Мосты губерний-памятники архитектуры

Модераторы: expedA, expedT

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Барс » 14 май 2019, 20:27

Полностью с вами согласен,это не железнодорожный мост.Слышал байки про этот "Красный мост",что там то ли полноценную железную дорогу,то ли узкоколейку хотели тянуть и забросили,но по конструкции мост не подходит даже для узкоколейки.Мост явно типовой,стандартный.Есть одно старое издание ,все его тома оцифрованы и есть в свободном доступе :Е.О.Патон Железные мосты 1-4 т. 1903-1909 г. (если надо ссылки сброшу,все рабочие),такие мосты применялись как для ж/д сообщения ,так и для гужевого транспорта.Есть три даты строительства этого моста -1898 г.,1905 г., 1910 г. Пока попался похожий в США.http://static.logbookexplorer.com/photo ... -large.jpg

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 16 май 2019, 22:22

Спасибо за работы Е.О.Патона, вспоминаю, как изучали его труды в институте. Хорошо написано, просто и ясно.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 23 май 2019, 22:26

О бурном строительстве мостов в 1912 году говорит ещё один объект, мост в Саранске.

В окрестностях я уже насчитал четыре таких моста: в Лопатино, в Поиме, в Инжавино (Тамбовск. обл.) и в Саранске.

Участник
Сообщений: 155
Зарегистрирован: 09 авг 2018, 14:30
Имя: Владимир

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение Барс » 23 май 2019, 23:47

Бывало по всякому.Мост через Ворону в районе Инжавино ,история. https://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2016 ... 527462.jpg
Кривой мост Тамбов.https://marina-klimkova.livejournal.com/193240.html https://marina-klimkova.livejournal.com/193897.html

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 26 май 2019, 23:05

Добрый вечер. Немного покопавшись в исторических документах, и совершив пару тематических вылазок по области, решил вернуться к дорожным инженерным сооружениям, построенным за один 1912 год на территории современной Пензенской области. Картина вырисовывается следующая.
В России, как и в других странах, используются общественные работы, как помощь для населения в трудные времена. Наряду с вещевой и продуктовой помощью для восстановления нормальной жизни выделялись деньги для производства работ по улучшения жизни в городе или в сельской местности. Эти деньги, заработанные людьми, оживляли торговлю и производство, а вместе с тем улучшали условия жизни местного населения. Размеры такого попечительства были в России незначительные. Вот пришёл 20 век, во властную элиту приходят новые люди и начинается движение, направленное на подъём экономики России, как сельскохозяйственной державы. Министерство земледелия потребовало себе подчинения ряда подразделений других министерств, в том числе министерства финансов. Разразившийся голод в ряде губерний России в 1910-1911 годах стал причиной, с одной стороны, и поводом, с другой, выбить большие деньги у государства для оказания помощи голодающим и стимулирования дальнейшего развития сельского хозяйства.
Главные лица этого проекта развития сельского хозяйства - это министр внутренних дел Иван Логгинович Горемыкин и его ученики, Александр Васильевич Кривошеин и всем известный Столыпин Петр Аркадьевич.
Результаты общественных работ за 1911-1912 годы можно узнать здесь http://elib.shpl.ru/ru/nodes/49404-1911-1912-gg-kn-2-obschestvennye-raboty-1913#mode/inspect/page/7/zoom/4
Вот одна цитата. Речь идёт о периоде 1911-1912 год.
Всего по губернии (Саратовская губерния) было организовано отдельных работ 4156, общею стоимостью в 6936000 рублей, из которых население получило 82% в виде заработной платы

Теперь вернёмся в нашим мостам. Мост в селе Лопатино.
Изображение

Затѣмъ, обращаетъ на себя внимание Лапатинскiй железо-бетонный мостъ черезъ р. Узу въ с. Лапатинѣ, Петровскаго уѣзда, сооруженный местнымъ уѣезднымъ земствомъ, которое, кромѣ того, къ этому мосту устроило дамбу, съѣзды и дорогу по косогору. Мостъ имѣетъ отверстiе въ 50 саж. и имѣетъ 5 пролетовъ.
Изображение

Изображение

Опору моста составляютъ четыре желѣзо-бетонные быка на фундаменте изъ 18 желѣзо-бетонныхъ свай, связанныхъ между собой общей желѣзо-бетонной насадкой каждый; конструкцiя каждаго быка представляетъ одно цѣлое, и два устоя изъ каменной кладки на бетонномъ фундаментѣ, основанномъ на дубовыхъ сваяхъ, при чемъ фундаменты устоев ограждены шпунтовыми рядами изъ 2-хъ вершковыкъ досокъ.
Изображение

Изображение

Подъ главными балками моста, на устояхъ, имѣются : металлическiя подушки, cъ катками, причемъ принято во вниманiе сжатiе и расширенiе желѣзо-бетона при измѣненiи температуры.

