Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 159
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 14 ноя 2021, 10:58

Барсу - безусловно такой объект не мог оставаться без прикрытия от налётов немецкой бомбардировочной авиации. На месте расположения нынешнего завода "Химмаш" располагалась зенитная батарея (на 1 снимке люфтваффе видны огороды и правее на север лесной массив) примерно на этом месте. Батарея прикрывала также и часовой завод производящий продукцию военного назначения, в зону прикрытия попадала и строящаяся ТЭЦ-1, тоже объект стратегического значения. Среди этих объектов особое место занимает отдельно стоящий объект, известный в Пензе как 5(Б) - из него выходил готовый продукт изготовленный заводом - поставляемый сразу на фронтовые арсеналы. Как его оставить без прикрытия!? На снимке этот объект есть. Но знала ли разведка противника о его значении для деятельности завода и фронта - вопрос. Поскольку вводить в эксплуатацию начали только в 1937 году. Тех немецких спецов на заводе уже не было (информация к размышлению).
Не оставалась без присмотра и основная площадка завода. С началом войны, охрана завода подразделением ВОХР, была заменена на охранные подразделения НКВД СССР. Размещалось это подразделение в так называемом "дивизионном доме" на ул. ИТР, на этом месте сейчас стоят колонны недостроенного часовым заводом корпуса. Возможно, последует вопрос - зенитная батарея стояла, а снимки люфтваффе есть, как же так? Ответ - самолёты-разведчики летали на высоте не досягаемой для зенитной артиллерии того времени. Если зайти в архив этих снимков, то увидим, что вся территория европейской части СССР была детально отснята. Информация у противника по СССР была полная. Как же иначе-то могло быть, ведь военно-промышленное сотрудничество между СССР и Германией началось ещё в середине 1920-х и продолжалось до начала ВОВ - результат налицо!

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 159
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 14 ноя 2021, 11:29

Татьяне - для ясности отделим мух от шницеля. Тот объект, который мы именуем как "силовая станция" располагался на основно площадке ЗИФа и был построен в 1916 году.
В 1937 году Наркоматом оборонной промышленности было принято решение о строительстве более мощной электростанции в Пензе. Та "силовая станция" на ЗИФе, к тому времени могла обеспечить только нужды самого завода и не имела перспективы развития. Управленцы знали об этом "узком месте". На строительство новой станции были выделены средства, генеральным подрядчиком назначен ЗИФ. Была выбрана свободная от застроек площадка на берегу Суры - не только как источника воды, а и как одна из транспортных артерий, наряду с рядом проходящей железной дорогой и грузовой станцией, и основной транспортной дорогой соединяющей северную часть области с центром, это ул. Саранская.
Строящемуся объекту был присвоен заводской индекс "цех №27". Строительство шло и в годы ВОВ. Пуск состоялся в 1943 году.
Почему на берегу реки? Воды надо было много, для производства эл.энергии - турбины были паровыми. При реализации этого проекта, я полагаю о плотине никто и не думал. Необходимость в её строительстве появилась только тогда, когда было принято решении о расширении ТЭЦ в послевоенные годы. Развитие ТЭЦ осуществлялось в несколько этапов. Это время я смутно, но помню. А уж последний этап - хорошо помню.

Участник
Сообщений: 132
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 14 ноя 2021, 17:44

Николай Васильевич писал(а): Размещалось это подразделение в так называемом "дивизионном доме" на ул. ИТР, на этом месте сейчас стоят колонны недостроенного часовым заводом корпуса. Возможно, последует вопрос - зенитная батарея стояла, а снимки люфтваффе есть, как же так? Ответ - самолёты-разведчики летали на высоте не досягаемой для зенитной артиллерии того времени. Если зайти в архив этих снимков, то увидим, что вся территория европейской части СССР была детально отснята. Информация у противника по СССР была полная. Как же иначе-то могло быть, ведь военно-промышленное сотрудничество между СССР и Германией началось ещё в середине 1920-х и продолжалось до начала ВОВ - результат налицо!

