Крестьянская культура

Этногенез, быт, культурно-исторические отношения, наблюдения жизни народа, народное творчество

Модераторы: expedT, expedA

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Крестьянская культура

Сообщение expedA » 07 ноя 2018, 17:44

Курс лекций Александра Пыжикова
Заложные покойники


Кто был хранителями Руси


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Крестьянская культура

Сообщение expedA » 02 дек 2018, 16:32

Правда о языческой России. Лекция №1




Правда о языческой России. Лекция №2


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Крестьянская культура

Сообщение expedA » 22 дек 2018, 23:37

Ответы на вопросы


Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Крестьянская культура

Сообщение expedA » 26 июл 2019, 11:36

Добрый день. На страничке "фотохронолога" в контакте я открыл для себя нового для себя учёного-этнографа, Ольгу Петровну Семенову. Её очерки о крестьянской жизни показывают быт крестьян, их экономию до мелочей понятную. Привожу весь текст со странички "фотохронолога".
Изображение

Когда человек в сорок лет умирает и перед оставшимися сверстниками и друзьями его жизнь видна, как долина с горы, то невольно думается, стоило ли жить? "Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю" ... Каждое желание, каждое слово ушедшего хочется исполнить, выполнить завет — хоть немного отсрочить забвение и непроглядную тень, грозящую рано или поздно всякому смертному.


Эта книга повествует о крестьянской России. Автор описывает жизнь народа, жившего в этой стране, его особые черты, обычаи и традиции, которые складывались веками и укоренялись в жизни крестьян. Ольга Семенова-Тян-Шанская в своем очерке показала дореволюционную деревню в Рязанской губернии. Ольга была этнографом и дочерью знаменитого географа. Она исследовала эту деревню и записывала все, что относилось к быту тогдашних жителей.

В результате наблюдений и труда автора на свет появилась уникальная книга с реальными фактами и историями, беспристрастно рассказывающая о жизни наших предков и их самобытной культуре, которая растворилась во времени.

Ольга Петровна Семенова родилась 28 мая 1863 года. Обычно лето жила в имении своего отца Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского в Гремячке, Данковского уезда, Рязанской губернии. Впоследствии она проводила в деревне большую часть года, приезжая в Петербург на три-четыре зимних месяца. Такое долговременное пребывание в тесном общении с народом дало Ольге Петровне при ее наблюдательности и художественной восприимчивости богатый материал, использованный ею и для этнографических статей, и для художественных набросков, которые нельзя иначе назвать, как стихотворениями в прозе.

После смерти Ольги Петровны Семеновой осталось много тетрадок, записных книжек, отдельных клочков бумаги, тщательно ею собранных и исписанных ее отчетливым, своеобразным почерком.

В данном томе "Записок И. Р. Г. О. по Отделению этнографии" издается материал для предполагавшейся большой работы — "Жизнь "Ивана"", в которой рисуется жизнь современного "Ивана", крестьянина одной из черноземных губерний. "Третий сын Иван родился через год или два после реформы" — этими словами начинается жизнеописание Ивана.

Ольга Петровна долго и тщательно собирала материал, и вот наконец началась сводка его, выводы и обобщения. При каждом пункте рамки расширялись, появлялись новые вопросы и т.д. Есть частые повторения, которые нами оставлены, потому что это скорее варианты, чем повторения, и иногда очень ценные... Многое записано Ольгой Петровной наскоро, потому что возникающую мысль она не поспевала облекать в подходящую форму, не отделано, но зато искренне, и чувство правды преобладает над внешней формой. Неожиданная смерть унесла О. П., и все задуманное так и осталось незаконченным. Больная, в полубреду, Ольга Петровна повторяла слова: "Колокол отзвучал, звук рассеялся..."

Кроме материала к "Жизни "Ивана"", остались еще тетради со следующими заглавиями:
I) Воспоминания об умерших, о "милых тенях".
II) Автобиографические заметки, нечто вроде дневника.
III) Отдельные мысли, письма и т. п., имеющие общий интерес. Некоторые из этих заметок помещены в "Известиях" И. Р. Г. О. за 1907 г., т. XLIII (в нашей статье: "Памяти О.П. Семеновой"), а некоторые мы печатаем здесь вместо биографического очерка. Почему мы, ее друзья, не решаемся писать ее биографию, ясно будет уже из первого отрывка.

