Рябчик

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 472
Зарегистрирован: 21 дек 2014, 20:57
Имя: Вячеслав

Рябчик

Сообщение Фролов Вячеслав » 13 авг 2015, 21:02

Изображение Изображение
Рябчик, самец и самка. /Позаимствовано из интернета/

Рябчик Tetrastes bonasia


Статус: редкий осёдлый вид.
Районы размножения. Лесная зона Евразии от Франции на западе до Японии на востоке; северная граница ареала проходит приблизительно вдоль Полярного круга, заходя местами далеко к северу. В Европейской России южная граница ареала проходит через Брянскую, Рязанскую, Самарскую, Оренбургскую области, республику Мордовия (Косенко, 2013).
Характер пребывания. В начале ХХ века В.М. Артоболевский (1923-24) при характеристике состояния рябчика на территории Пензенской губернии пишет «…с каждым годом становится всё малочисленнее; чаще встречается в Городищенском уезде, где ещё широко распространён и местами держится в значительном количестве, а также в Саранском уезде, по крайней мере, в дачах Качкуровской и Турдаковской. В Лемзяйской и Пензенской дачах Пензенского уезда, по-видимому исчез окончательно…». В середине второй половины ХХ века А.Е. Луговой (1975) проводивший исследования на территории Мордовии отмечает «…рябчик распространён во всех лесах республики – хвойных и лиственных… Мы неоднократно встречали рябчиков в сосновых, березовых, дубовых лесах в Сабаевском, Симкинском, Заводском лесничествах, но нигде этот вид не был многочисленен. По данным учётов лесничеств рябчик в Мордовии среди курообразных по встречаемости занимает второе место (22.7 %). В Мордовском заповеднике даже первое (Л.П. Бородин, 1969)… Численность рябчиков по данным Мордовского заповедника неуклонно снижается. Здесь за период 1949-1966 гг. численность рябчиков уменьшилась с 7.8 до 2-х птиц на 100 га площади. В прилежащем к заповеднику Темниковском лесхозе с 9 птиц в 1961 г. до 4.6 в 1966 г. (И.С. Терёшкин, 1968). Обьяснить столь резкое снижение численности рябчиков трудно, поскольку с 1957 г. в Мордовии существует запрет на эту дичь… Процесс уменьшения численности рябчиков наблюдается уже давно. Житков и Бутурлин (1906) отмечали его уже в начале ХХ века…».
На рубеже ХХ-ХХI веков, состояние рябчика на территории Пензенской области остаётся прежним, вид является редким осёдлым видом на большей части мест обитания.
Распространение, численность. С целью правильной оценки численности рябчика на территории Пензенской области, были проведены полевые работы по уточнению его репродуктивных районов. Общепринятая южная граница ареала рябчика в Поволжье проходит от Самарской Луки, где вид характеризуется как редкий осёдлый (Лебедева, 2007), пересекает Ульяновскую область в направлении истоков р. Кадады, на оконечность Сурского лесного массива (первого «языка» проникновения рябчика на юг лесостепного Поволжья: Кузнецкий, Неверкинский, Сосновоборский, Городищенский, Никольский, Пензенский, Бессоновский, Лунинский районы), далее по правобережью поймы рек Кадада и Сура до г. Пензы и далее в северо-западном направлении на оконечность Земетчинского лесного массива (второго «языка» проникновения рябчика на юг лесостепи: Земетчинский район). Это полностью соответствует границе проведённой в монографии «Птицы СССР» (Потапов, 1987) и границе описанной в работе М.А. Мензбира (1902). Было установлено, что в исследуемом регионе она полностью совпадает с границей распространения глухаря.
Исходным материалом для определения запасов рябчика в регионе и анализа его состояния в Европейской части России в третьем тысячелетии остаются данные полученные в период проведения ЗМУ (Межнев, 2001), иные методики учёта отсутствуют. А ЗМУ (зимний маршрутный учёт) даёт значительные погрешности. В 2001 г. по данным Центрохотконтроля в Пензенской области запасы рябчика оценивались в 10,9 тыс. особей, Ульяновской области в 7,1 тыс. особей и Мордовии в 13,4 тыс особей. В 2004 г. Охоуправление Пензенской области показывает запасы рябчика в 6,6 тыс. особей, а уже в 2005 г. 17,2 тыс. особей, в 2008 г. она падает до 4,6 тыс. особей, а в 2008 г. до 3,0 тыс. особей.