Изображение

Изображение

Длина моста наверху съ консолями - 56 саж., ширина 3 саж. Высота моста посрединѣ, отъ горизонта воды до верхней поверхности проезжей части - 3,68 саж. Дамба шириной 3,5 саж., откосъ - 1:1,5. Длина дамбы и дороги по косогору - 564 саж. Мостъ, дамба и дорога по косогору закончены. Обдѣлка и укрѣпленiе дамбы, дороги и береговъ - не закончены и предполагается ихъ закончить за счетъ средствъ, испрошенныхъ Петровскимъ земствомъ у Министерства на завершенiе работъ на условiях - половину въ ссуду, половину въ безвозвратное пособiе. Всего израсходовано пo работѣ, считая стоимость заработка съ матерiаломъ свыше 69.000 р., изъ которыхъ на матерiалъ вошло 26.000 р. слишкомъ.
Добавлено 02 04 2021г.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Как строились такие мосты, можно представить по старым фотографиям
Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 29 май 2019, 21:26

Добрый вечер. На старой дороге Пенза - Лопатино между сёлами Назимкино и Наумкино имеется мост через реку Няньгу, подобный вышеописанному. Строили по типовым проектам.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



На правом берегу

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 02 июн 2019, 20:55

Добрый вечер. Продолжаю рассказ о бурной строительной и мелиоративной деятельности в южных районах Пензенской области, принадлежавших в 1912 году Саратовской губернии.
Миновав мост через реку Няньгу, старая дорога поднимается на ровный полевой участок. До села Русская Норка «рукой подать». В селе дорога спускается в глубокий овраг, внизу протекает речушка Норка. По высокой насыпи переезжаем на другую часть села.
Изображение

В насыпи в 1912 году был сооружен мост-труба, подобно вышеописанному в селе Александро-Богдановке ( см. сообщение за 27.02 2015 год).
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Фотоматериалы по устройству таких мостов.
Изображение

Изображение

Конструкция арочного моста - железобетонная труба - была использована также в Камешкирском районе на участке дороги Русский Камешкир-Новое Шаткино, через глубокий овраг;
Изображение


в Неверкинском районе на участке с.Теряевка (д.Ахматовка в 1912 г.) - с.Джалилово, через овраг Сосновый (Песчаный в 1912 г.).
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение



Железобетонное строительство в нашей провинции стало развиваться благодаря дешёвому цементу, изготовленному на Вольском цементном заводе, и доступным для добычи местным пескам. Кстати сказать, Вольские заводы в 1911-12гг. были одними из крупнейших в России по производству цемента. Точной информацией по использованию в бетоне щебня при строительстве вышеописанных мостов не располагаю. Железобетон в 1912 году стал в нашем крае популярным материалом.
Общественные работы по занятости и улучшению жизни крестьянского населения в России, проведённые как помощь в устранении последствий голода, стали инструментом развития местного самоуправления. Учёт и контроль земских и государственных органов был такой, что все пороки властного управления сводились к минимуму. Но это было только эпизодом нашей истории. Смерть Столыпина, внутренние противоречия во власти, войны отодвинули развитие крестьянской России, а значит, и нашего края, на несколько десятилетий. Мало мы знаем нашу историю.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 19 янв 2020, 22:53

Добрый вечер! Летом прошлого года мы обнаружили еще несколько мостов-труб, выполняющие функцию водоотвода с местности, по которой проложили железную дорогу Пачелма- Н.Ломов в начале 20 века
Изображение

Изображение

Подробнее о этой дороге в статье О.И.Холодкова "ПАЧЕЛМСКИЙ ТИХОХОД".
ПРИЁМКА ПАЧЕЛМСКО-ВЫГЛЯДОВСКО-ЛОМОВСКОЙ ВЕТВИ
И ОТКРЫТИЕ ПО НЕЙ ДВИЖЕНИЯ

