Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Информация об официальных и неофициальных музеях, в том числе школьных, сельских, личных и других, организованных на общественных началах.

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 21:07
Имя: Дмитрий

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Дмитрий Кавунский » 18 янв 2021, 08:50

Продолжаем рассматривать мопед МВ-18М из фондов Пензенского краеведческого музея.
Мопед выпуска конца 1977 - начала 1978 года, один из последних образцов, рама имеет серийный номер "34".
На этих фотографиях представлены детали собственной разработки завода, которые устанавливались на мопеды (тормозные ручки, переключатель света с кнопкой глушения мотора).

Архивные фото:
Райкин у мопеда модели 16ВМ, который производился с 1967 по 1972 годы. Возможно подпись на фото не совсем правильная
Сборка мопедов "ЗИФ-77" в 1979 году

Производитель: Завод имени Фрунзе

Фото: Андрей Нугаев
№118_6
Изображение

№118_7
Изображение

№118_8
Изображение

№118_9
Изображение

№118_10
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 109
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 18 янв 2021, 11:32

Исключительно для полного понимания ситуации. Полагаю то, что Дмитрий не совсем точно выразил свою мысль, написав [i]"На этих фотографиях представлены детали собственной разработки завода, которые устанавливались на мопеды (тормозные ручки, переключатель света с кнопкой глушения мотора)".
Дело в том, что конструкция мопеда полностью была разработана силами ИТР завода. Исключение составляли детали входящие в комплект двигателя, получаемого по кооперации. А, те детали на которые указал Дмитрий, были изменённой конструкции - более совершенной.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2223
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 28 янв 2021, 22:06

Добрый вечер! Предлагаю сменить тему, слишком много технической информации.
О воздухоплавании думали инженеры трубочного завода, по моим соображениям, когда во дворе нашей областной епархии в 1924 году стали строить планер для участия в соревнованиях в Крыму. В стране началось движение Авиахима
№119-1
Изображение

7 ноября 1933 года на заводе был открыт аэроклуб.
Аэроклуб ЗИФ - один из первых в стране.

Пенза. Завод им. Фрунзе. Директору.
Горячо приветствую рабочих завода им.Фрунзе с открытием аэроклуба. Желаю дальнейших успехов по выполнению промфинплана, укреплению обороноспособности страны.

Председатель ЦК ОСОАВИАХИМА Эйдеман

На 1 августа 1935 года в ОСОАВИАХИМЕ состояло 32% коллектива завода. 18 августа 1935 года состоялся первый выпуск аэроклуба, а 17 декабря 1936 года - первый выпуск лётчиков. 31 слушатель получил звание "пилот запаса", из них 12 человек поступили на курсы лётчиков-инструкторов
№119-2
Изображение

№119-3
Изображение

№119-4
Изображение

№119-5
Изображение

№119-6
Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2223
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 28 янв 2021, 22:15

Ещё несколько фотографий.
№119-7
Изображение

№119-8
Изображение

№119-9
Изображение

Правый самолёт - аэроклуб завода ЗиФ. Из коллекции Дениса Коробкова

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 109
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 31 янв 2021, 13:18

Андрей, это здорово, что немного отошли от производственной темы. Но... и тут у нас есть, что добавить. Вот так!
В первом номере многотиражной заводской газеты с названием "Металлист", вышедшей 10 января 1929 года разыскал такой сюжет:
"...в новом 1929 году планируется на заводе построить свой коротковолновый передатчик и трансляционный узел с целью организации радиопередач в обеденный перерыв и после работы. При клубе организованы курсы радиотелеграфистов. Кроме того ячейка ОСОВИАХИМА завода рассказывает о постройке АВИАЛОДКИ на реке Суре..."
Из воспоминаний ветерана труда завода Просвирниной Анны Никитичны, пришедшей на завод в 1930 году будучи студенткой механического техникума, в дальнейшем активный участник комсомольского и молодёжного движения на заводе и активист в партийной жизни завода. Я, был знаком с Анной Никитичной. Она вспоминает: " ...В 1933 году на заводе был открыт аэроклуб, большая группа комсомольцев пошла осваивать лётное дело, среди них мои товарищи и подруги: Юля Похомова, Зина Рязанцева(возможно они на фото), Лёша Артюхин, Вася Турков, и многие другие. В этот период комитет комсомола завода, а я была членом комитета, проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Помню, как большую группу комсомольцев по комсомольским путёвкам направили в лётные и военно-морские училища. Среди направленных были Георгий Терновский, Николай Антипов, Николай Киреев, Виктор Перевертов, Алексей Туманов, Алексей Проничкин и другие.
Жизнь у этих ребят сложилась по разному, все они были участниками Великой Отечественной войны, дослужились до больших чинов: Терновский и Антипов - Герои Советского Союза. Киреев, Туманов, Перевертов - полковники, Проничкин - адмирал. Но, к великому сожалению, их уже нет в живых." Источник: "Фрунзенец" от 29 сентября 1995 года.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 109
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 02 фев 2021, 11:46

