Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 05 фев 2019, 14:44

Собралась подборка старых фотографий,буду выкладывать. Село Волгапино,раньше это был Краснослободский уезд,Пензенской губернии.
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 11 фев 2019, 19:46

Интересный головной убор у мокшанки. 8-)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 22 мар 2019, 09:52

Посмотрим, что есть в наших музеях. :ugeek:
Сообщение от 30 01 2019 г. Пензенский областной краеведческий музей
Праздничный костюм женщины-мокшанки (конец XIX в., Наровчатский уезд Пензенской губернии)

Изображение

Изображение

Изображение

Сообщение от 25.01.2019 г. Мордовский краеведческий музей им. И.Д.Воронина

Костюм мордвы-мокши
.
В рамках партнерского проекта #ИстокиРожденныенаВолге «Этнопалитра Поволжья» мы поговорим о костюме представителей финно-угорского этноса – мордвы.
Изображение

Мордовский этнос, живущий на территории Республики Мордовия, включает в себя два субэтноса: мокшу и эрзю, а также этнографическую группу эрзи – шокшу. Самобытность традиционного мордовского костюма наиболее наглядно выражена в женской одежде, которая делилась на будничную и праздничную, а также по возрастному принципу. Самый роскошный костюм девушка готовила себе для свадьбы и носила в первый год после замужества. Основа и мокшанского, и эрзянского костюма – рубаха «панар» из конопляного холста, ворот которой скреплен нагрудной застежкой «сюлгамо», «сюлгам», а главное украшение рубахи – вышивка.

И сегодня ведем речь о костюме мордвы-мокши.

Мокшанки по праздникам надевали несколько рубах, поддернутых до середины колена так, чтобы была видна вышивка: ажурная, с обязательным черным контуром.

Головной убор – «златной», украшен золотным шитьем, вышивкой, бисером.

Самобытное украшение – «горожонь крганя»: грудь закрывает бисерное ожерелье, на спину спускаются длинные лопасти из раковин каури, металлических пуговиц, бисерной бахромы.

На поясе – парные подвески «цёкт» с раковинами каури и красными шерстяными кистями, и красиво повязанный кушак.

Кожаные сапоги со сборами «кемьть» изготовлялись на заказ как праздничные. Колени закрыты вязаными наколенниками «цюлкат».

Близкое соседство с тюркоязычными татарами-мишарями оказало влияние на женский костюм мокши. Это обилие шумящих украшений из монет, жетонов, бубенцов, цепочек в нагрудных украшениях «тифкс» и «сюлгам», и штаны «понкст», схожие по крою с татарскими, и распространенное в нескольких районах края дополнение к традиционной рубахе – жилет.


Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 22 мар 2019, 09:54

Мордовский краеведческий музей им. И.Д.Воронина

Сообщение от 15.03.2019 г.
В рамках проекта "Истоки Рожденные на Волге" рассказ о головных уборах невест и молодых женщин, следует обратить внимание на «златной» мордвы-мокши. В зависимости от района бытования, он имел несколько разновидностей, но отличительной особенностью его была полоса золотого шитья, нашитая на лобную часть.
В селах Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянский район РМ) «златной» был в форме тиары: высокий, из черного бархата и шелка, с декором из шелковых лент, подшитый ситцем, с широким очельем «златной-коня». Особый шик придавали ему павлиньи перья и длинное – ниже пояса, – наспинное украшение «пулоцёк» из раковин каури «кумбрят», бубенцов, шелковых нитей и лент. Разумеется, такой убор требовал каркаса: носили его с волосником, в который была вставлена дощечка.
В Темниковском уезде Тамбовской губернии (ныне Темниковский район РМ) златной имел сходство с «бабань панга», но главным украшением его была не вышивка, а блестящее золотое очелье. К тыльной части крепилась широкая лопасть из раковин каури, бусин и бисера.
Стоимость «златного» была достаточно высока, так как большая часть материалов была покупной. Девушки готовили его к своей свадьбе, носили постоянно какое-то время после замужества, а затем надевали по праздникам. После 40 – 45 лет «златной» сменяли головные уборы следующей возрастной категории: «сороки» и «панги».