19 января 1927 года состоялось заседание Правления Сызрано-Вяземской железной
дороги с участием представителей Пензенского Губисполкома.
Заседание было открыто в 12 часов 10 минут и закрыто в 13 часов 25 минут.
В заседании участвовали: председательствующий: Зам. УПД и Ч С. Ф. Наумов, член
Правления по технической части М.И. Игнатов, представители Пензенского Губиспокома
юрисконсульт В. З. Захаров и секретарь Е. Н. Кочуков, также были приглашённые:
И. С. Войцеховский, В. Н. Леншин, А. А. Белопольский, А. Н. Розсыпной, К. Д. Цветаев
и секретарь М. Каменецкий.
На повестке дня стоял вопрос о приёмке ломовской ветви и об открытии по ней
движения. Движение по Ломовской железнодорожной ветви официально было открыто 19 января 1927 года.
Хоть официально Ломовская железная дорога была открыта в январе 1927 года, первый пассажирский поезд прибыл на станцию Нижний Ломов из Пачелмы только летом этого же
года, его торжественно встречали многие жители города. (Сохранилось фото этого торжественного момента).
Была составлена приходно-расходная смета по эксплуатации ветви на 1927
год, и было принято, что по ветви будет ежедневно курсировать один товарно-пассажирский поезд, который состоял из части пассажирских и части грузовых вагонов.
Общий вес был принят равным 480 тоннам. Обслуживался этот гибридный состав локомотивом-паровозом серии. Движение по новой ветви ограничивалось 8-ю часами,в течение которых поезд, отправляемый со ст. Пачелмы (станция с депо), должен был прибыть на ст. Нижний Ломов и вернуться на ст. Пачелма, сделав на станциях Нижний Ломов, Верхний Ломов и Выглядовка все необходимые маневры, скорость движения установлена как для товарного поезда.
Первый состав поезда Пачелма – Нижний Ломов был гибридным (смешанным) и состоял из трёх классных пассажирских вагонов, одного багажного и 23-х товарных (гружёных) вагонов, в случае наличия порожних грузовых вагонов состав поезда увеличивался.
Грузооборот Пачелмско-Ломовской ветви в 1927 году был по тем временам довольно
приличным: отправка с Нижнего Ломова в Пачелму продукции спичечных фабрик Ниж-
него и Верхнего Ломова – 974 вагона; общество «Коммунальный трест» отправило 46 вагонов колёсного обода, 4 вагона колёс и 4 вагона бондарной клеенки.
Приход грузов в Нижний Ломов составил: хлебные грузы и зерно – 23 вагона, мясо
/всякое/ – 36 вагонов, шерсть – 3,4 вагона, спирт – 70 цистерн, посуда – 28 вагонов,полуфабрикаты – 5 вагонов, разные сельхозтовары – 47 вагонов, разный товар для коммунального треста – 26,5 вагонов, для Е.П.О.- 40 вагонов; для спичечных фабрик приход составил: полуфабрикат – 233 вагона, плашка -1 955 вагонов.
Железнодорожной милиции в то время ещё не существовало, она появилась гораздо
позже, так что для «налётчиков» было полное раздолье для грабежа проходящих поездов.
Чуть раньше, в 1920-х годах, железная дорога неоднократно подвергалась нападению знаменитых тамбовских «антоновцев» под предводительством Александра Антонова. Сам он в наших краях не был, а вот его войска под руководством Кости Громова в Ломовском и Чембарском уездах были, и в мае 1920 года «антоновцы» полностью ограбили станционные железнодорожные склады на станции Титово.
Но силы нижнеломовской милиции понемногу увеличивались, и бандитизм постепенно сходил «на нет». Последним крупным бандитом в Пачелмском районе был Василий Огнѐв, уроженец села Вороны, о котором ходили легенды среди местных жителей.
Наступал роковой день для нашей страны – 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Усилилась мобилизация граждан Пачелмского и других районов на фронт.
Нагрузка на железную дорогу возросла, почти вся продукция шла на фронт под известным
лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!». Новобранцев также отправляли на пересыльный пункт поездом до станций Пачелма и Титово. Возвращались фронтовики с войны (те, кто уцелел) также по железной дороге, также до станций Пачелма или Титово.
Но всё когда-то заканчивается, заканчивается жизнь-существование предприятий,
некогда процветавших. Свою короткую жизнь имеет и техника, а о человеке и говорить не
приходится. Имела свою историю и Пачелмско-Ломовская железная дорога, краткие эпизоды из этой истории мы видели в этом очерке. В 2019 году Пачелмско-Ломовской железной дороге исполнилось ровно 92 года со дня её официального открытия. За свои эти долгие годы видела она всякое: царский период, революцию, разгул бандитизма, подъём экономики и индустриализацию, напряжённые дни работы в тылу в военные годы 1941–1945 годов, пик расцвета деятельности железной дороги в 1960-1980 годах. Сегодня об этом остались только добрые воспоминания. Ломовская железная дорога до сих пор функционирует, только это уже не то мощное железнодорожное предприятие, «гремящее» на всю округу, которое было в советское время.
Остаѐтся пожелать нашей железной дороге как можно дольше оставаться на плаву,
а, может, и возрождения её былой славы. А наш «Пачелмский тихоход» навсегда останется в нашей памяти, как железнодорожный трудяга, прослуживший людям более 70 лет.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 1021
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 16:11
Откуда: Пенза
Имя: Татьяна Белявская