Андрей, тоже дополняю: " 7 ноября 1933 года на заводе открыт аэроклуб. 18 августа 1935 года состоялся первый выпуск аэроклуба, а 17 декабря 1936 года - первый выпуск лётчиков."

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 109
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 05 фев 2021, 19:58

АВТО-ТРАКТОРНЫЕ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ НА ЗИФе.




В начале наших публикаций, о производимой на ЗИФе продукции, были намерения представлять её в хронологической последовательности.

Получилось же несколько хаотично.

Конечно продолжить следовало бы темой о велопроизводстве. Но мы посчитали, что эта тема будет раскрыта после того, как закончится обзор образцов велопродукции из фондов Пензенского краеведческого музея.

Затем неожиданно для нас всплыла тема часов - продукции более позднего периода в жизни завода.

За велосипедами шёл период освоения авто-тракторных запальных свечей. Эту тему мы частично тоже затронули, когда определяли личность человека со свечой в руках, изображённого на одной из фотографий.
№78
Изображение


Теперь настало время осветить эту тему более подробно.

Наша цель ознакомить читателя с организацией этого производства на заводе и его развитием. Мы не претендуем на анализ устройства самих свечей, их устройство и работу, но, безусловно коснёмся и этой стороны дела.

Период освоения на ЗИФе ряда продукции: - велосипеды, авто-тракторные свечи зажигания, станки-автоматы, часы, патефоны и другие менее заметные изделия; совершенствовались и усложнялась конструкция, а значит технологии и средства оснащения взрывателей. Расширялся их номенклатурный ряд. Всё это пришлось на годы индустриализации в СССР.

Предпосылки, к проведению которой проявились к 1930 году.

Восстановив народное хозяйство к концу 1920-х СССР оказался на той же начальной стадии индустриального преобразования экономики, на которой Россия была накануне Первой мировой войны.

В фабрично-заводской промышленности производилось лишь 20-25%% национального дохода, тогда как сельское хозяйство давало около 50% - где большинство трудящихся были заняты тяжёлым ручным трудом.

В декабре 1925 года на 14 съезде ВКП(б) был принят курс на индустриализацию страны.

Руководство страны понимали то, что две войны проигранные Россией (1905 г. с Японией и Первая мировая) отбросили её периферию мировой политики и экономики.

Основная цель индустриализации - превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую; затем подвести машинную технику под всё народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития.

На первом этапе сталинская концепция индустриализации предполагала преимущественное и форсированное развитие промышленности, прежде всего тяжёлой, свёртывание НЭПа, резкое усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение рабочей дисциплины и общего режима в стране.

Деревня объявлялась вспомогательной силой индустриализации, источником дешёвых ресурсов.

Реализация принятой концепции потребовала огромных капиталовложений, которые в условиях отсутствия иностранных кредитов предстояло изыскать в собственной стране. И они были изысканы через ликвидацию многоукладности, огосударствление всех сфер экономики, резкое усиление государственной эксплуатации трудящихся.

Индустриальный рывок был совершён :

- первый - 1928 - 1932 гг.;

- второй - 1933 - 1937 гг.;

- третий - 1938 - 1942гг.

Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населения.

За неполные 3 пятилетки были созданы новые отрасли промышленности:

- станкостроительная;

- авиационная;

- тракторостроительная;

- автомобилестроительная;

- химическая и другие.

