Музей-заповедник Наровчатского района

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedT, expedA

Site Admin
Аватар пользователя
Сообщений: 917
Зарегистрирован: 08 окт 2013, 11:58
Откуда: г.Пенза
Имя: Олег Авдеев

Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение Boogor » 07 дек 2014, 17:31

Архив темы:

__________________________

expedA писал(а):Продолжаем публикацию - Музей истории и культуры буртас
http://covput11.narod.ru/
Первый в нашей области частный этнографический музей!
Расположен по соседству с Троице-Скановым женским монастырём.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение



Виктор Васильевич Паршуткин - основатель музея
Изображение
Изображение

Изображение



Чекашкина Мария Васильевна - директор музея
Изображение



В 2011 году, в честь 650-летия Наровчата, у моста через Мокшу установлен памятник Нарчатке - легендарной защитнице города Мохши
Изображение


___
Penzyak писал(а):Приятно видеть что и в глубинке, есть краеведы которые могут беречь старину...

_____________________________

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 16 фев 2015, 18:02

Изображение

Наровчатский краеведческий музей расположен в здании бывшей полицейской управы в центре Наровчата
Изображение

Часть здания, т.е. часть первого этажа, отведена Сбербанку, а вход в музей с правого крыла. На небольшом уютном дворике расположены музейные экспонаты древнего города Мохши. Кстати, Наровчат является самым велосипедным городом нашей области
Изображение


Изображение


Этот год особый для Наровчатского природно-исторического заповедника. Основному объекту заповедника, краеведческому музею исполняется 90 лет. Краткая справка из Наровчатской энциклопедии
Музей основан в 1925году, организатор и первый директор, Россин В.П. Музейный фонд имел 732 единицы хранения, а 1993году его фонды включали 122255 единий хранения. Большой вклад в становление музея внесла его многолетний директор Афиногенова М.Е.

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение

Сейчас музеем руководит Сохряков А.Г. Под его руководством,силами Наровчатского землячества, был создан уникальный музейный объект в составе музея, «Тюремный замок». В старом здании тюрьмы была восстановлена атмосфера тюремной жизни. Этот объект, по словам Александра Григорьевича Сохрякова, стал очень популярен и посещение музея населением возросло
Изображение

По тюремному дворику переходим из музея в "Тюремный замок"

Изображение

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение

Ширина карцера около одного метра


Поздравляем Всех работников музея с наступающим юбилеем!

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 748
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedT » 11 сен 2015, 23:46

В центре Наровчата 7 сентября 2015 года установили бронзовую скульптуру А.И. Куприна в окружении героев его литературных произведений.
Изображение

Изображение
Изображение


Изображение
Изображение

Фото В.Е.Битюцкого, Г.Н.Коровина, А.И.Савина

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 11 окт 2016, 21:41

Изображение
В историко-природном заповеднике Наровчатского края золотая осень

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 10 ноя 2016, 09:27

Последнее посещение Наровчатского края оставило у меня очень хорошие воспоминания. Во-первых, погода к обеду «разгулялась», а «золотая осень» в любом уголке даёт прилив позитивности, как сейчас многие выражаются. Во-вторых, я опять встретился, почти случайно, с Александром Григорьевичем Сохряковым – директором Наровчатского краеведческого музея.
Изображение

Новостей для меня у него оказалось предостаточно, и все, надо оговориться, благодаря помощи Наровчатского землячества. О своих заслугах он, как всегда, скромно умалчивал. Что же нового было сделано:
- в краеведческом музее оборудовано новое помещение под выставку «Крестьянский быт»;
- в пушкинском музее в подвальном этаже – новая выставка «Быт прислуги князя Арапова», экспозиция пополнилась новыми экспонатами и т.д.
ИзображениеИзображение