Спасибо за информацию . Зенитная это понятно , хотя "Дистанция стрельбы 52-К : По высоте: 10230 м, по дистанции: 15650 м. Угол возвышения: 82°, угол горизонтального обстрела - 360°" и заградительный огонь они могли вести , другое дело плотность огня, но дело в том что через Пензу и область пролегало не мало маршрутов перегона новой техники , самолетов и удивительно другое , что не смогли организовать дежурство и прикрытие именно с воздуха . Все эти снимки сделаны с обычных Юнкерсов-88 Д ,с потолком 8 600 м. и эти высоты перекрывались с запасом обычными истребителями , хотя понятно что прежде всего надо было прикрыть столицу и Куйбышев. Ну а зенитные батареи 85 -мм ЗП 52-К судя по всему были основной противотанковой составляющей Сурского рубежа , участка обороны города.

Участник
Сообщений: 132
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Барс » 14 ноя 2021, 18:01

Николай Васильевич писал(а): При реализации этого проекта, я полагаю о плотине никто и не думал. Необходимость в её строительстве появилась только тогда, когда было принято решении о расширении ТЭЦ в послевоенные годы. Развитие ТЭЦ осуществлялось в несколько этапов. Это время я смутно, но помню. А уж последний этап - хорошо помню.

Ну это навряд ли при плановой экономике , при СССР обычно много чего планировалось, другое дело что планам помешала война. И потом нормальная круглогодичная генерация на реке как наша в любом случае предполагает плотину. За то от этого развития мы где то на 50 лет получили судоходный участок реки в пределах города и пензенскую "флотилию".

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 935
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedT » 14 ноя 2021, 18:14

Да, при более внимательном рассмотрении стало понятно, что речь про 2 разных объекта, да и забытые немецкие слова с каждым просмотром всё новые всплывают из глубин памяти... (в институте 2 курса технического немецкого было, а по жизни и на работе больше востребован английский, но Kraftwerk сразу вспомнила).

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 159
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 15 ноя 2021, 11:28

Благодарю Барса и Татьяну за участие в раскрытии некоторых пробелов.
Вот так неожиданно, для меня, ироничный поначалу сюжет, перешёл в исследование. Уже и забыли с чего начали. Перечитайте.
И, смотрите сколько нового открылось!
Это исследование и нижеследующая статья, о судьбе директора завода Рошаля, натолкнули меня на мысль - а, всегда ли были между СССР и Германией отношения носившие только враждебный характер. Правда при этом несколько лукавлю - ну это для интриги скорее. Начинаю готовить новый сюжет о техническом сотрудничестве двух стран, на примере ЗИФа.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 159
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 23 ноя 2021, 13:10

ОБОРУДОВАНИЕ ИЗ ГЕРМАНИИ НА ЗИФе В 1920 - 1930 ГОДАХ.



При прочтении прошу учесть то, что это - только моё мнение и не является беспрекословным и единственно верным. Мнения других исследователей по данной теме тоже имеют право на жизнь.

Без этого “вступления” не возможно будет объективно разобраться, каким образом на заводах РСФСР, а затем и СССР появилось оборудование произведённое на заводах вчерашнего противника - Германии.

Для этого необходим короткий экскурс в политическую историю и в историю развития торговых отношений советской России и стран запада.

Потребность в привлечении иностранных капиталов выявилась сразу после Октября 1917 года. (По стечению обстоятельств пишу эти строки 7 ноября 2021 г.). Она диктовалась стремлением быстрее преодолеть экономическую и техническую отсталость, усугублённую хозяйственной разрухой. Предпосылки для подобных надежд имелись: США и Германия рассматривали Советскую Россию как ёмкий рынок для своей экономической экспансии.

Ещё во время заключения Брест-Литовского договора с Германией было подписано финансовое соглашение о выплате возмещения за национализированное имущество. Одним из условий обеспечения этих обязательств являлось представление Германии нефтяных и других концессий.

На Первом Съезде совнархозов 26 мая 1918 года были приняты “Тезисы об условиях привлечения иностранного капитала в товарной форме”, в которых были сформулированы основные принципы концессионной политики.

Иностранный капитал не принял в 1918 - 1920 годах советских предложений о концессиях. Соответствующие условия возникли только после окончания Гражданской войны и решения Верховного Совета Антанты в январе 1920 года о снятии экономической блокады РСФСР.

Германия и РФ были в роли гонимых со стороны стран участников Антанты (Англия, Франция, США), которые считали, что октябрьская революция представляет для них большую опасность, чем возрождение германского империализма.

В 1921 1927 годах концессии были заключены во всех сферах народного хозяйства, однако численно преобладали в системе промышленного производства, на долю которых приходилось в общей сложности 64 договора, или 60,4% всех концессионных соглашений. Значительной была и доля концессий в сфере торговли - 21 договор (20%).