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedT » 07 окт 2020, 12:39

Здравствуйте!
Получается, что Нижнеломовской ветке "повезло", её достроили, а ряд других оказались в числе "неперспективных".
См."Декрет Совета Народных Комиссаров. О железнодорожном строительстве." от 14.10.1920. (источник http://istmat.info/node/42735 )
В изменение декрета от 13 января 1920 года Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Ликвидировать строительные управления и прекратить все работы на указанных ниже линиях широкой колеи до 1 января 1921 года.
<...>
15) Башмаково — Чембар — 48 вер.
<...>
36) Кузнецк — Хвалынск — 126 вер.
<...>
54) Мокшаны — Рамзай — 26 вер.
<...>
2. Проекты всех ликвидируемых линий с прочим имеющимся печатным и письменным материалом, необходимым на случай возобновления впоследствии ликвидируемых ныне линий, сосредоточить и хранить в Главном Комитете Государственных Сооружений Высшего Совета Народного Хозяйства.
3. Поручить Комитету Государственных Сооружений и прочим подлежащим органам сдать, а Народному Комиссариату Путей Сообщения принять до 1 января 1921 года в эксплуатацию следующие линии широкой колеи, либо открыть на них временное движение с передачей их в ведение Народного Комиссариата Путей Сообщения после установления Народным Комиссариатом Путей Сообщения состояния каждой передаваемой линии в отдельности (список тех и других с объяснением причин представляется к 1 января в Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный Комиссариат Путей Сообщения и Военному Ведомству):
<...>
41) Нижнеломовская — 31 вер.
<...>
Подписали:

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич.
Секретарь Л. Фотиева.
14 октября 1920 года.

Распубликован в № 240 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 27 октября 1920 года.


5 октября мы ездили в Белинский район, и был у нас час свободного времени, который мы решили посвятить осмотру инженерных сооружений недостроенной ветки Баашмаково-Чембар в окрестностях Поима.
Разглядывая спутниковые снимки, мы предположили 2 места, где могли бы находиться инженерные сооружения:
1) возле леса на юго-западной окраине Поима
Изображение
Изображение

2) небольшая запруда в 4 км западнее Поима
Изображение

Наши ожидания оправдались.
В лесу, между трассой Пенза-Тамбов и дорогой на Поим, сохранилась насыпь, по которой проходит лесная дорога. На опушке леса насыпь обрывается.
Внизу видны две бетонные трубы, от времени местами поросшие лишайником.
Изображение
Внутри большей из них протекает ручей шириной 1,5-2 метра - как мы узнали позже, речка Качетверть.
Изображение
Изображение
Меньшая труба, наверное, "про запас", на случай паводка, или там было еще одно русло?
Длина труб более 30 метров. На противоположном берегу видно продолжение насыпи. Возможно, она была достроена, а за прошедшее время (более столетия) её размыло так, что остались только бетонные трубы. А может быть, учитывая "необработанные" края труб, они так и не были засыпаны землей.
Изображение
Уже дома в интернете прочитали, что рядом есть родник - возможно, дорога вниз вела именно к нему. Но мы вернулись назад и через Поим выехали к продолжению насыпи.
В зависимости от рельефа, насыпь кое-где еле возвышается над полем, а в оврагах высота достигает 10 метров.
Остановившись у запруды, мы спустились вниз и увидели бетонную арку, подобную ранее опубликованным в этой теме.
Изображение
Именно ее вид навел меня на мысль о том, что, возможно, насыпь через Качетверть не была доделана, т.к. там нет такого обрамления, которое должно препятствовать осыпанию земли.

Модератор
Аватар пользователя
Сообщений: 2476
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 18:36
Откуда: Пенза
Имя: Андрей Нугаев

Re: Мосты губерний-памятники архитектуры

Сообщение expedA » 01 фев 2021, 22:08

Доброй ночи! Предлагаю воспоминания Аркадия Астахова из газеты Александра Митрофанова "Ветер странствий" №156 за январь 2021 года.
Изображение
Аркадий Астахов


МОСТЫ МОЕГО ДЕТСТВА


Изображение
Фото из архива Г. Волкова.