Было вновь построено 8900 предприятий союзного значения.
№120-1
Изображение

Всё это позволило СССР достичь экономической независимости от запада по стратегическим поставкам, ликвидировав абсолютное отставание от ведущих держав.

Но не всё так гладко на деле, как на бумаге.

Образовалась серьёзная диспропорция между обрабатывающей и добывающей промышленностью, между тяжёлой и лёгкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством.

Создание новых отраслей промышленности, оснащение заводов новейшим оборудованием требовало обновления и роста численности, хорошей подготовки технического персонала. Для этого было необходимо провести реформы в образовании и науке:

- к 1932 году ввести всеобщее начальное образование;

- к 1937 году было введено всеобщее 7-летнее образование;

- в 1939 году была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетка) - однако... обучение в старших классах было платным.

Шло образование ремесленных училищ (Р.У.) и школ фабрично-заводского образования (Ф.З.О.).

К концу 30-х более 100 городов всех союзных республик имели университеты и институты. В 820 вузах обучалось более 800 тысяч студентов.

На 1 января 1941 года в народном хозяйстве работало 908 тысяч специалистов с высшим образованием.

Тем не менее оставался высоким удельный вес практиков, т.е. специалистов без необходимого образования.

Всё казалось бы предусмотрено и реализовано. Ах, как всё стратегически правильно выстроено и реализовано! Ах, какой наш могучий и стойкий пролетарский народ под руководством ВКП(б) и Сталина просто так вот взял да и построил все эти тысячи заводов и фабрик. Но...за этими победными реляциями чувствуется какая-то недоговорённость и лукавство.

Не будем описывать подвиги на этих великих стройках.

Сделаем небольшой фоторепортаж из архивных фотографий с этих строек. А размах и степень механизации на строительстве, оцените сами.
№120-2
Изображение

№120-3
Изображение

№120-4
Изображение


В результате работ проведённых в годы 1928-1932годы уже частично обновлённой промышленности, было произведено:

Продукция ! 1932 г. ! 1937г.

------------------------------------------------------!----------------------------!----------------

-мет.реж. станков ! 19,7 тыс.шт. ! 48,5 тыс.шт.

-тракторов (в пересчёте на 15 сил) ! 50,8 тыс.шт. ! 77,2 тыс.шт.

- зерновых комбайнов ! 10,0 тыс.шт. ! 43,9 тыс.шт.

- автомобилей ! 23,9 тыс.шт. ! 200,0 тыс.шт.

- экскаваторов ! 85 шт. ! 522 шт.

- мотоциклов ! около 100 шт. ! 13,1 тыс.шт.

- велосипедов ! 126 тыс.шт. ! 541 тыс шт.

- патефонов ! 57,7 ! 675 тыс.шт.



В 1935 году доля машиностроения в промышленной продукции стран Запада составлял:

США - 17,6%; Англия - 16,2%; Германия - 14,6%; Франция - 7,4%; Италия - 7,1%; Япония - 10,2%. В СССР подсчёту не поддаётся - весьма низок. Но, прирост, как видим из таблицы, значительный, по сравнению с 1925 годом.

Предпосылки и причины побудившие власти к индустриализации, мы рассмотрели.

Финансирование - вывернули карманы у всех граждан за счёт повышенных налогов, Государственных займов и облигаций, распродали всевозможные ценности ГОХРАНа, церквей и музеев, погнали на экспорт народное достояние - пушнину, лес, золото, хлеб ... Куда же все эти средства пошли?

Практически все заводы, которые построенные в СССР за период 1929 - 1939 годы были построены благодаря сотрудничеству с американскими и немецкими компаниями. Всего за 10 лет создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другие промышленности, которых в СССР не было. Возвели крупнейшие в европе заводы по производству тракторов, автомобилей, авиационных двигателей и других видов продукции.

Ведущим проектировщиком советской индустриализации стал американский еврей, он же главный проектировщик целого американского города - Детройт, инженер Альберт Кан.