Бесспорным лидером в этот период по числу концессий была Германия, которая имела 24 концессионных договора или 22,6% общего числа, во всех сферах экономики, кроме связи. Этому способствовало военное сотрудничество СССР с Германией после заключения Раппальского договора. В рамках данного сотрудничества были выданы концессии фирме “Юнкерс” для развития производства на двух авиационных заводах; осуществлялось строительство двух заводов по производству ядовитых газов; артиллерийских снарядов; подводных лодок и др.

Скажете - к чему это всё! Столько времени отнял у нас! Лишь для того, чтобы было понятно, почему оборудование для заводов военпрома, в основной своей массе, поступало из Германии. И как оказалось оборудование из Германии на ЗИФе.

Почерпнул я эти сведения и представил тезисно, из объёмной работы Симонова “ Военно-промышленное производство СССР в 1918 - 1926 годах”. Труд этот подкреплён множеством документов, из которых видна политическая и торговая ситуация в стране.

Справка: 21 марта 1921 года М. И. Калинин от имени Советской России обращается к правительству Великобритании с предложением о восстановлении дипломатических отношений. Предложение отклонено.

Хотя 17 марта 1921 года был подписан торговый договор между странами.

25 марта 1921 года США отклонили предложение Советской России о восстановлении торговых отношений.

5 мая 1921 года совещание премьеров стран Антанты в Лондоне приняло так называемый “Лондонский ультиматум”, которым был введён запрет на строительство в Германии всех видов самолётов большой мощностью двигателей, скоростью и нагрузкой для пассажирских самолётов. Запрет для Германии на разработку и производство всех видов военной техники был принят ранее.

В том же мае 1921 года Нарком торговли РФ и члены ЦК ВКП(б) начали переговоры с группой руководящих сотрудников Министерства обороны Германии - об укреплении советской военной промышленности с помощью Германии.

Правительство и фирмы Великобритании не хотели иметь ни каких связей с военными ведомствами РСФСР.


Ну, не хотели, так не хотели. “ Кто первый встал - того и тапки”, так можно охарактеризовать эту ситуацию.

Эта ситуация продолжала оставаться и в дальнейшем.

Пензенский трубочный завод № 50 (позднее - велозавод, велосипедный завод им. Фрунзе, ОАО ЗИФ) относился и входил в состав только военных ведомств, как бы не менялись названия этих ведомств. Это надо понимать и учитывать, поэтому и развитие завода шло иначе, чем других заводов выпускающих велосипеды. Необходимо учитывать и те ограничения, которые были для заводов, в плане хозяйственной самостоятельности. В этом коротком обзоре не возможно изложить все тонкости “бытия” завода.

В рамках совершенствования военно-промышленного комплекса, в 1925 году Правительством СССР и ЦК ВКП(б) было принято решение о прекращении деятельности Военно Промышленного Управления СССР, а сеть заводов входящих в него передать в структуру вновьобразованных трестов, их было - 4. В один из них - Патронно Трубочный Трест (ПТТ), среди 8 других заводов вошёл и завод №50 из Пензы.

Уже в ПТТе началась реализовываться программа развития заводов и насаждения на них выпуска товаров народного потребления. Казалось бы, заводы выпускающие военную продукцию и товары широкого спроса - рядом не стояли.

Причины были. В середине 1920-х годов РККА резко снизили заказы на продукцию. Заводы работали с малой загрузкой своих мощностей. Заработную плату рабочим и служащим выплачивали с большой отсрочкой и не в полном размере. Народ роптал. Управляющие заводами не могли уволить работников не задействованных в производстве. Не могли, поскольку кроме текущего производственного плана, был план - мобилизационный (на случай военного времени), который обязывал удерживать квалифицированные кадры в штате и поддерживать оборудование в рабочем состоянии. Ведь в случае мобилизационного развёртывания их не соберёшь. Да, и квалификация теряется. Не все заводы готовы были принять эту программу, поскольку они были “заточены” на выпуск иной продукции - в частности ЗИФ на производство взрывателей. Партийные органы и правительство в лице ВСНХ принимают решение на этих заводах организовать производство товаров широкого спроса.

Руководство ПТТа здраво рассудило, что для организации новых производств необходимо укрепить заводские инструментальные и ремонтно механические базы заводов. Были выделены средства на закупку, прогрессивного по тому времени, универсального оборудования.