Изображение ИзображениеИзображение
Большое впечатление производит издательская деятельность наровчатцев, и прежде всего самого Александра Григорьевича.
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Издается литературно-краеведческая газета «Родной край» (первый номер вышел 5 июля 2005 г.)
КНИГИ:2002 год
Толстоухов Ю. А. В родном краю.
2003 год
Савин О. М. Имя гордое наровчатцы....
Поляков В. А. По-над Мокшей ветры буйные...
Устинов М. О. Спасибо вам, люди.
2004 год
Беляков Г.П. Первые шаги. (Воспоминания о людях и событиях в Наровчатском уезде в 1918-1920 годах).
2005 год
Яковлева Т. Б. Александр Андреевич Архангельский. Путеводитель по Наровчатскому краеведческому музею. Толстоухов Ю. А. Живу и помню.
Наровчатская энциклопедия (Главный редактор и составитель А.Г.Сохряков).
2007 год
Сохряков А.Г. Улицы Наровчата.
Архангельский М. А. О Наровчате родном. Рукопись.
Во славу земли Пензенской. К 70-летию со дня рождения Журавлева В. М.
2008 год
Толстоухов Ю.А. Свет далеких зарниц.
Сохряков А. Г. Устное народное творчество Наровчатского края.
2009 год
Сохряков А. Г. Наровчатская православная энциклопедия. Устинов М. О. Ксения - дочь Куприна, в Наровчате.
2010 год
Пчелинцев А. С. Страницы памяти. Пчелинцев А. С. Живая память поколений. Пчелинцев А. С. Малая Родина в сердце твоем.
Средневековый город Мохши и наручадская земля. (Материалы Всероссийской научной конференции).
Поляков В. А. Встречи в пути.
Наровчатская энциклопедия (2-ое издание)
Сохряков А. Г. Золотое созвездие наровчатцев.
2011 год
Цветков А. А. Долгое возвращение Куприна. (Документы, факты, гипотезы. 1-е издание).
Кротков А. А. Наровчат и его окрестности в историко-археологическом отношении. (Рукопись 1925 года из архива Наровчатского краеведческого музея).
Сохряков А. Г. Студенец. Наручь Е. Адреналин.
2012 год
Мартынов А. И. Симфония разума наровчатцев.
Сохряков А. Г. Вьюнская средняя школа.
Сохряков А. Г. Административно-территориальное деление Наровчатского края.
Тюстин А. В. От Загряжских до Араповых.
Сохряков А. Г. Кто есть кто в истории образования Наровчатского края.
Путеводитель по музею А.И. Куприна.
Кайманова Т. А. Гвоздь от родного дома.
Цветков А. А. Ключи к тайнам Куприна (2-е издание).
2013 год
Толстоухов Ю. А. Откровение.
Путеводитель по музею-заповеднику. (Издан при поддержке генерального директора ОАО «Областной издательский центр», депутата Законодательного Собрания Пензенской области, почетного мецената Музея-заповедника Ломовцева А. И.).
2014 годКозлова М. А. Полушутя, полусерьезно (издана в типографии Пензенского государственного университета).
2015 год
Книги: «Савинки» (Издана при поддержке членов ОО «Наровчатское землячество» Рузляева Юрия Викторовича, генерал-майора, начальника УВД Пензенской области, Рузляева Владимира Николаевича, полковника полиции, ветерана МВД; Алырева Сергея Николаевича, генерального директора ООО «Сельхозтехника»),
«Наровчат и окрестности» (г. Саранск), издатель кандидат исторических наук, почетный меценат Музея-заповедника Шапкарин Константин Иванович.
2016 год
Книга «Мелюковка» (Издана при поддержке руководителя компании «Леспром» г. Пензы, члена ОО «Наровчатское землячество» Краснова Юрия Викторовича, адвоката Московской коллегии адвокатов, члена ОО «Наровчатское землячество» Балелина Евгения Витальевича).
БУКЛЕТЫ:
1. Музей-заповедник Наровчатского района (2008, 2010, 2012, 2014).
2. Православные святыни Наровчатского края (2008, 2010)
3. Наровчатская тропинка к Пушкину (2014, 2016)

Последнюю работу «История развития культуры Наровчатского края», представляющую только первый том целого цикла о жизни наровчатцев, лично я оцениваю весьма высоко.
ИзображениеИзображение


Если электронный вариант книги не появится в интернете, я буду знакомить форумчан, по мере возможности, с отдельными документами истории наровчатского края.
НАРОВЧАТ ТУРИСТИЧЕСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
МУЗЕИ
:
Дом-музей писателя А. И. Куприна
Единственный в России музей писателя А.И. Куприна. Мемориальные вещи семьи Куприных. Театрализованная экскурсия, гуляние по саду усадьбы Куприных. Выставочный зал.
Музей истории и этнографии
Расположен в здании Присутственных мест (XIX в.). В археологической коллекции имеются экспонаты от эпохи неолита до XVII века, нумизматической - монеты XIX-XX вв; книги XIX века, предметы этнографии и быта XIX-XX вв., палеонтологическая коллекция.
Музей «Тюремный комплекс»
Построен в 1819 году. Включает в себя административный корпус (караулку) и тюремный корпус (казарму), церковь. Являлся как промежуточный пункт на этапе для ссыльных. Имеются сведения о нахождении здесь декабристов. Памятник классицизма XIX века. Открыт для посещения с 12 июня 2009 года.
Музей «Наровчат творческий»
Создан в 1996 г. В экспозиции собраны материалы о выдающихся композиторах, художниках, писателях, деятелях кино и театра, ученых Наровчатского края.
Пушкинский центр имени Н. Н. Пушкиной-Ланской (Дворянская усадьба, XIX век)
Открыт 27 сентября 2011 года. Бывший дом помещика, почетного гражданина Наровчата, генерал-лейтенанта И.А. Арапова. В честь 200-летия со дня рождения писателя А. С. Пушкина на доме установлена мемориальная плита, что здесь в разные годы бывали дети Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской и другие потомки поэта. Является памятником деревянного зодчества XIX века. Театрализованная экскурсия.
Музей истории и культуры Буртас
Частный. Зарегистрирован управлением Министерства юстиции России по Пензенской области 4 мая 2009 года. Экспонируются буртасские древности, одежда и утварь, которыми пользовались буртасы и жившие с ними мокшане. Туристы могут пожить в рубленых музейных избах.