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Изображение
Крестьянин 1900- 1905. Рязанская губ.

Например, о батрачестве в книге говорится:

"И крестьяне и помещики платят батраку в лето, на хозяйских харчах, с марта по "заговенье", то есть 15 ноября, от двадцати семи до тридцати пяти рублей. Рабочему в год, тоже на хозяйских харчах, платят от сорока до пятидесяти пяти рублей. Всякому рабочему пишется у помещиков договорный лист, засвидетельствованный в волостном правлении, который хранится у нанимателя, а у рабочего есть книжка, в которую вписывается получка им жалованья, штрафы.

Штрафуют рабочих за пьянство, за прогул рабочего дня (самовольный), за порчу хозяйского добра (лошади, экипажа, молотилки) вследствие неосторожного с ним обращения, могущего быть засвидетельствованным очевидцами. Штрафуют и за грубость, сказанную хозяину. Штрафуют за грубость чаще всего купцы.

Поденная плата очень колеблется. В урожайный год рабочий день мужчины в рабочую пору оплачивается от двадцати пяти — пятидесяти копеек, а женщины от двадцати-сорока копеек. В год неурожайный в рабочую же пору платят мужчинам от двадцати-тридцати пяти копеек, а женщинам от пятнадцати — двадцати пяти копеек. Зимой рабочий день женщины от десяти — двадцати пяти копеек, мужчины от пятнадцати — тридцати копеек. Бабам-батрачкам платят в год двадцать четыре — тридцать шесть рублей".

Далее приводится стоимость крестьянской одежды. По ценам можно сделать вывод, много ли зарабатывали батраки. Женская рубаха стоила 1 рубль, мужская рубаха - 50 копеек, лапти - от 15 до 20 копеек, валенки - 2 рубля 20 копеек, сапоги - 7 рублей 50 копеек, портки - 50 копеек.

Крестьянская семья, состоящая из мужа, жены, старухи-матери мужа и трех детей, из которых один подросток (двенадцать лет). Средний достаток. Одна лошадь, одна корова, две овцы.

Доход (в урожайный год) :

С двух ревизских душ надельной земли (две десятины) убрано:
Ржи 16 копен = 13 четвертям
Овса 8 копен = 11 четвертям
Проса 4 копны = 3 четвертям
Картофеля = 10 четвертей
Из этого хлеба продано: овса 8 четвертей
4 меры по 2 р. 40 к. чет. 18 р. 20 к.
Поденщиной заработано 10 р.
Сдельными работами 12 р.
Заработками за 3 десятины 15 р.
Продано скота (телка) 10 р.
За зиму заработано извозом 12 р.

Итого: 77 р. 20 к.

Расход :

Хлеба.
На семена ржи, овса, проса, картофеля.
Остальной хлеб съеден.
Прикуплено хлеба (муки 15 пудов по 60 к.) на 9 р.
Обувь 10 р.
Одежда 15 р.
Керосин 2 p.
Спички и соль 2 р. 30 к.
Мясо на престольный праздник, Рождество и Пасху 4 р.
Рыба на Масленицу 2 р.
Водка на престольный праздник и Масленицу 2 р. 10 к.
Священнику 1 р. 85.
Прикуплено топки (соломы) по 50 к. копна 5 р.
В церковь (в ящик и на свечи) 3 р.
Повинности (казенные, уездные, волостные и сельские за две души) 18 р.
Земских налогов 5 р.
Деготь 1 р. 20 к.
Пастушина 1 р. 20 к.

Итого: 81 р. 65 к.

Когда в каком-нибудь селе водворяется новый целовальник, то он поступает так (для того, чтобы заручиться покупателями): берет у тех крестьян, которые того желают, расписки, засвидетельствованные в волостном правлении, что такой-то Иван Косорукий или Тихон Зубанов взял у него взаймы восемь-двадцать рублей. Это кредит, по которому крестьянин Иван или Тихон могут забирать у него товара (вина, разумеется) на сумму, обозначенную в расписке и якобы данную им целовальником взаймы.