Исходя из наших материалов, на протяжении всего ХХ века рябчик является редким видом лесостепной зоны Среднего Поволжья (Фролов и др., 2001) – при средней плотности 5,5 – 6,5 ос./1000 га, весенняя численность изменяется от 4 до 10 тыс. особей в каждом из регионов (Пензенская и Ульяновская области, республика Мордовия).
В северных районах России, где численность рябчика высокая, для неё характерны подъёмы и спады с периодичностью в 7-8 лет. Эта закономерность, выявленная в динамике численности рябчика для Кировской области, должна полностью соответствовать ситуации с рябчиком и в других областях. Незначительно должен отличаться в этих регионах и характер изменения плотности рябчика по сезонам, хорошо изученный на стационаре ВНИИОЗа в Кировской области (Гайдар, 1981), где при плотности в весеннее время от 49 до 103 ос./1000 га (в среднем 82 ос./1000 га), осенью плотность меняется от 127 до 299 ос./1000 га (в среднем 200 ос./1000 га). Таким образом, с учётом возможного изменения количества рябчика при благоприятных условиях в 2-3 раза, можно говорить, что в Пензенской области численность за последние десятилетия стабилизировалась на одном уровне.
При изучении рябчика в Мордовии было отмечено, что в пределах отдельных лесных массивов численность рябчика обратно пропорциональна степени посещаемости лесов населением (Луговой, 1975).
Местообитания. Рябчик типично лесная птица. Населяет самые различные типы леса. Предпочтение отдаёт густым смешанным лесам с преобладанием берёзы, сосны и ольхи по долинам рек и ручьёв, по склонам оврагов. Наблюдается явная привязанность к опушкам, краям просек или лесных дорожек, местам контакта различных участков леса, особенно лиственных и сосняков.
Размножение. Рябчик ведёт моногамную жизнь, токовищ подобных глухариным и тетеревиным токам у них не наблюдается. Каждая пара гнездится на определённом участке, который выбирается, захватывается и охраняется самцом нередко ещё осенью. Брачная активность птиц достигает максимума, когда в лесах средней полосы начинают исчезать последние пятна снега (Потапов, 1987). Все исследователи птиц Европейской части России едины во мнении, что рябчики начинают пересвистываться ещё в марте, но более азартное ухаживание за самками происходит в апреле и первой половине мая. Брачный ритуал самца состоит из песни, токового полёта, токового взлёта и особых поз, сопровождающихся специфичными вокальными сигналами. В разгар токования происходит и спаривание. Мы активное токование самца рябчика наблюдали 5-7.05.1980 г. в Кузнецком районе в окрестностях с. Явлейка.
В Пензенской области, по которой проходит южная граница распространения вида, наиболее раннее обнаружение гнезда рябчика 4.05.1977 г. В гнезде была не насиженная кладка из 10 яиц. Второе гнездо было обнаружено 16.05.2003 г., кладка состояла из 11 слегка насиженных яиц (II ст. насиженности, гидрологический метод). Первое гнездо находилось в пойме лесной речки на незагущённом участке, поросшем молодой порослью лещины и ольхи и располагалось открыто в основании ствола молодой ольхи. Второе гнездо находилось в средневозрастном смешанном лесу на участке лишённом подроста в куче порубочных остатков в 4 м от лесной дороги. Обе гнездовых постройки были сделаны на земле в слое прошлогодней листвы и хвои, и представляли собой ямку окружённую валиком раздвинутой птицей лесной подстилки с небольшим количеством перьев птицы. Внешний диаметр гнезда найденного в 2003 г. равнялся - 245 мм, диаметр лотка – 153,0 х 166,0 мм, при глубине лотка – 68,0 мм. Никакого принесённого со стороны гнездового материала нами в гнёздах не отмечено.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
16.05.2003 г. Рябчик: самка на гнезде, гнездо, кладка. Лесной массив в окрестностях с. Возрождение, Пензенский район.