Экскурсии по памятникам культуры и архитектуры
Наровчата (XIX в.)
Здание Присутственных мест, тюремный комплекс, Покровский собор, дом помещика И.А. Арапова, купеческие дома, торговые лавки.
РЕЛИГИОЗНЫЙ И ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь
Основан в середине XVII века. Представляет собой комплекс монастырских зданий, слитых в единый архитектурный ансамбль. В монастыре находится Чудотворная икона Трубчевской Божьей Матери, написанной в 1765 году в г.Трубчевске монахом Евфимием Орловской епархии.
Сканова Пещерный мужской монастырь Антония и Феодосия Печерских
Пещерный подземный комплекс (XIII в.). Протяженность исследованных пещер около 700 метров. С 2008 года действует мужской монастырь.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Колокольня построена в 1755 г., в 1762 г. сам собор. Освящен в 1765 г. Имеются росписи 18 - 19 вв. В 1870 г. здесь был крещен русский писатель А.И.Куприн, пел отроком русский композитор духовной музыки А.А.Архангельский.
Святые источники:
Святого Иоанна Крестителя
(в народе называется «Паник - родник»).
В 9 км от Наровчата, по дороге Наровчат - Сканово - Новые Пичуры. Состоит из двух источников, в лесу. По преданию в 1768 году здесь явилась икона Иоанна Предтечи, и с тех пор источник стал святым. Вода выходит из-под земли, и через несколько метров снова уходит. Является местом паломничества со всей страны, особенно в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля).
Преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев
Находится у подножия подземного пещерного комплекса. Упоминается в 1877 году: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная церковь».
Свт. Николая Чудотворца (в народе Николин родник)
Недалеко от с. Малая Кавендра, 6 км от Наровчата, по дороге Наровчат -Сканово - Малая Кавендра. Оборудованы две купальни. Вода обладает лечебными свойствами
.


В заключение помещаю более детальный фотоматериал нового скульптурного ансамбля в Наровчате.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 25 янв 2017, 12:35

Вот Наровчат! За что, кажется, можно полюбить этот плоский и пыльный городок?
Для того, чтобы проникнуть в тайну этой любви, нужно пожить в нем, и тогда, возможно, и вам, приезжему человеку, приглядится и полюбится этот городок. Тогда исподволь начнет оживать скрытая в нем поэзия молчаливых полей, что простираются вокруг, поэзия закатов, мутных от пыли, поднятой стадами, резных наличников с облупившейся краской, могучих вязов со внезапно возникающим шумом тяжелой листвы, фикусов, выставленных под теплый дождь, веснушчатых детей и сухих вечеров, когда зарницы полыхают за оврагами, за полями и от них доходит запах прибитой дождем дорожной пыли.
Все эти разнообразные черты, где бы мы с ними ни встречались, одинаково близки и понятны нам, и из них-то и разрастается любовь к своей земле. Константин Георгиевич Паустовский

Хроника культурной жизни Наровчата показывает, что жизнь в небольших городках течёт своим чередом, и политические страсти, замешанные на уголовщине, не изменяют вектор жизни. Если пришло время открывать сельские библиотеки, так их откроют, хоть до 1917года, хоть после. А сельский театр для меня вообще загадка. Цензура в газетных публикациях была на низком уровне, писали просто, без витиеватости. Историю мы изучаем как-то однобоко, опираясь на яркие исторические события, а в провинции это - как пожар. Поглазели, погоревали, поплакали о сгоревшем добре - и опять живут, предаваясь мелким житейским страстям, работе, надежде на лучшие времена и мечтам.
Изображение

Я предлагаю кусочек хроники из книги А.Г. Сохрякова, в которой много интересных фактов жизни наровчатцев в первой половине 20 века, типичных для всей провинции. https://yadi.sk/i/QKbvrR-33Ao7tR

