (expedL), Андрея Нугаева (expedA), Татьяны Белявской (expedT).
А за спиной фотографа моей 4-ой фотографии растет вот такой поднимающий настроение кустик (форумчанам в подарок) :
Re: Православные храмы Пензенской области
Сведения, изложенные выше о селе Сыресево и о сельском храме (см.сообщение от 25.08.2014), собранные мною, весьма скудные. Просьба всем участникам форума, если что знаете, пополнять эту тему. Информация, собранная по крупицам всем миром, поможет узнать историю нашей родной земли, и будет доступна многим.
Я не могу объяснить схожесть впечатлений после неоднократного посещения села Сыресево в Сосновоборском районе и села Нечаевка Никольского района. Что прежде всего бросается в глаза? Это схожесть природного ландшафта и умиротворение, витающее в воздухе.
Здесь время никто не торопит, оно течёт, как чистейшая вода в речушке Катим под горкой, на которой стоят покосившиеся баньки.
Жизнь в Нечаевке ещё теплится в нескольких домах, да в «фермерском» хозяйстве на окраине, по-нашему крестьянском. В прошлом через село пролегала дорога от реки Суры до села Столыпино и далее до Николо-Пёстровки, поэтому жили здесь хорошо. Может быть, посещавший здешние края в сентябре 1869 года Лев Николаевич Толстой заглядывал и сюда. Место уж больно уютное, а деревянная церковь, построенная в 19 веке, вызывает интерес у любого приезжего.
О храме. Материал: дерево (сосна), сохранившее свои конструктивные качества, правда, колокольня разрушилась, но фундамент добротный.
В одной из башенок храмовой части живут парочка зелёных дятлов, следящих за состоянием древесины.
Над центральной башне храма, как и в Сыресево ,установлен крест с царской короной. Хочу отметить, корона - это знак особенности церкви.
В церкви села Сыресево крестили младенца Ивана Игошкина, ставшего Гавриилом Мелекесским, как писал выше.См.http://drevo-info.ru/articles/16228.html Так вот, в церкви села Нечаевка крестили младенца Дмитрия, впоследствии архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Дмитрия Захаровича Тихонова).
Подробно о нём см. ссылка http://www.solovsovka.ru/index.php/pers ... honov.html
Может быть, души этих людей, оставивших глубокий след в духовной жизни нашего края, оберегают эти места от небытия.
Вот какими мыслями и фотографиями я хотел поделиться с Вами.
Я не могу объяснить схожесть впечатлений после неоднократного посещения села Сыресево в Сосновоборском районе и села Нечаевка Никольского района. Что прежде всего бросается в глаза? Это схожесть природного ландшафта и умиротворение, витающее в воздухе.
Здесь время никто не торопит, оно течёт, как чистейшая вода в речушке Катим под горкой, на которой стоят покосившиеся баньки.
Жизнь в Нечаевке ещё теплится в нескольких домах, да в «фермерском» хозяйстве на окраине, по-нашему крестьянском. В прошлом через село пролегала дорога от реки Суры до села Столыпино и далее до Николо-Пёстровки, поэтому жили здесь хорошо. Может быть, посещавший здешние края в сентябре 1869 года Лев Николаевич Толстой заглядывал и сюда. Место уж больно уютное, а деревянная церковь, построенная в 19 веке, вызывает интерес у любого приезжего.
НЕЧАЕВКА (Высадки), русское село Ильминского сельсовета, в 3 км к востоку от него, при ручье Катим. На 1.1.2004 – 25 хозяйств, 39 жителей. Основано помещиком. Входило в состав Ильминской волости Городищенского уезда. Около 1860 года в село были переведены крестьяне деревни Прутки (см.). В 1887 построена деревянная церковь во имя Михаила Архангела, в 1894 при ней работала церковноприходская школа. Среди крестьянских промыслов преобладали связанные с лесом. Так, в 1893 в селе производством рогож, циновок и кулей занималось 233 семьи (Савин, с.37). В 1955 – в составе Большевьясского района, центральная усадьба колхоза имени Молотова. Численность населения: в 1864 – 886, 1877 – 1062, 1897 – 1128, 1912 – около 1424, 1930 – 1196, 1959 – 472, 1979 – 290, 1989 – 98, 1996 – 69 жителей.
М.С.Полубояров
О храме. Материал: дерево (сосна), сохранившее свои конструктивные качества, правда, колокольня разрушилась, но фундамент добротный.
В одной из башенок храмовой части живут парочка зелёных дятлов, следящих за состоянием древесины.
Над центральной башне храма, как и в Сыресево ,установлен крест с царской короной. Хочу отметить, корона - это знак особенности церкви.
В церкви села Сыресево крестили младенца Ивана Игошкина, ставшего Гавриилом Мелекесским, как писал выше.См.http://drevo-info.ru/articles/16228.html Так вот, в церкви села Нечаевка крестили младенца Дмитрия, впоследствии архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Дмитрия Захаровича Тихонова).
Подробно о нём см. ссылка http://www.solovsovka.ru/index.php/pers ... honov.html
Может быть, души этих людей, оставивших глубокий след в духовной жизни нашего края, оберегают эти места от небытия.
Вот какими мыслями и фотографиями я хотел поделиться с Вами.
- Дмитрий Степанников
- Участник
- Сообщений: 166
- Зарегистрирован: 21 дек 2014, 01:25
- Имя:
Re: Православные храмы Пензенской области
expedA писал(а):Из цикла "Крепостная сторонушка"
Ps. Ну никак не приживается в нашей "глубинке" европейская культура. " Маниловщина".....
Мокшанский район , село Знаменское.
При чём тут "маниловщина" ? Храм был построен, а вот "шариковы"его разрушили.
Вернуться в Достопримечательности Пензенского края
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 2