Не прошла индустриализация и мимо ЗИФа, в этот период времени было освоено несколько новых видов продукции, продукции крайне востребованной и необходимой, как для промышленности и народного хозяйства, так и для населения страны. Вся эта продукция весьма сложная и трудозатратная.

Большинство видов гражданской продукции относятся к разряду массового спроса, значит и структура организации и управления производством на заводах выпускающих эту продукцию должна обеспечить этот массовый выпуск.

Почему?

В рассматриваемый период времени ЗИФ входил в состав военных ведомств (например: “Патрубтрест” затем “Патрубвзрыв” .... “Наркомат боеприпасов”...). Всегда, какие бы названия ведомства не носили, в них неизменно входили все 3 трубочных завода (Ленинградский, Самарский, Пензенский), которые считались (и справедливо) к наиболее оснащённым как организационно и технически, так и кадрово. Эти государственные заводы были способны решать поставленные перед ними задачи в установленные сроки. К тому же эти заводы массового производства, на которых иначе организованы производственные процессы, трудовая и технологическая дисциплина, традиционно, на высоком уровне велась техническая подготовка производства при освоении новых видов продукции, не зависимо от рода и назначения этой продукции. Всё это вместе взятое присуще заводам связанным с безопасностью и надёжностью изделий для изготовления которых они и строились.

А, способны ли были в провинциальной Пензе, на окраине города с деревянными жилыми домами и тротуарами из досок создавать передовую (по тем временам, конечно) продукцию.
К сожалению нет возможности воссоздать тот образ жизни, которым жило то поколение в Пензе.
Всё же некоторые фрагменты той жизни были зафиксированы в разных источниках. Некоторые из них мы представим в рубрике “Это интересно” в наших очерках о производимой на ЗИФе продукции.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:


Трудовая Пенза” №241 за 1923 год писала:

“ В селе Николо-Райское Пензенской области, приступил к работам первый трактор с нефтяным двигателем немецкой фирмы “ЛАНЦ”. Крестьянин села Маурин Е.Н. приехал на всероссийскую выставку и купил на ней трактор за 210 червонцев, а фирма-изготовитель доставила купленный трактор до его дома.”

Трудовая Пенза” № 150 за 1924 год:

“ 2 июля из москвы в Пензу прибыли первые 4 трактора системы “Фордзон”, работающих на керосине. По технической характеристике на тракторе за 10 часов рабочего дня можно обработать более 3-х гектаров земли. Максимальная скорость движения трактора около 20 километров в час.”


1931 год.

Пензу будоражит известие о том, что в городе будет построен завод по производству авто-тракторных запальных свечей. Базовой площадкой для реализации этого проекта был выбран Государственный трубочный завод №50.

Заводом только что начато серийное производство велосипедов, получен заказ на изготовление запасных частей для двигателей к тракторам. На заводе не хватало квалифицированных рабочих кадров, большой дифицит в инженерно-техническом персонале, первый выпуск из заводского механического техникума состоится только в 1932 году. На велосипедном производстве нет ни одного инженера. А тут предстоит освоить новую и нехарактерную для завода продукцию, да ещё с масштабом выпуска больше того, что выпускалось по заказам оборонного ведомства.

Справедливости ради, необходимо отметить тот факт, что к этому времени Государственный трубочный завод им. Калинина в Ленинграде уже выпускал серийно автотракторные свечи.
Но...в Пензе предстояло выпускать 40 миллионов свечей в год!!!
К этому времени в СССР, кроме Ленинградского завода, было уже освоено производство авто-тракторных и авиационных свечей на Московском заводе авто-тракторного оборудования, их годовой выпуск установить не удалось, тут же выпускались магнето и генераторы.
В августе 1930 года ВСНХ Украинской ССР постановил на Токаровском заводе на Волыни организовать производство авто-тракторных свечей, с выпуском их в количестве 250 тысяч штук к весенней посевной кампании 1932 года. Новое производство было расчитано на выпуск 2 - 3 миллионов свечей в год.
В сумме все заводы по планам должны производить в год примерно 50 миллионов свечей в год. Это же очень много.

