100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Модераторы: expedA, expedT

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2457
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение expedA » 18 май 2022, 17:40

Добрый день! Завтра отмечается столетие нашей пионерии. Замечательная подборка материала
о советской пионерии на сайте С.Ю.Пономарёва http://radiodk.ru/dom-kultury/istoriya-pionerskoj-organizacii-v-penzenskoj-oblasti-beseda-s-sotrudnikami-gosudarstvennogo-arxiva-svetlanoj-petrinoj-i-maksimom-buryakovym-foto-iz-arxiva-i-shishkina.html
Фотографии из коллекции И.С.Шишкина.
Изображение

Изображение

Изображение



Изображение



Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2457
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение expedA » 18 май 2022, 18:36

И моё дополнение.
Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2457
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение expedA » 19 май 2022, 12:53

Добрый день! Поздравляю с праздником! Все мы остаёмся пионерами,следопытами,
первопроходцами. Персонажи "Скотного двора" Д.Оруэлла нам скучны. Воспоминания С.Г.Кара-Мурзы о 1950-х, о пионерии :
Все мы в школе были пионерами. Во время перестройки наговорили много ерунды об этой организации, раздули миф. Никакой идеологией нас не давили, а пользы было много. Прежде всего, это был способ соединить нас со старшеклассниками. Были у нас вожатые и что-то вроде шефов из старших классов. Это было большое дело. Зря только, думаю, разводили псевдодемократию – выборы всяких председателей отрядов и т.д. Не нужно это детям, лучше бы учительница назначала с общего согласия. Все равно она решала. Но и особого вреда в наше время от этого не было.

Самое полезное дело, что делалось через пионерскую организацию, на мой взгляд, была помощь «отстающим». Об этом тоже много всяких глупостей наговорено. А это было, я думаю, великое дело нашей школы. У нас в классе я бы затруднился назвать кого-нибудь глупым или неспособным. Но тип мышления был у всех очень разным. А школьная методика, как ни крути, была нацелена на некоторый средний тип. И многие ребята не ухватывали ее суть, не успевали освоить способ обучения. Отставали и начинали бояться, все сильнее и сильнее. Начинали считать себя глупыми. У учителя не только времени не было всем им помочь, его такие ученики начинали стесняться, и он им уже ничего не мог объяснить. Тогда пионерам поручали им помочь. Пионер – общественный человек, ему можно поручить.

Это считалось справедливым и никак «отстающего» не обижало и не угнетало. Ребята, которые благодаря этому преодолели свое отставание и «вскочили на поезд», составляли, думаю, очень большую часть учеников. Это нашу школу вывело вперед.

Помню, мне поручили помочь одному новенькому, татарину. Он, видно, только что приехал с матерью из глубинки, неважно знал русский язык и находился в состоянии паники. Он ничего не понимал и думал, что он дурак. К тому же был невероятно сильный, как-то ненормально. И это его угнетало, он, наверное, в этом видел признак своей глупости. А на самом деле был нормальный мальчик, как все. Когда мы вместе занимались, он просто успокаивался. После затраты больших усилий на самые первые темы, которых он не понял и «отключился», он начал догонять. Ухватил какую-то суть. Он жил в подвале с матерью и она, видимо, мечтала, чтобы он учился, от чего его паника лишь усиливалась.

Вообще, мне кажется, наша классическая школьная программа, по которой мы учились, была очень хорошей. Она так была построена, что неявно давала как раз способ познания, нить для собственных рассуждений. Я думаю, она стала бы еще лучше, если бы эту ее часть сделать более явной. Если бы учителя объясняли ученикам, что думать – это тоже труд, и навыки его надо специально осваивать и отрабатывать. Этой простой вещи почему-то не говорят, а сама она в голову мало кому приходит. Но к 80-м годам и саму основу программы, по-моему, сильно подпортили. Я смотрел, как мои дети учились, и расстраивался. Не все новое лучше старого.

