Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Цель нашего визита удалась! Благодаря военнослужащим 52 отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных сил Республики Беларусь и поискового отряда"Броня" г.Саранск.Удалось установить судьбу солдата жителя с .Ежовка,.Ковылкинского района РМ,до сегодняшнего времени числившегося пропавшим без вести.Дорофеев Василий Панфилович 1912 г.р.Дата и место призыва 15.01.1940 Ковылкинский РВК, Мордовская АССР
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.07.1941.Были установлены обстоятельства гибели,место захоронения солдата.Был осуществлен выезд в с.Ежовка с целью сбора данных о солдате.Извещены родственники которые проживают в другом районе Мордовии.К сожалению этой вести не дождалась жена солдата,которая долгое время искала мужа,но ответ был всегда один"Пропал без вести,о дальнейшей судьбе сведений нет".Жена Тремаскина Евдокия Антоновна (1904, с. Ежовка ныне Ковылкинского р-на РМ, член ВЦИК СССР (1931-35). Мордовка (мокша). Родилась в крестьянской семье. В 1929-35 работала дояркой в колхозе «Валда ян» («Светлый путь»). Делегат 15-го Всероссийского и 6-го Всесоюзного съездов Советов (1931).На фото она вместе с Калининым и Ворошиловым,тогда одними из высших руководителей СССР.Благодаря ей в местный колхоз была поставлена техника с целью облегчения ручного труда.Так же разыскиваем родственников солдат.1)Котов Николай Васильевич,род 1925 году в с.Троицк.Погиб в бою в феврале 1945 года.2) Внучков Петр Дмитриевич 1907 г.р, деревня Кирпичевка, Ковылкинского района.Погиб в бою в урочище Васильки, Зубцовский район,Тверской области.
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.07.1941.Были установлены обстоятельства гибели,место захоронения солдата.Был осуществлен выезд в с.Ежовка с целью сбора данных о солдате.Извещены родственники которые проживают в другом районе Мордовии.К сожалению этой вести не дождалась жена солдата,которая долгое время искала мужа,но ответ был всегда один"Пропал без вести,о дальнейшей судьбе сведений нет".Жена Тремаскина Евдокия Антоновна (1904, с. Ежовка ныне Ковылкинского р-на РМ, член ВЦИК СССР (1931-35). Мордовка (мокша). Родилась в крестьянской семье. В 1929-35 работала дояркой в колхозе «Валда ян» («Светлый путь»). Делегат 15-го Всероссийского и 6-го Всесоюзного съездов Советов (1931).На фото она вместе с Калининым и Ворошиловым,тогда одними из высших руководителей СССР.Благодаря ей в местный колхоз была поставлена техника с целью облегчения ручного труда.Так же разыскиваем родственников солдат.1)Котов Николай Васильевич,род 1925 году в с.Троицк.Погиб в бою в феврале 1945 года.2) Внучков Петр Дмитриевич 1907 г.р, деревня Кирпичевка, Ковылкинского района.Погиб в бою в урочище Васильки, Зубцовский район,Тверской области.
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Привет, Александр. Вопрос. Обычай приносить куклу на могилу где-нибудь описан учёными -этнографами ?
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. Казань:
Тип. Казан. ун-та, 1895. У мордвы, как и у марийцев, ритуальный заместитель тоже мог
общаться с присутствующими (давать наставления, рассказывать, как благополучно живут на том свете их умершие родственники). У мокши человек, изображающий покойного, назывался вастозай (‘сидящий на [особом] месте’), у эрзи — эземозай (‘сидящий на скамье’) [Народы Поволжья и Приуралья
2000: 395]. После трапезы его спрашивали, в чем он нуждается;
если заместитель отвечал, что ему нужен «лес», разыгрывалась
ритуальная сценка, требовавшая определенного актерского
мастерства. Заместителя усаживали на стул, давали большой
нож и несли на гумно, где он изображал, как рубит дерево
(предварительно в землю втыкалась небольшая ветка, которую
потом забирали в избу) [Смирнов 1895: 177–178]. Провожая
умершего, ритуального заместителя выносили на перине и везли на кладбище; там его усаживали на могилу, раскладывали
еду и совершали последнюю совместную трапезу. Этнограф
И.Н. Смирнов указывает, что мордовский поминальный обряд
с ритуальным заместителем сильно разнился на различных
территориях: иногда умершего изображал старик (или старуха): лежа на лавке, он выслушивал причитания родных, давал
им наставления; в некоторых случаях душу покойного символизировала кукла, на которую надевали его одежду [Смирнов
1895: 180–181]
Тип. Казан. ун-та, 1895. У мордвы, как и у марийцев, ритуальный заместитель тоже мог
общаться с присутствующими (давать наставления, рассказывать, как благополучно живут на том свете их умершие родственники). У мокши человек, изображающий покойного, назывался вастозай (‘сидящий на [особом] месте’), у эрзи — эземозай (‘сидящий на скамье’) [Народы Поволжья и Приуралья
2000: 395]. После трапезы его спрашивали, в чем он нуждается;
если заместитель отвечал, что ему нужен «лес», разыгрывалась
ритуальная сценка, требовавшая определенного актерского
мастерства. Заместителя усаживали на стул, давали большой
нож и несли на гумно, где он изображал, как рубит дерево
(предварительно в землю втыкалась небольшая ветка, которую
потом забирали в избу) [Смирнов 1895: 177–178]. Провожая
умершего, ритуального заместителя выносили на перине и везли на кладбище; там его усаживали на могилу, раскладывали
еду и совершали последнюю совместную трапезу. Этнограф
И.Н. Смирнов указывает, что мордовский поминальный обряд
с ритуальным заместителем сильно разнился на различных
территориях: иногда умершего изображал старик (или старуха): лежа на лавке, он выслушивал причитания родных, давал
им наставления; в некоторых случаях душу покойного символизировала кукла, на которую надевали его одежду [Смирнов
1895: 180–181]
Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области
Спасибо. Очень интересно. Знали в прошлом, как общаться с иным миром, и гармонии в жизни было больше
Вернуться в Этнографические заметки
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0