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 20 июн 2018, 18:59

В начале темы говорили о музее Буртас, подробнее см.http://covput11.narod.ru/


Изображение

Скоропостижная смерть Виктора Васильевича Паршуткина поставила судьбу уникального музея на грань существования. Подробнее см.https://www.pravda-news.ru/news/spetsproekty/v-penzenskoy-oblasti-sestra-spasaet-muzey-umershego-brata-/
Жаль ушёл из жизни хороший человек. По природе своей он был исследователем, поисковиком.
В видео, снятое на НТВ в серии "Таинственная Россия", Виктор Васильевич для нас остался вечным следопытом.
https://yadi.sk/i/juq0aR1c3Ye5W7

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 22 июн 2018, 19:14

Памяти художника-живописца П.С. Аниськина. Фильм «Очарованный родной землёй».


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1604
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей-заповедник Наровчатского района

Сообщение expedA » 25 окт 2019, 20:32

Добрый вечер! Благодаря блогу Николая Подосокорского https://philologist.livejournal.com/, в этом месяце я открыл для себя прекрасного публициста Валерию Ильиничну Новодворскую (1950-2014). Когда читаешь её работы, возникает чувство сожаления о том, что она ввязалась в эту политику и сгорела. Все её политические реплики в статьях уже не задевают, фильтруются автоматически. Вот и Куприн для меня стал ближе.
Публикация из трёхтомника: В.И.Новодворская. Избранное. т.3
Изображение

УНИВЕРСИТЕТЫ ПОДПОРУЧИКА КУПРИНА


В эпоху модернистов, символистов, акмеистов, футуристов Куприн не стеснялся быть реалистом, но в драгоценную раму его рассказов и повестей заключены не пейзажи и не жанровые сценки, не портреты, а сама жизнь. Кажется, в его страницы можно войти, как вошла в свое зеркало Алиса. Только Кэрролл писал о странном, а Куприн — о повседневном. И это повседневное нравилось ему. Вот уж кем не был Куприн, так это интеллигентом. Хотя по образу мыслей (неприязнь к власти и уважение к мятежникам и революционерам), по среде обитания (после 1900 г.), по костюму и занятиям (опять-таки после 1900-го) к ним принадлежал. Но — никакой тоски, никакого презрения к жизни, никакого пепла в глазах. Как его «авеша» (то есть воплощение в художественном образе героя), пьяница, но лирик и идеалист офицер Назанский из «Поединка», он цепко и страстно любил всякую жизнь. И пожил много и пестро, и отнюдь не в кабинете за письменным столом.
Пожалуй, только Горький хлебнул больше из пенной, хмельной кружки реальности. «Университеты» Куприна отличались от горьковских и гриновских разве что тем, что он не был босяком, не бродяжничал. А так чего только не было! Куприн служил в армии, причем вошел не только в быт своего офицерского сословия (бедных «армеутов» ниже штабс-капитанского чина), но и влез в шкуру солдата — и в «Поединке», и в «Ночной смене», и в «Дознании», и в «Походе», и даже в «Юнкерах». Он профессионально ловил рыбу с солеными греками, браконьерствовал, грузил арбузы, был репортером, рабочим на металлургическом заводе, репетитором, провинциальным актером из «маленьких», охотился, подрабатывал псаломщиком, пытался лечить и учить крестьян, играл в карты. И такова сила его пера, что мы готовы поверить даже в то, что он крал лошадей, был японским шпионом, сутенером, лакеем, художником, растратчиком казенных денег, евреем из местечка, мелким чиновником и циркачом.

А когда он пишет о древнем мире, о царе Соломоне, царице Савской и возлюбленной царя Суламифи, то кажется, что он сидел где-то рядом в винограднике, а с царем Соломоном просто дружил. Есть у Куприна ряд фантастических рассказов о том, чего не было и не бывает («Жидкое солнце», «Звезда Соломона»), но они тоже предельно реалистичны, и эффект присутствия там таков, что начинаешь верить и в уничтожение Эквадора вулканом, и в древние заклятия. Рассказы Куприна хрустят на зубах, как арбуз или яблоко, пахнут конским потом, хорошими духами, клубникой, морем, смолой, хвоей, горячей сдобой и детскими пеленками. Гением Куприна не назовешь, но Мастером он был. И имел двух Маргарит официальных и множество неформальных. Этот реалист был нежным и целомудренным идеалистом, искал человечность и с фонарем, и со свечой, и при дневном свете, был чисто русским типом со своей широтой, добротой и удалью, типом, вымершим и умерщвленным в советском гадюшнике, и, конечно, обольщался революционными идеями, мало что в них понимая, кроме романтики.
Как ему, с такой жадной до истины, доброй и простой душой (и без особого книжного образования), было не вляпаться в главное заблуждение XX века — в народническую, инсургентскую Утопию? Александр Иванович Куприн был из мелкопоместных, обедневших дворян, а они умеют радоваться жизни, «выходить в люди» и склонны спасать человечество, как вообще все русские дворяне, начиная с Радищева и очень не бедных декабристов. Родился писатель 7 сентября 1870 года в городке Наровчат Пензенской губернии.
Изображение