Но если вернуться к помощи «отстающим», то главную пользу, конечно, получали как раз те, кто, как недавно говорили, «тратил свое время» на эту помощь. Какая глупость! Я уж не говорю о морали. Глупость потому, что нет лучшего способа самому хорошо понять какой-то вопрос, чем доступно объяснить его другому. Это была огромная роскошь – товарищи доверчиво выслушивали объяснения «помогающего», задавали ему вопросы, заставляли прилагать усилия. Я думаю, что практически все лучшие ученики советской школы, ставшие потом лучшими студентами и специалистами, достигли своего уровня именно потому, что «помогали отстающим». Сошлюсь на свой личный опыт и ощущения, начиная с восьми лет.

Я учился хорошо, хотя и не блистал. По типу был скорее тугодум, на лету не схватывал, но материал осваивал. И мне стали поручать позаниматься то с одним, то с другим «отстающим». Насколько я помню, я сам быстро оценил, какое это для меня благо, никто мне такой мысли не подавал. С первых же шагов выяснилось, что сам я не очень-то глубоко понимаю многие вопросы. Одно дело отбарабанить что-то близкое к тексту у доски, решить по данной схеме задачку. Другое дело – объяснить человеку, который не понимает. Причем учителю он стесняется сказать, что тот объясняет туманно, а тут скажет прямо: мол, давай, Мурза, объясни толково, не понимаю.

И приходилось думать, искать подходы, даже изобретать. Во многих случаях я со страхом убеждался, что сам ничего не понимал. Ненадежны были мои знания, в любой момент могли подвести. Никакой учитель никогда этого бы так наглядно мне не показал и устранить дефекты не заставил бы, как мои «непонятливые» товарищи. В этом смысле система оценок даже была вредна. Я, например, отвечаю у доски, говорю что-то, похожее на текст учебника, но учитель чувствует, что я «плаваю». И он ставит мне «четверку»: «Садись, сегодня ты недоучил». Как это недоучил? Зачем четверку? Ведь я же на самом деле ничего не понял из темы, а заучить-то как раз заучил. Мне двойку надо ставить, а не четверку. Мне лично повезло, что я такую четверку как раз и считал двойкой – сам видел, что не понял темы.

И еще одна сторона этого дела, которая мне помогла прочнее встать на ноги. Я повидал жизнь очень многих семей моих одноклассников. Обычно я ходил заниматься к ним домой, видел разные стили жизни, семейных отношений, разговаривал с их родителями, братьями и сестрами, ел с ними, ругался. Большинство жили трудно, относились друг к другу бережно, самая большая беда «отстающего» была в том, что огорчается мать.

Приходилось бывать и в домах наших хулиганов, которые, как я говорил, построили в школе свой особый мирок, центр которого был вне школы, в более или менее преступных шайках. Кто-то из них оттуда уходил в «общество», но по-моему, таких было немного. Жили они по-особому, и возникало впечатление, что они враждебны общему типу жизни. Это были как бы диссиденты «снизу». Например, поражало, что многие из них долго спали – придешь в полдень, дома три брата и все спят. Наши хулиганы по типу лица, осанке, стилю одежды были какими-то вненациональными, горбоносыми, как особый народ. Какие-то казаки в городе и враждебные городу. Тогда, в младших классах, они жили в бедных домах и бараках. Уже потом, когда появились «стиляги», между ними образовалась связь, какой-то социальный мостик. Часть стиляг, из «высших слоев общества», одновременно входила и в сообщество хулиганов. Но это позже.

Начиная с четвертого-пятого класса к нам стало поступать довольно много новеньких из «генеральского» дома. Может, они до этого были где-то по заграницам? Из них потом и образовались стиляги. Это все были ребята способные, но пока что кое-кто из них плохо учился, так что я в качестве «помогающего» и в их квартирах побывал. Публика это была особенная, ранее не виданная. В общем, был я в младших классах бродячим полу-учителем, чему очень рад.