Изображение
Изображение
Изображение


Изображение
Изображение
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 13 апр 2019, 17:28

Изображение

Изображение


Фото 1985 года из этноэкспедиции. Место - Ковылкинский район, село Старое Пшенево. Бывшая Пензенская губерния.(Mordva ANSV, Kovõlkino raj., Staroje Pshenevo k. J. Karm, 1985. ).Возможно место религиозного значения, как языческого так и христианского. Мордва-Мокша.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 09 июн 2019, 13:22

Реконструкция древнего Мокшанского моления ОЗКСА о сенокосе луга лангса васедемат.Мордовия,Темниковкий район.с.Лесное Цыбаево.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 09 июн 2019, 22:06

Молодцы 8-)

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2800
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение expedA » 22 июн 2019, 20:07

Изображение


Сообщение от 16 мая 2019 года https://vk.com/album-97220602_263068940 Фотохронолог Вк
Мордва (мокша) Пензенской области (Чембарский уезд, Пензенская губ.) / Мордовская экспедиция АН СССР/ 1927 // Хозяйство и материальная культура


После окончательного вхождения края в состав русского многонационального государства были созданы условия для более интенсивного развития хозяйственной деятельности. Например, ускорился процесс перехода к сплошной трехпольной системе земледелия. Однако последующая политика российского правительства практически парализовала дальнейшее развитие крестьянских хозяйств. На протяжении столетий система земледелия и орудия труда мало изменялись. По мере развития во второй половине XIX века капиталистических отношений крестьяне всех национальностей края втягивались в товарноденежные отношения, среди них росло имущественное расслоение. После крестьянских реформ 1861 и 1866 годов развитие буржуазных отношений проявилось во всех сферах крестьянского хозяйства. Однако земледелие продолжает играть ведущую роль. Потребность крестьян увеличить товарность хозяйства путем расширения запашки, приводила к стремлению улучшить пахотные орудия. Совершенствуя постепенно свои сохи, они создали косулю – орудие, имевшее корпус сохи, но более крупный лемех, плужный отрез (нож, резец) и отвал. Название косуля произошло от слова «косой», которым русский народ обозначает все то, что не имеет симметрии, а у косули лемех и отвал расположены на правой стороне. Железные заводские плуги в Пензенском крае появляются только в начале XX века. Совершенствуются и бороны, в это время стали применяться бороны на деревянной основе с железными зубьями. Целая железная борона в то время была большой редкостью. Сеяли зерновые вручную, семена брали из плетенного или лубяного лукошка. Сеял всегда старший человек в семье, равномерно разбрасывая семена по пашне. Урожай убирался серпами. Только в том случае, если он был плохой, его косили. Сжатые колосья связывали в снопы. На некоторое время их оставляли в поле, а затем урожай везли на гумно, где его складывали в скирды и так хранили до обмолота. В скирдах хлеб мог сохраняться в течение нескольких лет. Обмолот производился поздней осенью или зимой. Но до обмолота снопы сушили в хлебосушильнях. Они были трех типов: шиш, овин и рига. Наиболее древним и примитивным был шиш. В старину они бытовали повсеместно. В начале XIX века бытование шишей стало не устойчивым. К ним прибегали временно из-за их дешевизны. Сооружение шиша не требовало больших затрат, потому что его мог построить каждый крестьянин. Для этого надо было вырыть большую яму и в ней сложить небольшую печурку. Вокруг ямы ставились жерди и связывались наверху. Со стороны такая хлебосушильня напоминала жилище кочевых народов севера – чум. Для того чтобы просушить снопы их прислоняли к жердям и начинали топить печь. Дым и жар идущие вверх сушили зерно. Большим их недостатком было то, что они очень часто горели. Поэтому крестьяне старались при первой же возможности заменить шиш более совершенной хлебосушильней. Второй тип – срубный овин. Это двухъярусное сооружение. В первом ярусе, который находился в яме, помещался источник тепла, второй (наземный) служил для сушки снопов. Обычно на дне ямы ставили кирпичные или глинобитные печи без трубы. Печи в овинах топили соломой или дровами. Они были огнеопасными, топить их надо было очень осторожно, поэтому обычно данное дело поручали старикам. Пламя должно быть ровным, невысоким, чтобы зерно и солома не прокоптились. Топили овин и сушили хлеб ночью, а утром молотили. Овин, как правило, строили на коллективных началах. Обычно несколько семей имело один общий овин. Для мордвина он был священным, поэтому его охраняло божество Авнява. Жила она в погребе, которым отапливался овин, но людям на глаза никогда не показывалась. Крестьянин пытался задобрить Авняву, устраивая в её честь жертвоприношения перед началом молотьбы, чтобы урожай не сгорел во время сушки, и в четверг после Пасхи, в благодарность за удачное завершение молотьбы. Авняве обязательно жертвовали красного петуха, учитывая её тесную связь с огнем. Кроме того, на ток приносили пуре и другую еду. Голову и кости жертвенной птицы бросали в овинный погреб, туда же выливали первую кружку пуре. Остальное выпивали и съедали сами жертвующие. На крышу овина поднимали один обмолоченный сноп, а в овине оставался необмолоченный.