В 1929 году оборудование начало поступать на завод, по мере освоения эти поставки увеличивались. В своей массе большинство оборудования производилось в Германии, Швейцарии, Австрии. Насколько быстро и эффективно осваивалось это оборудование сказать не возможно - не дошло до нас документов о вводе в эксплуатацию этого оборудования. Видимо успешно, коли в 1928 году, было установлено заводу освоение велосипеда - самого сложного изделия ( 475 деталей в конструкции ), которые были предложены другим заводам ПТТа.

Начав освоение велопродукции по технологиям Харьковского завода ( была экспедиция специалистов ЗИФа на ХВЗ), которая была далеко не совершенна, озадачились оснащением производства более производительным оборудованием. Ведь уже в 1931 году завод должен был выйти на мощность по выпуску 120.000 веломашин в год. Для этого требовалось более производительное автоматическое и агрегатное оборудование. Изготовить массу технологических средств оснащения для этого оборудования.

Заводом совместно с техническим отделом ПТТа была проведена работа по поиску такого оборудования и определения заводов-изготовителей этого оборудования на западе.

Приведу несколько примеров переписки завода с производственно техническим отделом ПТТа, по поводу поставок спецоборудования, которые есть в ГАПО (скриншоты этих документов не могу выложить по условиям подписки данной мной в ГАПО - только для личного пользования):



4 ноября (1927 г).

Г.У.В.П. Планово статистический отдел,

Мобилизац. 2-й отдел.

прик. ГУВП №14

и прик. ВСНХ №13 2с/с ( совершенно секретно ).

Сообщается, что завод лично никаких заказов в Англии не делал и расчётов непосредственно не вёл. Многое оборудование завода, которое в конечном итоге до нас не дошло было заказано для нашего завода ГАУ (Главное Артиллерийское Управление) через РОСС. Главн. Промышл. Комитет и Росс. Правит. Комитет в Лондоне, о чём было подробно донесено в 1-й отдел ГУВП 21 мая с/г № 3160 и 2 августа с/г № 534 с.с. .

Управляющий заводом

Зав. Секретным Делопроизводством (Никольский).
]



Для полного понимания, ещё один документ, из ОКСа (Отдел Капитального Строительства) завода в ПТТ:

Касается спецификации 66, поз. 55/35.

Весьма срочно.

Июля 30 дня № ОД 001 - 590.

ПАТРУБТРЕСТ, ПРОИЗВОДСТВ. ТЕХНИЧЕСК. ОТДЕЛ

П655/435/66 ОД 001-590

и П645/435/66 ОД 001-579

По присланным Вами предложениям фирмы “ A.Bastion” и фирмы “Otto Grunov” для сгибания рулей завод сообщает, что указанные станки как той так и другой фирмы на заводе применимы.

С экономической точки зрения завод предпочёл бы заказать указанный станок фирмы “Otto Grunov” т.к. по стоимости эта фирма доставляет станок примерно в 2 раза дешевле, чем фирма “А. Bastion”, но за отсутствием в предложениях более подробных данных как-то: производительность, порядок операций и т.д. завод окончательного заключения для заказа дать затрудняется.

Поэтому заводу ввиду крайней нужды в данном станке, просит заказать один станок одной из указанных фирм по Вашему усмотрению, при чём сообщает, что станок д.б. приспособлен для работы от отдельного мотора 3-х фазного тока 500 вольт 50 пер., а также снабжён помимо одного рабочего комплекта инструментов, ещё одним запасным.

Указанный инструмент необходим для сгибания рулей фирмы “B.S.A.” согласно приложенного при сем чертежа. Если же для испытания потребуется выслать трубы, то завод просит сообщить количество их и адрес назначения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ввиду того, что этот станок является узким местом в нашем производстве завод просит заказ произвести в возможно наикратчайший срок.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Чертёж в 2-х экз. №16486.

Директор завода

Пом. Директора зав. по техчасти.



Так или иначе, в 1932 году на завод стало поступать специальное оборудование для фабрикации отдельных деталей велосипеда. Оборудование это разработано по техническим заданиям завода и ПТТа и большинство произведено на заводах Германии.