В гнезде, обнаруженном в Мордовии 2.06.1966 г., была кладка из 12 яиц, 5 июня птенцы покинули его. Гнездо располагалось на участке соснового леса, во влажной низине в 50 м от болотца и находилось под поваленной сосной в зарослях ивы, малины, крапивы и было замаскировано ветками сосны. Лоток гнезда был выстлан иголками сосны, стеблями травянистых растений (Луговой, 1975).
Таким образом, размеры кладок 7-12 яиц. Размеры яиц (n=21): 35,9-40,4 х 26,5-28,3 мм, при весе не насиженного яйца от 13 гр. до 15,6 гр. Длительность насиживания 21-23 дня (Гайдар, 1974). Птенцы рябчика появляются с конца мая до середины июня. При наблюдениях, проведённых около гнезда рябчика, выяснилось, что сидящая на гнезде самка, сидит очень «плотно», и практически позволяет до себя дотрагиваться рукой. В том случае если птица покидала гнездо, быстро возвращалась как только наблюдатель отходил от гнезда на 6-7 м.
Птенцы в возрасте одних суток уже могут вспархивать на высоту до 1 м. Через 8-9 дней, при размере с воробья и весе около 30 г у них уже отрастают маховые, они начинают перепархивать и при опасности с шумом разлетаются в разные стороны, рассаживаясь на нижних ветвях деревьев и кустарников (Потапов, 1987).
Длительное наблюдение за динамикой численности тетеревиных в Окском заповеднике, показало, что динамика численности глухаря, тетерева и рябчика (несмотря на известные различия в биологии видов) определяется сходной группой факторов, как в период зимовки, так и в период размножения. Главным здесь является климатообразующий фактор, на фоне которого идёт непрекращающееся воздействие хищников на популяции тетеревиных. Основными их потребителями являются хищные млекопитающие – медведь, рысь, волк, лисица, барсук, куница и другие виды куньих, в последние 30 лет к ним добавился кабан. Особенно уязвимы нелётные птенцы и гнёзда. Для взрослых птиц и лётных птенцов основной угрозой становятся хищные птицы – тетеревятник, перепелятник, канюк, чеглок, луни и филин. Анализ жертв хищников показывает, что свыше 70% это молодые особи. Значение влияния данного фактора на численность тетеревиных птиц обсуждается длительное время. С одной стороны, есть мнение, что хищники берут излишки (в 60-70 гг. в наших лесах ещё не было кабана) и не могут влиять на динамику численности (Киселёв, 1978). С другой стороны, считают, что при определённых условиях хищники могут оказывать значительное влияние на успех размножения тетеревиных и становиться для них важным ограничивающим фактором (Рейф и др, 2006). Антропогенный фактор на динамику численности рябчика большого влияния не оказывает в отличие от глухаря (охота) и тетерева (охота, сельское хозяйство).
Основными кормовыми объектами рябчика в зимнее время являются почки и сережки берёзы, ольхи, реже ивы и осины. Плоды можжевельника, рябины, ландыша, семена майника и ели. Весной молодые побеги различных трав, лесного хвоща, перезимовавшие ягоды клюквы, брусники, шиповника, семена трав, а также насекомых. Летом основную часть кормов составляют зелёные части растений, семена и насекомые, а позднее ягоды. Осенью рябчики переходят на листья осины, ольхи, берёзы, ивы и реже липы и рябины (Егоров, Ефремов,1977).
Коллекционные сборы. В период сбора материала было обследовано 3 рябчика:
18.04.1996 г. Лесной массив в окрестностях с. Золотарёвка, Пензенский район. Добыт одиночный взлетевший с земли рябчик, самка (L – 353.0, А – 163.0, 2А – 581.0, C – 118.0, Pl – 47.0, Cul – 12.0, G – 500 гр.).