Однако с конца XIX века овины стали вытесняться ригами. Это было обусловлено большей простотой и дешевизной их устройства и пожарной безопасностью риг по сравнению с овинами. Принципиальное их отличие состоит в том, что в риге печь и колосники находятся в одном помещении. Рига представляла собой однокамерную сушильню без ямы, а в овине делалась яма. В большинстве случаев это был квадратный сруб высотой около 4 метров с двухскатной крышей. В одной из стен риги имелось большое окно для подачи снопов, в той же или противоположной стене прорубалась дверь. Печь ставили на земле ближе к одной из наружных стен, но не вплотную к ней. Хлеб молотили на току, который представлял собой очищенную от травы, хорошо утрамбованную ровную площадку, где раскладывали снопы. Молотили зерно цепами 4 – 6 человек. Они становились друг против друга и равномерно били по снопам. Трудно было крестьянской семье пережить зиму без проса. Это неприхотливое растение в наших климатических условиях всегда давало стабильный урожай. Просо – любимое растение богини Анге Патяй, поэтому и употребляли его на всех празднованиях в её честь. Анге Патяй любит просо за то, что оно дает много семян и растет на благо человеку. Заболевшему ребенку варили просяную (пшенную) кашу на овечьем молоке и верили, что это поможет ему выздороветь. Пшенной кашей кормили молодых на свадебном пиру, осыпали пшеном после венчания, что бы их союз был крепким и дал большое потомство. На Новый год колядующих тоже осыпали пшеном, чтобы каждому этот год принес столько счастья, сколько зерен на него упало.

Сельскохозяйственные машины были в селе чрезвычайной редкостью. Примитивная сельскохозяйственная техника, отсутствие удобрений приводили к тому, что урожаи были очень низкими. В начале XX века урожай в среднем составлял сорок пудов зерновых с десятины (1 га и 1197, 44 кв. м). Огородничество у мордвы получает широкое распространение в конце XIX века. В большинстве крестьянских хозяйств овощи выращивали только для личного пользования. Однако со второй половины XIX века некоторые села начинают специализироваться на выращивании отдельных сортов овощей.

Сельскохозяйственные машины были в селе чрезвычайной редкостью. Примитивная сельскохозяйственная техника, отсутствие удобрений приводили к тому, что урожаи были очень низкими. В начале XX века урожай в среднем составлял сорок пудов зерновых с десятины (1 га и 1197, 44 кв. м). Огородничество у мордвы получает широкое распространение в конце XIX века. В большинстве крестьянских хозяйств овощи выращивали только для личного пользования. Однако со второй половины XIX века некоторые села начинают специализироваться на выращивании отдельных сортов овощей.