Уместно задать вопрос, а, какое количество тракторов и автомобилей было в народном хозяйстве и в Красной Армии? Увы, таких данных найти не удалось. При этом известно, что в СССР с 1919 по 1930 годы выпускались колёсные тракторы: “Гном”; “Коломенец-1”; “Запорожец”; “Карлик”. “Карлик-1”, “Карлик-2”; “Фордзон-Путиловец” и гусеничный на ХТЗ”Коммунар”; в 1930 году начал действовать Сталинградский тракторный завод СТЗ; в 1931 году обновлённый Харьковский ХТЗ; в 1933 году пущен Челябинский ЧТЗ.
№120-5
Изображение

Изображение


В довоенное время отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства страны около 700 тысяч тракторов. К которым нужны были запальные свечи.
Нужны были свечи и для автомобилей которые предстояло выпустить строящимся автогигантам в Москве и Горьком.
Какими же свечами комплектовалась та техника которая уже эксплуатировалась? Вся та техника, которая представлена была выше работала с двигателями внутреннего сгорания - на керосине и бензине, т.е. без запальных свечей не обойтись.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

14 сентября 1932 года Ярославско Государственному автозаводу предписали собрать к 1 февраля 1933 года ТРИ опытных экземпляра дизельных двигателей, имевших странное название “КОДЖУ”, что означало: Коба Джугашвили, партийная кличка Сталина.

Вводную часть к периоду 1925 - 1940 годы сделали.
В следующей публикации познакомим Вас уже непосредственно с перепитиями освоения производства запальных авто-тракторных свечей на Пензенском заводе №50.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2223
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 08 фев 2021, 22:00

Доброй ночи!
Для справки.
Город Балаково Саратовской губернии (совсем рядом) является родиной советского трактора.
1918 год Завод Мамина выпустил первые советские трактора - «Карлик» и «Гном».


№120-6
Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 109
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение Николай Васильевич » 11 фев 2021, 11:23

ОСВОЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВТО-ТРАКТОРНЫХ СВЕЧЕЙ

НА ЗИФе
.



В фондах ГАПО, где хранится архив ЗИФа до 1940 года, нам не удалось отыскать каких-либо значимых сведений проливающих свет на время становления производства авто-тракторных свечей на заводе.

Имеются только несколько приказов и распоряжений по заводу, по тексту которых не понять о текущей обстановке на заводе, его экономической и производственной деятельности.

По сему наша реконструкция событий главным образом основана на публикациях в средствах массовой информации Пензы и в журналах “За рулём”, а так же в архивах вышестоящих организаций и ведомств того времени.

Не удалось найти и источника, на основании которого начато производство авто-тракторных свечей на заводе (Приказ или Постановление вышестоящих организаций). Ведь освоение нового вида продукции требует больших капитальных затрат и вложений, как материальных, финансовых, так и рабочих ресурсов. Такими ресурсами и финансами обладали только государственные органы власти.

Время на которое пришлось это действо, прямо скажем было не самым подходящим для завода.

Начиная с 1930 года в СССР была начата реорганизация в управлении промышленностью.

Не будем лезть в дебри этих изменений, только отметим, что, в апреле 1930 года ГВПУ(Главное Военно Производственное Управление) было реорганизовано в ОТРАСЛЕВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, которых стало - 33. Одно из 33-х Объединений называлось “ПАТТРУБВЗРЫВ”, которое объединяло и руководило заводами производящими : патроны, дистанционные трубки, взрыватели и взрывчатые вещества. Этих заводов было - 17, среди них и завод №50 Пензы.
По всей вероятности из “Паттрубвзрыва” и исходил документ, которым предписывалось заводу начать выпуск свечей.

Мы не будем заострять внимание на конструкции и видах свечей, поскольку всем ясно, что без запальной свечи ни одна машина оснащённая двигателем внутреннего сгорания без неё не двинется с места. Свечи же, при всём разнообразии конструкций и компоновок, выполняли одну и ту же функцию - воспламенение топлива подаваемого в блок цилиндров.
Приведём только эскиз устройства свечи и назовём марку с которой началось производство:


№120-7
Изображение


Марка: Д - 15/20.