Городок был самый унылый, безводный, знаменитый разве что своими решетами и бочками. Семья была самой прозаической: отец служил мелким уездным письмоводителем. Скупая, пошлая жизнь. Уж конечно, быт мелкой чиновничьей сошки с ее постоянной нуждой и ничтожными радостями («Святая ложь», герой «Звезды Соломона» Цвет, «Исполины») был списан с уклада собственной семьи, но выдумщик Куприн нашел прелесть и в этой жалкой провинции. Одна только мистическая, ритуальная ловля раков чего стоит! (Из рассказа «На реке».) «Раковецкий», «Рачитель», «Раковский» — так и хочется бежать ловить ночью раков. И жил в тех тихих краях в XVII веке страшный разбойник Булавин, заточенный Богом в подземелье до Страшного суда, а в воробьиную ночь бродящий по лесам с дубиной из цельной сосны... Кажется, сам Куприн поверил в мифический визит в Наровчат императора Александра I. И мы верим вместе с ним: уж очень достоверно.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Мать рано овдовела, осталась без средств и жила так, как пишет Куприн в рассказе «Река жизни»: приживалкой, «салопницей», в унижениях, из милости. И ребенок вдоволь нахлебался этих унижений. Отсюда и «левый уклон». Куприн не озлобился, однако приобрел нежную, глубокую, избыточную почти человечность. Потом мать писателя пристроилась в казенный вдовий дом (в Москве на Кудринской площади), что давало ей кусок хлеба (и даже севрюги) и кров; пожалуй, даже комфорт в определенной дозировке. Сын сначала жил при ней, потом его удалось пристроить в сиротский пансион «на всё готовое». Да, вдовы, сироты, больные и престарелые хорошо призирались «кровавым царским режимом». Заботилось государство, заботилось земство, заботились великие князья и княгини, заботились о рабочих предприниматели, много жертвовали на социалку купцы-меценаты. Как в рассказе «На покое», где просвещенный купец даже основал приют для престарелых актеров (хотя эта профессия считалась, в сущности, греховной).

Хотите знать, как жили во вдовьем доме? Вот вам рассказ «Святая ложь». Тихая, чистоплотная старость, питание, обслуживание, уход, утешение религии (своя церковь). А сиротский пансион — это «Храбрые беглецы». И Куприн — это, конечно, пылкий и храбрый фантазер Нельгин, вечно в конфликте со старыми девами — воспитательницами и влюбленный в великодушную попечительницу — княжну. Однако в этом пансионе Александр не стал ни тряпкой, ни бабой и приобрел достаточно знаний, чтобы поступить в кадетский корпус. Бесплатное обучение, питание, обмундирование, крыша над головой. И военная карьера — на 14 лет. Без денег сирота иначе не мог выбиться в люди. Никто не рассчитывал, что маленький Сашенька сделает блестящую карьеру писателя. По «Кадетам» («На переломе») выходит, что жизнь в корпусе была просто адом. «Деды» (или «старички») издевались над младшими как хотели. К тому же Куприна один раз высекли, и этого унижения и насилия над личностью он, рыцарь и настоящий мужчина, не мог забыть до старости. После корпуса юноша перешел в Александровское юнкерское училище в Москве. О нем он отзывается с восторгом, правда, уже в Париже: повесть выходила по частям, с 1928 по 1932 год.

Честь, долг, братство, роскошные балы в Екатерининском институте для барышень-дворянок, куда приглашали юнкеров... Красивый мундир, первая (и вторая) любовь, забота старших о младших («фараонах»). Уже никакой «дедовщины», никакого «цуканья». Каток, масленичные гулянья. Возможность выдвинуться и «далеко пойти» (хотя, конечно, не в гвардию, в гвардии без денег делать было нечего). Однако способный и старательный юноша мог поступить в Академию Генерального штаба — а это была уже карьера — и приобщиться к «высшему свету», даже увидеть царя можно было для бедного провинциала только через этот военный и патриотический искус. Чистые, храбрые мальчики, боготворившие императора (тогда как раз Александра III). «За веру, царя и Отечество!» — для них это было интимно, искренне и сокровенно. «Жизнь — Родине, честь — никому». Убожество кадетского корпуса, деградация и пьянство провинциального гарнизона — и между двумя каторгами эта роскошь, этот изыск — юнкерское училище, иллюзии, надежды... Сакральный холод присяги, горячее желание умереть за Россию на поле битвы. И реальная смерть этих верных присяге детей, которые одни защищали от большевиков Москву...