Боги тоже любили это животное и радовались, когда им жертвовали лошадей. В весенний праздник жертвоприношения божествам воды морду лошади обмазывали медом и солью, гриву украшали лентами, ноги обвязывали веревками, к шее привязывали два мельничных колеса и топили, чтобы умилостивить богов. Редкий праздник обходился без лошадей. После Петрова дня на веселый праздник «Пуре девушек» парни приводили самых горячих коней. Смелые девушки с кнутом в руках прыгали в седло и мчались по деревне. Быстрый конь, подгоняемый звоном праздничного головного убора девушки, скакал во всю мощь, и редко какой наезднице удавалось удержаться в седле1. Молочное скотоводство являлось самой древней отраслью хозяйства. Поэтому почти в каждом крестьянском хозяйстве имелась и корова, так как в рационе питания молочные продукты занимали очень важное место. Она также почиталась людьми. Любой хозяин при покупке долго выбирал корову и вспоминал при этом народные приметы: «На лбу у коровы большая ямка – корова молочная», «Черная корова всегда молочная», «Сколько колец на рогах у коровы – столько раз она отелилась». Корову не забивали на мясо. Её продавали даже в случае болезни или старости, только для общественных праздников и жертвоприношений – на Петров день и на Троицу – делали исключение. Овец разводили не много. Только в зажиточных хозяйствах их насчитывалось два-три десятка. Обычно их держали для того, чтобы обеспечить семью шерстью, так как вся теплая одежда изготовлялась из шерстяных и суконных тканей домашнего производства. В отличие от современности, в конце XIX – начале XX века свиноводство было развито слабо. Свиней разводили очень мало и в основном малопродуктивную длиннощетинную породу. Накануне Нового года мордва отмечала праздник бога свиней – Тавунсея. Он начинался с жертвоприношения этому божеству. За три дня до жертвоприношения свинью оставляли в доме и кормили под печью. За два дня до Нового года свинье заматывали шею вышитым полотенцем, с завернутыми в него березовыми ветками и, держа за концы полотенца, вели в передний угол. Там её поили водой, в которой стояли березовые ветки. Затем хозяин дома выводил её во двор, сняв предварительно все украшения. Зарезав свинью, кровь спускали в ямку. Все участники праздника усердно молились: «Бог свиней, сохрани наших свиней от волков, дай нам больше свиней». Кроме того, в старину, чтобы «очистить» и уберечь скот от нечистой силы, после весеннего сева крестьяне устраивали прогон скота сквозь «новый огонь». Из домашней птицы в это время больше всего разводили кур. Потому что яйца служили своеобразной меновой единицей. Многие товары можно было получить в обмен на яйца. Мордовские предания рассказывают, что богиня Анге Патяй относилась к курице с особой любовью. Только она подчинялась приказу богини плодоносить каждый день, чем заслужила её особое расположение. Своим кудахтаньем, которое всегда сопровождает кладку яиц, курица сообщает богине об исполнении своего долга. Считают, что курица и яйца – самая приятная жертва богине Анге Патяй. Наряду с курами было много гусей, которых разводили как на мясо, так и на пух. Развитие животноводства в нашем крае ограничивалось, во-первых, недостатком пастбищ, а во-вторых, недостатком кормов, потому что 7 – 8 месяцев в году скот содержали в стойлах. На этот период необходимо запастись большим количеством кормов.

В XIX веке, как и сейчас, скот пасли в стадах под присмотром пастухов. Раньше же скот в летнее время без всякого присмотра бродил в лесу. Чтобы его там было легче обнаружить, животным на шею привязывали колокольчики. Обычно коровы и овцы на ночь возвращались в деревню, но свиньи часто оставались и днем и ночью в лесу на все лето. Зимой скот содержался в холодных хлевах. Молодняк – телят, ягнят, поросят – приносили в избу, где они оставались до наступления теплых дней. В целом же продукты животноводства использовались для нужд собственной семьи и лишь в небольших количествах шли на продажу.

Среди крестьянских занятий и промыслов древнейшим у мордвы считается пчеловодство. В своем развитии пчеловодство прошло три основных этапа: дикое или бортевое, колодное и рамочное. Древнее бортничество мало походило на современное пчеловодство. Мед добывали от лесных диких пчел, которые жили в дуплах деревьев. Вот такие деревья и назывались бортью. Обнаружив такое дерево, человек ставил на нем знак собственности – тешкс (э.), тяштькс (м.) в русских письменных источниках они назывались «бортные знамена». И уже из этого дерева никто не мог брать мед. Большое количество мордовских «знамен» зафиксировано в писцовых книгах русского делопроизводства XVII века. Так, в «Списках с писцовых книг письма и меры Дмитрия Пушечникова да подьячего Афанасия Костяева», датированных 1624 – 1626 годами читаем: «а знамена у них в той вотчине Чиндясово (видимо речь идет о Чиндясах – авт.) вилы да четыре глаза», «дуга да пять глазов»1. Бывали случаи, когда люди делали искусственные борти. Для этого выбирали толстое дерево и на высоте пяти – шести метров в нем выдалбливали дупло. В археологических находках мордовских могильниках XI – XIV веков встречается большое количество, так называемых, бортных топоров и долот, с помощью которых и выдалбливалось дупло. С XVI века у мордвы появляются колодные ульи, которые могли устанавливаться не только на деревьях, но и на земле. Они бытовали вплоть до начала XX века. Затем стало развиваться пасечное пчеловодство. Пасеки обычно устраивались в лесах, на полях, в защищенных от ветров лощинах, пологих оврагах, балках, но обязательно вблизи от леса, луговых трав или посевов гречихи. На пасеке непременно стояло несколько длинных шестов с надетыми на них лошадиными черепами, которые должны были защищать пасеку «от сглаза». Об особом отношении мордовского народа к пчеловодству говорит обычай зажигать восковую свечу – штатол.