Тем временем по Пензе пошла молва о том, что в городе будет строиться завод авто-тракторных свечей. Прорабатывая подшивки газет того времени за каждый день, находим первое упоминание и первую же публикацию от
5 сентября 1931 года в газете “Трудовая Пенза” в которой громогласно заявляется - “ Пенза будет иметь завод авто-тракторных свечей”.

Приводим статью тезисно.
В статье излагается о том, что программа на первый 1932 год выпуска составляла 4 миллиона свечей, а, на 1933 год уже довести до 10 миллионов и 5 миллионов запасных сердечников.
Нового строительства вестись не будет, а разместят завод в только что построенном корпусе отдав 2 этажа.
Необходимо подобрать из действующего ресурса, изготовить вновь оборудование силами завода и привлечь с других предприятий 50 единиц.
Набрать до 4-х тысяч рабочих.

Срок изготовления первой опытной партии в 1500 штук был установлен 1 октября 1931 года.

Не будем пересказывать всё то о чём писалось. Но дело освоения было не простым. Сказались: новизна производства; отсутствие кадров; недостаток оборудования и материалов и другое. И вообще успех будет только в том случае, если: ...”в строительстве нового завода примет вся рабочая масса велозавода (только что получил это название), если партийные и профсоюзные органы сумеют возглавить изобретательную мысль масс, сумеют возглавить большевистские темпы работы. ..... Большая работа предстоит в том отношении, что, не только завербовать рабочих, но и подготовить для них жилища, обеспечить хотя бы минимальное удовлетворение их культурно - бытовых потребностей”.

При этом уже 20 сентября 1931 года в той же газете “Трудовая правда” читаем: ...” Необходимо сейчас же готовиться к торжественному пуску завода. Пуск завода должен пройти, как дело большой политической важности. Нужно чтобы он вызвал новую волну энтузиазма и инициативы, новую волну социалистического соревнования и ударничества. Горком ВКП(б) заслушал доклад т.Соколовского - директора, о подготовке к пуску нового завода и предложил парторганизации велозавода обеспечить выполнение задания.

Парторганизация велозавода решение горкома должна выполнить полностью
”.

Ни больше, ни меньше - выполнить! Чисто-конкретно.

По мере приближения к установленному сроку начала выпуска свечей возникают новые сложности и потребности необходимые для устойчивой работы завода. О них говорит директор завода т. Соколовский на президиуме горпрофсовета. Вот как об этом событии пишется в “Трудовой правде” от 30 сентября 1931 года (фрагменты):

...Сейчас перед заводом стоят большие затруднения в кадрах. Мы не имеем квалифицированной рабочей силы, мы не имеем руководителей будущего завода.

...Для выработки свечей нужна калиброванная сталь и железо, а их изготавливает только один завод в Союзе.

...Плохо с импортным оборудованием. Сложное заводское оборудование уже расстанавливается. Оно обеспечит в 32 году выпуск 2 млн.900 тысяч свечей. Заводу нужно много мелкого оборудования. Оно было заказано на других заводах, но получен отказ.

...Особое затруднение может быть встречено с рабсилой. В 1932 году для всего завода нужно около 14000 человек. Вся общественность города должна помочь велозаводу.

Ещё хуже с жилищами для рабсилы. Завод развёртывает строительство, но оно встречает препятствия. Заводу надо 50 миллионов кирпича, тогда как заводы Пензы дают только 12 миллионов
. (Полагаю, что это строительство было при формировании улицы Автосвечной, ныне улица Леонова).

...нет цемента, нет бутового камня.

... В целях экономии жилищ должна пойти на помощь железная дорога, установив курсирование рабочих поездов для подвоза рабсилы за 40 вёрст по всем направлениям.

...Необходимо выявить дома лишенцев, кулаков бежавших из деревни, спекулянтов и так далее. Рабочие предприятий должны требовать закрытия всех церквей в Пензе, для того, чтобы не сорвать строительства жилья для велозавода. ...”.


Вот так!

Теперь немного об экономической составляющей этого проекта:

Трудовая правда” от 7 ноября 1931 года.

“...Нам свечи, ввозимые из Германии и Америки, обходятся в 1 рубль золотом штука.