Но не был приспособлен Куприн для военной жизни с ее четким регламентом и муштрой, сачковал он в корпусе, и первый рассказ написал именно там, и даже опубликовался. Это была чушь, но занятная. Поэтому вышел он из корпуса не в первых рядах и загремел подпоручиком в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в самом захолустье Подольской губернии — Проскурове и Волошске (по-нашему — Мухосранск). И здесь стало уже не до «Фиалок». Так называется самый трепетный, прекрасный, целомудренный рассказ о пробуждении юной души блудного курсанта, выпускника кадетского корпуса, сбежавшего в парк (вместо подготовки к экзаменам) и влюбившегося в деву из высшего света, встреченную в аллее... Александровское училище Куприн окончил в 1890 году. Праздник кончился, начались суровые «армеутские» будни. Они с достоверностью ночного кошмара представлены в «Поединке» (акме), «Прапорщике армейском», «Дознании», «Ночной смене», «Свадьбе». Да простит мне тень Александра Ивановича, но я думаю, что он, по своему обыкновению, увлекся и кое-что присочинил.

Если бы всё это было настолько мрачно и безотрадно, никто из офицеров службой в полку не дорожил бы, все бы разбежались в отставку. А солдаты, будь они все такие, как дебил Хлебников, в 1914 году ни одного сражения бы не выиграли. Если кто помнит «Поединок», то тонкий и интеллигентный подпоручик Ромашов пил водку, имел грязную связь с полковой мессалиной Раисой, бил баклуши, выполнял свои обязанности спустя рукава, не готовился в академию, зато много мечтал и презирал «среду», то есть армию. Но тот же Куприн, издавший в 1905 году «Поединок» (антиармейский памфлет), писал в «Юнкерах» в начале 1930-х из Парижа совсем другое и даже восхищался, какие молодцы-солдаты — бравые, храбрые и ловкие — выходят из деревенских «вахлаков».

Мясной порцией и рационом вообще (щи с убоиной) тоже восхищался, да и солдатский обед в «Свадьбе» нареканий не вызывает: и мы бы с вами покушали из ротного котла. Валентин Катаев в своей повести «Белеет парус одинокий» писал, что у солдат оставалась пропасть черного хлеба и каши, и они раздавали всё это нищим через окно казармы (вот Гаврика Черноиваненко осчастливили). Я думаю, что непоседе и литератору Куприну армия была противопоказана, вот он на ней и выместил всё, что претерпел от муштры и субординации. Для свободного человека казарма — не лучшее место работы. Интереса к военному делу у Куприна не было. В училище не стал отличником, в Академию Генштаба провалился. Чуть с голоду в Петербурге не умер, пока свои суточные получал (рассказ «Блаженный»). Большой писатель по военной части оказался looser’oм, a looser’aм не нравится то ремесло, в котором они не преуспели. Кстати, две полуповести, еще слишком красивые и мелодраматические, но уже со сверканием незаурядного таланта, он печатает, когда еще тянет армейскую лямку. Это «Впотьмах» («Страсти-мордасти») и «Лунной ночью» (ужастик).

По-настоящему сильный рассказ появится только в 1902 году. Это «На покое», об отставных актерах, доживающих свой век в убежище от щедрот купца-театрала. Здесь уже правда, и мастерство, и горечь. А в 1904 году пойдет на нерест большая литература, пойдет косяком и останется в веках: «Белый пудель» (тяжкая судьба уличных артистов); «Мирное житие» (презрение к анонимщикам и доносчикам); «Корь» (гениальная отповедь русским националистам); «Жидовка» (восторженная ода еврейскому народу, с завистью и с восторгом, что во времена черты оседлости и 5% нормы было смело и незаурядно). Куприну 34 года. Он состоялся как всеми признанный писатель, у него завелись деньги, семья, он дружит, как равный, с Чеховым, Буниным, Горьким. Но он не в силах сидеть в петербургской квартире и общаться только с «приличным обществом» (кстати, так назывался рассказ 1904 года; ух и задал же этим ломакам и трусам, приспособленцам и лицемерам искренний и простой Куприн!). Он по-прежнему мотается по стране, ловит рыбу с греками в Балаклаве, имеет сети и свой пай на баркасе (1907-1911 гг.).