ШУИСТИНСКИЙ МОСТ

История Шуистинского моста со слов моего деда. С левого берега тянулась дамба, в конце её укладывались брёвна, на них - доски. В общем, строили мост. Иногда летом, после ливней, дамбу кое- где размывало. Короче, переправа делала своё дело, дорога в сторону Куйбышева в любое время года работала. При строительстве моста дамба очень помогла. Мост-красавец был сдан в 1945 году (месяц не знаю). Это было большое событие для нашего города!
А ещё раньше вбивали много свай, и на них строили мост, но весной всё уносило водой. Иногда зимой мост разбирали, а в мае-июне снова восстанавливали. Очень неудобно.
Мне повезло. С рождения я жил на улице Чехова, что за валом. Наш дом находился между улицами Сурской и Огородной. Ни той, ни другой сейчас в былом виде нет. Большой Сурский мост проходит как раз по моему дому. С 5 лет я кое-что помню. Плавать начал с шести. По-другому нельзя – стыдно, засмеют!
Первый раз, знакомя меня с мостом, дедушка шёл к другу, на ту сторону реки, вёл меня за руку. Было страшновато от проезжающих машин, лошадей, запряжённых в телеги, а самое ужасное - шипящий, гудящий чёрный паровоз, едущий по насыпи, что шла вдоль реки. Иногда он пускал пар, от шипения которого лошади пугались и не хотели идти дальше по мосту…
В моём возрасте все мелочи запомнились. Широкие перила, толстые трещины между досками пешеходных дорожек, сквозь которые видно воду. Сам мост выглядел тёмным и как-то неправильно пах! Через несколько лет узнал, что так пахнут шпалы. Их пропитывют от гнили жидкостью под названием "креозот". Было такое выражение -"торчишь, как шпала в креозоте!" Мне нравилось спускаться по лестнице в конце моста налево, в сторону "толкучки" (базара). Летние дни летели, оставляя в памяти всё. Между 1-м и 2-м быками шла песчаная ложбина, заливавшаяся водой в половодье. Летом она высыхала, но не вся, этот овраг назывался странно: ВОНЮЧИЙ ДУНАЙ! Я не мог понять слово Дунай (вонючий - понятно). Мучился до вечера, пока домашние не объяснили… На следующий день рассказал ребятам, что такое Дунай. "Врёшь ты всё, какой ещё Дунай!? Вон там – Пенза-река, а вот - Сура, а вон - Кашавка…" В общем, дело шло к драке, пока не вмешался загорающий мужчина, который объяснил, что это большая река в Европе, что по ней плавают пароходы, много мостов, пострадавших от войны, и т.д. Стояли и слушали разинув рты, впервые знакомясь с географией, именно у моста и «Дуная», пусть и вонючего.
Ещё он объяснил нам, почему так пахнет именно летом – травка, мол, гниёт от жары. Это нам было неинтересно. Мы учились в «Дунае» и плавать, и рыбу ловить, и географии. Пара быков стояла на суше, чтобы было удобно изучать строение, прежде чем лезть на те, что находились в воде. А водились в водорезах крупные лещи, язи, сомята, иногда сазаны. Вся эта прелесть доставалась взрослым ребятам, а мы довольствовались пескарями… Некоторые усмехнутся, а зря! Нет ничего вкуснее жареных пескарей на сале, залитых куриными яйцами, да с зелёным луком!! Сейчас и пескарей-то не найти… А там, где впадала Кашаевка в Суру, их можно было таскать весь день. Стой в реке и мути ногами воду. Только пальцы ног уж очень щекотали рыбки. Вода чистая, женщины полоскали бельё круглый год. А какой пляж был! Длинный, песочек белый, начинался между Чугунным мостом и Шуистинским, тянулся почти до ТЭЦ. Детство, какая прелесть!!
А насчёт костров - то жгли. Чтобы мальчишки на берегу, и без костра - такого не бывает! И картошку пекли, и мелкую рыбёшку жарили на веточках, и бросали в огонь чёрт
те что. И порох (свободно в «Соколе» продавался, даже детям, и патроны от мелкашки, и капсюли в коробках для охотничьих гильз), и, конечно, шифер, если его найдёшь. От всего этого милитаризма костер разносило вдрызг! Как только живы остались ?! Мост был обречён… Удивительно, почему он не сгорел? Вот оно, послевоенное детство! Я с 1947 года. И ведь ни одна дрянь не приставала. Ели что-то на берегу грязными руками, пили из Суры, зараза нас боялась!
Шуистинский мост дожил свой век самостоятельно. Ну, а Татарский? Видно, судьба такая...
Давно построили Большой Сурский мост. Проезжаешь по нему, и ничего тебя не трогает. А когда по старому ехал, то крутил головой, всё родное и близкое..
ЭХ! Вот, смотрите, два абсолютно одинаковых моста, а судьбы разные! До 25 лет моя жизнь как-то не отпускала меня далеко от мостов.. А, может, гены дают о себе знать? Ведь мой двоюродный дед всю жизнь строил мосты, а во время войны разрушал их по приказу командования, а потом снова восстанавливал. Может, и то, и другое называется судьбой. Так она мне нравится!