Мы в те годы очень много времени проводили на улице. Сказать «его воспитала улица» – это не сказать ничего. Улица могла воспитать очень хорошо – каждый из нее брал, что хотел. Всегда нам не хватало времени, дела были срочные, мы часто бежали по улицам стаей, иногда довольно далеко – ареалы были большими. О скуке не было и речи, все неизбежные работы, типа подготовки уроков, приходилось делать четко, не теряя ни минуты. Сейчас приходится удивляться, как много нам давала советская система. Была масса кружков, секций и т.д., и ими пользовались очень многие из нашего поколения. И тоже очень сжато. Пошел я, скажем, в Дом пионеров – через улицу. Побыл год в столярном кружке, освоил главные инструменты, порадовался доскам и стружкам – и все. Столяр наш расстраивался, сердился. Нет! До свиданья, Василий Петрович, пойду в Клуб юных автомобилистов.

Тогда довольно много ходили в кино, а уж по воскресеньям, на детский сеанс за 10 копеек – обязательно. Хорошие были советские фильмы. Во время перестройки их ругали. Ах, «Кубанские казаки» приукрашивали действительность. Какая тупость! Даже непонятно, всерьез ли эта ругань. Люди моего детства, по-моему, были намного умнее. Они различали идеальный и реальный миры и умели полноценно жить в обоих, их не смешивая. Даже говорить о глупости наших антисоветских гуманитариев стыдно.

Было много и иностранных хороших фильмов. Сначала шли титры: «Этот фильм получен в качестве трофея…». Каждый раз приятно было читать. Кинотеатров в нашей доступной округе было немного, три или четыре. Но было много Домов культуры – местных заводов. Тогда мы к ним привыкли, а теперь люди отвыкают и скоро знать не будут, что это такое. На Западе такого явления нет, а оно для нас было очень важным. Прекрасные здания, и чего там только нет. И пение слышится, и скрипка, и художники натюрморт пишут. Да, многие жили в старых деревянных домах и бараках, но после работы могли пойти и писать маслом картину, а сынок их играл на скрипке или мандолине. Неоценимая отдушина, и давало силы. Эти Дома культуры были частью нашего быта, причем для всех без исключения. Туда и театры приезжали, и поэты. В бывшем ресторане «Яр» был прекрасный зал, роскошь изумительная. Там зимой была елка, на нее все мы в нашей округе ходили, редко-редко кто не был. В соседнем, театральном зале бывал в каникулы театр кукол, тоже все ходили. Живет мальчик в бараке, а сидит на бархатном кресле у мраморной стены, смотрит на сцену. Таков был его быт.

Когда человек привыкал быть в такой обстановке, это его сильно поднимало. Я бы сказал, что у нас тогда было очень развито правовое сознание – вернее, сознание наших прав. Не в законах было дело, а в том, что люди себя уважали – согласно своим представлениям о достоинстве. Многие мальчики только не умели этого выразить, но если что, упрутся, смотрят исподлобья и твердят: «А чего? А чего?». Я был покладистее прочих, но и то упирался, если мои права нахально ущемляли. Помню, к «Яру» пристроили здание, точь-в-точь по стилю. Стала гостиница «Советская», для высших чинов. Аденауэр там жил, потом Неру с дочерью Индирой Ганди приехал. В окне там была маленькая вывеска – «Парикмахерская». Я говорю приятелям: пойдем, пострижемся. Мы стриглись наголо, в бане, за 10 копеек. Можно было и чуб отпускать, но лишние хлопоты.

Пошли мы в гостиницу. Там мрамор, позолота, фарфор. Парикмахерская – чудо тогдашней техники и дизайна, накрахмаленные простыни. Парикмахер на нас: «Вы куда, шпана?». Стричься! «А ну вон отсюда, идите в баню!». Ребята меня тянут, мол, пошли отсюда, Мурза. Я уперся и говорю: «Пришел стричься. Отказать не имеете права, потому что вывеска на улице. Стригите». Он удивился, посадил и говорит, чтобы уязвить: «Ладно. Но учти, если хоть одну вошь найду, уйдешь наполовину остриженный». Я про себя усомнился, что он имеет право так строго наказывать. С другой стороны, может, завтра в этом кресле будет Джавахарлал Неру стричься, а тут вошь. В общем, для компромисса я принял условия парикмахера. Постриг он меня, а вывеску сняли.