А когда он вышел из полка в 1894 году, пришлось репортерствовать, чтобы прокормиться. Но это вам не фортификация, это интересно, и из Куприна выходит довольно-таки злоязычный «журналюга». Занимался он этим преимущественно в Киеве. Отсюда нежная любовь к Малороссии: малороссийской колбасе, горилке, салу и даже «красоте и семейственности малороссийских женщин». Александра Ивановича женщины любили. Еще бы! Красивый, сильный, добрый, благородный, всегда готов помочь. Что-то вроде пастора. Репортер Платонов из «Ямы» (эпос публичного дома) — это же автопортрет. Но не был Куприн ни гулякой, ни бабником, хотя с ним дружили и проститутки, хотел он семьи, тихого, скромного и теплого уюта. И в 1901 году женится он на Машеньке, Давыдовой Марии Карловне, которая моложе его на 11 лет и отчасти немка: очень аккуратная и организованная.

В 1903 году рождается дочь Лидия, но Машенька, методичная Машенька, не могла примириться с тем, что ее муж, признанный литератор, которого одобрил и читал сам граф Толстой, не сидит в кабинете, а продолжает проходить свои «университеты» по всей стране: грузит арбузы, бывает в публичных домах, знается с рыбаками, извозчиками, нищими, матросами. Ее волновало, с кем ее муж проводит дни (и особенно ночи). Волновалась она зря. Куприн не был циником. Его нежное, возвышенное, трепетное отношение к любви было сродни подходу к этому делу средневековых паладинов. Потому он и боролся пером против проституции. Но чтил в проститутке личность и женщину и считал ее способной испытать чистую любовь. Куприн был просто сказочно хорошим человеком. Но Мария его не оценила. Зато оценила Елизавета Морицовна Гейнрих (тоже немка, но Гретхен). Оценила она его в 1907 году, но Мария решила сделать бяку и развод не давала до 1909 года. Гретхен ждала венчания два года, а это высшее доказательство преданности и любви. Она прошла вместе с Куприным до конца его нелегкий путь, она родила ему двух дочерей: Ксению в 1908 году (она доживет до наших дней, то есть до 1960-х, и станет биографом отца) и Зиночку в 1909 году (крошка умрет в 1912-м).

Куприн, кстати, не был народником: народ он знал, умел находить общий язык, понимал его загадочную славянскую душу, любил, боялся и потому не обожествлял. Что до любви, то здесь они с Буниным и Тургеневым составляют прелестное трио идеалистов и мистиков на фоне циников Толстого, Чехова и Достоевского, которые слишком пристально посмотрели на предмет и во всем разуверились. Вклад Куприна — это, конечно, «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Ну еще и Грина можно к ним в компанию, но это уже за пределами земной реальности. Куприн был снисходителен и сострадателен к обычным, живым людям, не ставя их на ходули. Он прощал, отличаясь этим от мизантропов Чехова и Достоевского, которые обывателей остро и тонко ненавидели вместе с обыденностью, ведя против жизни настоящую войну. А Куприн понимал и околоточного надзирателя, полицейского, коего ненавидели все интеллигенты. Доказательство — в рассказе «Путешественники». Он понимал революционерок («Гусеница», «Морская болезнь»), шулеров («Ученик»), босяков, конокрадов, проституток, чиновников мелкой руки, аристократов и офицеров, солдат и детей.

В сущности, психолог и землепроходец Куприн был нашим российским Артуром Хейли — романистом на темы о профессиях и профессионалах. Сравните. «Отель», «Окончательный диагноз», «Аэропорт», «Деньги». Но далеко Хейли до Куприна. Один быт и человеческие отношения, ремёсла и нравы. Нет идей, нет идеала. Поэтому Куприн — классик из Храма, а Хейли — автор с книжного лотка. Хотя на Западе Куприн если и котировался, то в 1905—1907 годах, когда интересна была Россия, сначала вляпавшаяся в Русско-японскую войну и проигравшая ее, а потом устроившая «бессмысленный и беспощадный бунт» пополам со всеобщей политической стачкой. Баррикады, индивидуальный террор, боевики, виселицы и расстрелы, а потом вдруг почти парламент и свободы с правами. Куприн вошел в моду, его «Поединок» стал яичком к Христову дню. Писатель попал даже под гласный надзор полиции, и его заставили в 24 часа уехать из Балаклавы, где он мирно ловил кефаль.

Куприн не полез далеко в революцию, не стал воспевать террористов, баррикады и адские машины, как Леонид Андреев или Грин. У него хватило вкуса. Он еще понимал народников и «книжных» социалистов («Морская болезнь»). Он был снисходителен к женщинам («Гусеница»), восхищаясь самоотверженностью и жертвенностью «товарища Тони», справедливо полагая, что все эти Геси Гельфман, Софьи Перовские, Маруси Спиридоновы и сестры Фигнер не ведали, что творили, готовы были отдать жизнь (и отдавали), любили правду и народ, а действовали так безумно, потому что были дуры. А с мужиков другой спрос, мужики соображать должны. Милая дура-идеалистка — это красиво, а мужик-дурак с бомбой — это стихийное бедствие. Пусть простят Куприну феминистки (тоже дуры). Куприн пожалел матросов, сгоревших на «Очакове», но Шмидта не воспевал. Куприн ненавидел ретроградов и подлецов, холуев и тиранов («Исполины», «Царский писарь»), и это правильно.