Вот некоторые из них:

- станки для сварки велообода по круговому шву и встык фирмы “AEG”;

- станки для изготовления спиц и накатки резьб на спицах фирмы “Кайзер”;

- станок для гибки рулей фирмы “Климанс”;

- станок для профилирования и загибки велообода фирмы “Казельринг и Альбрехт Золинген”;

- двухтуннельная печь для лакировки и сушки велодеталей “Бенно Шильде”;

- оборудование для изготовления и сборки велоцепей (производителя установить не удалось);

- зуборезные для шестерён велосипеда фирмы “Шукардт и Шютте” и другие.

Некоторые из этих станков работали на заводе (или изготовленные позднее по их типу) до середины 1990-х. Их работу я видел собственными глазами, а не по рассказам или легендам.

СПРАВКА: в 1929 - 1930 годах на завод было поставлено 196 единиц на сумму 663.644 рублей (надо полагать золотом);

в 1931 году поставлено 539 единиц на сумму 1.200.000 рублей, в том числе и специальное.


Из всех перечисленных фирм-поставщиков перечисленного оборудования, удалось найти историю только одной из них.

Станки для сварки шва велообода по кругу с двух сторон и станок для сварки велообода встык, был изготовлен фирмой AEG в Германии.

История


История AEG начинается с 1881 года, когда молодой немецкий предприниматель Эмиль Ратенау на Международной электрической выставке в Париже познакомился с изобретением Томаса Эдисона — лампой накаливания. Оценив изобретение, он покупает патент на его использование в Германии и, вернувшись, основывает DEG — Deutsche Edison-gesellschaft, «Немецкое Эдисоновское общество», которое чуть позже преобразуется в «Немецкое Эдисоновское общество прикладного электричества».

ства и переименовывает компанию во «Всеобщее электрическое общество». Несмотря на то, что Эдисона в названии уже не было, в сокращении сменилась всего одна буква: Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft — AEG. В учреждении новой компании поучаствовали деньгами Deutsche Bank и Siemens. Последний, как выяснилось позже, — на свою беду: к началу XX века динамично развивающаяся AEG обгонит консервативный Siemens практически по всем направлениям деятельности.

Примерно в это же время на работу в AEG поступает российский инженер и конструктор Михаил Доливо-Добровольский. Что любопытно: в Германии он оказался из-за того, что решил продолжить там учебу, поскольку был исключен из Рижского политехнического института за антиправительственную агитацию — без права поступления в любой другой российский вуз. Таким образом, Россия лишилась будущего революционера, а Германия приобрела талантливого инженера.

Михаил Осипович Доливо-Добровольский
Изображение
Работа на прессе (модель не известна)

В AEG Доливо-Добровольский изобретает трехфазный асинхронный электродвигатель. Здесь история продемонстрировала своеобычную иронию: дело в том, что в то самое время происходила «война токов» — жесткую борьбу за потребителя развязали сторонники использования постоянного тока (во главе с Эдисоном) против сторонников тока переменного. И у Эдисона двигатель постоянного тока был, а у его противников «своего» двигателя до тех пор не было. Таким образом, в недрах бывшего немецкого Эдисоновского общества была разработана одна из технологий, которая способствовала проигрышу самого Эдисона.

В 1888 году компания проводит электричество по Берлину и освещает бульвар Унтер-ден-Линден, а в 1889 году на международной берлинской выставке представляет первые электроприборы: утюги, чайники, щипцы для завивки и яйцеварки.


Изображение
Нарезание зубьев на ведущей шестерне - станок " Шуккардт и Шютте"

Изображение
Обработка втулки заднего колеса на агрегатном станке (модель не известна
)

Полагаю достаточно, для того, чтобы представить производителя.
Поступил станок на завод в 1933 году. А, вот внедрён только в 1936 году. Почему? В Государственном Архиве Пензенской области есть документы проливающие свет на это событие. Коротко изложу суть.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОФЬИ ИВАНОВНЫ АМЕЛИНОЙ , переводчик, которая работала с документами на оборудование и переводила переписку сторон, завода с фирмами-поставщиками: - предприниматели из западных стран, рассчитывая на техническую неосведомлённость наших кадров, засылали на завод немало непригодного оборудования. Так, например, в станках для накатки шестерён и в другом оборудовании, изготовленном германской фирмой “ Киберлинг Альбрехт Золинген”, были дефекты поражающие своей грубостью даже при первом осмотре. Факт связанный с фирмой “AEG”, которая также поставила заводу совершенно не пригодную для производства сварочную машину. В своё оправдание, часто указывали, что затруднение в пуске этих машин можно объяснить только неумением работников завода их наладить.”