Но все же центром нашей детской жизни у всех была семья. Жизнь без отцов – особый тип жизни. Сейчас этого не понимают, и во многом поэтому судят о том времени превратно. От этого непонимания, чувствую, многие наши беды происходят. Но это – трудная тема, не буду ее касаться. А вот попроще – наши семьи тогда были расширены, раскрыты. Часто люди ходили друг к другу, могли и поесть, и запросто остаться ночевать. Всегда было что-то наготове, чтобы постелить на полу. Это было общее свойство, и это очень облегчало жизнь в тяжелую минуту.

У нас дома часто подолгу жили родные и друзья родных. Когда получил комнату муж моей тети, они уехали, уже с двумя дочерьми. Мать работала преподавательницей и приводила жить у нас то одну, то другую девочку. Она видела, что какая-нибудь студентка-первокурсница из глубинки ошарашена Москвой, пригорюнилась, деньги с непривычки растратила. Она такую ведет домой, та месяц-другой в домашней обстановке отдохнет, петь начинает. Тогда можно и обратно в общежитие. Придешь домой – сидит другая в валенках, съежилась. Мать была человек довольно суровый, не в отца своего пошла, а в мать. Все эти студентки, что дома у нас бывали, хорошо закончили учебу, стали специалистами, разъехались. Пока мать не умерла в 1984 году, получала от них письма, как от родственников. И меня они вспоминали.

В начале 50-х годов жизнь как-то резко успокоилась, и стал нарастать достаток. Этого тоже ждали и не удивились – люди очень много работали и мало потребляли. Поэтому хозяйство быстро восстановилось. Цены регулярно снижали, и очень ощутимо. На уровне нашего детского сознания мы были уверены, что Сталин нас любит. Мы это видели по множеству признаков ежедневно. Мы были уверены, и об этом совсем не думали. Но, не думая, и мы в массе своей Сталина любили. Что бы там ни говорили сегодня всякие краснобаи, а был у нас недолгий период взаимной скрытой любви между большинством народа и властью. Официальная любовь и преданность, знамена и барабаны к этому не касаются, я говорю о скрытой, редко выражаемой любви. Возможно, другого такого периода не было и не будет.

В 50-е годы начиналась какая-то новая жизнь, и Сталин умер.

Из книги "Советская цивилизация"



Пионерии уже не будет, т.к. это другая цивилизационная матрица жизни.





Изображение
Читать: http://dl.liblermont.ru/DL/November_19/Turistskie_marshruty_po_Penzenskoj_oblasti.pdf/download/Turistskie_marshruty_po_Penzenskoj_oblasti.pdf

Изображение

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение Николай Васильевич » 19 май 2022, 19:53

И моя "ложка дёгтя" в это светлое событие. Может показаться странным, но я тоже состоял в пионерской организации. Что вспоминается? Да - ничего. Пассивен был в общественных делах, считал - баловством. Хотя и Законы пионерии знал и торжественное обещание давал... Ну не зацепило меня это движение, а может быть не дошло до моего неокрепшего ещё сознания идей великого предназначения юных строителей коммунизма. Так вот случилось. Пытались ли старшие "вдолбить" эти идеи? Нет. И, это несмотря на то, что мои родители были членами ВКП(б), тогда ещё не было КПСС. Ну я же никому не мешал! Так до сих пор и не научился "ходить в ногу"!
Интересна эволюция жизни торжественного обещания пионеров:
1922 Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться
28 августа 1923 г. Бюро ЦК РКСМ Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.
13 февраля 1924 г. Секретариат ЦК РКСМ Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1. Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. 2. Буду честно и неуклонно выполнять заветы ИЛЬИЧА, законы и обычаи юных пионеров
9 июня 1928 г. Бюро ЦК ВЛКСМ Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича — Законы ЮП
из книги издания 1950 г. Я, юный пионер Союза Советских Социалистических Республик, перед лицом своих товарищей обещаю, что буду твердо стоять за дело Ленина—Сталина, за победу коммунизма. Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей социалистической Родины.
из книги издания 1954 г. Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю быть верным заветам Ленина, твердо стоять за дело нашей Коммунистической партии, за победу коммунизма. Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей Советской Родины
13 декабря 1957 года Бюро ЦК ВЛКСМ Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.
17 марта 1967 года. Бюро ЦК ВЛКСМ Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза.
10 июня 1986 года. Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза.
По всей видимости меня в пионеры принимали в 1957 году.
По тому как проходят эти "торжества" и активно муссируется эта тема, видимо готовятся к возрождению этого движения и встраиванию его в капиталистическое общество.
Что ж, будем наблюдать!