В 1933 году пензенскому заводу свечи обойдутся в 75-80 копеек штука. Экономия на каждой свече в 25 копеек плюс возможность не вывозить золото за границу. А ведь завод уже в 1932 году изготовит 4 миллиона свечей, т.е. оставит в кошельке СССР 4 миллиона рублей золотом. В 1933 году завод сбережёт стране уже 10 миллионов рублей, А в 1934 - 35 годах целых 40 миллионов золотых рублей.

...При хорошем качестве свечей - 40 миллионов будет вполне достаточно для нужд всех автомобилей и тракторов СССР...”.

О качестве. Закупаемые за границей свечи от “БОШ” и других производителей имели ресурс работы в 1000 часов.

Велозавод приступив к освоению свечей и ещё не выпустив ни одной штуки, уже принял обязательство довести ресурс работы свечи с 700 часов до 1000. (700 часов видимо было регламентировано технической документацией).

Преодолевая все невзгоды и лишения, муки и страдания, руководству заводом удалось сформировать коллектив из числа комсомольцев завода, добровольцев и посланцев из комсомольских организаций Пензы, которые и явились костяком вновь создаваемого коллектива.

И, вот...

Наступил день открытия завода авто-тракторных свечей на пензенском велосипедном заводе - 23 ноября 1931 года.

Лента перерезана. Моторы включены. Победный гул станков смешивается с праздничным тушем оркестра. На потолке вспыхивают гирлянды электрических ламп. Вдоль главного прохода сверху - боевые лозунги нового завода:

“Будем бороться за овладение новой техникой”;

“Добьёмся 1000 часов работы свечей”;

“Да здравствуют большевистские темпы”...

Звучат здравицы и рапорта от работников завода, секретаря горкома ВКП(б), от секретаря крайкома комсомола и других.
Вносится предложение присвоить автотракторным свечам пензенского завода название “КОМСОМОЛКА” и послать телеграммы ЦК ВЛКСМ; Объединению “Паттрубвзрыв”; крайкому и другим”.


№120-8
Изображение

№120-9
Изображение


Так описывала это событие газета “Трудовая правда” 24 ноября 1931 года.

Спустя год...

Газета “Рабочая Пенза” от 14 сентября 1933 года.

Фрагменты из статьи секретаря парткома велозавода т. АЕРОВА.
Изображение

... Программа по авиасвечам (за истекшие 10 месяцев освоено производство и авиасвечей) не выполняется из месяца в месяц. План первой сентябрьской пятидневки оказался тоже сорванным. Руководство цеха одно время сигнализировали, что работа затрудняется из-за недостатка прессов для вырубки слюды. Со стороны завода были приняты меры к достаточному изготовлению прессов. Однако с 24 августа до 5 сентября ни один из прессов не пущен в работу. Теперь руководители автосвечного заговорили о недостатке рабсилы. Это отчасти верно, но дело в том, цех не принял достаточных мер к разрешению этого вопроса...”.

Фрагмент уже из другой статьи, того же Аерова:

“ Автосвечной цех допускает в работе большой брак. Портится материал, отвратительно организовано рабочее место. Нет индивидуального учёта брака, в результате чего затушёвываются подлинные причины плохой работы цеха.

Недавно был случай “найдена” солидная партия свечей, которая нигде и никем не была учтена”.

В годовом отчёте завода за 1936 год найдено, что было выпущено 3 миллиона 380 тысяч 800 штук свечей, без учёта их назначения.


Из приведённых фрагментов видим то, что секретарь парткома завода, выражаясь спортивным “языком,” стоит над схваткой. Он указывает на ошибки, но считает себя непричастным к этим событиям. О производстве говорит - это там у них, такие события происходят, я же всё вижу!

А, Вы говорите - Сталина на Вас нет!

Ладно - хорошо... а то далеко зайдём.

Средства массовой пропаганды, ой, описка, следует читать : средства массовой информации, постоянно напоминают гражданам о таком большом событии в жизни промышленного производства, как освоение автотракторных свечей в СССР.

Журнал “За рулём” июль 1934 года, пишет:

Опустим здесь описание свечей иностранного производства.

Свечи нашего производства:

Производство свечей у нас, в СССР, началось лет 5-6 назад на опытном заводе “Автосвеча”.