Его кредо из шестого тома зеленого собрания сочинений — это «всегда быть на стороне меньшинства». Близоруко, но благородно. Куприн жил и умер дворянином, у него была честь. Современники забыли Куприна, нынче он опять на периферии, как после 1907 года. А зря. Он дал такую затрещину квасному патриотизму, поняв и оправдав японского шпиона («Штабс-капитан Рыбников») и защитив сепаратистов всех сортов, от поляков до чеченцев («Бред»)! Он еще в 1910 году понял всё про народ и предсказал красный террор, ГУЛАГ, ВЧК, уничтожение образованных и имущих классов общества («Попрыгунья-стрекоза»). «Вот стоим мы, малая кучка интеллигентов, лицом к лицу с неисчислимым, самым загадочным, великим и угнетенным народом на свете. Что связывает нас с ним? Ничто. Ни язык, ни вера, ни труд, ни искусство. <...> В страшный день ответа что мы скажем этому ребенку и зверю, мудрецу и животному, этому многомиллионному великану? Ничего. Скажем с тоской: "Я всё пела“. И он ответит нам с коварной мужицкой улыбкой: 'Так поди же попляши“. <...> Только один бог знает судьбы русского народа... Ну что ж, если нужно будет, попляшем!».

Февраль внушил Куприну великие надежды, но он был мудр, ничего не написал, потому что предвидел конец. Конец пришел скоро: Куприна арестовали и потащили в военно-революционный трибунал за какой-то памфлет, где усмотрели теплые чувства к брату царя Михаилу Александровичу. Сидел три дня. Понял всё. Его выпустили: помог «Поединок», помогли Горький и Луначарский. С Горьким он потом все равно порвет. Печататься было негде. Не было уже журналов «Серый волк», «Весь мир», «Новый мир», «Мир Божий», «Современный мир». Не было газет «Утро России», «Речь», «Русь». Не было альманахов «Шиповник» и «Земля». Куприн знал жизнь. Он замаскировался, наговорил кучу ерунды на могиле Володарского и бежал за границу вместе с женой и дочерью Ксенией.

В Париже обнаружил вдруг, что французы — рационалисты. Этот пылкий и непрактичный романтик не прижился во Франции. Бедствовал, тосковал, писал не о политике — о прошлом или о французах и коллегах-эмигрантах («Жанета. Принцесса четырех улиц», «Гемма»). К нему подъехали посредники, звали в СССР, обещали черт знает что. (Как Бунину. Но Мережковского даже не звали, они с Гиппиус считались неисправимыми врагами.) Страшно хотелось умереть на родине. Пожить там хоть чуточку. Но Куприн всё знал — в отличие от Цветаевой. Вот смотрите, не замеченное советской цензурой 1957 года, вошедшее в шеститомник (уровень «Архипелага»): цикл «Мыс Гурон», глава «Сильные люди». История продольных пильщиков, работяг, умелых русских крестьян, «зашибавших» по три рубля в день. В 1929 году Куприн пишет, что их «давно вывели из быта в расход. Еще бы! Маленькие буржуи! Кулаки!».

Это был блеф, но Куприн умел играть в карты. Он обыграл большевиков, он их «развел». Дочь Ксению оставили в Париже, ею рисковать не стали. Она вернется в 1957 году. А Куприн с женой возвратились, но власть мало что с них поимела. Кормила, дала дачу в Голицыне, запустила пару фильмов «по мотивам», издала еще раз. А Куприн не написал ничего, кроме короткого рассказа «Москва родная». И — ни слова о Сталине, о строе, о политике. Восхищался детскими садами, парками, любовью к Пушкину, молодыми офицерами. Плакал и давал автографы. Они вернулись весной 1937-го, а 25 августа 1938 года Куприн уже умер. Конечно, это не геройский путь Бунина и Мережковских—Гиппиус. Но и не предательство. С него поимели меньше, чем с Пастернака. Есть у Куприна рассказ «Сны» 1905 года. О том, что он сидит перед камерой пыток или перед дверью в ад, слышит крики, видит огонь. Дверь открывается, и тогда входит покорно очередной. И вот очередь Куприна, но он просыпается. Вернуться — это была азартная, рискованная игра. Но писатель выиграл. Двадцать пятого августа 1938 года он вовремя проснулся.

Изображение

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0