Изображение

Подробнее читать https://yadi.sk/i/qO6ySj9219tVWw

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Крестьянская культура

Сообщение expedA » 26 июл 2019, 11:44

Комментарии на тему крестьянского быта http://ttolk.ru/articles/rabota_na_zemle_dlya_rossiyskih_krestyan_v_nachale_hh_veka_byila_ubyitochna
Один из первых российских социологов и статистиков Ольга Семёнова Тян-Шаньская в конце XIX века исследовала жизнь крестьян в Черноземье. Оказалось, что продажа продуктов сельского хозяйства даже в семье середняков не покрывала их расходов. Более того, этих денег на хватало даже на выплату налогов (которые, кстати, были высоки – 32% от общих доходов). Только приработок на земле помещика, извоз и кустарничество помогали семье свести концы с концами. Средний денежный доход такой семьи на наши деньги составлял 1 тыс. руб. на человека в месяц.

Исследование Ольги Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь Ивана» представляет хороший материал о жизни русской деревни в конце XIX – начале ХХ века. Встретил у неё калькуляцию расходов и доходов типичной, среднезажиточной семьи в Черноземье («Крестьянская семья, состоящая из мужа, жены, старухи-матери мужа и трёх детей, из которых один подросток (12 лет). Средний достаток. Одна лошадь, одна корова, две овцы»).

Доходы этой семьи за типичный год составили 77 руб. Причём интересно, что продажей сельхозпродукции заработано только 28 рублей (продажа овса и скота), остальное – плата за работу у помещика, извоз и т.п. не сельскохозяйственный труд.

Расходы составили за год 81 руб. Из них довольно высокая доля ушла на налоги: «повинности» - 18 руб., земский налог 5 руб. Сюда же надо приплюсовать расходы на содержание священника – 1 руб. 85 коп. – от которых нельзя было отказаться. Таким образом, на налоги ушло 25 руб., или 32% от доходов. Если бы не приработок вне своего хозяйства, то после уплаты налогов у семьи на жизнь на год осталось бы 3 рубля.

Ещё один интересный момент из статистики Тян-Шанской. Зерна на хлебопечение (видимо, пшеницы и ржи) хозяйству не хватало, и его прикупили на 9 рублей. Также было куплено мяса на 4 рубля и рыбы на 2 рубля. Всего – на 15 рублей. Напомним, что продажа сельхозпродукции дала семье 28 рублей. Если из неё вычесть эти 15 рублей на питание, то общий приход от работы на своей земле составил всего 13 рублей. Если вычесть из этой суммы 25 рублей налогов, то семья осталась бы в минусе (на 12 рублей). То есть труд на своей земле для этой семьи в Черноземье вообще становился убыточным. Если бы не было приработке на стороне, такую семью можно объявлять банкротом.

Единственным объяснением, почему такая семья не уходила в город, может быт только то, что за свою избу не надо платить арендную плату (а в городе за жильё – надо). Также часть своих продуктов с огорода (картофель, овощи, часть мяса и зерна) были бесплатными (питание в городе обошлось бы семье дороже, чем в деревне). Плюс плата за переезд в город и обустройство – накоплений на это у большинства даже среднезажиточных крестьян не было.

Замечу, что речь идёт о хозяйстве в Черноземье – где богатые земли, дававшие урожай в 2-3 раза выше, чем в Нечерноземье (этот разрыв в урожайности часто сохраняется и в нынешней России).

Ну и опять возвращусь к типичным заблуждениям о «богатой жизни при царе». Крестьяне составляли 85% населения России. Выше описанная семья – основа того крестьянства (немного было крестьян побогаче, процентов 20-25% - победнее, безлошадные или батраки). 77 руб. на семью в год при переводе царского рубля в соотношении 700-1000 современных рублей, мы получим годовой заработок на семью – а это 6 человек – 60-80 тыс. руб. в год, или 5-7 тыс. современных рублей в месяц (по 1 тыс. руб. на человека в месяц).

Тут ещё надо учитывать и условия жизни крестьян в то время. Например, типичной дом крестьянской семьи в то время, по описанию Семёновой Тян-Шанской, это 6 на 6 аршин. Аршин это 71 см. Т.е. площадь избы составляла 18 кв. м, из которых до 3 кв. м могла занимать печь. 15 кв. м на 6 человек в этой семье – это по 2,5 кв. м на человека. Зимой в этой избе вместе с людьми жили ягнята и телёнок.