ТАТАРСКИЙ МОСТ (1946-1966гг.)

Изображение
Фото Сергея Волкова. 50-е годы.

Вот как описывал писатель В. МАКАРОВ в рассказе "Серебряный день" 1956 г. старый Татарский мост: "Через город Пензу протекает река, того же названия. Правильнее было бы назвать её речкой: ширина не более 50 метров, а глубина такая, что почти всю её можно перейти вброд. Но в черте города у "Козьего болота", она широко разливается, глубина в этом месте достигает 5 метров. Под старыми сваями ловились сомы и карпы до пуда весом, водились и судаки. Плёс этот внизу перегорожен дамбой, по которой проходит дорога в заречную часть города. В дамбе сделана выемка для стока воды, над ней деревянный мост, именуемый пензяками "Татарским". По мосту грохочут грузовики, на быстрине полощут бельё, чуть подальше купаются ребятишки. Мост над водой поднимается всего на один метр, и, чтобы его не унесло полной водой, он каждую весну загружается камнями, которые потом сбрасывают поблизости, куда попало. Ниже Татарского моста речка становилась широкой, глубокой и впадает в Суру.. "(с)
Новый деревянный мост, в строительстве которого принимали участие пленные немцы, был сдан в эксплуатацию в 1946 году. Сгорел в сентябре 1966 г.

Изображение
Фото из альбома И. Шишкина" Листая старый альбом". Фото1949 года.

КАК ЭТО БЫЛО…

В тот год я возвращался из 8-й школы с тренировки по баскетболу. шёл, конечно, через мост, ближе к 7 вечера. На берегу стояли ребята, остановился, поговорили.Вдруг кто-то из приятелей кричит: "Горим, пацаны!" Именно "горим", а не "горит"! Мост-то любимый был. Рванули к нему.
Первый раз в жизни видел, как быстро полыхают толстые брёвна!! Народ моментально откуда-то собрался на берегу. Со стороны ул.Либерсона ревели пожарные машины, одна из них задом подкралась к берегу. Подплыла лодка («Казанка»). Пожарные тянули к ней рукав (брандспойт). Двое уселись с ним на корме. Идея, наверное, была такая - добраться до первого быка, зацепиться за него и поливать мост с воды. Мысль-то была хорошая, но всё пошло наперекосяк! Раньше времени врубили напор, и от сильного давления шланг вырвался из рук пожарника и оказался в воде. За ним туда же полетел и сам огнеборец!
В брезентовой робе, каске, он стал тонуть, второй бросился спасать его. Народ на берегу, глядя на их бултыхание в воде, начал веселиться, советы подавать, пожарное начальство матерится… И смех, и грех!
А хороший был мост! Ровно двадцать лет простоял... Через два дня "сарафанное радио" доложило, что это «мелкие» жгли костёр после рыбалки, жарили ершей. Кто-то что-то взрывчатое бросил в огонь, может быть, шифер (?), который при нагревании взрывается. Короче, концов не найти, но, то, что пацаны спалили мост - это точно!

Изображение
Идея заменить деревянный мост на новый, более современный, была, а реализовать её довольно сложно. Много денег надо. А так, даже выгодно, сама судьба вмешалась! Что не делается - всё к лучшему... Вот только ребята так не думали. Другая жизнь будет после пожара. Ведь мост - это особая песня, без родителей, без девчонок, а слово «Быки» вызывало у мальчишек загадочную улыбку и состояние, напрочь умалишённое. У них возраст-то был щенячий: 5-й – 7-й классы! Да, жизнь пойдёт не так..