15.11.1996 г. Лесной массив в окрестностях ж/станции Асеевская, Городищенский район. Из взлетевшего выводка рябчиков из пяти особей, добыта одна птица, самка (L – 351.0, А – 164.0, 2А – 470.0, C – 124.0, Pl – 40.0, Cul – 14.0, G – 550 гр.).
22.12.2001 г. Лесной массив в окрестностях с. Пашково, Земетчинский район. Добыт одиночный рябчик взлетевший с лесной дороги, самец (L – 356.0, А – 153.0, 2А – 464.0, C – 124.0, Pl – 42.0, Cul – 11.0, G – 415 гр.).
Охрана. Рябчик требует постоянного мониторинга и дальнейшего изучения в Пензенской области. Необходимо исключить повсеместную в регионе, ненормируемую «кабанизацию» охотугодий, которая приводит к уничтожению части гнёзд и кладок гнездящихся на земле тетеревиных птиц в лесах области. Необходимо требовать исполнять рекомендаций ВНИИОЗа от охотарендаторов по соблюдению норм максимально допустимого поголовья кабана в угодьях.
Литература. При написании очерка были использованы следующие литературные источники.
Артоболевский В.М. 1923-24. Материалы к познанию птиц юго-востока Пензенской губернии // В сборнике «Бюллетень Московского общества испытателей природы». – Том ХХХII. – выпуск 1-2. – М: 162-193 с.
Гайдар А.А. 1974. К биологии размножения рябчика Вятско-Камского междуречья // Материалы 6-ой всесоюзной орнитологической конференции. – Часть 2. – М.: 44-45 с.
Гайдар А.А. 1981. Ресурсы куриных птиц в Кировской области // Бюллютень МОИП. отд. биол. – Том 86. – Выпуск 3.: 45-51 с.
Егоров Ю.Е., Ефремов П.В. 1977. Птицы Волжско-Камского края. Неворобьиные /Отряд Курообразные/ // Под общей редакцией В.А. Попова. – Изд. «Наука». – М.: 117-141 с.
Киселёв Ю.Н. 1978. Факторы определяющие динамику численности тетеревиных птиц // В сборнике «Научные основы охраны и рационального использования птиц». – Тр. Окского гос. Заповедника. – Выпуск ХIV.: 50-111 с.
Косенко С.М. 2013. Полный определитель птиц Европейской части России /Рябчик/ // Под общей редакцией д.б.н. М.В. Калякина. – ООО «Фотон ХХI». – В трёх частях. – Часть 1. - М.: 268 с.: ил.
Лебедева Г.П. 2007. Роль Самарской луки в сохранении видового разнообразия фауны птиц Волжско-Камского края // В сборнике «Экологический вестник Чувашской республики». – Выпуск 57. – Чебоксары.: 208-212 c.
Луговой А.Е. 1975. Птицы Мордовии // Горький.: 299 с.
Межнев А.П. 2001. Состояние ресурсов зимующих куриных птиц России // В сборнике «Достижения и проблемы орнитологии северной Евразии на рубеже веков». – Труды международной конференции «Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии». – Изд. «Магариф». – Казань.: 286-294 с.
Мензбир М.А. 1902. Охотничьи и промысловые птицы Европейской России и Кавказа // Том 2. – Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерёв и К. – М.: 494 с.
Потапов Р.Л. 1987. Птицы СССР /Курообразные/ // Изд. «Наука». – Л.: 7-260 с.
Рейф В.Э., Торнберг Р., Юнгелл С., Корпимаки Э. 2006. Оценка воздействия дневных хищников на тетеревиных в западной Финляндии // В сборнике «Орнитологические исследования в Северной Евразии». – Тезисы ХII международной орнитологической конференции Северной Евразии. – Ставрополь.: 436-437 с.
Фролов В.В., Коркина С.А., Фролов А.В., Лысенков Е.В., Лапшин А.С., Бородин О.В. 2001. Анализ состояния фауны неворобьиных птиц юга лесостепной зоны Правобережного Поволжья в ХХ веке // Украинский орнитологический журнал «Беркут». – Том 10. – Выпуск 2.: 156-183 с.

Вернуться в Отряд Курообразные /5 видов/



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0