В настоящее время свечи выпускают завод им. Калинина в Ленинграде и автосвечной завод в Пензе. Массу для изоляторов им поставляет завод им. Ломоносова (Ленинград).

Все свечи нашего производства застандартизированы за №5257. Стандарт этот обязателен для автомобилей и тракторов с 1 июля 1933 года, а для ГАЗ и ЧТЗ с 1 января 1934 года. Размерами подлежащими стандартизации, являются: габаритные и присоединительные размеры, резьба ввёртывающейся в цилиндр, а также размеры ключа для свечей. Верхняя часть стандартной свечи имеет метрическую резьбу М18х1,5. Корпус свечи стальной. Относительное удлинение - не менее 15%. Твёрдость по Бринелю - 140.

Качество нашей продукции выпущенной заводом им. Калинина не особенно высокое ввиду плохой изоляции, состава электродов и герметичности. Учтя все эти дефекты, завод провёл ряд мероприятий по улучшению качества свечи: удлинён изолятор, резьба под стержень смещена вглубь изолятора, введена глазировка изолятора в месте соединения с уплотняющим кольцом и ряд других усовершенствований.

При выпуске первой партии свечей вопросом большой важности являлся выбор типа электрода. Ставить электроды из никелевой проволоки, как у западных производителей не имело смысла, кроме того для этой цели у нас не имелось соответствующего оборудования (отсутствие специальных электропечей).

Выходом из положения была попытка создать свой сплав, не отличающийся по своим качествам от заграничного. Для испытаний было предложено два типа электродов:

а) железо покрытое хромом;

б) железо покрытое алюминием (алитирование), по способу профессора Сальдоу.

Свечи с новыми электродами подвергались испытаниям в полевых условиях работы. Вследствие того, что хромирование железа производится при очень высокой температуре в 1300*С, испытаны были свечи с алитированными электродами. При испытании оказалось, что алитированный электрод обладает стойкостью в 1100-1400 часов и превосходит норму стандарта в 1000 часов. Таким образом , процесс алитирования отвечает своему назначению, и на основании полевых испытаний было решено перейти на массовый выпуск свечей с электродами этого типа. Боковые электроды были изготовлены из мягкого железа с содержанием углерода около 0,11% и алюминия около 3%. Эти электроды при испытании тоже удовлетворяли требованиям стандарта.

Вопрос производства с нашими электродами был разрешён после этого в положительную сторону, избавив заводы от покупки дорогостоящего никеля”.

Автор: А.Родионов.




Вернёмся на завод.

Мы забыли сказать о том, что первыми выпущенными на велозаводе автотракторными свечами были свечи типа: Д 20/20 и Д 15/20.

Затем их номенклатурный ряд был расширен, было освоено производство авиационных свечей.

Был в “Свечном” цехе свой орган печати - газета с названием “Свеча”. В этой газете отражались все успехи и недостатки в работе коллектива цеха.
№120-10
Изображение



За совершенствование конструкции и технологических процессов автотракторных и авиационных свечей и выполнение плановых заданий в годы войны работникам завода Киселёву (главный инженер) и Джанполадову (начальник автосвечного цеха) была присуждена Сталинская премия.

Сколько было изготовлено разного рода запальных свечей за 15 лет их выпуска на велосипедном заводе в Пензе, установить не удалось. Полагаем не менее 50 миллионов.

В 1946 году производство свечей передали на один из тракторных заводов СССР.

Пройден ещё один этап из жизни завода.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2223
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Музей боевой и трудовой славы завода ЗиФ

Сообщение expedA » 14 фев 2021, 20:50

Доброй ночи! Материалы, представленные выше, будут считаться основными в нашем виртуальном музее по теме "Свечное производство на заводе ЗиФ". Большое спасибо Николаю Васильевичу. :spsb:
Далее будем просто прибавлять фотоматериалы и текстовую информацию.
Сегодня, продолжая разбирать собранный мусор из развалин музея в 2019 году, очистил несколько негативов для данной темы.
№120-11
Изображение

№120-12
Изображение


№120-13
Изображение

Группа работников свечного цеха 1938 год.

Пред.След.

Вернуться в Музеи Пензенского края



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1