Особую проблему для Черноземья, как пишет Смёнова Тян-Шаньская, представлял дефицит топлива для печи. Дров почти не было – из-за распашки под хлеб лес был сведён в Черноземье почти подчистую. Например, в Тамбовской губернии за сто лет, к началу ХХ века оставалось только 10% леса от его первоначальной площади. Печь в основном топили соломой. В исследуемой семье на год закупали соломы для отопления на 5 рублей. Также топили бурьяном, изредка – сушёным навозом (когда надо было приготовить еду).

О питании крестьян Семёнова Тян-Шанская пишет:
«В голодуху крестьянские обеды и ужин сводятся к одному обеду или ужину чёрствым хлебом (размоченным в воде). В хлеб подмешивают лебеду. В голодуху мужик, разумеется, усиленно ищет какого-нибудь заработка или идёт побираться всей семьёй. Голодные ребятишки, когда сойдет снег, едят всякие корешки и травки (щавель, кашку). Варят щи из снытки.
А в урожайные годы тот же мужик (который готов был за грош влезть в хомут, когда хлеба не было) лежит на печи, и иногда никакой ценой не заманишь его на работу».



Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Крестьянская культура

Сообщение expedA » 05 сен 2019, 12:26

Из темы " Радуга времён (Н.П.Вырыпаев)"
Сообщение Геннадия от 31.08.2013 12:06

Прочитал, очень понравилось, особенно там, где описывается быт села и города, навевающий ностальгию по ушедшему времени. Интересно описано устройство главного органа дома - печи, где и пища готовилась, и болезни лечились, где и парились, и на чем коротались холодные зимние ночи.
По поводу парной. Бабушка мне рассказывала, что в банный день, в достаточно остывшей печи расстилалась солома, на которую укладывался человек, чтобы получить необходимую дозу тепла. Я много думал по этому поводу и вот что надумал. Ведь если просто пытаться забраться самому в печь, то непременно сгрудишь солому и окажешься на горячих кирпичах с ожогом на мягком месте, другое дело ежели тебе в этом действе поможет кто-нибудь из родственников, а именно, усадит на широкую лопату и вкатит в чрево по печным каткам. Таким образом вкатывание живого человека в печь оказывается не злобным преступлением, каковое повесили на бедную Бабу Ягу несведущие люди, а актом большого уважения и соблюдения традиции, по которой гостя следовало прежде всего накормить, напоить и в баньку сводить (а где у Яги банька?), а уж только потом вопросы задавать. Теперь представим себе, скажем иностранца, которого после застолья просят раздеться сесть на лопату с тем, чтобы погрузить в печь.... да что там иностранцы, мы сами то добром много чего не разумеем в былом укладе, но зачастую беремся категорично судить о прошлом.
Вспомнилась так же любимая забава детей - лук и стрелы. Целый день уходил порою, чтобы изготовить правильную стрелу. Заготовку прежде отщепывали от доски, затем аккуратно стесывали до круглого состояния ножом, а в конце стеклом и наждачкой придавали окончательный товарный вид. Хорошая стрела улетала так высоко, что глаз терял ее в синеве неба, и только падая она вновь становилась различимой и тогда можно было заметить место её падения. Однажды, потеряв из виду выпущенную товарищем стрелу, я не смог взглядом найти её в небе, но зато через некоторое время ощутил сильнейший удар себе в лоб, от чего зразу же потекла кровь из полученной раны и это при том, что концы всех стрел мы залепляли пластилиновыми набалдашниками, думаю, если бы у такой стрелы был железный наконечник, конец был бы фатальный.
В общем, огромное спасибо авторам за столь подробное и увлекательное повествование, подобно машине времени погружающее читателя во временной поток ушедших дней.


Рассказ солдата слушай с 3-ей минуты 50-ой секунды

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1549
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Крестьянская культура

Сообщение expedA » 12 сен 2019, 20:46

Памяти Альберта Разина, трагически ушедшего от нас.

Вернуться в Этнографические заметки



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0