[center]ЛЕДОХОД

Изображение
Фото А. Вареника

Что такое Бык? Это сооружение строилось перед мостами под определённым углом к воде. Во время ледохода здоровенные льдины, некоторые размером с баскетбольную площадку, налетали на остриё быка, лезли по нему вверх, и, не выдерживая своей тяжести и напора сзади, с треском ломались… Завораживающее зрелище! Народ любил ледоход. Это весна! Любовались день, два, пока шёл основной лёд. Плыли брёвна, деревья, даже какие-то строения. За этими брёвнами и деревьями шла настоящая охота. Мужики заранее готовили верёвки, металлические кошки, дежурили по берегам, где поуже русло. Самое главное - подобраться к своей добыче! Не всем дано, ведь надо прыгать по льдинам, чтобы зацепить кошкой это самое бревно, а дальше добытчики тянули его на берег. Здесь и удаль, и азарт, и выпивка дармовая, а, главное -почёт и уважение! На протяжении всей реки, что течёт через город, находились такие ухари. Ещё на всех мостах висели спасательные круги, в каждом пролёте. Около них дежурили. Сам не видел, но говорят, людей спасали.
И, конечно, такое событие на реке заставляло пацанов думать о первом купании! Ещё лёд не весь прошёл, а в большую перемену мальчишки неслись к мосту. Быстро раздевшись, окунались с головой в ледяную воду, и также быстро одевшись, бежали на уроки. Учителя, глядя на нас, только улыбались и крутили пальцем у виска.. Каждый год всё повторялось!
ЛЕТО
Залезть внутрь ледореза просто. Надо только знать, куда ставить ноги, да руками за что держаться. Рассеянный свет, толстенные бревна переплетены все между собой. Удобно ходить и сидеть. Вода прозрачная, зелёная, рыбок видно. Кури, сколько хочешь! Это мальчишеский мир! Хотя не уверен… Если бы раньше девчонкам разрешали носить брюки, то обязательно залезли, хотя бы из любопытства! Были свои авторитеты, велись специальные разговоры: кто с кем подрался, кого вчера выпороли, кто и на что поймал здоровенного язя…
Бересенев Дима - местный герой. Прыгал с перил и с ферм моста. Это выше 10 метров! Прыгает, а на поверхности не показывается (под водой плывёт в бык). Что делается наверху! Женщины ладошками губы прикрывают, кто-то кричит: "Разбился, утоп!" А народу Димка собирал много, волнение нарастает, а он по опорам поднимается,
- 12 -
подойдёт к толпе сзади и спрашивает: "Что случилось?". Женщины ему объясняют, что, мол, один прыгнул и утонул… Димка лезет на перила и прыгает "ласточкой" ко всеобщему удовольствию. Концерт окончен! (Он стал потом мастером спорта по гимнастике). Мы-то знали все эти фокусы!
Ещё играли в воде у моста в салки. Зимой, конечно, в хоккей! Три мастера спорта по хоккею - В. Сакеев, В.Рузанов, В.Долманов. И ещё 3 мастера из нашей 49-й школы.
Сгорел мост - и сразу воспоминания…
КАЗАНСКИЙ МОСТ

Изображение
Фото из интернета

Лебедевский мост назван в честь Н.К.Лебедева (дворянина), который построил первое большое сооружение через реку Пензу. До этого, с середины XIX века, мосты зимой разбирали, а после паводка, вновь собирали…
А Казанским он стал, получив название от церкви, что стояла на Песках, и от улицы с тем же названием.
Было время, когда советская власть построила вместо Лебедевского моста подвесной, но он не справлялся с потоком пешеходов. В дальнейшем ставили мост на высоких деревянных опорах, не очень надёжных. В 1928 году вырос деревянный мост, со множеством переплетённых балок. Зато ледорез (бык) сделали капитально, из железобетона. Он и сейчас подпирает мост.
Жил я на ул. Урицкого, 3, а рядом ещё дом 3а. Большой двор! Мальчишек человек десять моего возраста набралось, а вот девчонок почти не было.
Зато рядом был Казанский мост! Первое впечатление от него - мал, да удал! Всего один бык, но очень крепок: огромные нагрузки выдерживал, особенно весной. Весь мост из железобетона, стальные решётки с простенькими рисунками на перилах. Зато какие фонари - большие, круглые! Особенно хорошо смотрелся мост сверху от улицы Кирова вниз по Лебедевскому спуску в ночное время. Всем хорош мост, да вот ребятишкам не разгуляться! В бык не залезть, под мостом по балкам на животе не проползёшь, покурить втихаря даже негде! Остаётся только прыгать с моста в воду! Забыл, между какими стойками можно лететь вниз солдатиком, не наткнувшись на какую-нибудь сваю. Взрослые мужики сигали в воду после получки, да, и так, на спор. Бывало, прямо в одежде, что веселило проходящих мимо женщин! Случались и драки после вечерних танцев в парке им. Белинского. Почему на мосту, непонятно?! А ночные купанья у моста голышом, когда народ идёт домой? Девчонки хихикали, ручками махали… Фонари светили ярко.
Изображение
Фото из интернета.