При пуске этой машины для сварки специалисты завода при подборе режимов сварки указанных в инструкции не могли подобрать оптимальные, которые обеспечивали бы требования предъявляемые к ободу. По всей длине шли или “непроваренные” участки или ”прожоги”, что нарушало герметичность. Это не допускалось. Поскольку при химическом никелировании раствор длительное время вытекал из образовавшихся дефектных мест и со временем эти места начинали коррадировать. Недопустимо.

Вызвали немецких специалистов. Прибыв на завод, немцы, повозившись со станком и не добившись положительного результата обвинили заводских рабочих в неумении и низкой квалификации, которые повлекли за собой порчу оборудования. Составив такой односторонний “Акт” уехали.

Завязалась длительная переписка с взаимными претензиями сторон. Время шло, общественно-политическая и военная обстановка менялась, в связи с изменением правящего режима в Германии.
Изображение
Профилирование обода колеса на станке фирмы " Кизельринг и Альберт Золинген"

Станок как стоял без действия, так и стоит. А он нужен. Руководство завода принимает решение - принять все меры для пуска своими силами. Организовали бригаду из нескольких специалистов. Внимательно изучив конструкцию станка пришли к выводу, что необходимо оснастить сварочные ролики отдельными приводами. Разработали конструкцию, изготовили, переоборудовали станок и запустили. Отработали режимы сварки. Станок стал работать бесперебойно, без дефектов. В послевоенные годы модернизировав профилировочный стан и встроив сварочную машину в линию профилирования обода получили уже “автоматическую линию профилирования и сварки обода с автоматической рубкой”, которую обслуживал один наладчик. Оставалась только ручная сварка обода встык.
Изображение
Сварка обода встык на станке фирмы "AEG".

В предвоенные годы, чувствуя приближение войны, руководством страны было принято решение о прекращении выпуска велосипедов на пензенском заводе. Специальное оборудование работавшее на велопроизводстве было демонтировано и законсервировано.

А универсальное оборудование обеспечило заводу устойчивую работу завода по выпуску специзделий для фронта и станков для для заводов производящих продукцию военного назначения.
Последний раз редактировалось Николай Васильевич 24 ноя 2021, 14:56, всего редактировалось 1 раз.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 935
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedT » 24 ноя 2021, 08:02

Николай Васильевич, интересную информацию Вы откапываете! Ждем продолжения! :cool:

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 159
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 24 ноя 2021, 14:47

Татьяна, спасибо! Итоги четырёхлетнего ежедневного кропотливого труда. Продолжение...Так мы только начали.
Дополняйте, вносите предложения и изменения, замечания. Задавайте вопросы.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 97
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 24 ноя 2021, 17:44

Немного запоздало, но задам оставшиеся вопросы по теме мотовоза, с чего начали тему:

1 - Действительно ли в 30е гг работало на заводе 93 000 рабочих?
2 - Кое-где написано, что путь мотовоза проходил до проходной завода. Так ли это на самом деле?
3 - Где находился гараж мотовоза? У Драмтеатра или во дворах на ул. Пролетарской?
4 - Кое-где было написано что было возгорание мотовоза несколько раз, но был восстановлен.
5 - Татьяна, почему велосипедная столица - Наровчат?

Журнал "Сура" это отдельный разговор, вызывающий отдельные вопросы:

1 - Вагоны делали на водоканале? В основной статье же написано, что вагоны и сам мотовоз сделаны на ЗИФе.
2 - Амелин был конструктором мотовоза? ... а так же велосипедов и сеялок?
3 - Если вагоны мотовоза делали на водоканале, значит туда должна была тоже подходить узкоколейка. Иначе как тогда доставляли вагоны в центр города?
4 - еще один вагон якобы изготовлен на небольшом механическом заводе на ул Саранской, в годы 1 мир. войны там делали ручные гранаты для фронта.
5 - В журнале вообще откуда-то информация что мотовоз был пущен еще в ноябре 1934г.
6 - Где находился гараж водоканала? (именно водоканала, а не завода, ведь за мотовоз полагаю отвечал завод). Где именно Сёмин сливал ночью лигорин и поджег мотовоз? Явно гараж находился не на территории завода.
7 - В газете было написано что это был гараж городского автопарка, где и сгорел мотовоз.

В общем вопросы остались. А журнал "Сура" не вызвал доверия.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1