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1011
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение expedT » 19 май 2022, 22:50

В моем детстве это было "само-собой разумеющимся": в 1 классе принимали в октябрята, в 3 классе в пионеры, в 7-8 в комсомол (там было строго по возрасту - не раньше 14 лет, а в пионеры - могли глаза закрыть, что еще 10 не исполнилось). Еще в 7 классе была разновидность "старшие пионеры" с немного другим значком. Переход на следующую ступень был желанным и волнующим, а потом - рядовые будни, ведь все одноклассники тоже были пионерами. Формула "пионер - всем ребятам пример" в то время уже не работала. А вот зачем надо заниматься общественной работой, я поняла ближе к 40 годам, когда уже почти никому из окружающих и мысль-то такая в голову не могла прийти :) В школе такие вещи до сознания не доходили.
Оглядываясь назад - все-таки хорошо и правильно, что мы были пионерами, искренне верили в идеалы справедливого общества. Невозможно возродить что-то подобное сейчас - когда частная собственность, спекуляция и погоня за прибылью не преступление, а навязываемая людям норма. Скаутов каких-нибудь можно получить, но не пионеров.

Участник
Аватар пользователя
Сообщений: 222
Зарегистрирован: 04 дек 2019, 22:02
Имя:

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение Николай Васильевич » 20 май 2022, 17:43

Никак не успокоюсь. Реплика Татьяны - "в моём детстве это было "само - собой разумеющееся" "... заставила задуматься. Видите, эта ситуация возникла спустя примерно 60 лет, после того как возникло пионерское движение, была уже обыденным явлением. В это же время росли и наши дети - Павловы.
Вот мне и подумалось, что же явилось толчком для создания такой организации? Много перелопатил, нашёл несколько объяснений, объяснений неубедительных, порой абсурдных. Но одно из них мне показалось логичным:
"Предпосылкой создания пионерии стала социальная ситуация в стране, где в 1917-1922 годах шла Гражданская война. В результате боевых действий и голода более 2,5 миллиона детей остались сиротами. Их нужно было не только взять под крыло, по и воспитать в общей идеологии, необходимой для того времени. Так и появилась идея создать детскую коммунистическую организацию, предложенная Надеждой Крупской".
Вот тут цель видна и явно достигла того на что была направлена, коли получила такое широкое развитие на десятилетия.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2457
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение expedA » 21 май 2022, 15:15

Добрый день! С.Ю.Пономарёв добавил вторую часть передачи о пионерии. http://radiodk.ru/
К 100-летию Пионерии. Воспоминания одной из первых вожатых Клавдии Мельниковой-Сухановой, история пионерских песен, репортаж с открытия Дворца пионеров и школьников.


Из коллекции фотографий Игоря Сергеевича Шишкина.
Изображение


Изображение

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение
Первый пионерский лагерь на западной поляне (ипподром)
.

Изображение


Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2457
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: 100-лет Пионерской организации им В.И.Ленина

Сообщение expedA » 23 май 2022, 18:23

Николай Васильевич » 19 май 2022, 19:53
1922 Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться
28 августа 1923 г. Бюро ЦК РКСМ Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира

Интересная подборка. Даже в этом видны уши Коминтерна, а сейчас это называется глобализм.
Нет, гражданская война в России будет ещё не один век. :( Это позиционное противостояние.

Вернуться в История Пензенского края (ХХ-XXI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1