Рамочные ульи, которыми пользуются пчеловоды и сегодня, в Пензенском крае появляются только в конце XIX века. Продукты пчеловодства мед и воск в первую очередь употреблялись в собственном хозяйстве. Из меда делали разнообразные напитки, из воска свечи, макеты для литейных формочек и так далее. Но они также использовались при выплате государственных налогов (ясака) и в торговле, что являлось значительным подспорьем для крестьянской семьи. Видимо, поэтому мордва считает пчел самыми чистыми насекомыми. В древности их хранительницей выступала богиня Анге Патяй, так как пчелы к её радости, множились все лето. Но покровительницей пчел в языческом пантеоне богов мордвы все же считалась Нешкепирява. По преданиям она жила в самом большом улье. Людям представлялась то женщиной в блестящем золотистом одеянии, то большой трудолюбивой пчелой. В честь Нешкепирявы устраивались большие праздники с жертвоприношениями. Жертвовали обычно белого гуся, которого готовили тут же на пасеке1. Прошло время, многое изменилось. Но только летом, когда цветут травы, трудолюбивые пчелы летят за нектаром, чтобы подарить людям целебный мед.

Основная масса мордвы была причислена правительством к ясачным людям, которые по указу 1719 года включались в разряд государственных крестьян. Ясачное крестьянство было уравнено в правах с русскими государственными крестьянами. Часть мордовского населения приписывалась к монастырям, винокуренным, красильным, поташным, железноделательным и другим заводам. Как уже отмечалось выше, крепостных из мордовских крестьян было очень мало. Однако социально-правовая и экономическая политика российского правительства очень часто обосновывалась религиозными мотивами. Например, мордовские феодалы, приняв православие, вливались в господствующий класс Русского государства. Многие из них стали основателями русских дворянских фамилий. Так, от мордовского мурзы (мурза – феодальный титул нерусских народов Поволжья) Ратмана Мордвинова пошел род Мордвиновых, включенный в родословные книги Пензенской, Самарской, Тамбовской, Казанской, Тульской губерний. Кроме того, правительство проводило политику насильственной христианизации местного населения. Это вызывало с их стороны сопротивление, которое выражалось, преимущественно, в уходе с насиженных мест.

Тесный контакт с русскими приводил к естественному восприятию народами Пензенского края русской культуры. Но в условиях феодализма, при господстве натурального хозяйства, замкнутости отдельных районов и слабых экономических связях, этот процесс шел медленно. В период капитализма он ускоряется. Развитие товарных отношений в деревне способствовало образованию постоянных рынков, что укрепляло связи между отдельными регионами. Развитие промышленности вовлекло в сферу производства не только русских, но и нерусских предпринимателей. Происходило перемещение населения как внутри Пензенской губернии, так и за ее пределы. Если в предшествующий период многонациональные деревни в нашем крае были единичны, то в конце XIX – начале XX века их число возрастает. Разорявшиеся общинники были не в состоянии платить подати, поэтому они отказывались от части земли или от своего надела. Община, связанная круговой порукой, вынуждена была пускать на эти земли пришлых крестьян, переселенцев из других мест. Обычно такими переселенцами были русские. В деревнях со смешанным населением нерусские народы быстрее овладевали русским языком и русской культурой.


Фотографии Бондякова Ивана Яковлевича (28.08.1896, с. Карсаевка Чембарского уезда, ныне с. Корсаевка Белинского района – 23.05.1938, Саранск) – мордовского языковеда, фольклориста, педагога, профессора (1931). Публиковался под псевдонимом Б. Корсаевский
Изображение

Фотоальбом см. здесь http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT?person=3657654

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 04 июл 2019, 14:29

Очень интересное видео с титрами из села Лесное Цимбаево. Реконструкция Мокшанского обряда"Пиземонь Анама"(Моление о дожде). https://www.youtube.com/watch?v=wOZpzGkQt5s&t=653s

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 777
Зарегистрирован: 07 дек 2014, 16:21
Имя:

Re: Всё интересное из жизни народа мокша Пензенской области

Сообщение Ежка Веле » 26 июл 2019, 13:13

Сильно заросший родник в селе Ежовка,Ковылкинского района РМ.Раньше на этом месте женщины молились о дожде.Нашел фотографию подобного обряда из соседнего села Волгапино,бывшей Пензенской губернии.Поначалу это было языческое моление,потом стали приходить с иконами.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Пред.След.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7