Рыбалка с моста люльками велась всё летнее время, особенно весной, после ледохода. До шести снастей насчитывалось! Рыба всякая с удовольствием покупалась женщинами, они и стояли тут же, ждали, когда вытащат нужную по весу. Лещей крупных им подавай!
Случались и облавы. На мотоциклах или машинах налетали внезапно. Все рыбацкие приспособления летели вниз в воду. А не пойман - не вор! Да и служивым самим, как мне казалось, хотелось поглазеть, покурить да поболтать. Сроду никого не задерживали! А люльки доставали железными "кошками" на верёвках, снасти эти входили в реестр запрещённых.
Запомнился мне один удивительный случай. По Лебедевскому спуску к мосту мчался ГАЗ-51. Проехав Строительный техникум, машину как-то тряхнуло, развернуло задним бортом к обрыву, и через мгновение она полетела вниз, устояв на льду…
А только недавно взрывники сделали своё дело, оставив после себя лунки диаметром в два или более метра. Как он не попал в них?! Чудо! Воды на льду уже не было, чистое шероховатое поле… Шофёр не растерялся, врубил все свои железки и пулей помчался вверх по реке. Где уж он выбрался на берег - не знаю. Всё произошло днём, да так быстро, что редкие очевидцы ничего не поняли…
Второй забавный случай произошёл уже с моим участием. Развеселили всех присутствующих! С моста мирно ловили рыбку, рутинные дела. Покуривали мужики, вели разговоры ни о чём. Из нашего двора вырулил зелёный мотороллер "Вятка" и резво, зигзагами, набирая скорость, прёт на мост! За рулём, пригнувшись, с круглыми от страха глазами, сидела будущий админ группы «Старая Пенза» Алла. Когда она успела переключить на вторую скорость, я так и не понял. Только вижу всю рыбацкую компанию, сидящую на перилах моста. Одна дорога вела прямо в здоровенную лужу при съезде на Пески, а другая – налево, к спасательный станции. Нужно было тормозить, а педаль Алла с перепугу найти не могла! И вот, с лёту, мы влетели в болото! Я не успел перехватить руль… Техника в луже поскользнулась, её развернуло, и мягко, на потеху зрителей, она улеглась на бок в лужу. Пострадали только наши брюки! "Вятка" легко завелась, я уселся за руль, и под смех мужиков мы были таковы! Желание заниматься мотоспортом у Аллы отпало навсегда! Я писал, что в нашем дворе девчонок было мало, но у одной из них дури хватило на всех!
Несколько лет подряд в наш город по этому мосту колонной машин приезжал передвижной зверинец. Конечно, приходило посмотреть на зверей много народу со всей области. Тут же разнеслась байка, что, мол, здоровенный удав утёк из клетки, и где-то тут рядом с пляжем обретается! Кто-то верил…
Не забывал наш город и аттракцион - езду на мотоцикле по вертикальной стене, гонщики - женщина и мужчина. В наши головы закралось подозрение, что, мол, всё проделывает один и тот же человек. Долго ли мужику напялить рыжий парик, да ещё в полутьме, да на скорости, поди разберись!? Рёв стоял жуткий на всю округу. Зрителей набивалось уйма! Сноп искр вылетал из выхлопной трубы - впечатляло… Мы всё же познакомились с гонщиком. На Козьем болоте "стекляшки" ещё не было, а была старая пивнушка, маленькое заведение. Сидели на бочках или стояли, а на этих самых бочках раскладывалась закуска. За стойкой, на разлив красовалась, казалось, вечная продавщица «Красная шапочка» - символ пивной. Дым коромыслом… Вообще-то, было уютно. Вот за пивом гонщик нам рассказал, каково это гоняться по вертикальной стене: "Всё просто. Центробежной силой тебя прижимает к стене, главное, чтобы голова была свежая!" Тут он постучал пальцем по кружке… Он узнал, что мы немного увлекаемся мотоспортом, вот и разговорились.
Через 5 или 6 лет, один из нас, Борис Козлов стал мастером спорта по мотокроссу. Где-то я читал или слышал по телеку, что, мол, все неодушевлённые предметы имеют память. Вот и подумалось: как много помнят мосты! Как бы это залезть в их копилку событий? А, может, и не надо, а то узнаешь такое, отчего волосы дыбом встанут! Если нам не суждено всё знать, то и не надо… Разобраться бы с тем, что имеем. Вот, пожалуй, и всё о мостах моего детства и юности. Прощаюсь с улыбкой.
Аркадий Астахов, 2020г.

Пред.След.

Вернуться в История Пензенского края (ХХ-XXI века)



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1